Методическая разработка Тема: «Использование технологий мнемотехники в работе с детьми по развитию речи»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка Тема: «Использование технологий мнемотехники в работе с детьми по развитию речи»
Автор: Фарзалиева Алена Зарбалиевна

Методическая разработка Тема: «Использование технологий мнемотехники в работе с детьми по развитию речи» Речь – одна из линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Но речь не даётся человеку от рождения. Связная речь формируется, развивается и совершенствуется на протяжении всего дошкольного детства : сначала в процессе общения с взрослыми, затем – со сверстниками. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Исследования Ф.А. Сохина доказывают: ребёнок самостоятельно не может овладеть речевой нормой. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы . У детей наблюдаются следующие проблемы: речевые навыки становятся хуже, развитие психических процессов замедляется, увеличивается количество детей с ЗРР. Проблему, которую предстоит решать педагогам дошкольного образования, можно сформулировать следующим образом : речевая активность у детей недостаточна из–за ограниченности и примитивности речевых средств, бедность диалогической и монологической речи. Цели : - развитие ассоциативного мышления ; - зрительной и слуховой памяти , зрительного и слухового внимания; - воспитания интереса и внимания к родному языку. Задачи:омощью заместителей понимать, рассказывать и запоминать по мнемотаблицам и коллажам; - развивать у детей психические процессы : память, внимание, воображение; -развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение выделять существенные признаки; -развивать мелкую моторику рук . Умение связно передавать свои мысли – один из главных показателей владения языком. Создание связного развёрнутого высказывания представляет собой процесс, требующий собранности, сосредоточенности говорящего ребёнка, хорошей предварительной подготовки, значительных волевых усилий, логических и речевых умений. Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозит процесс развития связной речи. Смысловые высказывания детей не отличаются четкостью, последовательностью изложения. Трудно даётся детям самостоятельное высказывание по памяти, все виды творческого рассказывания, заучивание стихотворений. Поэтому использование одних традиционных методов работы с детьми недостаточно, необходимо изыскивать новые пути решения формирования связной речи, найти инновационные методики, технологии, эффективность которых была бы очевидна. Одной из таких методик является — мнемотехника . В.А. Козаренко даёт такое определение : « Мнемотехника — это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов». Проблемой формирования связной речи занимались многие ученые, например: В.К. Воробьёва предложила систему обучения связной речи, в снове которой приём моделирования, который используется как для формирования навыка составления описательных рассказов, так и повествовательных с помощью картинно – графического и сенсорно – графического плана . Т.А. Ткаченко разработала систему формирования связной речи с использованием наглядности и моделирования плана высказывания. Т.В. Большова – коллажи. Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, воображение, значительно повышает способность концентрироваться на одном деле . Мнемотехника использует естественные механизмы памяти и мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания , сохранения и припоминания информации . Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся различные приемы , которые помогают развивать память . Мнемотаблицы — это схема, в которую заложена необходимая информация и основываются на педагогическом принципе от простого к сложному. Дети учатся нестандартно мыслить – один и тот же предмет или явление выглядит по – разному у каждого ребёнка, дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. Для малышей работу нужно начинать с простейших моделей, последовательно переходя к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам. Т.В. Большова подчёркивает, что размер мнемотаблицы может быть различным- в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказза. Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений . Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции. Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений . Они способствуют развитию наглядно -образного мышления, образованию искусственных ассоциаций . Почти любое стихотворение можно зарисовать . Выделяя главные смысловые звенья содержания стихотворения, графически или частично графическим изображаем персонажей, явления, действия используя картинки или символы. Опора на визуальный образ помогает при воспроизведении текста и превращает заучивание стихотворения в увлекательную игру . Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время запоминания . Подбор символических изображений предметов и объектов к выбранному стихотворению не требует много времени. Главное – нужно передать условно – наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям . При заучивании стихотворения педагог ставит перед собой сразу несколько задач: 1. вызвать интерес к стихотворению и желание знать его; 2. помочь понять содержание; 3. научить выразительно его читать ; 4 . обеспечить запоминание. Работа делится на несколько частей : - подбор стихотворения (согласно возрастным особенностям детей) - выразительное чтение педагогом стихотворения. - беседа по содержанию и кодирование информации, т.е. преобразование в символы. - перекодирование символов в образы (чтение схем и рассказывание стихотворения 2-3 раза) - самостоятельное чтение стихотворения. В среднем возрасте дети заучивают стихотворения по готовым мнемотаблицам. После заучивания стихотворения мнемотаблица остается доступной детям . В старшем возрасте при составлении мнемотаблиц используется более символичное изображение . Полезно составлять схемы прямо во время занятий совместно с детьми. При составлении мнемотаблиц можно использовать буквы ( например, явления, времена года ), цифры. Работая с мнемотаблицами и придумывая их к стихам, дети преодолевают различные затруднения : неуверенность, учатся свободно держаться перед аудиторией. Развитие зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания у дошкольников при обучении монологической и диалогической речи.Для развития памяти и внимания у детей необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивается зрительное восприятие, образное и логическое мышление, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки . Перспективным направлением развития зрительной и слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста является использование наглядного моделирования. В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко ). На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, разработанные Д. Б. Элькониным, Л. Е. Журовой. По мнению психологов, педагогов и логопедов, использование предметно-схематических моделей облегчает процесс освоения связной монологической речи. Включение наглядных моделей в процесс обучения позволяет педагогу целенаправленно развивать монологическую речь, обогащать активный словарный запас, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения употреблять в речи разнообразные конструкции предложений, описывать и сравнивать предметы, составлять рассказ. Использование наглядных моделей помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение ), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания. Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель. Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений: 1. усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями; 2. формирование умения передавать события при помощи заместителей ; 3. передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей. В младших группах начинать надо с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок”. Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки воспитателем. Например, воспитатель рассказывает детям сказку, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент. Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа. Положительный эффект даёт использование такого приёма , как оживление. Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (дом, огород, помидор ) и мелкие изображения живых предметов – “оживлялок”, которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов . Например, просто описание огорода будет выглядеть примерно так : На огороде росли овощи : огурцы, помидоры, кабачки. Прошел летний дождик . Из овощей можно приготовить салат к обеду . А вот рассказ с введением живых персонажей: Хозяйка вышла из дома и отправилась на огород. На грядках после летнего тёплого дождика, красовались созревшие овощи: пузатые кабачки, сочные и упругие помидоры, зелёные огурчики. Хозяйка нарвала хрустящих огурчиков, самых спелых помидор и приготовила для всей семьи к обеду , аппетитный и душистый салат . Целесообразно применение наглядного моделирования для составления сравнительного рассказа – описания. Для формирования у детей желания и навыков самостоятельного рассказывания , расширения круга знаний об окружающем мире , активизации словарного запаса используются специальные игры и упражнения для развития памяти у детей. Целесообразно их включение в содержание НОД, в индивидуальной работе . Игры и управление на развитие памяти1. Упражнение на развитие объема кратковременной памяти: «Каскад слов» Подготовьте список слов (8-10), которые хорошо знакомы ребенку. Например: 1. солнце 2. девочка, лес 3. коза, луг, пчела 4.озеро, рыбак, удочка, рыба (не более 10 слов в ряду ) Попросите ребенка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, ребенок повторяет слова в том порядке, какой задаете вы. То количество слов, которое ребенок может повторить за вами и есть объем его слуховой кратковременной памяти .Если ребенок затрудняется повторить слова , которые вы ему назвали , дайте ему бумагу и карандаши . Предложите к каждому слову сделать рисунок , который помог бы ему потом вспомнить эти слова. 2. Упражнение на развитие объёма кратковременной памяти « Повтори за мной фразу » . Например, называете пять фраз: 1 сосульки плачут2 девочка рисует3 дедушка читает4 солнце светит5 мама стирает К каждой фразе ребенок делает рисунок, если он спрашивает : «А что рисовать?» объясните , что он может сам выбирать , что именно изобразить . После того , как к каждой фразе сделан рисунок , предложите ребенку точно воспроизвести все пять фраз. Упражнение на развитие зрительной памяти. Предложите ребенку в течение 10 секунд посмотреть на рисунок, затем нарисовать то, что он запомнил. Можно выложить из палочек какую-либо простую фигуру (домик, квадрат…) и попросить внимательно посмотреть на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закрыть эту фигуру и попросить выложить. Приемы, помогающие запоминанию : -если ребенок затрудняется запоминать ряд слов или фраз предложите ему к каждому слову или фразе сделать рисунок, который поможет ему вспомнить эти слова ; -при запоминании слов, можно использовать смысловую систему. Называются 8 слов : осень , холод, темно , лес , капли , ночь , ель , заяц Теперь попытайтесь организовать этот ряд слов в одну смысловую систему, которая запоминается легче : « Осенью темно и холодно в лесу , заяц спрятался под ель и капли дождя его не пугали» Конечно использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти- традиционное заучивание текстов наизусть. Однако помочь сделать процесс запоминания более простым и интересным мнемотехника справляется замечательно. Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем – моделей удается достичь улучшения следующих показателей : 1. у детей интенсивнее идёт развитие слуховой и зрительной памяти, слухового и зрительного внимания; 2.увеличивается круг знаний об окружающем мире; 3. словарный запас выходит на более высокий уровень. Поэтому, чем раньше начинается обучение детей рассказыванию или пересказу, используя метод мнемотехники, тем лучше происходит подготовка их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. Воспитание интереса и любви к родному языку у детей с помощью мнемотехники. Практика использования мнемотехники показывает, что она помогает детям овладеть необходимыми речевыми умениями и навыками, сформировать представления об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложения произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли для составления рассказа и рассказывать их выразительно. На начальном этапе работы даются готовые схемы, затем - коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность и мнемотаблицы придумываем сообща. Постепенно происходит переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребёнка с взрослым . Придумывание таблиц захватывает детей, вызывает живой интерес , они составляют сказки на разные темы, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражаются собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни. Каждый ребёнок в детском саду должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей, увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций . Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами. Потенциал мнемотехники дает возможность педагогу определить критерии отбора материала для запоминания с точки зрения объема, эмоциональной значимости, содержания; использование различных форм работы: индивидуальной, фронтальной. Технология мнемотехники позволяет учитывать индивидуальные особенности детей : -особенности восприятия (слуховое, зрительное, кинестетическое); - подвижность психических процессов . Особо хочется подчеркнуть, что мнемотехника является одной из здоровьесберегающих педагогических технологий, так как учитывает не только особенности детей, но и опирается на определенные механизмы и процессы памяти, создавая условия для прочного и осмысленного запоминания . Информационные источники 1. Н.А .Олейник Технология «Формирование связи слова и образа при запоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники», Новосибирск, 2008 г. 2.М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения», Москва, 1997 г. 3. Т.Г. Давыдова , В.М. Ввозная « Использование опорных схем в работе с детьми» Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008 год . 4. Л.В. Омельченко « Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи» . Логопед 2008, № 4 с. 102–115. 5. Социальная сеть работников образования nsportal.ru 6. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»