"В сердце твое стучусь..." Нравственно – патриотическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "В сердце твое стучусь..." Нравственно – патриотическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.
Автор: Прозорова Наталья Николаевна
В сердце твое стучусь… Нравственно – патриотическое воспитание учащихся на уроках
русского языка и литературы
(из опыта работы)
Прозорова Наталья Николаевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СШ № 65 г.Иваново
Проблема нравственного воспитания постоянно находится в центре внимания общества. Поэтому задача учителя современной школы - воспитать в детях умение самостоятельно принимать решения, развивать целенаправленность в действиях и поступках, способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.
Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остается слово – слово учителя, слово писателя. И по-прежнему самым сложным в работе словесника остается выбор дидактического материала, который бы не только был обучающим, воспитывающим, но и приглашающим к раздумьям над смыслом предложенного текста. Одним из обязательных качеств иллюстративного материала должна быть его личностная направленность, ориентированность на духовные запросы учащихся.
Русский язык – ведущий предмет гуманитарного цикла – таит в себе неисчерпаемые возможности нравственного воспитания, надо только умело пользоваться этими возможностями. Ведь именно русский язык (наряду с литературой) может сыграть огромную роль в формировании нравственных и эстетических качеств человеческой личности. Еще лингвисты и методисты прошлого столетия связывали обучение родному языку с развитием души человека, с развитием личности. Так, Срезневский И.И считал, что с изучением языка родного начинается воспитание и развитие духовных сил человека
Преподавание родного языка дает богатейший материал для нравственного воспитания. Нельзя не согласиться с мнением Д.С.Лихачева, который считал, что среди гуманитарных наук, которые преподаются в школе, особенная роль должна отдаваться тем, что воспитывают нравственность. В то же время нужно признать, что воспитание нравственности неразрывно связано с формированием и развитием как языковых, лингвистических, так и коммуникативных способностей учащихся.
Таким образом, содержание обучения и воспитания на уроках русского языка строится на основе компетентностного подхода. Хотелось бы остановиться на собственно лингвистическом аспекте, который предусматривает воспитательное воздействие на учащихся русской лексики – через раскрытие значения слов, через толкование понятий, имеющих нравственный смысл. Еще К.Д.Ушинский указывал: Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств…[4. с. 147] .Великий педагог имел в виду и слова-понятия этики, термины, которые необходимо усваивать детям, чтобы постигать те неписаные законы, по которым должны жить люди.
Так. при изучении темы Однородные члены предложения в 8 классе тексты объединяем темой: Будем внутренне красивыми. Накануне урока были даны задания по группам: подобрать цитаты, афоризмы, соответствующие теме (1группа – патриотизм, справедливость, совесть…; 2 группа –отзывчивость, милосердие, доброта…; 3группа – честность, порядочность…). Таким образом, наряду с усвоением грамматических понятий, пунктуационных правил ребята делают вывод о том, что подлинная красота человека – внутренняя. Дома ребята продолжат работу и напишут сочинение – рассуждение о том, какого человека они считают подлинно красивым.
Очень важно подбирать тексты, рассчитанные на воспитательное воздействие на учащихся, и анализировать их содержание и языковую форму в тесной взаимосвязи. Полезно рассматривать небольшие связные тексты, в которых ученик пытается дать определение слова-понятия, что одновременно развивает письменную речь детей, формирует их мыслительную деятельность.
Так, в шестом классе, работая над значением слова благородный, был проведен анализ этого слова – благо + родный, с объяснением, что оно состоит из двух корней: благо – добро и –родный от родить (создавать); род – основа всего в семье. Отсюда и народ, родина. Учащиеся делают выводы, что благородство в человеке проявляется в его поступках, действиях, в отношении к людям. Благородный человек никогда не унизит другого и не позволит, чтобы унижали его достоинство.
Работа со словом благородный продолжается на спецкурсе по литературе.
Так, прочитан рассказ Ю.Яковлева Рыцарь Вася. В беседе выяснилось, что далеко не все шестиклассники усвоили значение слова рыцарь, а главное, не осознали, что это синоним к словосочетанию благородный человек. В результате сравнения действий Васи и Димы ребята делают вывод, что рыцарей определяют по поступкам, и уже осознанно соединяют эти слова в синонимическом ряду (Благородный (человек) – много делающий для людей человек, рыцарь, отличный друг). Неплохой эффект дает обращение к синонимическим рядам слов, имеющих морально – нравственный смысл.
Духовный мир ученика, его нравственность, внутренняя дисциплина, умение отстаивать свою точку зрения – все это круг забот нас, учителей. Очень важны в этом отношении уроки литературы, на которых ребята учатся аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения.
Урок литературы в 7 классе. В центре внимания рассказ В.Железникова Чучело. На экране эпиграф – слова автора: Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя… Надо быть милосердным
Урок начинается с обращения к жизненному опыту учащихся: были ли в вашей жизни моменты, когда вас в чем-то несправедливо обвиняли, какие чувства вы испытали, как реагировали на несправедливость?
Работа в основном построена на коллективном обсуждении наиболее значимых фрагментов. Вопросы: Как вы думаете, почему Лена не ответила оскорблением на оскорбление? Права ли, на ваш взгляд Лена, сказав одноклассникам: Честно говоря, жалко мне вас. Бедные вы, бедные люди?
Что же такое бедность? Что имела в виду Лена? Как вы думаете, могут ли слова Железникова, вынесенные в эпиграф нашего урока, ответить на вопрос: на чем держится мир? Писатель призывает к милосердию. А что же такое милосердие? Вопросы на уроке побуждают ребят задуматься не только о героях произведения, но и о себе; они высказывают свое мнение, размышляют о тех нравственных истинах, без которых нет человека. Домашнее задание - продолжение работы на уроке: подумай, приходилось ли тебе заново оценивать собственные поступки? Напиши, что произошло, каковы были твои поступки, что ты думаешь о своем поведении теперь?
Урок- семинар в 11 классе. Тема Комплексный анализ текста с элементами рассуждения. Для анализа берется отрывок о патриотизме из книги В. Пикуля Ступай и не греши. После объявления темы урока ( цели учащиеся формулируют сами) – этап актуализации знаний перед чтением текста:
- Что такое тема? Идея текста? Проблема текста? Что входит в понятие форма и структура?
Затем выясняется толкование слов патриот, патриотизм.
Далее- выразительное чтение текста. Учащиеся работают в группах. Каждая группа получает задание.
1 группа: определить тему текста, найти ключевые фразы в тексте, которые помогут сформулировать гамму идей , озаглавить текст.
2 группа: определить перечень проблем в тексте и сформулировать их. Изложить авторскую позицию.
3 группа: определить стиль текста, обосновать свой выбор; какой тип речи выбирает автор? Определить признаки этого типа речи. В чем особенность лексики текста? Почему именно такую лексику использует автор?
4 группа: найти особенности использования в тексте морфологических средств, синтаксические особенности, приемы реминисценций из текста. На что направлены эти средства?
Ребят увлекает исследовательская работа, ведь самим делать открытия, пусть и небольшие, всегда интересно.
На дом учащиеся получают задание написать сочинение по данному тексту с аргументацией своей позиции.
Проведение урока русского языка в форме семинара позволяет учителю вместе с учащимися анализировать сообщения школьников, давать им оценку, способствует развитию познавательного интереса учащихся к изучению русского языка, самостоятельности мышления старшеклассников, формирует навыки коллективной работы.
Таким образом, уроки русского языка и литературы призваны не только представить русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа, но и в целом воспитывать характер, взгляд на мир, то есть развивать нравственный потенциал учащихся.