"Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Фокина Галина Михайловна
Мастер-класс на тему:
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Цель:
- ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Задачи:
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.
Оборудование:
Листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблица для заучивания стихотворения, мнемотаблица для отгадывания загадки, мнемотаблица для составления описательного рассказа, 5 лепестков-мнемодорожек для отгадывания пословиц, мнемотаблица для пересказа сказки.
Форма проведения: Сообщение и практическая работа.
Уважаемые коллеги! Я представляю мастер-класс на тему: Использование мнемотехники в обогащение речи детей дошкольного возраста. Современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. Чтобы помочь детям освоить грамотную, чёткую, красивую речь, используется приём мнемотехники.
Мнемотехника - очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь - это результат применения мнемотехники. А вот использование мнемотехники для развития речи — это новое направление.
Мнемотехника – бывает мнемоквадраты: это понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение; мнемодорожка - это квадрат из 3-4 картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в два, три предложения; мнемотаблица - это средство запоминания. Она состоит из картинок (изображений), соответствующих словами или словочетаниям текста. Таким образом, все стихотворение или текст зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.
А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат и дети имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты. (Педагоги читают стихотворение по мнемотаблице Осень золотая) Практическая часть:
Перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично и попробуйте сами составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения
Ёлочка Н. Нищевой.
Перед нами ёлочка: Что можно нарисовать к этой строчке?
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
Наше стихотворение нарисовано, мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлеется в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.
Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов.
Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Вашему вниманию представлена мнемотаблица загадки:
Сидит дед во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
Отгадали? Догадались о чём речь? Молодцы!
А сейчас я предлагаю вам разгадать зашифрованную пословицу.
Под лежачий камень вода не течёт
А теперь наоборот, попробуйте зашифровать пословицу Слайд 9. Семь раз отмерь, один раз отрежь, Получилось? Молодцы!
При пересказе с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Я вам предлагаю поиграть в игру "Отгадай сказку".
А теперь попробуйте нарисовать мнемотаблицу к сказке "Гуси-лебеди".
Итак, мнемотехника:
- развивает основные психические процессы;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- помогает делать выводы и схематизировать материал.
В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразу:
- Было интересно...
Отлично.
К.Д.Ушинский писал: Учитеребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
Давайте же помогать нашим детям при помощи наглядного моделирования контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации, развивать речемыслительную деятельность и, таким образом, овладевать связной речью.