Методы и приемы активизации речи детей.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методы и приемы активизации речи детей.
Автор: Борисова Наталья Алексеевна

Мастер-класс Методы и приёмы активизации речи ребёнка
Цель мастер – класса: Повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий (приёмов, методов и форм).
Задачи:
1. Познакомить педагогов с эффективными методами, приёмами речевого развития детей.
2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
Форма проведения мастер-класса:
-теоретическая часть + практическая часть
1 часть. Теоретическая.
Для овладения речью ребенку нужна речевая активность. Богатая и разнообразная речевая деятельность — залог успешного усвоения языка на любом возрастном этапе. Нередко бывает очень трудно исправить те недостатки речи, которые заложены в дошкольном возрасте. Существуют барьеры возможностей речевого развития, связанные с физиологическим созреванием нервных центров. В возрасте около трех лет заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга. По данным физиологии, функции центральной нервной системы наиболее легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования.
Работу по речевому развитию осуществляю через разные формы работы: непосредственно образовательную деятельность (занятия), игры, самостоятельная творческая продуктивная деятельность, элементы театральной игры, досуги, календарные праздники, режимные моменты и т.д.
Новизна моего опыта состоит в усовершенствовании применения методов: планирование тематических дней, использование малых фольклорных форм в различных видах деятельности: игровой, образовательной, в процессе прогулок, утренней гимнастики, труда, режимных моментов, использование пальчиковых игр, драматизации. В результате это послужило базой для развития речи детей. Речь детей стала более выразительной, эмоциональной, разнообразной, увеличился словарный запас.
Детство — это начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца...
Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слышать и слушать, думать, подготавливает детей к вычленению смысла слов.Однако порой даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речью.
Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенности его малых форм: песенок, потешек, поговорок, сказок, прибауток, закличек и др.
Следующий этап нашего мастер-класса хочется посвятить роли пальчиковой игры в развитии речи ребёнка дошкольника.
Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук.
Однако, по данным ученых, за последние 10 лет уровень и темпы развития речи у детей существенно снизились. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы. Ахорошо говорящий ребёнок – это успешный ребёнок.
Опыт моей работы и результативность использования в практике традиционных методов таких как: пальчиковая и дыхательная гимнастики, логоритмика, выявил возможность способов вариативности традиционных и нетрадиционных методов, таких как биоэнергопластика, кинезиология , Су-Джок терапия и технология мелодекломация.
И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными методами технологиями. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.
2 часть. Практическая
Что же такое биоэнергопластика?
Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. Биоэнергопастика - направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.
Уважаемые коллеги, предлагаю выполнить упражнение на развитие биоэнергопластики. Сначала я вам покажу, а затем выполним вместе.
Дятел
- Тук-тук-тук,Тук-тук-тук,Раздаётся чей-то стук.
(На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук д-д-д-д)
- Это дятел на сосне
(Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося д-д-д-д)
- Долбит клювом по коре.А сейчас давайте попробуем повторить упражнение вместе. Приготовились?
Спасибо, молодцы, у вас замечательно получилось. На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.
Следующий метод, с которым я вас познакомлю, Су - Джок терапия.
Су - Джок терапия– это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок–терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
Стимуляция точек соответствия, массаж кистей рук способствуют созреванию нервных клеток и активному функционированию коры головного мозга, что в свою очередь, активно развивает речь. Мне понадобится ваша помощь, пожалуйста, выйдите три добровольца.
Сейчас мы выполним массаж пальцев рук Су-Джок он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Если у вас под рукой не окажется шарика, можно сделать его самим из бумаги. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
- Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножекПо ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.(катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.(движения по пальцам)Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)
Спасибо, молодцы, у вас получилось. Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
А сейчас я хочу познакомить вас с ещё одним методом - кинезиология.
Кинезиология– наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Как справедливо заметил Мишель де Монтель мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
Истоки кинезиологии как науки следует искать почти во всех известных философских системах древности. Так, философская система Конфуция демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Искуснейший врач Гиппократ, также пользовался кинезиотерапией. Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии. Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.
Кинезиология направлена на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга. Выполняя упражнения у ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т.е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить её движением руки, тела, взглядом.Сейчас мы с вами выполним пальчиковую гимнастику с элементами кинизиологии:
Если пальчики грустят –Доброты они хотят.(Пальцы плотно прижимаем к ладони)Если пальчики заплачут –Их обидел кто-то значит.(Трясем кистями)Наши пальцы пожалеем –Добротой своей согреем.(Моем руки, дышим на них)К себе ладошки мы прижмем,(Поочередно, 1 вверху, 1 внизу).Гладить ласково начнем.(Гладим ладонь другой ладонью)Пусть обнимутся ладошки,Поиграют пусть немножко.(Скрестить пальцы, ладони прижатьпальцы двух рук быстро легко стучат)Каждый пальчик нужно взятьИ покрепче обнимать.(Каждый палец зажимаем в кулачке)
Спасибо. Это упражнение способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.
Активизация речи детей посредством педагогической технологии – мелодекламация
Мелодекламация – это художественное чтение стихов или прозы с
использованием музыки. Мелодекламация – это синтетический вид искусства т.к. объединяет в себе и музыкальное искусство и художественное слово и изобразительное творчество, поэтому можно говорить о том, что – мелодекламация одновременно соединяет в себе смысловое, интонационное и эмоциональное движение речи.
Создание моделей мелодекламаций процесс очень интересный и творческий. Что для этого нужно?
1.Выбор художественного текста.
2.Подбор музыкального произведения.
3.Подбор видеоряда.
Многим знаком этот вид искусства, как аудиосказки, во время прослушивания которых, ребенок свободно фантазирует и одновременно знакомится с миром звуков и новых слов. В мелодекламации педагог сам волен выбирать текст и музыкальное произведение, тем самым не ограничивая себя выбором готовых аудиосказок.
Сейчас мы вам хотим показать примеры мелодекломации. (Показ презентации, на фоне музыки читается стихотворение.)
Шар воздушный, шар воздушный
Вырывается из рук
Непослушный, непослушный
К потолку взлетает вдруг
Надо мне его поймать
И за хвостик привязать
За верёвку я схвачу
Вместе с шаром полечу.
Уважаемые коллеги, сегодня я продемонстрировали вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы успешно используются в нашей работе. И можем с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей, что подтверждают результаты диагностики.
В завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку).
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: тук, тук, тук. А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
Сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового.
Ну а теперь давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!
ПРИМЕРЫ МЕЛОДЕКЛОМАЦИИ
Кукла (музыка "Новая кукла" П.И. Чайковский)
Куколки красивые, в пляске не ленивые.
Мы не спим и не сидим, очень весело звеним.
Дружно наклоняемся,
Всем ребятам нравимся!
Рекомендации:Движения к мелодекламации подбираются в соответствии с текстом стихотворения, можно варьировать. Для более эмоционального восприятия, рекомендую использовать презентацию Новая кукла, слайды с изображением игрушек, упаковок с подарками, кукол. В качестве оборудования рекомендую в процессе мелодекламации, как дополнительный вариант, поиграть с куклами (неваляшками), поплясать, подвигаться с ними.
Цветы (музыка "Вальс цветов" П.И. Чайковский)
Как прекрасен мир на заре
И Земля вся цветами одета,
Здравствуй детский веселый смех,
Здравствуй, жаркое, теплое лето!
Рекомендации: Движения к мелодекламации подбираются в соответствии с текстом стихотворения. Можно использовать презентацию "Цветы", слайды с изображением букетов с цветами, цветочных полянок. солнца, солнечных лучиков. В качестве оборудования рекомендую в процессе мелодекламации, как дополнительный вариант, поиграть с предметами-трансформерами: шуршунами, атласными ленточками, выложить цветочный рисунок из разноцветных бантиков на фоновой ткани. Возможны и другие варианты игры).
Лучик (музыка "Грезы любви" Ф. Лист)
Солнца лучик золотой поиграть решил со мной.
Пробежался по лицу, задержался на носу,
Глазки мне пощекотал и куда-то вдруг пропал.
И решил я: Хватит спать! Нужно лучик мне поймать!
Вот он лучик золотой! Я держу перед собой…
Я его к себе прижму, добрые слова скажу
(Всем я лучик подарю и др. варианты)
Рекомендации:Движения к мелодекламации подбираются в соответствии с текстом стихотворения. Можно использовать презентацию Солнышко родное, слайды с изображением солнца, солнечных лучиков. В качестве оборудования рекомендую в процессе мелодекламации, как дополнительный вариант, поиграть с солнечными ленточками или покататься на солнечной карусели и др. варианты игры).
( РАЗДАТЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ)
Муниципальное методическое объединение
для воспитателей групп раннего возраста и молодых специалистов
Мастер – класс
Тема: Методы и приёмы активизации речи ребёнка
МБОУ Лицей №5
( дошкольное отделение)
Воспитатель: Борисова Н. А.