Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 376 «Дельфинёнок» Проект с детьми второй младшей группы «Насекомые» Подготовила: Коржова А.П. Вид проекта: информационно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный. Сроки реализации проекта: с 13 по 24 мая 2024г. Участники проекта: дети и родители 2 младшей группы «Капелька», воспитатели, музыкальный руководитель. Самый многочисленный и разнообразный класс живых существ на планете – это насекомые. Только они сумели приспособиться ко всем средам обитания: от жарких пустынь, до заснеженных горных вершин, а некоторые насекомые живут даже под водой. Когда же появились первые насекомые? Более 300000000 лет назад первые крылатые особи летали в лесах, покрывающих землю, задолго до появления человека. Причем древние насекомые были очень похожи на современные виды, что говорит о том, что уже тогда они умели приспосабливаться к любым условиям. Так кто такие насекомые? Тела их состоит из трех частей: головы, груди и брюшка. Каждое насекомое имеет три пары ног и одну, а иногда две пары крыльев. Также всем насекомым свойственны усики на голове, которые выполняют у них функции органов чувств. По человеческим меркам жизнь насекомого очень коротка, а, следовательно, его развитие очень стремительно. Весь цикл формирования продолжается не более полутора месяцев и состоит из четырех периодов. Взрослые насекомые откладывают яйца, из которых в дальнейшем появляются личинки, а по прошествии некоторого времени из личинки формируется куколка. И только из куколки появляется уже взрослое, сформировавшееся, жизнеспособное насекомое. Насекомые важная часть нашей жизни. И пользы от насекомых гораздо больше чем вреда. Они перерабатывают растительные и животные остатки в питательные вещества, которые удобряют почву и способствуют росту растений. Насекомые незаменимы как опылители. Без них наш мир не смог бы существовать. Возможно, если мы попытаемся понять насекомых, мы сумеем относиться к ним с должным уважением. Любому человеку с детства известны такие типы насекомых как бабочки, пчелы, жуки, мухи, комары и многие другие. Каждый ребенок сталкивается с ними, выходя впервые в сад на прогулку. Пожалуй, это первые представители дикой природы, с которыми встречается в своей жизни малыш. Жизнь насекомых очень разнообразна и увлекательна для наблюдения, особенно приятно смотреть за такими насекомыми как пчелы и муравьи, деятельность которых, к тому же, являются полезной для человека. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно - они насекомые. Актуальность: Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальней шее отношение к “мелким тварям” – или у нас развивается фобия к разным ползающим и летающим букашкам, или мы открываем для себя удивительный микромир, с его чудесами и тайнами. Жуки и бабочки, пчёлы и мухи, тараканы и пауки, муравьи и шмели, божьи коровки и кузнечики, осы и комары, стрекозы и сверчки – это всё наши братья меньшие, которых мы порой не замечаем из-за темпа нашей жизни. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. А для чего нам насекомые? Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Ребёнок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая , форму жизни, начинает видеть в насекомом живое существо. Данный проект позволяет расширить кругозор детей, обогатить и систематизировать знания детей по теме «Насекомые». Широкий кругозор облегчает процесс познания, активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности. Цель проекта: развивать познавательные и творческие способности детей в процессе реализации проекта. Задачи: расширять и систематизировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик), их строении, способах передвижения; воспитывать бережное отношение к живому; развивать эмоциональную отзывчивость; развивать коммуникативные навыки; формировать навыки исследовательской деятельности. Ожидаемый результат: дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик); иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые; знать о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые; находить сходства и различия; владеть обобщающим понятием «насекомые»; Разработка проекта: Создать развивающую среду: изготовление коллажа, подбор атрибутов для игровой деятельности, дидактических игр, иллюстрации. Методы исследования: сбор информации; беседы; наблюдения; анализ. Интегрируемые области: *социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; Социально-коммуникативное развитие: Беседа «Насекомые: польза и вред» Речевое развитие: Конспект ОД по развитию речи «Насекомые. Разноцветные бабочки» Чтение художественной литературы. К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище»; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка» и др. Разучивание стихов: «Бабочка», «Божья коровка», «Мотылек». Загадки о насекомых. (СМ. приложение). Стихи про насекомых Считалки о насекомых Потешки о насекомых ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ: «НАСЕКОМЫЕ» Художественно-эстетическое развитие: Изготовление русской традиционной тряпичной куклы. Кукла «Бабочка» Аппликации «Пчелка» Лепка «Божья коровка». Рисование «Бабочки». Физическое развитие; ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ РЕЧЕВЫЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ Познавательное развитие: Наблюдения за насекомыми в природе. наблюдения и рассматривание альбомов; подбор иллюстраций о насекомых; Социализация: Сюжетно-ролевая игра: «Ветлечебница». Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Летает – не летает», Лото «Насекомые». Непосредственная образовательная деятельность (приложение) Конспект НОД «Знакомство с насекомыми». ФЭМП «Насекомые». Взаимодействие с родителями o Консультация для родителей «Детям о насекомых» Консультация для родителей «Насекомые» ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Комары, Клещи». Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, потешки о насекомых. Изготовление поделок «Насекомые». Театрализация сказки «Муха Цокотуха» (приложение). Анализ хода работы: В ходе реализации проекта « Насекомых» намеченные результаты были достигнуты: - пополнили словарный запас детей; познакомились с художественными произведениями по теме;- на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию; - дети стали различать и уверенно называть насекомых, их особенности и различия; просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы; Дети показали сказку для родителей, и детей: «Муха цокотуха». - родители приняли активное и заинтересованное участие в совместной деятельности с детьми по развитию у них знаний о насекомых; получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду; смогли реализовать свои творческие способности (выполнили поделки совместно с детьми по теме проекта). Результат: Инсценировка сказки "Муха Цокотуха" Изготовление коллажа. Презентация проекта.