Проект профориентации «Время выбора!»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект профориентации «Время выбора!»
Автор: Гаврикова Ольга Николаевна

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Г.БОРОВСК"ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ    Тема: «ВРЕМЯ ВЫБОРА»   Выполнил: педагог-психолог Гаврикова Ольга Николаевна  г. Боровск, 2024 Один  из  важнейших  вопросов,  который  возникает  в  жизни  каждого человека  это выбор профессии. Правильный ответ на этот вопрос сегодня  уочень актуален,  потому  что  радикально  изменились  экономические  условия,  быстро меняется  рынок  труда. Молодым людям всё труднее воспользоваться советом и опытом своих родителей, учителей и друзей. Проблема: низкий уровень осведомленности и дальнейшего самоопределения учащихся 9-11 классов, в отношении осознания своих способностей, склонностей и дальнейшему выбору профессии.Поэтому  проект  нацелен  на  оказание  помощи  в  профессиональном самоопределении выпускников 9, 11 классовОбъект нашего исследования: профессиональное самоопределение школьниковЦель:  помочь школьникам сделать осознанный выбор профессии, разработка памятки для обучающихся в 9-11 классах и их родителей по выбору профессии Планируемые сроки: 3 годаЗадачи: 1 этап: Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда, и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии
  • Ознакомить с Атласом новых профессий. Он помогает начать с подростками разговор о будущем, заинтересовать их новыми возможностями, научить, как осознанно строить свою образовательную и карьерную траекторию.
  • Выявить популярные профессии среди обучающихся 9, 11 классов (опрос)2 этап:Провести диагностику среди обучающихся 9, 11 классов, для определения интересов и склонностей учащихся к профессий по предмету труда, на который они (профессии) направлены. Обработать результаты Дифференциально-диагностический опросника Климова, сделать выводы. Работа с родителями и классными руководителями3 этап работа и проведение занятий с Атласом новых профессий. Организация посещения учреждений, высших учебных заведений, предприятий района, которые более популярны среди учащихся, востребованы в нашем городе. Для дальнейшего самоопределения учащихся.Участники программы:
  • учащиеся;
  • классные руководители;
  • педагог- психолог;
  • социальный педагог; (на данный момент отсутствует)
  • зам. директора по УВР;
  • учителя  предметники;
  • родители
  •  Планируемые результаты:
  • Учащиеся узнают о более новых профессиях, востребованных на данный момент
  • Провести профдиагностику и сообщить их результаты
  •  Провести консультации с обучающимися, родителями, преподавателями;
  • Организовать системы профориентационной работы через урочную и внеурочную деятельность, также совместную деятельность школы с социумом;
  • Повысить информированности обучающихся   об основных профессиях, по которым наблюдается существенный дефицит кадров на предприятиях области, района.
  • Содержание работы психолога в рамках программы психолого-педагогического сопровождения.1 этап. В опросе участвовало 91 учащийся (24 чел. -11 класс, 67 чел- 9 класс) большинство  опрошенных  выбрали  такие  профессии, как:Проанализировав различные источники информации,  более  подробно познакомиться  с наиболее предпочтительными профессиямиУзнали, кому подходит та или иная профессия,  какими качествами должен обладать  человек,  планирующий выбрать одну из этих профессий, выяснили,  какие  есть  «плюсы»  и  «минусы»  в  выбираемых профессиях Также узнали о карьере и заработной плате представителей данных профессийИ выяснили, где можно обучиться данным профессиям. (приложение №1).В мире будущего сокращается спрос на однотипных специалистов и растет потребность в редких сочетаниях различных компетенций. Таким образом, чем лучше человек сможет позиционировать себя как носителя уникального набора навыков, тем успешнее он будет в мире будущего. (приложение №2)2 этапЗа основу был взят дифференциально диагностический опросник Е.А. Климова В дальнейшем, хотелось бы использовать «Карта интересов» (Опросник разработан А.Е. Голомштоком. Предназначен для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности).В обследовании принимало участие-24 учащихся 11 классов. Анализ определения степени выраженности интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности учащихся показал, что 8 чел 33 % предпочитают профессиональную область человек-природа, 2 чел. - 8% – человек-техника, человек – человек 7 чел – 30%, человек – знаковая система 1 чел. 4% и 6 чел – 25% - человек- художественный образ.В обследовании принимало участие-67 учащихся 9 классов. Анализ определения степени выраженности интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности учащихся показал, что 8 чел -12 % предпочитают профессиональную область человек-природа, 14 чел. - 21% – человек-техника, человек – человек 20 чел – 29%, человек – знаковая система 6 чел. 10% и 19 чел – 28% - человек- художественный образ.Опросник позволяет узнать, к какой области ученики более склонны, где смогут раскрыть, проявить свои способности, талант - Классные родительские собрания «Склонности и интересы подростков  в выборе профессии», для оказания методической помощи родителям в выборе будущей профессии старшеклассников (9 -11 классы)-Родительские собрания «Помощь семьи в профессиональной ориентации ребенка» (9-11 классы) Памятка для родителей по выбору профессии (приложение 3).Критерии и показатели эффективности 1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.2. Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированной потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.3. Уверенность школьника в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся 9-11 классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.Риски: - Слабая мотивация учащихся- Отсутствие условий проведении какого-либо запланированного мероприятия- Дистанционное обучение - Не желание администрации участвовать, разрешать возникающие проблемы, в мероприятиях. (транспортировка учащихся на предприятия)Пути решения:- Привлекать к данной тематике родителей, учителей предметников, учителей дополнительного образования- перенос на более поздний срок или проведение другого мероприятия- все мероприятий переводить в дистанционноеЗаключение: В  ходе  проделанной  работы  мы  выяснили,  какие  профессии  являются  популярными  среди  учащихся  9-11  классов,  это  профессии:  врач, дизайнер, программист.  Проделанная  работа  позволила  нам  познакомиться  с  этими  профессиями  бедующегоподробнееУзнали,  кому  подходит  та  или  иная  профессия,  и  какими  качествами  должен  обладать  человек,  планирующий  выбрать  одну  из  этих  профессий.  Также  мы  узнали  о  карьере  и  заработной  плате  представителей  данных  профессий. И выяснили, где можно обучиться данным профессиям.  Проанализировав  материал  анкетирования  и  дополнительных  источников информации,  мы  пришли  к  выводу,  что  в  каждой  профессии  есть  свои  «плюсы»  и  «минусы».Поэтому  для  того  чтобы  выбрать  профессию  нужно  глубже  изучить  самогосебя:  разобраться в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать  профессией),  склонностях,  особенностях  характера  и  физических  возможностях.  Подумать, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.  соответствуют  твоим  интересам  и  ознакомиться  способностям.  Прочитать  как  можно  больше  книг,  статей,  журналов.  Наметить предварительно  избираемую  профессию  или  группу  родственных  профессий.  Побеседовать  с  представителями  избираемых  профессий,  постараться  побывать  на  рабочем  месте  этих  специалистов,  ознакомиться  с характером  и  условиями  труда.  Продумать,  как,  где  и  когда  можно  попробовать  свои  силы  в  этом  деле  практически.  Ознакомиться  с  учебными  заведениями в  которых  можно  получить  избранную  профессию.  Сопоставить  свои  личные  качества  и  возможности  с  характером  той  профессии,  которую  ты  выбрал.А,  приняв  решение,  не  отступать  перед  трудностями.  Быть настойчивым в достижении намеченных целей. Приложение№ 1Программист – специалист, занимающийся разработкой программного обеспечения. Также он занимается устранением неполадок в работе вычислительной техники, наладкой оборудования, обучением пользователей и т.п. Специалисту в этой области нужно знать языки программирования, уметь создавать веб-страницы, владеть иностранным языком (английским как минимум), и постоянно совершенствовать свои знания.Важнейшие качества программиста — скромность, любопытство, профессиональная честность, творчество и дисциплина, а также «просвещенная» лень. Чтобы стать отличным программистом, можно не обладать особым талантом, но необходимо постоянно стремиться к самосовершенствованию.ПлюсыПлюсы профессии программист: Высокая зарплата. Средняя зарплата высококвалифицированного программиста 70-100 тыс. рублей. Востребованность. Рынок труда для программистов растет за счет цифровизации всех сфер общественной жизни. Онлайн-образование, телемедицина, интернет вещей (IoT), даже сельское хозяйство не обходится теперь без IT-специалистов. Интересные задачи и простор для творчества.Минусысидячая работавысокая конкуренциябыстроразвивающаяся индустрия предполагает постоянную учёбу, чтобы не отставать от другихвысокие требования к специалисту, трудно войти в профессию новичку, курсов часто бывает недостаточночасто работа проходит в режиме аврала и стрессачасто результат работы невидим и неощутимполная погруженность в профессию, часто работа не заканчивается по звонкуУчитель в глобальном смысле — это человек с высшим образованием, который занимается педагогической деятельностью. То есть обучает детей и подростков, воспитывает, занимается социальной адаптацией своих подопечных. Такой специалист не только передает знания, но и учит детей учиться, что крайне важно если кратко перечислить качества учителя, то они будут следующие: любовь к детям, гуманизм, интеллигентность, готовность к постоянному саморазвитию, творческий подход к работе, высокая гражданская ответственность и социальная активность, физическое и психическое здоровье.
  • Плюсы
  • Сами представители профессии выделяют такие плюсы:творчествовозможности постоянного ростаперспективы совмещения нескольких направлений (на основном месте это часто неполный рабочий день)радость от успехов своих подопечныхдолгий отпуск (свободное лето)возможности подработкибольшая востребованностьпостоянный заряд оптимизма и молодости от общения с юными поколениямиМинусы профессии учитель включают следующее:сравнительно небольшая оплата трудабольшие нагрузкимного бюрократической работы с документами и отчетамипостоянный контроль руководства и надзорных органов«сложные» дети и родителириск быстрого эмоционального и профессионального выгораниянеобходимость регулярно подтверждать квалификациюДизайнер Стадии работы всех дизайнеров похожи: специалист знакомится с задумкой проекта, принимает пожелания клиента, вносит свои предложения и при одобрении клиента приступает к выполнению основных задач:Прорисовке эскизовТрехмерному моделированию с целью последующей визуализацииПодготовке макетов, конструированию, созданию прототипов Дизайнер должен обладать следующими личностными качествами: наблюдательность (способность подмечать даже незначительные мелочи и недостатки), открытость для восприятия нового, оригинальность, находчивость, независимость, самостоятельность, интуитивность, ответственность, реалистичность, общительностьПлюсыВостребованная, актуальная и перспективная профессияДостойная оплата труда квалифицированных специалистовНеограниченные возможности для хорошего заработка на фрилансеИнтересная, отчасти творческая работаРеальная возможность улучшить окружающую действительностьСкрытьМинусыСложная работа, требующая понимания отраслиЧасто субъективная, некомпетентная оценка трудаНевысокие зарплаты у специалистов без имени, квалификации, опытаОтсутствие инструкций по решению конкретных задачПочти всегда ненормированный рабочий день Приложение 2Медицина БИОЭТИК Специалист, обеспечивающий нормативно- правовые и  этические рамки деятельности медицинских, диагностических и биоинженерных центров, в которых осуществляется трансплантология и генетическое моделирование. ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОНСУЛЬТАНТ Профессионал, проводящий первичный и плановый генетический анализ в диагностических центрах, обрабатывает данные с диагностических устройств и  дает заключение и  рекомендации по  дальнейшей схеме лечения. КЛИНИЧЕСКИЙ БИОИНФОРМАТИК В случае нестандартного течения болезни строит компьютерную модель биохимических процессов болезни, чтобы понять первопричины заболевания ИТ-ГЕНЕТИК Специалист, который занимается программированием генома под заданные параметры, в частности, предотвращением развития наследственных заболеваний. РАЗРАБОТЧИК КИБЕРПРОТЕЗОВ И ИМПЛАНТАТОВ Инженер, который будет заниматься разработкой функциональных искусственных устройств (киберпротезов) и органов, совместимых с живыми тканями. Медиа развлеченияПРОДЮСЕР СМЫСЛОВОГО ПОЛЯ Специалист, который отвечает за формирование общей картины мира, в соответствии с которой будут строиться подвластные ему медиапотоки. Он управляет программами, фильтрующими контент, а те формируют информационные потоки для пользователей в рамках заданной картины мира. (Подобную роль в обществе играют «культурные сомелье» из романа Виктора Пелевина «S. N. U. F. F.».) ИГРОПРАКТИК В СМЕШАННОЙ РЕАЛЬНОСТИ Организатор, создатель, проводник в развлекательных игровых вселенных в  реальном и  виртуальном пространствах. Есть направление ARG-игр в альтернативной реальности, где очень размыта грань между реальным миром и игровым. В дальнейшем такие игры будут только развиваться.МЕДИАПОЛИЦЕЙСКИЙ Страж порядка в медиасфере. Ищет нарушения законодательства путем мониторинга медиаресурсов лично и/или с помощью специальных программ. Сейчас в России эту функцию отчасти выполняют Роскомнадзор и Лига безопасного интернета, но в будущем злоупотребление информацией и киберпреступность будут расти, так что эта функция выделится в отдельную профессию. РАЗРАБОТЧИК МЕДИАПРОГРАММ Специалист, работающий совместно с психологами, лингвистами и инженерами, чтобы создавать программные инструменты для поиска, обработки и распространения информации в сети (поисковики, семантические анализаторы, агрегаторы, роботы, пишущие информационные заметки). Биотехнологии РАЗРАБОТЧИК БИОСОВМЕСТИМЫХ И БИОРАЗЛАГАЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ Специалист, работающий на  стыке материаловедения и  биохимии. Создает биоразлагаемые полимерные материалы, способные распадаться на безвредные для окружающей среды вещества, и биосовместимые материалы, которые можно использовать в медицине при разработке киберпротезов и выращивании искусственных органов. СИСТЕМНЫЙ БИОТЕХНОЛОГ Специалист по замещению устаревших решений в различных отраслях новыми продуктами отрасли биотехнологий. Например, он будет помогать производствам переходить от нефтехимического сырья к сырью из возобновляемых источников, транспортным компаниям переходить на биотопливо вместо дизельного, а строительным —на новые биоматериалы вместо цемента и бетона. РАЗРАБОТЧИК МТЭ Профессионал, который занимается разработкой микробных топливных элементов. В России технологиями МТЭ занимаются, например, в Новосибирске —в Институте катализа имени Г. К. Борескова СО РАН.БИОХИМИЧЕСКИЙ ИНЖЕНЕР Специалист, занимающийся созданием нового оборудования, роботизированных систем и программного обеспечения для биотехнологических и медицинских лабораторий. Объединяет экспертизу как в естественных науках, так и  в  системной инженерии. Кроме того, ему потребуется опыт работы с медицинскими данными для использования баз данных результатов медицинских экспериментов. Безопасность ПРОЕКТИРОВЩИК ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Специалист, оценивающий и проектирующий жизнь человека с точки зрения всех возможных рисков (от генетической предрасположенности к определенным заболеваниям до вероятности аварий и того, что человек станет жертвой преступления) и их предотвращения. Он может быть как постоянным консультантом, так и оказывать разовые услуги — например, если клиенту предстоит командировка в опасный регион. ДИСТАНЦИОННЫЙ КООРДИНАТОР БЕЗОПАСНОСТИ Оператор новых автоматизированных и роботизированных охранных систем, следящий за их состоянием через датчики и камеры наблюдения и в случае необходимости отправляющий на объект группу быстрого реагирования. Эта профессия является развитием профессии охранника и в дальнейшем будет заменена полностью автоматизированными охранными системами.АУДИТОР КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ Специалист, оценивающий состояние безопасности на уже имеющемся объекте, причем он рассматривает все виды угроз: механические повреждения, пожары, экологические угрозы, кибератаки и т.д. КОНСУЛЬТАНТ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОГО ПРОФИЛЯ Специалист по вопросам информационной безопасности пользователей сети. По заказу клиента формирует для него текущий информационный образ клиента в сети из всей доступной о нем информации. Проводит аудит работы клиента в  сети на  предмет выявления уязвимостей, обеспечения конфиденциальности и общей безопасности. По запросу клиента устраняет уязвимости, редактирует информацию о пользователе в сети вплоть до ее удаления, формирует информационный имидж клиента. Уже сейчас реклама способна достаточно точно воздействовать на человека с помощью собираемых данных, оценки поведения в интернете, фотографий и постов в соцсетях. В дальнейшем давление только усилится.Наземный транспорт РАЗРАБОТЧИК ТЕЛЕМАТИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ Профессионал, который разрабатывает и оптимизирует телематические бортовые устройства для удаленной диагностики таких параметров, как расход топлива, скорость передвижения, давление в шинах  и  т. д., а также для быстрой передачи информации об авариях. Это повысит уровень безопасности на дорогах и гибкость управления транспортными потоками.АРХИТЕКТОР ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ Специалист, который разрабатывает программное обеспечение для систем управления транспортными потоками. Он контролирует интеллектуальные системы управления, объединяющие различные виды транспорта в единую сеть. В этой сети можно отслеживать равномерность нагрузки, контролировать безопасность и при необходимости перестраивать систему в соответствии с текущими запросами и угрозами. В частности, за счет внедрения интеллектуальной системы MindSphere лондонский аэропорт Хитроу стал экономить около 3 млн фунтов в год. ПРОЕКТИРОВЩИК ИНТЕРМОДАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ РЕШЕНИЙ Профессионал, который разрабатывает проекты интермодальных транспортных узлов (системы пересадки  с  одного вида транспорта на другой), рассчитывает их пропускную способность, износостойкость и оценивает потенциал их развития. СТРОИТЕЛЬ УМНЫХ ДОРОГ Это специалист, который выбирает и устанавливает адаптивное дорожное покрытие, разметку и дорожные знаки с радиочастотной идентификацией, системы наблюдения и датчики для контроля состояния дороги. Приложение 3 Памятка для родителей по выбору профессииУважаемые папы и мамы!1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.9. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!Принятие решения о выборе профессии.Важнейшая задача этого этапа – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности.На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую для него профессию.Типичные ошибки при выборе профессии.Выбор профессии «за компанию»Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.Выбор престижной профессииВ данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).Отождествление учебного предмета с профессиейНапример, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравитсяК примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.Несоответствие здоровья и условий труда по избранной профессииНеобходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условий, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских противопоказаний (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессииНезнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивахПомощь в самопознании могут оказать психолог, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.Выбор профессии под давлением родителейОчень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка:нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать свою мечту;часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»: «Будь врачом, нас и себя будешь лечить», «Становись поваром – хоть готовить научишься» и т.д.;еще одно родительское заблуждение – представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и реальная оценка ситуации.Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае высший, может быть достигнут и ступенчатым путем: колледж – техникум – ВУЗ; работа и заочная форма обучения.Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать, но не заставлять.Помочь в принятии решения выбора профессии может стратегия выбора.Проанализировать 3 основных фактора, чтобы найти оптимальные варианты и реализовать свой план в действие.Первый фактор «Хочу»Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый трудовой день.Второй фактор «Могу»Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.Обозначить несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.Оценить вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.Помочь исследовать шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.Продумать вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана. 2 этап. Выбор учебного заведенияИтак, после серьезных раздумий и совместных обсуждений профессия выбрана. Следующий шаг – знакомство со структурой учебных заведений города, уровнем получаемого в них образования, вступительными экзаменами. В этом вам могут помочь информационные справочники для абитуриентов, встречи с представителями учебных заведений.Особого внимания заслуживает вопрос обучения в коммерческих учебных заведениях и обучение на коммерческой основе в рамках государственных учебных заведений.Вузы, имеющие государственный статус, существуют много лет и реализуют возможность получения профессионального высшего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.Абитуриентам негосударственного ВУЗа необходимо выяснить:кто является его учредителем;какое время ВУЗ существует на рынке образовательных услуг;имеет ли ВУЗ государственную аккредитацию, которая означает, что его работу проверяла государственная аттестационная комиссия. Комиссия определяет соответствие содержания, уровня и качества обучения требованиям государственного образовательного стандарта. Свидетельство о государственной аккредитации гарантирует, что, окончив учебу, студент получит диплом государственного образца.Негосударственный ВУЗ, имеющий лицензию на право ведения образовательной деятельности, выдает диплом государственного образца лишь после того, как учебное заведение сделает 2 выпуска студентов.3 этап. Поступление в учебное заведениеКогда вся необходимая информация собрана, шансы оценены и окончательное решение принято, начинается один из самых ответственных моментов – экзаменационная пора. Чем родители могут быть полезны своему ребенку в этот важный период?Во-первых, абсолютной верой в его силы, возможности и способности. Вместо того, чтобы акцентировать внимание на сложностях и повышенной ответственности экзаменов, необходимо сосредоточиться на позитивных моментах подготовки: возможности систематизировать знания, сделать понятными неясные вопросы и т.п.Во-вторых, в некоторых случаях полезно просто не мешать и не пытаться активно руководить процессом подготовки. Вовремя подготовленный ужин или совместная прогулка могут оказаться полезнее нравоучений. Поверьте, ваш ребенок осознает значимость ситуации ничуть не меньше, чем вы, так как он ответственен за ее исход.В третьих, если поступление в этом году не состоялось, не спешите обрушивать на голову ребенка поток своих сожалений и обвинений. Нужно совместно разобраться, в чем причина неудачи, где в подготовке было «слабое звено». Возможно, необходимо скорректировать планы?Важно, чтобы ребенок был уверен в том, что неудача не умаляет его человеческого достоинства, а процесс подготовки можно совершенствовать и добиваться положительного результата.Чтобы сохранить высокую работоспособность, надо уметь отдыхать. Помогите ребенку организовать свой рабочий день, эффективно чередуя время занятий и отдыха.Первое, что необходимо знать, - это физиологические спады и подъемы, говоря проще, когда усталость объективно обусловлена, и действительно нужно отдохнуть, а когда наиболее благоприятное время для занятий.Для снятия напряжения незаменима вода. Можно посоветовать уставшему ребенку встать под теплой водой и расслабиться. Предложить мысленно выполнить упражнение: «Представь, что поток воды уносит с собой твою усталость и напряжение, почувствуй облегчение, сделай напор воды более сильным, а саму воду – более прохладной. Теперь ощути, как каждая струйка наполняет твое тело энергией и силой».Для обретения уверенности и силы могут помочь «ресурсные образы»: «Попробуй вспомнить или придумать место, где тебе хорошо и спокойно. Это может быть картина цветущего луга, берега моря, поляны в лесу и т.п. Представь, что ты находишься именно в этом месте, ощущаешь запахи, слышишь шелест травы или шум волн, видишь голубое небо! Представь, что все это твое и может быть доступно тебе в любое время».И последнее, организуйте своему ребенку в период подготовки к экзаменам регулярное 3-4 разовое питание. Мы не откроем ничего нового, если скажем, что именно в этот период в рационе важны овощи и фрукты. Нужно заменить конфеты и булочки на яблоки, гранаты, орехи, изюм. Очень благотворно на работу мозга влияет фосфор, т.е. употребление рыбы, сыра, бобовых, молочных продуктов. Теплое молоко с медом перед сном действует лучше всякого снотворного. Вместо кофе и чая лучше пить соки, компоты и молоко.Родители самые надежные и верные помощники!