«Особенности коллективно-творческой деятельности в специальной школе-интернате.»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Особенности коллективно-творческой деятельности в специальной школе-интернате.»
Автор: Лариса Владимировна Панченко
«Особенности коллективно-творческой деятельности в специальной школе-интернате.» Кравец Ольга ВладимировнаПанченко Лариса Владимировна Коллективно-творческая деятельность – это насыщенная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников, это их общая деятельность. В этой деятельности педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действуют вместе с ними и впереди них. Это:ДЕЛО, так как оно несет в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге;КОЛЛЕКТИВНОЕ ДЕЛО, так как осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и воспитателей, то есть является общей заботой;ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО, так как предполагает непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща.Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего, по характеру общей практической деятельности, которая выступает на первый план: трудовая или общественно-политическая, познавательная или художественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная или организаторская, экологическая.Но в каждом коллективно творческом деле решается целый «веер» педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру.Трудовые КТД. Цель: обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радости, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость.Познавательные КТД. Цель: формировать потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедростьХудожественные КТД. Цель: развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; обогащать внутренний мир человека.Спортивные КТД. Цель: развивать гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества; вырабатывать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность.Общественно-политические КТД. Цель: укрепить гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни. Организаторские КТД. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной-организаторской деятельности. Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников. Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей коллективно-творческих дел, при его подготовке и проведении, педагогу необходимо соблюдать определенные условия, не нарушать последовательность действий (стадий).Структура каждого КТД определяется шестью стадиями и приёмами, используемыми на этих стадиях.Первая стадия — предварительная работа.Воспитатели устанавливают место предстоящего КТД в воспитательной работе, планируемой на новый период с данным коллективом, определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют различные варианты, которые могут быть предложены на выбор детям, продумывают способы проведения своих замыслов, намечают действия, которые могут настроить детей на работу, увлечь перспективой, определяют возможности активизации деятельности каждого участника. Что лучше сделать? С кем? Для кого? Когда? При этом взрослые не диктуют, не навязывают, а размышляют вместе с учащимися.Вторая стадия — коллективное планирование.Теперь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах, группах. Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные «задачи на размышление».Завершается поиск выбором совета дела.Коллективное планирование.Название КТД.Видение результата.Цели.Задачи.Ресурсы (что есть в нашем распоряжении)Критические факторы успеха (это вещи, без которых КТД не сработает)Препятствия (найти решение).Задания:Что?Кто?Когда?Третья стадия — коллективная подготовка дела. Руководящий орган, совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам.Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, что в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают к делу, так как не приобрели еще умения преодолевать трудности. Поэтому велика роль взрослого, старшего товарища, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допуская открытого давления, взрослый по-товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Как? Может увлечь добрым сюрпризом или заинтересовать «трудного» секретным договором с ним. Оказать особое доверие ответственным поручением: «Только ты можешь это сделать». В некоторых случаях воспитатель подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников для поиска.Четвертая стадия — проведение КТД, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный советом дела, с учетом того, что наработано группами. Воспитанники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Не нужно бояться отклонений от замыслов, возникающих во время проведения КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Все это тоже школа жизни. Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для которых оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты.Пятая стадия — коллективное подведение итогов КТД.Это может быть общий сбор коллектива, посвященный итогам КТД, или по группам. Каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД.Кроме общего сбора, участие каждого в оценке проведенного КТД может осуществляться и другими средствами: опросом, заполнением анкеты, творческими отчетами. Главное, чтобы каждый участвовал в размышлении об опыте (своем собственном и своих товарищей) проведенных КТД, учился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи-вопросы. Школьники учатся вырабатывать общественное мнение, создавать добрые традиции.Последовательность анализа КТД:Первым дает обратную связь участник КТД.Затем обратную связь дают участники группы.Завершают анализ педагоги.Примерные вопросы анализа:- Что хорошо удалось?- Как это меня лично продвинуло?- Что получила творческая группа? Каковы основные результаты?- Что мне следует изменить?- Пожелания всем.- Кому отдельное спасибо?- Что делать дальше?Шестая стадия — ближайшее последействие КТД.На общем сборе в анкете дети и взрослые высказали предложения, поделились своими впечатлениями, переживаниями. Говорили о том, чему научились. Педагогу все это надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Известно, что далеко не все школьники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретенный опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе. Намечается программа последовательных действий, определяются новые дела. Создатель данной методики КТД, иначе «педагогики сотрудничества», «педагогики социального творчества», «коллективного творческого воспитания» и др. – Игорь Петрович Иванов (1923-1992), доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор ЛГПИ (Ленинградский государственный педагогический институт), лауреат премии имени А.С. Макаренко. Рассмотрим на примере.Начальными условиями является задание или задача, поставленная перед участниками. Так, в коллективно-творческом деле на тему “По нашим улицам пройдем”, ставится задача: познакомиться с историей Тарасовского района. В основе данного этапа - поисковая деятельность - узнать, в каком году он образовался. Могут быть открыты пути достижения поставленной задачи, например, предлагается найти ответ на данный вопрос, расспросив старших воспитателей и учителей или посетив экскурсию в музее, библиотеку, где смогут найти литературу по интересующей теме. Там же и библиотекарь проведет беседу. Можно воспользоваться интернетом.Также воспитанники, передвигаясь выполняют задания последовательно, поочередно. Детям предлагаются следующие вопросы: 1) узнайте, какие предприятия находятся на территории района ;2) перечислите, какие вы знаете учреждения в нашем районе; 3) какие памятники, памятные места, мемориалы есть в нашем районе. В честь каких людей и событий они установлены;4) Какие села находятся на территории района;5) Какие памятники находятся на территории нашего поселения; 6) На какой улице находится наша школа. Подобрав литературу совместно с воспитанниками, обобщив полученную информацию, совместно составили викторину для другой группы, подготовили рисунки, выступление. Конечным результатом коллективной творческой деятельности является ключевое дело. На нем подвели итоги работы, оценили деятельность каждой группы участников, (могут быть выбраны разные направления работы) и, таким образом, получается общее дело, общий результат, так как каждый из участников продемонстрировал свои достижения и получил еще и новую дополнительную информацию.В итоге дети под руководством педагогов показали интересные, неожиданные выступления. Пример: трудовое коллективное дело Операция, имеющая своей целью быстрое исправление тех замеченных в окружающей жизни недостатков, которые можно устранить силами своего коллектива и его друзей. Это можно совершить в короткий срок, в течение одного или нескольких часов.Возможные задания (предложения) для трудового дела:расчистить территорию от снега, листьев и т. п.;посыпать песком обледенелые дорожки;украсить общественные здания (например, школу,), посадить цветы и деревья и т. п.;подготовить к зиме сад и т. п.;Трудовые атаки проводятся после специальной разведки или по любому сигналу о замеченных в окружающей жизни недостатках. Создается сводный отряд добровольцев (из ребят разного возраста вместе с их взрослыми друзьями), выбирается командир. Этот сводный отряд затем отчитывается о результатах атаки перед всем коллективом.Коллективно-творческую деятельность можно рассматривать на примере подготовки и проведении общешкольных мероприятий такие, как:День знаний, День воспитателя, День учителя, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, День Победы, последний звонок.Коллективно творческие дела дают возможность:Организация КТД особо актуальна для нашего образовательногоучреждения, в котором я работаю. Здесь воспитанники живут вместе,вместе готовятся к занятиям, вместе отдыхают, созданы все условия дляработы в микро-группах и всем коллективом. Дети ежедневно могутконсультироваться с педагогами, получать информацию в библиотеке иинтернете. Контингент обучающихся с ОВЗ чрезвычайно неоднороден: детис тяжѐлыми нарушениями речи, задержкой психического развития иинтеллектуальными нарушениями.Принципы технологии коллективной творческой деятельности:• учение без принуждения, приоритет успешности обучаемого («Каждыйребенок талантлив»);• мажорность в общении и обучении;• учѐт субъектности (самости) личности ребенка (право ребѐнка на ошибку,свободный выбор, собственную точку зрения);• сочетание коллективного и индивидуального воспитания и др.;• приоритет этических ценностей над информированностью (главныеориентиры: доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство и т. д.);• превращение школы Знания в школу Воспитания.Примечательна система оценивания результатов КТД: похвала заинициативу; публикация; выставка работ; награждение грамотами,дипломами, медалями, самодельными подарками; присвоение званий, статусаи т. п.КТД с детьми я провожу по различным направлениям, используяразнообразные формы: трудовые – трудовая атака, десант помощников,подарок другу, трудовой сюрприз; познавательные – вечер разгаданных инеразгаданных тайн, КВН, викторина, путешествие; художественные –кукольный театр, конкурсы, выставки, мастер-классы; спортивные –соревнования, эстафеты; общественно-политические – встречи, праздники;организаторские – день рождения, посиделки. Групповая деятельность воспитанников – это уникальное и в тоже времяестественное социальное и педагогическое явление. Дети находят себя,преодолевая жизненные препятствия, реализовывают и удовлетворяют своидушевные нужды и желания, насыщаются общением, содружеством,сотворчеством и становятся сильнее, увереннее в себе. КТД несут зарядвеселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными.Проявление себя в различных мероприятиях позволяет нашим детямподняться над своими проблемами, забыть о недугах, раскрыть весь мирсвоей души, показать и доказать, что они могут быть равными среди равных.Я убеждена, что каждый «особый» ребѐнок имеет свои личные задатки испособности, а раскрыть их поможет коллективная творческая деятельность.И результатом будет ребѐнок, обладающий креативностью мышления,понимающий свои жизненные потребности, умеющий их реализовывать,преодолевать трудности и решать проблемы соответственно нравственным исоциальным нормам общества, верящий в свои силы и возможности.Школа первой ступени – важный этап в жизни маленького человека, так как изменяется его социальное положение, повышается потребность в самоутверждении, он всё больше и больше взаимодействует с окружающим миром. Ребенок приходит в первый класс, уже имея какой-то жизненный опыт, но развитие личности - процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека. Именно начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс.Именно в этот период особенное значение приобретает правильная воспитательная работа по формированию детской личности. Личный опыт работы показывает, что дети двадцать первого века, впервые севшие за парты, разительно отличаются от тех детей, что были пятнадцать – двадцать лет назад. Одни дети раскрепощены и эрудированны. Часто у таких детей встречается завышенная оценка своих знаний, игнорирование точек зрения других людей, неумение переживать и нежелание думать [4. С. 43].Другие, наоборот, чувствуют себя изолированными и одинокими в классе, в силу разных причин (семейные неурядицы, социальное неравенство и т. п.). Изменилась социальная среда развития современных детей. Высокая информированность детей зачастую приводит к растрачиванию внимания на бесполезные, а порой даже вредные для жизни и здоровья, знания.У детей с ограниченными физическими возможностями бывает больше шансов на успешную социализацию. А умственная отсталость устанавливает естественный порог развития. Конечно, самое важное здесь — тяжесть отклонения. Все чувства, эмоциональные проявления такого ребенка очень тяжело определить. Иногда за улыбкой скрывается агрессия.Если речь идет о снижении интеллекта, то дети с такой проблемой очень часто бывают доверчивыми, открытыми. У них живые реакции, но совершенно не соответствующие возрасту. У других, наоборот, отмечается особая глубина переживаний, может быть отлично развита эмпатия и умение сочувствовать чужой боли. У детей с такими видами расстройств умственной деятельности больше шансов на социальную жизнь. Они посещают специальные школы, там заводят друзей, товарищей по играм. Часто тянутся к обучению, живо интересуются природой, животными, ощущают потребность учиться [16, с. 33].С другой стороны, более серьезная отсталость исключает возможность нормального обучения. Такие дети бывают агрессивны. У них на первом месте потребности, желания. Уровень психологического развития остается таким же, как у ребенка 1-1,5 лет. В такой ситуации очень тяжело дифференцировать эмоциональное состояние детей.Для умственной отсталости характерно неадекватное поведение. Есть потребность в общении, но ребенок не может полностью реализовать ее. Нет критической оценки собственных действий, так как развитие психики находится на том уровне, когда критика еще не возникает. Часто для такого состояния характерно абсолютное безразличие к эмоциям других людей. Малыш (а потом и взрослый человек) не умеет распознавать изменение настроения собеседника.Отставание в психическом развитии часто ведет к проблемам в развитии эмоций. Их состояние зависит от момента. Возможен резкий переход от радости к слезам. Так, кроха играет, смеется, а буквально через секунду уже ломает игрушки и заливается слезами.К сожалению, большинство таких состояний не поддается контролю. Врачи предлагают медикаментозную терапию для людей, страдающим расстройствами психического развития.В отличие от детей с ограниченными физическими возможностями, ментальные проблемы детей не позволяют заниматься с ними привычными методами. Их эмоции можно охарактеризовать как неадекватные. Так, малыш от боли, своей или чужой, может начать громко смеяться. Это сильно мешает социализации, ведь наладить нормальное общение между детьми будет большой проблемой.Такие состояния характеризуются повышенной возбудимостью. Еще одна проблема эмоционального развития — невозможность строить дружеские связи. Для большинства детей с отставанием психического развития нет понятия «дружба». Они предпочитают игру без других малышей, сами с собой. Часто даже игрушки не используются ими во время игры. Привычные методы получения впечатлений тут не работают.Контакт со сверстниками помогает ребёнку с ОВЗ социализироваться, поэтому важно организовывать встречи с одноклассниками во внеурочной деятельности, в форме тематических занятий, кружков, студий и секций.Важно учитывать детскую инициативу при организации утренников и праздников, включать детские импровизации и показывать детские произведения.Чувствуя причастность к общему делу, ученики с ОВЗ приобретают уверенность в себе и стремятся быть самостоятельными, что помогает выпускникам с ОВЗ реализовать себя в жизни.Подводя итог данному параграфу, отметим, что дети с ОВЗ испытывают проблемы не только в обучении, но и в социализации. Не важно, какой дефект ставит ребенка в один ряд с другими детьми с ограниченными возможностями здоровья – каждый из них нуждается в индивидуальном подходе и помощи. Так, грамотно организованная деятельность по воспитанию, обучению и коррекции с детьми с ОВЗ, способны минимизировать влияние дефекта здоровья ребенка на его развитие и социализацию. Одним из методов коррекции в педагогическом процессе с детьми с ОВЗ является коллективное творчество. Именно об этом и пойдет речь в следующем параграфе.. Известно, что социализация является актуальной проблемой для любого ребенка с ОВЗ. Конечно, методика КТД сама по себе является довольно эффективной в педагогическом процессе – она не только сплочает детей, но и развивает творческие качества детей, а значит делает их разносторонне развитыми.Дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, так же способны и талантливы, как и обычные дети. Они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свои способности и оказали поддержку, как педагоги, так и семья, в которой они воспитываются. Ребенок, пережив незабываемый, счастливый опыт творчества, не может остаться прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни. Статья «Роль коллективно творческой деятельности в педагогическом процессе с детьми с ОВЗ» Ценности человека формируются при помощи семьи, друзей, средств массовой информации, искусства, и т. п. Но наиболее системно, последовательно и глубоко на духовно-нравственное развитие и воспитание ребёнка оказывает влияние школа, где обучение и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только учебная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь ребёнка. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является показателем морально-нравственного состояния общества и государства.Новая российская общеобразовательная школа в условиях новых стандартов должна стать одним из главных факторов, обеспечивающих социокультурную модернизацию российского государства. Обучение и воспитание тесно взаимосвязаны между собой.Таким детям свойственно очень скудное общение со сверстниками. Понятия «дворовые игры», «дворовые друзья» постепенно исчезают. Родители, бабушки- дедушки всегда ограничены во времени, им зачастую некогда заниматься воспитанием своих детей и внуков, что порой ведёт к тому, что дети не усваивают моральные нормы, нормы взаимоотношений с другими людьми. Дети становятся некоммуникативными, эмоционально неотзывчивыми, нетерпимыми к чужому мнению. Большинство современных детей по разным причинам лишены возможности приобретения опыта коллективного сотрудничества, бескорыстной помощи другим людям.Довольно часто приходится сталкиваться с нежеланием учащихся прийти на помощь однокласснику, с неготовностью пожертвовать своим личным временем для участия в социально значимом общешкольном или классном мероприятии, с неумением вместе решать возникающие проблемы.Особенно это касается детей с ОВЗ, потому как им, как никому другому социализация дается крайне сложно. Именно поэтому такие дети чаще всего обучаются в специализированных школах и школах-интернатах. Однако не смотря на то, что в таких спец. Учреждениях они находятся в более комфортной для них обстановке, они все равно нуждаются в особенном внимании и особых педагогических технологиях.Одной из самых известных технологий является работа доктора педагогических наук, академика Российской академии образования Игоря Петровича Иванова «Коллективная творческая деятельность» (КТД).Данная технология коллективных творческих дел разработана более сорока лет назад. Однако ежегодно многие учителя вновь и вновь открывают для себя ее суть: ребята сами ищут дело по душе, сами делают выбор, сами планируют (при активном участии взрослых), сами разрабатывают (сочиняют сценарии, режиссируют и т. п.), выбирают роли, поручения, сами проводят свои КТД, их обсуждают и оценивают. Она, безусловно эффективна как для общего образования, так и для образования особенных детей – детей с ОВЗ.Технология КТД помогает сблизиться детям, преодолеть преграды в общении, а главное – раскрывает творческие способности детей. Думаем, что раскрытие творческих способностей помогает ученику почувствовать себя раскрепощённым, особенно если ребёнок по своей природе застенчив, не уверен в себе.Однажды выступив перед аудиторией, ребёнок в дальнейшей жизни будет более раскрепощён, преодолев стеснение, ему будет проще общаться с товарищами, знакомиться с новыми людьми. Ребятам, часто выступающим перед публикой, легче адаптироваться во взрослой жизни.В процессе работы по данной технологии создаются условия для: проявления самостоятельности; проявления активной гражданской позиции; саморазвития и самореализации; социализации личности в современных условиях.Технология коллективных творческих дел оказывает большое влияние на личность каждого ребёнка, потому что является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни, в то же время, являясь основным воспитательным средством.Считаем, что в КТД любой ребёнок может презентовать себя, показать себя как ответственного, исполнительного, инициативного, общительного, организованного ученика. Девиз КТД технологии: «Все творчески, иначе – зачем?»Особенностью данной технологии является то, что дети и учителя выступают субъектами её применения в равной степени. В итоге – пассивный превращается в активного, «трудные» становятся талантливыми. У школьника развиваются организаторские умения, он становится творческой, инициативной личностью. Коллективное творческое дело выполняется общими усилиями всех учеников класса, предполагает постоянный поиск лучших решений поставленных задач, задумывается, планируется, реализуется и оценивается вместе [2, с. 33].КТД всегда подчинено определенной теме, содержит в себе различные игры, соревнования, музыкально и художественно оформленные мероприятия.Коллективные творческие дела по содержанию можно разделить на несколько групп:познавательные – аукцион знаний, академия математических наук, викторина, эрудит – шоу, КВН, «Что? Где? Когда», фестиваль дружбы народов, день памяти.трудовые – «Книжкина больница», день самоуправления, трудовой десант, город искусных мастеров, фабрика игрушек художественные – карнавал, день сказок, кинофестиваль, народные праздники, бал, концерт.спортивные – Олимпиада, остров приключений, турпоход, спортивные праздники.Рассмотрим основные этапы технологии КТД:1. Предварительная работа учителя. Целеполагание. На данном этапе учитель ставит конкретные воспитательные задачи, намечает пути выполнения Дела, продумывает его содержание. Чтобы заинтересовать детей, учитель может провести анкетирование, беседу, игру в выборе дела и т.п. Что лучше сделать? С кем? Для кого? Когда?2. Коллективное планирование КТД. Учитель выносит на обсуждение, как интересно провести Дело. Форма обсуждения может быть в виде «мозгового штурма», аукциона идей, деления класса на малые группы по 4-7 человек, чтобы каждый участник мог высказаться. В конце обсуждения выбираются наиболее интересные, полезные предложения. На данном этапе выбирают Совет Дела – временная инициативная группа, которая руководит подготовкой и проведением мероприятия.3. Подготовка КТД. Очень часто процесс подготовки мероприятия намного значимее по воспитательному влиянию, чем само Дело. 4. Проведение КТД. Учитель должен поддерживать ребят, внушать им уверенность в своих силах, учить взаимовыручке, сопереживанию.5. Коллективное подведение итогов КТД.Вопросы для обсуждения прошедшего дела:1. Какими мы были?2. Что было хорошо? Что получилось? 3. Что нужно сделать, чтобы в следующий раз было лучше?4. Как нам жить дальше? Ребята должны научиться делать выводы, в случае неудачи, уметь предвидеть их в будущем. Учитель должен помочь выработать конструктивное решение, похвалить тех, кто помог общему делу.Обсуждение может проводиться в виде «огонька» (общего собрания), анкеты, линейки с отчётами, «молнии», радио-, фото-, стенгазеты, и т. п. 6. Последействие.На этом этапе учитель, по сути, анализирует результаты КТД, намечает новые перспективы, задумывается над новым КТД. Любой этап КТД - это творчество ребенка, которое обязательно нужно заметить. Если один сделал костюм, другой - своими руками декорации, а третий использовал и костюм, и декорации в своей роли, то успех следует, конечно, разделить на всех. Это и есть коллективный успех.В основе технологиии лежит ориентация детей на общечеловеческие ценности – Человек, Дружба, Семья, Мир, Знания, Земля, Отечество, Культура, Безопасность.Результаты работы при использовании технологии КТД: При работе в микрогруппах, во время совместной деятельности ребята объясняют друг другу всё, что им не ясно. Если необходимо, то не стесняются вместе обратиться за помощью к педагогу. Дети учатся сами видеть проблемы окружающего мира и находить пути их решения. Все понимают, что успех зависит не только от запоминания готовых знаний, но и от способности самостоятельно приобретать новые сведения и умения их применять в конкретных случаях. У детей появляется собственная точка зрения, они учатся её отстаивать.Дети учатся уступать, договариваться, общаться между собой, с педагогом. Ребята учатся помогать друг другу, выручать в трудных ситуациях. Повышается уровень воспитанности учащихся, взаимная ответственность.Педагогическая работа – процесс творческий. Поэтому, когда мы говорим о новых педагогических технологиях, надо всё время иметь в виду, что применять их следует творчески, базируясь на основных принципах и положениях, характеризующих данную технологию, но, одновременно ориентируясь и на ситуацию, с которой приходится сталкиваться педагогу, а также особенности собственной личности и личностей своих учеников. И поскольку, не существует двух одинаковых личностей, двух одинаковых мнений, одинаковых школ и даже классов, то и результаты, которые мы получим, апробируя данную технологию, будут различными, но обязательно с положительной динамикой [6, с. 32].Таким образом, в данной главе мы выяснили особенности развития детей с ОВЗ и отметили основные направления педагогического процесса с ними. Мы выяснили, что одним из наиболее эффективных методов педагогической работы с целью социализации детей с ОВД, является метод коллективной творческой работы, который, безусловно, приносит положительные плоды, что мы и докажем в следующей главе.У детей с ограниченными возможностями развитие психики и эмоций идет не так, как обычно. Им заметно тяжелее социализироваться, так что нужно приложить усилия для того, чтобы сделать их частью общества. Наличие дефектов развития еще не делает их менее ценными членами общества. И все же сегодня инвалидность у детей остается острой проблемой.Дети с ОВЗ нуждаются в особенных методах работы. Их психическое развитие не может проходить по тому же простому пути, как у детишек без патологий. Они лишены одного (или сразу нескольких) видов восприятия мира: слуха; зрения; речи; возможности передвигаться.Или же у них могут быть выявлены дефекты умственного развития, особенности психики. В любом случае сегодня для таких детей есть множество возможностей. Родителей нужно информировать об этом, а не рассказывать им лишь о сложностях. Благодаря возможности эмоционального и психического развития они получают реальные перспективы для жизни, работы, общения.Нарушение слуха будет влиять в первую очередь на развитие речи. Большинство малышей с такими нарушениями можно сразу выделить в группе других детей. У них действия носят ситуационный характер с раннего возраста. У малыша нет слуха, а значит, реагировать на многие события он просто не может.Если ребенок уже родился с полной потерей слуха, то этот дефект не считается особенно влияющим на эмоциональное развитие. Ребенок может видеть, трогать, пробовать на вкус и приучается воспринимать мир именно через эти каналы. Малыш очень открыто и позитивно реагирует на появление матери. Он не может запомнить ее голос, но хорошо ориентируется в мимике и жестах.К сожалению, восприятие устной речи для этих детишек невозможно. Их собственная речь малоэмоциональна или вообще лишена эмоций. Это еще не значит, что кроха не испытывает радости, грусти, перепадов настроения.Эмоциональное развитие проходит практически так, как у других детей, просто не может быть отражено в речи. К первому году такие детки начинают показывать, что чувствуют.Это возможно с помощью жестов, мимики, которые развиты особенно ярко. Малыш испытывает нормальную необходимость делиться переживаниями и позитивными эмоциями.Главное – с раннего возраста заниматься социализацией и обучением детей. Они общительные, вполне поддаются социализации, у них есть желание играть с другими малышами. Зато во многом они более чувствительны. Такие дети очень часто подвержены стрессам, депрессиям. Это ограничивает их от общения с другими. Тут родителям очень важно следить за взаимодействием ребенка с окружающим миром. Вам придется столкнуться с трудностями в адаптации. Эмоциональное развитие нуждается в постоянном стимулировании.Отклонения в опорно-двигательном аппарате. Все зависит от тяжести повреждений и длительности этого состояния. Для детей с врожденными проблемами характерна повышенная возбудимость. Их реакции на раздражители очень сильные. У таких малышей случаются истерики, приступы страха и паники, повышенная веселость. К сожалению, часты аффективные состояния гнева. Часто проблемы с ОДА провоцирует задержку в речевом развитии [3, с. 44].Если не заниматься развитием малыша, то это приводит к психологическому инфантилизму. Он вынужденно находится в зависимом состоянии от взрослых. Нет самостоятельности, возможности хоть как-то ухаживать за собой – развивается упадок желаний. Возможностей нет, нет никаких стимулов – жизнь теряет свой смысл. Это часто происходит с детьми, которые находятся в интернатах и специальных детских домах. Эмоциональное развитие полностью останавливается на том уровне, который был получен естественным путем.Родителям нужно искать способы, как заинтересовать малыша. Например, поход в зоопарк или музей не станет для него интересным опытом, не вызовет эмоций. А самый обычный поход в магазин может его удивить и вызвать у ребенка массу вопросов.Особенно сложными в плане эмоционального развития являются комплексные дефекты. У детей с ограниченными возможностями и психическими дефектами отмечается очень слабый эмоциональный фон. Речь идет о детях с такими комбинациями дефектов, как: слепота и ДЦП или другие церебральные нарушения.У них от природы гораздо меньше возможностей даже для обучения эмоциям. Одновременное отсутствие таких важных параметров, как возможность видеть и слышать, делает развитие очень сложным для человека. К сожалению, для детей с ограниченными возможностями сразу по нескольким параметрам не всегда можно подобрать «язык общения». Их эмоции находятся на стадии раннего развития ребенка (1-1,5 года).Такие дети практически не проявляют эмоций. Ярко выражается недовольство, сопротивление. Они громко кричат, могут пытаться инстинктивно ударить. Многие родители отмечают, что не понимают своих детей в таком состоянии. Их внутренняя жизнь не находит выхода через эмоции. Они редко плачут, практически не улыбаются. Улыбка может носить нервный характер. Особенно ярко это выражается, если крошка не может видеть. Ведь зрительное восприятие помогает наладить эмоциональную связь, и если его нет, а попутно отсутствует и слух, то человеческие эмоции «дремлют».Отклик вызывают самые простые ситуации: голод, жажда; боль; невозможность движения; новая атмосфера (резкое снижение температуры воздуха).В России для детей с ОВЗ функционирует система специального образования. В коррекционных школах создаются особые условия обучения для детей с ОВЗ, в кадровый состав входят медицинские работники и учителя-дефектологи. Но изолированность специальных образовательных организаций снижает у детей с ОВЗ стремление к продолжению образования.Альтернатива коррекционной школе – обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе вместе с детьми возрастной нормы.При инклюзивном образовании учащиеся с ОВЗ в полном объеме участвуют в жизни коллектива школы. Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию и создаёт необходимые условия для детей с особыми образовательными потребностями.Это становится темой для педагогических исследований. В статье «Познавательная самостоятельность детей с ОВЗ как жизненный ориентир» делается акцент на необходимости развития познавательного интереса у школьников с ОВЗ. Статья опубликована в 2017 году в первом номере журнала «Человек и образование».Бухаров А.М. считает, что дети с ОВЗ достигают больших результатов в инклюзивной среде, которая обеспечивает социализацию подростков с особыми образовательными потребностями. Педагог выделяет развитие познавательного интереса как важную задачу при работе с детьми с ОВЗ в школе [16, с. 87].Работа с детьми с ограниченными возможностями требует от педагогов особого подхода. Для развития мотивации и познавательной самостоятельности ученика с ОВЗ необходимо создание комфортной образовательной среды, применения учителями новых педагогических технологий и действенных форм обучения.Ребёнок с ОВЗ проявит инициативу и самостоятельность, если не принуждать его к учению. Когда педагог даёт детям свободу, позволяет быть самостоятельными, учащиеся демонстрируют способности. Поэтому учителю нужно чаще давать на выбор несколько заданий, одинаковых или дифференцированных по сложности. При таком отношении проявляются образовательные потребности учащихся, что даёт толчок к развитию мотивации и познавательного интереса.Деятельностный подходМотивация и познавательная самостоятельность говорят об отношении учащегося к содержанию и ходу образования и желанию овладеть знаниями и умениями. Преодолеть безучастность ученика с ОВЗ и стимулировать проявление познавательного интереса помогает деятельностный подход.При деятельностном подходе в центре внимания стоит совместная деятельность учеников с учителем. Педагог не даёт готовые знания, а ищет их вместе с учащимися.Проблемное обучениеМотивация и познавательная самостоятельность формируются, если ученик ощущает себя субъектом образовательного процесса и понимает зависимость результата от его действий. Самостоятельность не даётся ребёнку с рождения, а формируется в процессе образования. Познавательная самостоятельность развивается через навыки и умения узнавать новое самостоятельно. Ученик с ОВЗ должен научиться принимать решения, проявлять инициативу и не бояться совершать ошибок.Для этого применяется проблемное обучение, при котором ученик получает возможность включиться в образовательный процесс как активный участник. Задавание при изучении нового материала вопросов, которые требуют анализа, сравнения и рассуждения, вызывает интерес к новому материалу. Неверные ответы не критикуются, а мягко корректируются. Важно, чтобы учитель поощрял учащихся, которые задают вопросы, так как это отражает их желание думать самостоятельно.Постановка проблемных вопросов и совместный поиск ответов учит самостоятельному определению вопросов и формулированию задач. Тогда ученик понимает ценность процесса получения знания.Современные технологии в работе с детьми с ОВЗ в школеКомпьютерные и мультимедийные формы работы расширяют возможности развития познавательного интереса учеников с ОВЗ. Использование презентаций при объяснении нового материала делают занятия более наглядными, потому что такая организация учебного материала содержит три вида памяти: зрительную, слуховую и кинетическую. Коммуникативные навыки как условие социализации Специальное обучение ограничивает контакты ребёнка с ОВЗ и препятствует его полной адаптации в обществе.Каждый урок с таким учеником – это, в первую очередь, общение. Общение с другими людьми мотивирует к самостоятельной деятельности и помогает познать окружающий мир. Развитие коммуникативных навыков становится обязательной частью занятий. Игровой компонент в работе с детьми с ОВЗ в школе Важно установить контакт с родителями ребёнка с ОВЗ и работать совместно. Развитию познавательного интереса помогают занятия в игровой форме, которые доступны и родителям в домашних условиях. Игровой компонент сохраняет внимание и поддерживает любопытство учащегося в течение занятия. Для формирования устойчивой фиксации взгляда и развития пространственного восприятия применяют упражнения «солнечный зайчик», «проследи за самолётом», последовательная демонстрация изображений, построение геометрических форм и другие. При работе по развитию речи и формированию слухового внимания используют упражнения «определи направление звука», «отгадай, кто кричит», «отгадай, на каком инструменте играют» и «сосчитай удары».Оба педагога говорят о необходимости развития мотивации и познавательной самостоятельности у детей с ОВЗ. Цель развития самостоятельности - в формировании собственного мнения и уверенности в собственных силах. Школьники учатся самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу, достигать цели и не бояться совершать ошибки [5, с. 54].