Агрессия детей и ее коррекция


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Агрессия детей и ее коррекция
Автор: Валиуллина Джамиля Керимовна


Агрессия детей как социальная проблема
Невозможно представить себе газету, журнал, программу радио или теленовостей, где не было бы ни одного сообщения о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим ближним.
Насилие и конфликт относятся к числу наиболее серьезных проблем, перед которыми сегодня оказалось человечество. Почему люди действуют агрессивно и что можно предпринять для того, чтобы предотвратить или взять под контроль такое разрушающее поведение людей. Эти вопросы занимали человечество на протяжении многих веков и рассматривались с различных позиций - с точки зрения философии, поэзии, религии, психологии.
Что такое агрессия?
По одному из определений агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Для объяснения природы агрессивности существуют три подхода:
- Первый подход в объяснении причин возникновения агрессии связан с теорией Фрейда - основоположником психоанализа. В основу положена теория влечений. Согласно этой теории в человеке заложены два мощных инстинкта: сексуальный – либидо и инстинкт смерти – мортидо.
Первый – созидательный, он выражается в проявлении любви, заботы, близости.
Второй - энергия разрушения, желание убивать всё живое, разрушать, в поведении проявляется как злоба, ненависть.
- Возникновение и становление агрессивности связано со стадиями развития человека. Агрессивный инстинкт много значил в процессе развития человечества для выживания. Древний человек выражал свою агрессию, убивая добычу.
- По мере того, как приходила цивилизация, человеку все меньше приходилось производить актов насилия для выживания. Но так как агрессия - это инстинкт, то хотим мы этого или нет, она накапливается внутри организма и создаёт давление внутри и требует выхода. Если же периодически не происходит выплеска агрессии, то возникает эффект парового котла - вспышка агрессивного, неконтролируемого поведения. Люди - это инстинктивно понимали и в культуре каждого народа складывались свои традиции по приемлемым способам выражения агрессии, не наносящей вреда другим людям. Например, тяжелые физические упражнения, спортивные состязания, единоборства, различного рода конкуренция, демонстрации с криками УРА!, кулачные бои и многое другое.
Развитие агрессивности в детском возрасте:
В первые годы жизни ребенка агрессивность выражается в импульсивном упрямстве, в крике, брыкании, касании, драчливости. Причина такого поведения в - блокировании желаний, большом количестве запретов, если намерения ребенка прерываются в результате воспитательных воздействий.
Но в этом возрасте агрессивность условная, у ребенка нет намерения причинять вред, он еще ничего не делает во вред другим. Далее выходят на первый план ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего игрушками. Доля конфликтов в 1,5 г. - 2 года составляет 78 %. Возрастает использование детьми физического насилия, вспышки более яростные, прослеживается реакция нападения. Взрослым здесь важно учитывать, что 1,5-2 года - игрушки составляют для ребенка часть себя, как, например, рука, нога или др. часть тела.
В дальнейшем постепенно ребенок научается контролировать свои агрессивные импульсы и выражать их в приемлемых рамках. Проявление агрессивности зависит, главным образом, от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения. Если проявляется нетерпимость к любым проявлениям открытой агрессии, то формируются символические формы агрессивности: нытьё, фырканье, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления.
Ребенок - исследователь и попадая под бесконечные нельзя испытывает неудовлетворенность в своих потребностях. Он может воспринимать это, как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что просыпается злость, отчаяние, агрессивные тенденции. Однако, если раньше родители реагировали на это отвлечением, лаской, попыткой свести дело к шутке, то теперь прибегают к угрозам, лишениям удовольствий, изоляцией.
Ребенок ищет и, как правило, не находит как отвечать на это. Многие дети начинают плохо есть, спать, дело доходит даже до психических расстройств.
В дальнейшем агрессивность тесно связана с поло-ролевой ориентацией. Мальчики в игре более агрессивны, чем девочки. У них, агрессия к отцу выше, чем к матери. У девочек - наоборот.
У мальчиков, растущих с отцом, больше агрессии, чем у мальчиков без отца. У мальчиков, растущих в семье, где нет отца меньше агрессии, но они более зависимы.
К 4 годам мальчики дерутся, девочки – визжат и не проявляют агрессию из- за страха наказания. К агрессии мальчиков окружающие относятся более благосклонно.
У мальчиков - это прямое нападение, оскорбление, соперничество. Девочки чаще используют непрямые формы агрессии.
К 11 годам у мальчиков формируется - физическая агрессия, негативизм, у девочек - речевая, негативизм.
В подростковом возрасте у мальчиков - более выражена вербальная агрессия, чем у девочек. С возрастом проявляется более враждебная окраска агрессии.
Снижение физической агрессии при правильном подходе взрослых, происходит у мальчиков к 16-и годам, косвенной - к 14 годам. У девочек к 14 годам возрастает негативизм.
У мальчиков агрессия выходит наружу, девочки подавляют агрессию. Она уходит - вовнутрь.
Мальчики, чьи родители применяют более суровые методы воспитания, будут высоко агрессивны во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми вне дома, хотя проявляют мало агрессии на родителей.
Частые физические наказания воспитывают сопротивление. Как правило, дети больше наказываются за проявление агрессии на взрослого, чем на сверстника. При этом дети чаще проявляют агрессию на сверстников, чем на взрослых и испытывают чувство вины за любые проявления агрессии на взрослого и вышестоящего.