Развитие музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях музыкально-игровой деятельности


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях музыкально-игровой деятельности
Автор: Марина Петровна Комусалиева

Развитие музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях музыкально-игровой деятельностиАвтор: Комусалиева Марина ПетровнаМузыкальный руководитель Музыкальное искусство активно помогает решать задачи творческого развития и художественно-эстетического развития и воспитания детей, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Развитие музыкальных способностей всегда являлось одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальнотворческих. Исходя из требований нормативно-правовой базы дошкольного образования, реализация развития музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста не может рассматриваться без создания необходимых условий. Под музыкально-творческим развитием ребёнка подразумевается сочетание его музыкальных способностей и творческой активности. В настоящей работе рассматриваются музыкально-творческие способности ребёнка как важнейший и необходимый компонент его музыкальнотворческого развития. Проблема воспитания музыкально-творческих способностей сложна и актуальна на современном этапе. Не случайно её называют «проблемой века», поскольку решение её связано с вопросами общего развития и воспитания ребёнка, со становлением его личности. Способность к творчеству – это то, что всегда было определяющим в самом феномене человека. Деятельность, в которой в наибольшей мере концентрируются эстетические, творческие проявления, является музыкальное искусство. Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия. Она носит творческий характер, включая в себя композиторскую, исполнительскую, слушательскую, творческую деятельность, и представляет ни с чем несравнимые возможности для музыкально-творческого развития дошкольников. Музыкально-творческая способность является универсальной, обеспечивающей успешное выполнение самых разнообразных видов музыкальной деятельности. Она развивает при этом наблюдательность, память, мышление, интуицию, воображение дошкольников. Дошкольный возраст является наиболее подходящим для развития музыкально-творческих способностей. Этот возраст, по мнению психологов (Б.М. Теплов, А.В. Запорожец), обладает типичными для детства особенностями: эмоциональной отзывчивостью, интересом к увлекательно-творческим заданиям, интенсивностью мышления, поэтому нужно учить детей активному восприятию, переживанию музыкальных произведений, которые пробуждают в них творческое начало, внутреннюю активность. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкально-творческим способностям имеются у каждого ребёнка. У одних – основные музыкально-творческие способности проявляются сразу, у других – развиваются позже. Музыкальные способности включают в себя звуковысотный слух, ладовое чувство, чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием. Музыкально-игровая деятельность позволяет судить о своеобразии музыкального развития каждого ребёнка и соответственно корректировать содержание музыкальных занятий и самостоятельной деятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях (далее – ДОУ). Учёные в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для развития музыкальнотворческих способностей. Ребёнок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учёт достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идёт развитие интеллектуального и чувственного начал. Чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. У одних детей основные музыкально-сенсорные способности проявляются сразу, у других они смогут развиться позже. Специальные или особенные способности включают в себя звуковысотный слух, ладовое чувство, чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. До недавнего времени процесс обучения музыке и музыкального воспитания в целом носили преимущественно репродуктивный характер, и 18 лишь в последние годы музыкальная педагогика и психология обратились к детскому творчеству как к одному из ведущих методов воспитания. В связи с этим развитие музыкально-творческих способностей детей, начиная с младшего дошкольного возраста, рассматривается сейчас в качестве важнейшей задачи музыкального воспитания Дошкольный возраст является наиболее подходящим возрастом для поднятия уровня развитости музыкально-творческих способностей. Важной составляющей педагогической работы является систематическое развитие разносторонней и творческой личности ребёнка дошкольного возраста, воспитание любви и интереса ко всем видам музыкальной деятельности через музыкальные игры и импровизации. В современных условиях, когда остро стоит проблема размытости художественно-эстетического вкуса подрастающего поколения, одним из центральных направлений работы является уровень развитости музыкальнотворческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст предоставляет большие возможности для формирования художественно-эстетических качеств, в том числе музыкально-творческой активности ребёнка. «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок» – В.А. Сухомлинский.