Методическая разработка на тему «Проектно-исследовательская деятельность в ДОО»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка на тему «Проектно-исследовательская деятельность в ДОО»
Автор: Фарзалиева Алена Зарбалиевна
Методическая разработка на тему «Проектно-исследовательская деятельность в ДОО»Все чаще в современных научно – методических изданиях можно встретить упоминание о проектной деятельности в образовании детей дошкольного возраста. Как правило, каждый автор имеет свое представление о проектной деятельности и ее роли. Довольно часто ведущая идея проектного подхода трактуется как возможность интегрированного решения педагогических задач в рамках одной темы и предъявляется в виде тематического планирования. Однако, проектная деятельность содержит более глубокий развивающий и образовательный потенциал.Реализация содержания образовательной программы посредством проектной деятельности предусмотрена ФГОС ДО. В частности поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности рассматривается в Стандарте в качестве условия поддержки индивидуальности и инициативы детей.Следовательно, те изменения в организации образовательного процесса, которые предусмотрены ФГОС ДО, - переход от формально организованных занятий к видам педагогической деятельности, предусматривающей решение программных задач в кооперативной и самостоятельной деятельности детей расширят для детей горизонты познания, научат к конструктивному использовании ресурсов сообщества. Это неминуемо будет вести к индивидуализации образования в целом. Но такого рода преобразования в организации педпроцесса потребуют иных технологий, качественно иной подготовки и системной поддержки педагогов, а именно к использованию проектной деятельности в дошкольной организации.Приведу два определения проектной деятельности , данные разными авторами. Так Е.Райхерт – Гаршхаммер в своем пособии под ред. Л.В.Свирской дает такое определение проектной деятельности:Проект – это спланированное образовательное мероприятие сообщества детей и взрослых в учебных целях. Проектная деятельность, считает она, – это не метод, а дидактический подход, характеризующийся разнообразием методов, признаков и принципов, это работа над межпредметной, интересной для детей темой. К ней привлекаются заинтересованные дети, родители и общественность.Второе определение: проектно-исследовательская деятельность – это комплексная обучающая деятельность, которая позволяет индивидуализировать образовательный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.Предпосылками использования метода проекта в нашем дошкольном учреждении явилисьсовершенствование развивающей среды;использование вариативных программ, инновационных технологий;интеграция базисного и дополнительного образования;потребность педагогов в инновационной деятельности;адекватное вовлечение семей в образовательный процесс;многофункциональное взаимодействие с социумом.Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.Профессиональные стандарты проектной деятельности уточняют ее признаки и принципы.Признаки и принципы проектной деятельности: 1. Повседневная жизнь. Проект – это не экстраординарное мероприятие. Темой являются текущие события. И все-таки это инновация.2. Выбор тематики. Каждый проект предполагает наличие темы, которая заинтересует многих детей.3. Ориентация на ребенка. Идеи для проекта могут высказать и дети и взрослые. Момент окончания проекта также определяют дети. Проектная деятельность предполагает работу в малых группах, чтобы каждый ребенок имел возможность высказаться и поучаствовать в работе.4. Добровольное участие. Вхождение в проект, выход из него и возвращение возможны в любое время.5. Долгосрочность. Проект разрабатывается достаточно долго. Но у него есть начало и конец.6. Открытость. Это главный признак проекта, который распространяется на рабочую группу, целеполагание, применяемые методы, достижение цели и сроки проведения.7. «Спираль проекта»: планирование , деятельность и контроль. В процессе работы цели нужно обсуждать, можно корректировать. Каждый проект документируется и представляются результаты.8.Ориентация на процесс. Самое важное – это процесс, а не результат или продукт. Если исследуется тема, то от нас требуется раскрыть ее, а не быстро свернуть.9.Уникальность. Проекты нельзя повторить. Они являются результатом индивидуальной работы и ориентированы на конкретные условия и потребности участников. Оформление проекта.Проект разработан ( указываются авторы и сопровождающие проект)Тема проектаПроблема, решаемая в проектеТип проектаЦель – то, к чему хотим прийти вместе с детьмиМатериалПредшествующая работаСодержание практической деятельности по выполнению проектаПолученные результаты презентуются в разных формах Последовательность работы над проектами:Ставит перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей;Вовлекает в решение проблемы (обозначение «детской цели»);Намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);Обсуждает план с родителями;Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск);Вместе с детьми и родителями рисуют план – схему проведения проекта и вывешивают на видное место;Собирает информацию, материал (изучает с детьми план-схему);Проводит занятия, игры, наблюдения, опыты (мероприятия основной части проекта) и т.д.;Дает домашнее задание детям и родителям;Переходит к самостоятельным творческим работам (поделки, рисунки, альбомы, акции, КВН и т.д.);Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие…);Подводит итоги, выступает на педсовете, «круглом столе», проводит обобщение Типология проектов: ( по Е.С.Евдокимовой. руководитель лаборатории образования родителей, канд.пед.наук, доцент, г.Волгоград)По методу доминирующему в проекте:исследовательскийинформационныйтворческийигровой (его структура намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя различные роли литературных персонажей, выдуманных героев. Степень творчества здесь очень высокая, но деятельность ролево-игровая)практико-ориентированный ( требует хорошо продуманной структуры, определения функций, поэтапного обсуждения, корректировки усилий, организации презентации внедрение в практику результатов работы) По характеру содержания проекта:Ребенок и его семьяРебенок и природаРебенок и рукотворный мирРебенок, общество и его культурные ценности По характеру участия ребенка в проектировании:Заказчик проектаЭкспертисполнитель проектаУчастник проекта от зарождения идеи до получения результата По характеру контактов:Внутри одной возрастной группы (самый распространенный тип проектов, потому что не требуют больших затрат времени на организацию)В контакте с другой возрастной группой (необходимы ребенку в силу его социального развития, расширения сферы общения)Внутри ОУ ( Интересны, но не просты в организации. Например, неделя сказки, День смеха и др.)Открытый ( в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями. Они являются самыми сложными. Но именно они дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности) По количеству участников проекта:ИндивидуальныйВ пареВ группефронтальный По продолжительности реализации проекта:краткосрочныйсредней продолжительностидолгосрочный исследовательскийинформационный ( сбор информации об объекте – прочитать, спросить, ознакомление с ней участников проекта, ее анализ, обобщение, результат в виде реферата, доклада, альбома и презентация). Такие проекты часто перетекают в исследовательские и становятся их частью. Отдельно остановлюсь на творческих проектах. Их также можно классифицировать. По преобладающему мотиву:Выражение субъективного отношения ( т.е. передать свое отношение к окр. явлениям, герою, фильму)Доставление радости ( придумать подарок, сюрприз на д.р.,к празднику ,просто родным, близким, сверстникам)Оказание помощи (оказать помощь всем кто в ней нуждается – игрушкам, персонажам, выдуманных педагогом историй, взрослым)Создание объективно необходимого продукта По доминирующему виду творческой деятельности:ИгровойИзобразительныйКонструктивныйХудожественно-речевойХудожественно-оформительскийМузыкальныйтеатральный По форме представления результата:Украшение ( панно, гирлянды и пр.)СпектакльДекорацияФильмКонцертПраздник (сочиненная сказка, драматизация) Основными средствами реализации проектно-исследовательской деятельности стали проекты, исследования, специальные занятия, при проведении которых гармонично сочетались разнообразные формы – круговые беседы, занятия, специализированные игры, эксперименты, чтение, рассказывание, театрализованные представления, конкурсы и выставки.Хотелось бы. чтобы в организацию воспитательно-образовательного процесса были вовлечены не только педагоги ДОУ, но и родители. Список литературы:1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96с.2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт. – сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2006. – 96с.3. Захарова М. А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.А. Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64с.4. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. / Л.Д. Морозова // Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С. 75. Патронова И. Проектный метод / И. Патронова // Дошкольное воспитание. – 2007 №3 – С. 81