Ступеньки грамоты
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Ступеньки грамоты
Автор: Малюгина Елена Юрьевна
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города ростова-на-дону «детский сад №33»Методическое пособие«Ступеньки грамоты».Воспитатель: Малюгина Е.Ю. 2024 годВсем известно, что письменная речь формируется на базе устной. А первыми шагами к обучению грамоте является не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка. Все мы знаем «народное» правило русского языка: «как слышится, так и пишется». А если ребенок не произносит звук правильно, то вряд ли стоит рассчитывать на то, что он правильно напишет. Поэтому необходимо обращать внимание не только на правильную артикуляцию звука, но и на умение ребенка выделять, слышать звуки в слове. Этот навык вырабатывается в ходе регулярной работы как нас -педагогов в детском саду, так родителей дома. С помощью этого пособия дети научатся последовательно интонационно выделять звуки в слове, называть и характеризовать гласные и согласные звуки, обозначать их цветными фишками в виде схемы звукового состава слова.Так что же такое звуковой анализ слова?Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – согласный, мягкий - твердый).Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков (кружочков) – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.Как выполнять с ребенком звуковой анализ слова? Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в слове: выделять данную последовательность нужно при помощи неоднократного произнесения слова с интонационным выделением каждого звука.Например, сделаем звуковой анализ слова ДОМ:1. Выделим голосом первый звук:ддд-ом – первый звук [д] – он согласный, твердый - обозначим егосиний фишкой.2. Выделим голосом второй звук:д – ооо – м - второй звук [о] – он гласный – обозначим его краснойфишкой.3. Выделим голосом третий звук:до – ммм - третий звук [м] – он согласный, твердый – обозначим егосиней фишкой.В слове ДОМ 3 звука: 2 согласных и 1 гласный.Согласные звуки [д] и [м].Гласный звук [о].Назовем звуки по порядку: [д], [о], [м].Признаки гласных звуков- произносятся с голосом, тянутся, поются;- при произношении гласных воздух, выходящий изо рта, не встречаетпреград;- все гласные звуки обозначаются фишкой красного цвета.Признаки согласных звуков- произносятся с шумом;- при произношении согласных звуков воздух, выходящий изо рта припроизношении, встречает преграду в виде языка, зубов и губ;- согласные звуки обозначаются: твердый согласный – фишка синегоцвета, мягкий согласный – фишка зеленого цвета. Гласных звуков шесть: [а], [у], [о], [и], [э], [ы]Гласных букв десять: А, У, О, И, Э, Ы - соответствуют звукам и четырейотированные, которые обозначают два звука: Я-[йа], Ю-[йу], Е-[йэ], Ё-[йо].Всегда твёрдые согласные: [ж], [ш], [ц].Всегда мягкие согласные: [й], [ч], [щ]. Вы сейчас скажите, что согласные звуки бывают еще звонкие и глухие, но мы в детском саду эти представления детям не даем. Однако если желаете усложнить задания детям и точно знаете, что ребенок справится, то конечно же можете дать детям и эти понятия. Звонкий или глухой звук дети определяют, положив руку на горло. Если во время произнесения звука «горло звенит» - звук звонкий, а если «не звенит» - глухой. А чтобы на схемах это выразить зрительно, то на фишках, которые обозначают согласный звук, вы можете нарисовать колокольчик.Надеюсь, что разработанное пособие поможет Вам в работе по ознакомлению детей со звуковым строением слова.