Из опыта работы учителя географии


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Из опыта работы учителя географии
Автор: Краайнова Снежанна Сегеевна

Из опыта работы учителя географии Крайнова Снежанна Сергеевна «Учитель всегда невольно стремиться к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он не удобнее для учеников. Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики»./Л.Н.Толстой/Сегодня перед каждым учителем, какой бы предмет он ни преподавал, поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. А для нынешнего времени важно понять, что, вооружая знаниями, необходимо воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. И когда я вижу, что интерес к учению у детей падает, дети с трудом познают изучаемый программный материал, я делаю для себя важный вывод: необходима квалифицированная мотивационная деятельность учителя, путём включения в активную учебно-познавательную деятельность учащихся..Именно сейчас важен в моей работе творческий подход к организации учебной деятельности. Именно сейчас цели мои изменились, я обязан готовить каждого своего ученика к жизни, т.е. к поведению в природе, в обществе, в государстве, на производстве. Обучение в школе призвано способствовать развитию у каждого учащегося тех способностей, которые заложены в нем от природы, сформированы родителями и другими воспитателями.Мотивация учебной деятельности учащихся это одна из важнейших проблем современности. Моя главная задача преодолеть однотипность уроков, повысить интерес учащихся к знаниям, привить им стремление заглянуть за пределы учебника, вместе с учениками готовить нестандартные уроки, сплотившись в союз « Учитель-ученик» Нестандартные уроки, которые я провожу, помогают мне активизировать учебный процесс, развивать творчество и моё и моих учеников.Дейл Карнеги утверждает, что есть только один способ побудить кого-то что-то сделать. Задумывались ли мы когда-нибудь над этим. Да, только один способ. И он заключается в том, чтобы заставить другого человека захотеть это сделать. «Помните! – говорит Дейл Карнеги, - других способов нет. Тот, кто сможет заставить ребёнка захотеть учиться – может себя считать учителем успеха.Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игра способствует активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. Игры делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изучаемого материала, формирует навыки коллективной работы. Набор игр, которые я провожу на уроке, огромен. Это и КВН и ЧТО? ГДЕ? КОГДА? «Миллионер», «Счастливый случай», «Звездный час», «Топографический серпантин», Брейн-ринг и другие. Особое место на уроках географии занимают деловые и ролевые игры. В восьмом классе учащиеся перевоплощаются в климатологов, гидрологов, метеорологов, изучающих компоненты природы Западно-Сибирской равнины. В 9 классе - в рыбаков, геологов, металлургов, энергетиков при изучении темы « Хозяйство Европейского Севера».Уроки – конференции предполагают собрание в одной аудитории людей, работающих над решением какой – либо теоретической или практической проблемы. Движущей силой любой конференции является диалог. Так очень интересно проходит пресс – конференция в 10 классе «Государства карлики». Целью этой конференции я ставлю активизацию познавательной деятельности учащихся, дальнейшее формирование умений работы с разнообразными источниками знаний, знакомство с маленькими государствами Европы. Пресс-конференция начинается с того, что класс делится на две группы – корреспондентов различных газет и журналов и представителей каждого государства. Творческим группам заранее даю задание:1.Нарисовать герб, флаг, страны2.Составить краткую характеристику страны.3.Отобрать на выбор печатные материалы о данной стране (фотографии, графики, цифровые данные, рассказ очевидцев, анализ статей из периодики)4. Подготовить рассказ о культуре страны: образовании, музыке, традициях обычаях, играх, праздниках, достопримечательностях, памятниках истории.Весьма очевиден приоритет географии в экологическом образовании и воспитании. В содержание географического образования я стараюсь включит богатый опыт народа по сбережению, сохранению окружающей среды, который до сих пор чаще всего предают забвению. Опыт поколений, опыт ценностного отношения народа к Земле, воде, растениям, животным и птицам, я включаю в уроки географии в виде отрывков из эпосов, легенд народных преданий, вопросов и заданий в виде правил поведения в природе.На уроках географии уделяю большое внимание самостоятельным работам. Считаю, что путь к познанию лежит через познавательную и самостоятельную активность учащихся, через их продуктивную деятельностьГеограф несет ответственность за формирование правильного отношения к нашей планете, как к общему дому, за воспитание чувства патриотизма, любви к Малой Родине, за воспитание чувства рачительного хозяина, сознание личной ответственности за настоящее и будущее страны, пробуждение эстетических чувств. Дети должны увидеть красоту неповторимость родной природы, понять нашу общую ответственность за неё. Во время ежегодного сплава по реке Архаре, археологических экспедиций, учащиеся проводят исследовательскую работу в природе.Изучение геральдики – науки о гербах заслуживает особого внимания Возрождение величия России невозможно без возрождения любви к символам, гербам, пришедшим к нам из глубины веков. Особенно это необходимо для молодого поколения россиян. Географу знание символики обязательно.Лекции – одна из активных форм современного урока. Лекцию можно проводить по плану, который записывается на доске. Материал, изучаемый лекционно, должен быть лёгким убедительным, конкретным. Излагая его, я использую мультимедийные презентации, созданные в программе Power Point. В ходе лекции я привлекаю заранее подготовленных учеников с короткими сообщениями, художественным чтением, демонстрационной схемой, таблицами, статистическими данными. Урок лекция – это монолог учителя. В него органически включаются практические работы, работы по картам, таблицам, беседы с учащимися на ранее изученные темы, самостоятельные работы. В ходе лекции, я обращаюсь к плану, четко выделяю главное в каждом вопросе, подвожу итоги, контролирую, как ведут дети свои записи в тетради. Уроки лекции всегда предшествуют уроку – семинару.Урок – семинар проводится после нескольких уроков лекций. Его главная задача – организация творческой познавательной деятельности учащихся, привитие навыков самостоятельного труда в процессе работы по применению, углублению и обобщению, изученного материала. Подготовку к семинару начинаю заранее. Учащимся даю индивидуальные задания, определяю источники знаний, подлежащие самостоятельному изучению, материалы периодической печати, радио, телевидение, научно – популярную литературу.Долгие годы работы учителем географии позволили мне накопить значительный опыт применения технологий обучения. Среди них наиболее известна методика формирования приемов учебной работы, изложенная в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик географических объектов.Учеба, как всякий труд, теряет свою непривлекательность, стоит лишь сверкнуть в ней творческому началу. Мысли школьников не ксерокопии, и желание творить приходит к ребенку удивительно рано. Возможно, не следует ждать, когда получит ученик большие знания и крепкие навыки - это дело наживное, и творческие задания можно предложить ребятам уже в самом начале изучения курса географии. С большим желанием школьники записывают под диктовку географический диктант с использованием топографических знаков. А что, если предложить учащимся самим написать сказку или приключенческую историю, в которой некоторые слова, выделенные курсивом, заменены соответствующими топографическими знаками? И вот, как чудо, появляются на свет детские творения. Ученица рассказала свою сказку, дети её нарисовали с помощью условных знаков. А ученица прошла по рядам в роли учителя и проверила как дети выполнили задание.На формирование мотивации учебной деятельности учащихся оказывает возможность географии влиять на развитие эмоциональной сферы личности школьника. Кто из нас не задумывался над тем, какой неисчерпаемый источник эмоциональных возбуждений таится в обыкновенном курсе географии, если подумать, что преподавание этого предмета должно выйти за пределы сухих логических схем и стать предметом и работой не только мысли, но и чувства».Поэтому я как учитель географии считаю, что одна из задач процесса обучения – формирование эмоционального настроя на уроке географии. Для того чтобы природа воспринималась как объект красоты, на уроках географии необходимо вызывать положительные эмоции. Добиться этого можно посредством создания ситуаций, когда школьники наслаждаются красотой ландшафта.Реализация краеведческого принципа в географическом образовании осуществляется мною на уроках географии путём постижения природного наследия. Привлекая учащихся к этой работ, я повышаю интерес к образовательной деятельности в области географии. И хотя в планах учебных эта тема не обособлена, она красной нитью проходит через целый ряд тем, начиная с 6 класса.И еще немного о дифференцированном обучении. Я, как и многие учителя работаю над проблемой уровневого контроля знаний, что дает возможность каждому ученику проявить свои умения и навыки, хотя на разном уровне. Тесты для тематического и итогового контроля знаний составляю по уровням сложности. Причём один и тот же вопрос я усложняю на розных уровнях. Поэтому, получив задание, ученик сам решает, на вопросы какого уровня он может ответить, в зависимости от качества усвоенных им знаний. Предлагаю тесты для 8 класса по темам «Климат». Задания первого уровня отвечают на вопросы «ЧТО?» и «ГДЕ?». Они рассчитаны в основном на запоминание и требуют умения работы с географической картой. Задания второго уровня предусматривают ответы на вопросы «КАК?», «КАКОЙ?», «ЧТО ХАРАКТЕРНО?», «Каким образом?». Они требуют умения выделять существенные признаки объекта. Взаимосвязь между заданиями 1 и 2 уровней очевидна. Невозможно дать верную характеристику изучаемого объекта или явления без определения его географического положения. Вычленяя существенные признаки и обобщая их, учащиеся устанавливают географические связи. Кроме того, задания 2 уровня предусматривают сравнение объектов и явлений, поэтому учащиеся должны уметь находить общие черты и черты различия.Задания третьего уровня требуют ответов на вопросы «ПОЧЕМУ?», «ЧЕМ ОБЪЯСНИТЬ?». Они более сложные и включают в себя знания, позволяющие ответить на задания двух предыдущих уровней. При ответах необходимо умение устанавливать причины явлений, взаимосвязи между ними и географические закономерности.На уроках географии, как и на других уроках, я использую тестирование. Тестирование не всегда дает объективную оценку знаниям учащихся. Часто дети наугад ставят буквы ответов, надеясь, авось повезет.Я пользуюсь тестами С.Е. Дюковой, В.Б.Пятунина, И.В. Новоженина, Л.И. Севостьяновой. Совместно с учащимися создаём тесты в программе Power Point, Excel. Использую тестовый тематический контроль как тренировочный обучающий вовремя изучения нового материала, когда закрепляем и повторяем материал на уроке. А также применяю итоговое тестирование. Тесты содержат несколько вариантов (равносильных между собой). Обучающий и корректирующий контроль позволяет выявить типичные ошибки, обнаружить пробелы в знаниях и найти пути преодоления возникающих проблем. Для отработки и более успешного усвоения учебного материала я предлагаю тесты в качестве домашнего задания.Тесты составляю с учётом дифференцированного подхода к каждому ученику. Задания, оценивающиеся в один балл, проверяют основной, базовый уровень (образовательный стандарт) по данной теме, остальные задания (более сложный уровень) рассчитаны на более свободное владение материалом программы. При разработке заданий я учитываю необходимость проверки многих элементов содержания тем: фактов, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей и т.д. Задания я составляю таким образом, чтобы можно было проверить усвоение содержания темы на разных уровнях: есть вопросы, где от учащихся я требую воспроизвести полученные знания, есть и такие, где необходимо применить знания в новой ситуации для объяснения какого-либо географического явления. Правильные ответы я стараюсь сообщать учащимся сразу же после сбора их работ. Одним из условий повышения мотивационной деятельности на уроке географии является отказ от стереотипного подхода к контролю знаний, когда контролер - только учитель. Теперь я часто привлекаю «контролёров», подготовленных учеников. Наличие «контролёров» позволяет экономить время на уроке, разнообразить организационные формы. В связи с этим усиливается роль итогово - тематического контроля: ученика контролирует не только учитель, но и ученик, свои товарищи. Это дает возможность более объективно и полно оценить знания ученика, чем текущая проверка. На уроках я стремлюсь к тому, чтобы мой предмет знали и любили. Помогает мне решить эту задачу и ответить на вопросы работа над проблемой «Использование мультимедийных технологий на уроках географии и внеурочной деятельности», которая была темой по самообразованию последние три года.Одной из задач современной школы является коренное качественное улучшение подготовки учащихся к жизни в условиях современного общества. Одним из направлений модернизации системы географического образования в нашей школе является внедрение компьютерных и мультимедийных технологий. Сочетание компьютерных технологий с традиционными позволяет достичь максимального уровня в обучении географии.Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для самостоятельного составления компьютерного сценария уроков в 6-11классах с использованием программы презентации Power Point.Использование компьютера на уроке помогает мне решать следующие проблемы: формировать мотивацию к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроке, обеспечение социализации личности учащегося через освоение информационных технологий. Возможности электронного учебника позволяют наглядно показать причинно- следственные связи, сложные для понимания, а также позволяет решить вопрос отсутствия наглядности. Презентации, созданные с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять.Таким образом, внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.Хотелось бы иметь возможность проводить уроки с использованием Интернета, давать возможность ученикам выходить непосредственно в сеть. С применением Интернета на уроках можно расширить кругозор учеников и повысить их интерес к любому предмету школьной программы, в том числе и к географии, особенно это касается материала, изучаемого в старших классах, т.к. ученики открывают для себя мир в целом и страны по отдельности. Сделать это, не имея доступа в Интернет в классе, достаточно сложно.Средства ИКТ позволяют информировать учащихся о туристических мероприятиях, предоставить учащимся и их родителям исчерпывающую информацию о предстоящих путешествиях. Выполняя рабочие снимки цифровым фотоаппаратом, перенося на компьютер, анализируя, выбирая информацию в Интернете, учащиеся знакомятся с позитивными возможностями информационных технологий, приобщая к современным средствам коммуникации. И как результат - повышается познавательная творческой деятельность учащихся. Информационные технологии подняли на более высокий уровень организацию воспитательной деятельности в школе.Использую презентации PowerPoint, Excel для контроля знаний учащихся, подготовки к ЕГЭ. Использую ИКТ в организации дополнительного образования. Компьютерные технологии помогают мне сделать работу на уроке интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой.Комфорт в школе способствует также адекватному поведению ребенка, его успешной учебе, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание удовольствия от пребывания в школе