Проектная деятельность в начальной школе
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная деятельность в начальной школе
Автор: Елена Валерьевна Егорова
«Ум заключается не только в знании, но и в умении применять эти знания на деле…» АристотельОбобщение опыта работы по теме: Проектная деятельность в начальной школе. Джон Дьюи американский философ и педагог говорил, что школа должна не просто учить, а учить жизни. Способом организации такой деятельности служит метод проектов, разработанный учеником Д.Дьюи, американским педагогом В. Килпатриком. Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений. На современном этапе метод проектов получил большое распространение во всем мире. В результате многолетнего педагогического проектирования доказано, что проектное обучение даёт возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, одарённых и творчески - развитых детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными». Перспективность метода проектов в том, что он позволяет воплотить предметные знания в практическую деятельность, формирует ключевые компетенции ученика, существенно повышая качество знаний и умений учащихся. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами»Обоснование актуальности и перспективности метода проектов, его практической значимости для учебно-воспитательного процесса . Анализируя свою педагогическую деятельность в работе с предыдущим выпуском класса, я столкнулись с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования: низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную. Я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. С этой целью я выбрала метод проектов. На выбор метода проектов повлиял и тот факт, что у учащихся уже на первой ступени обучения страдала мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Исследовав познавательную активность учащихся в 1-м классе, увидела, что 5% учащихся класса не имеют интереса к учению; у 50% учащихся класса - ситуативный уровень познавательной активности; у 30% - исполнительский, и только 15% учащихся в моём классе испытывают интерес к учению. Для меня очень важным был тот факт, что метод проектов помогает активизировать учеников. У большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. Организация проектной деятельности на уроке Работу по внедрению проектной деятельности веду следующим образом. С первых дней занятий в школе я ненавязчиво направляю работу детей, организуя отдельные этапы проекта. В первом классе провожу подготовку к осуществлению введения в проектную деятельность. Учащиеся овладевают элементарными знаниями и выполняют разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. В рамках традиционных занятий использую специальные организационные формы и методы: проблемное введение в тему урока; постановка цели урока совместно с учащимися; совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания; групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группах; самоанализ и самооценку; рефлексию. На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе. По математике и русскому языку анализируют и придумывают задания для одноклассников: “Математический сундучок”, “Орфографическая копилка”, “Копилка Знайки”, “Весёлый задачник”, “Лови ошибку” и др. Подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме. Узнают с помощью книг, журналов новую информацию и представляют их одноклассникам в виде сообщений, макетов. На уроках чтения ученики выступают в роли авторов, издателей, художников и др. специалистов книжного дела (книжки-самоделки). В силу психологических особенностей детей данного возраста, их уровня знаний творческие работы чаще носят индивидуальную форму выполнения с непосредственным участием родителей. В третьем и в четвёртом классах работа над проектом принимает уже классический вид. Чаще других использую в работе практико-ориентированные, исследовательские, информационные проекты в рамках одного предмета (монопроекты), чтобы по времени укладывались в один урок (минипроекты) или в несколько уроков (краткосрочные проекты). На этом этапе чаще появляется парная и групповая форма работы, в ходе которой дети учатся учитывать интересы своего соавтора, находить компромиссы в спорных вопросах. Все проекты мы проводим внутри класса, как правило, - между группами учеников. На первоначальном этапе использую ролево – игровые и творческие проекты: «Моя любимая игрушка», «Первый раз в первый класс», «Поляна сказок». По мере взросления детей я использую следующие типы проектов: Исследовательско – творческие: ученики экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна. Ролево – игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по – своему поставленные проблемы). Информационно – практико – ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи); Творческие (оформление результата в виде детского праздника).5) Семейные проекты. Определённые трудности мы испытали при образовании групп и при распределении обязанностей в группах. Дети учились умению работать сообща, быть терпимым к своим товарищам. Также определённые проблемы возникли у детей и при поиске и отборе информации. В работе над проектом нам помогало тесное сотрудничество с родителями, которое способствовало объединению детей, родителей и школы. Мы работали в атмосфере совместного творчества, дети были поглощены, заинтересованы работой. Каждый новый найденный факт активно обсуждался в группах, вызывал бурю положительных эмоций, это было собственное открытие детей и они испытывали при этом значимость результата, которого достигли, что побуждало их к дальнейшим открытиям. Результативность использования метода проектов В процессе работы над проектом у учащихся наблюдалась положительная динамика в формировании следующих умений и навыков: а)мыследеятельностные: (умеют выдвигать идеи, определить проблему, поставить цель урока, высказать гипотезы, обосновать выбор способа или метода, пути в деятельности, планировать свою деятельность, делать самоанализ и рефлексию от 30% до 50% учеников); б) поисковые: (умеют находить информацию 70% учеников); в) коммуникативные: (умеют слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы до 60% учащихся); г) презентационные: (построить устный доклад (сообщение) о проделанной работе, изготовить наглядность могут 60% учеников). Обобщение опыта работы Обобщив опыт моей работы над методом проектов , могу сказать, что самым главным результатом проектной деятельности, является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться. Также считаю, что неоспоримым достоинством проектного метода по сравнению с традиционными, является то, что работа над проектами обогащает ребенка новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нём интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, их обобщать, развивает творческий потенциал. Я убеждена, что проектирование – очень хороший инструмент для формирования функциональной грамотности личности, развития творческих способностей ребёнка, совершенствования таких качеств как, самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств ребёнка – умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам.. Такая деятельность на начальном этапе обучения позволяет ребятам прийти в среднюю школу подготовленными к более серьезной работе над долгосрочными проектами. Однако считаю необходимым отметить, что данная технология не должна вытеснять другие методы обучения. Проектное обучение целесообразно использую как дополнение к другим видам обучения.