"Развитие речевого дыхания у дошкольников"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие речевого дыхания у дошкольников"
Автор: Кузяева Наталья Анатольевна
Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох - более активная фаза дыхания, чем выдох. Диафрагма является главной движущей силой в обеспечении дыхания.У детей по мере физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания – грудобрюшной. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение. В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание.Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Физиологическое дыхание детей с ре речевыми нарушениями имеет свои ос особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы. В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата и нарушения речевого выдоха, у таких детей отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выдохе.Таким образом, дошкольникам с речевой патологией прежде всего необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Для формирования правильного речевого дыхания детей существует большое количество дыхательных упражнений.При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещенииодежда не должна стеснять движенийне заниматься сразу после приема пищине заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.Рекомендуем начать с непроизвольных и таких забавных для ребенка игровых упражнений:дутье через соломку в стакан с водой;надувание воздушных шаров;дуть на разноцветные вертушки;игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке; пускание мыльных пузырей;дуть на одуванчики весной.Регулярные занятия дыхательной гимнастики способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выходом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков. Во избежание головокружений продолжительность дыхательных упражнений должна ограничиваться 3-5 минутами.ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:«Футбол» - дуть на горошину через соломинку, стараясь попасть в ворота.«Фокус» - язык чашечкой, сдувать ватку с носа.«Согреть руки» - выдох со звуком х-х-хо.«Остудить воду» - выдох со звуком ф-ф-ф. «Бабочка» - сдувать бумажную бабочку с цветка.«Подводная лодка» - пускать через соломинку воздух в стакане воды.«Самолетики» - дуть на бумажные самолетики. «Берлога» - раздуть снег из пенопласта.«Лодочки» - дуть на лодочки, которые плавают в воде.«Снежинка» - дуть на снежинку, которая лежит на рукавичке. «Пушинка» - дуть на кусочек ватки.«Мыльные пузыри» - научите ребенка пускать мыльные пузыри: вдох – носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый. Развитие речевого дыхания у дошкольников(Памятка для родителей)