"Ребенок и мир рисования"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Ребенок и мир рисования"
Автор: Шубина Оксана Михайловна

Великий французский просветитель 18 века Дени Дидро говорил: «Страна, в которой учили бы рисовать, как учат читать и писать, вскоре превзошла бы все страны по всем наукам, искусством и мастерством». И эта мысль сегодня звучит настолько актуально и верно, что никто не осмелится её оспорить. Интерес к рисованию у детей появляется рано. Наблюдая со стороны за взрослыми, как они действуют с ручкой, малыши проявляют активное стремление, что-нибудь выполнить без помощи взрослого. Беря карандаши, начинают водить по бумаге, обоям, книгам. Но, не все так просто, рука не слушается, пальцы выводят лишь непонятные каракули. К сожалению, мама отругала малыша, а не лучше ли сесть вдвоем и продолжить рисовать: " Точка-точка, запятая, вышла рожица смешная". Но времени не хватает, чтобы начать хотя бы с самого элементарного. А ведь изобразительная деятельность интересна, увлекательна, необычайно богата буйством красок, и творческого воображения, фантазии. Когда у нас нет настроения, мы тянемся к прекрасному: рассматриваем картины разных эпох, знакомимся с неповторимыми изделиями Дымковских, Гжельских, Городецких мастеров, любуемся тканями, вышитыми вручную бисером. Разве это не прекрасно? Но, как не согласиться, ведь изобразительная деятельность – это сама жизнь. И тут на помощь родителям и неугомонным малышам приходит детский сад. Скоро научится держать карандаш, кисти, смешивать краски для получения новых цветов, узнает, чем акварель отличается от гуаши, а картины Репина от Шишкина. Вот и прошли первые занятия по приобщению ребенка к прекрасному. Сколько интересного и нового узнали, сколько положительных эмоций и чувства радости, удивления они вызывают уже ни у одного поколения. И не стоит забывать о том, что занятия, направлены на развитие у дошколят художественно-творческих способностей. А художественное творчество – это деятельность, в результате которой дети создают что-то новое, оригинальное, интересное, проявляя все свое воображение, реализуя свой ни как у всех замысел, где самостоятельно находят средства для их воплощения. Также, на занятиях у детей формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями, стремление достичь качественных результатов, способности к преодолению трудностей. Ну, а так как дошколята большие выдумщики, самое время познакомить их с нетрадиционными способами рисования. И нам взрослым будет интересно познать, что-то новое, а дошколятам тем более. Занятия по нетрадиционной технике изобразительного искусства в детских садах, уже стали традиционными. Эти необычайные методы, художественные техники изучены и апробированы в работе с детьми. Экспериментально проверена их эффективность для создания выразительных образов, т.е. для проявления и развития детской одаренности в рисовании. "Рано-рано поутру петушок пропел ку-ка-ре-ку", "медузы на дне океана затеяли игру", "кисти рябины", "ножки бежали по дорожке" и это все, при помощи ладошек можно реализовать в мечту. А сколько дома ненужных вещей, вот щетка зубная, огарок свечи, тушь, моток ниток, пенопласт, монетки, и все это может нам пригодиться для работы. Выехали с семьей в лес, что здесь может нас заинтересовать? Шишки на ели, трава, листочки, иголки, камушки, палочки. Опыт работы свидетельствует: рисование необычайными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые, положительные эмоции. А эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности и художественного творчества. Ну, а по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребенка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что, огорчает. Педагоги нетрадиционных техник рисования подметили, что: - Овладение нетрадиционными способами рисования позволяют детям самостоятельно решать многие изобразительные задачи. - Развивает пространственное мышление. - Учит детей свободно выражать свой замысел. - Побуждает детей к творческим поискам и решениям. - Учит детей работать с разнообразным материалом. - Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия. - Развивает творческие способности. - Развивает уверенность в собственных силах. - Развивает навыки мелких движений пальцев, кисти рук. - Развивает чувство фактурности и объемности. - Развивает воображение, полет фантазии. - Во время работы дети получают эстетическое удовлетворение. - Способствует формированию положительных черт характера как аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, активность, усидчивость. Если вы уже задумались о том, что пора учить ребенка рисовать постарайтесь соблюдать при этом следующие принципы: Никогда не просите ребенка нарисовать вам что-либо конкретное по заказу, можете только предложить несколько вариантов на выбор, но не настаивайте, чтобы ребенок обязательно нарисовал что-нибудь из предложенного вами; пусть лучше рисует то, что задумал сам. Никогда не критикуйте работы маленького ребенка; да, он еще несовершенен, он рисует, как может, но рисует с душой; если вы будете постоянно его критиковать, он может вообще отказаться от этого занятия. Никогда, ни под каким предлогом не дорисовывайте ничего и не улучшайте в работах ребенка, это тоже его обижает, подчеркивает его неполноценность, невозможность самому нарисовать хорошо. Никогда не учите ребенка рисовать какой-либо конкретный образ, так как это убивает его фантазию, накладывает штампы на те или иные изображения. Лучше научите ребенка приемам работы с материалами, рисования разных форм, а из этих умений он сам извлечет пользу и будет рисовать необычные, ни на чьи не похожие образы того или иного предмета или существа. Поощряйте нестандартные решения образов или приемы работы; пусть малыш понимает, что главное - это именно его фантазия. Рассматривайте и обсуждайте его предыдущие работы, чтобы он не забывал, что он уже умеет рисовать, что у него уже однажды получилось очень хорошо; старайтесь вывешивать работы ребенка на стену. Рассматривайте работы других детей, чтобы он захотел нарисовать также. Рассматривайте репродукции картин разных художников, ходите в картинные галереи. И только в детстве душа ребенка открыта для восприятия чуда, поэтому мы взрослые должны наиболее эффективно построить образовательную и воспитательную работу так, чтобы развить у новой открывающей мир личности творческое мировосприятие, умение видеть и творить прекрасное.