"Уроки технологии в школе – взгляд изнутри"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Уроки технологии в школе – взгляд изнутри"
Автор: Мальцев Пётр Николаевич
Уроки технологии в школе– взгляд изнутри
Уроки технологии - весьма своеобразный и необычный предмет для школьной программы, особенно для мальчиков. Только войдя в мастерскую, в глаза бросаются необычные для школьного класса атрибуты и предметы – вместо привычных парт здесь можно обнаружить верстаки, вокруг верстаков большие, неизвестные для новоиспечённого пятиклассника, железные машины, именуемые станками. На стенах, вместо привычных плакатов, рисунков с знакомым алфавитом, цифрами, видим не сразу понятны и различимы сложные, на первый взгляд, инструкции, технические рисунки, схемы. Но первый взгляд, как правило, обманчив. И только стоит немного втянуться – как сразу открывается новый, неизведанный мир технических наук. Тут предстоит разобраться и со столярным делом, и со слесарным, понять сантехнику, электротехнику и многое другое…На первый взгляд, непосильная ноша не то что для школьника, а даже для взрослого человека. Но давайте разбираться, так устроен мир и образование в частности, что нужно собирать по крупицам свои знания и творческий потенциал. Не всегда бывает так, что человек сразу видит и находит своё признание, иногда на это уходят многие годы. И уроки технологии предназначены как раз для этого, главное - желание.
Итак, с чего мы начинаем урок, обязательно с техники безопасности. Об этом нужно говорить всегда и постоянно, ведь неподкупный интерес ко всему новому может закончиться очень печально. Мальчики должны осознавать, что это уже не игрушки, это настоящие мужские вещи, непременные атрибуты взрослого человека умеющего навести порядок дома и зарабатывать деньги собственным трудом. Поэтому безопасность и порядок на рабочем месте должен являться главным правилом. Открываем книги, тетради и начинаем путешествие в сложный, но очень интересный мир, ведь нам предстоит изучить многое. Однако многие термины и определения будут встречаться и в других дисциплинах, таких как физика, химия, информатика, геометрия, черчение, ОБЖ. А для творческих проектов всегда пригодятся знания их уроков прошлых лет обучения, как рисование, лепка, склеивание. И все это вкупе обладает синергетическим эффектом на образовательные и творческие процессы школьника. Но не будем спешить, нужно изучать постепенно, от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
И вот тут нас начинают постигать и новые трудности и проблемы. Дело в том, что при развитом маркетинге, эпохе компьютеров и широчайшего разнообразия любых товаров, изделий и услуг человеческие знания и умения атрофировались и, кроме как нажимать кнопки, многие люди уже ничего не умеют. Да и зачем, если всё можно купить в готовом виде или заказать у специально занимающихся этим людей – вот логика современного общества. Страшно подумать, к чему это всё приведёт, особенно учитывая то, что большинство товаров импортного производства. Так и здесь, после многих часов изнурительных уроков рассказывая и показывая вновь и вновь, казалось бы, простые и элементарные вещи, приходишь в негодование – некоторые так и не смогут ответить, чем же отличается стамеска от отвертки, а гвоздь от шурупа. Но, я всё же надеюсь, таких меньшинство. И я не буду акцентироваться на негативе в большей степени. Приятно наблюдать то, что объясняя новую тему, у учеников в буквальном смысле горят глаза, как они впитывают очередную тему урока по словам и терминам, как с заметным удовольствием излагают её на следующем уроке. Это стоит многого. Обращаться с инструментом немного сложнее, но гораздо интереснее, чем с ручкой. И тут уже можно наблюдать как кривоватая и ничем не примечательная древесина начинает приобретать приятные и красивые очертания изделия, а холодные куски металла - правильную и нужную форму и получают тепло от механической обработки и старательных кропотливых детских рук, простой, но уже такой важной работы над изделием и самим собой. Не менее завораживающим и приносящим уверенность и гордость за свою профессию выглядит процесс, когда из пучка проводов и пакета деталей получается электрическая цепь или изделие. Ведь, как известно, труд закаляет характер, придаёт уверенности в себе, помогает побороть лень и комплексы, а также хорошее средство для отличного настроения.
Но, несмотря на изобилие положительных эмоций, всё же придётся вернуться к очевидным проблемам и недостаткам. Одним из них, впрочем, и самым важнейшим, является материально-техническая база. Почти все станки уже имеют огромный стаж и выработали свой ресурс ещё в прошлом веке, а инструмент сильно износился. Более того, многие школы не в состоянии содержать, обслуживать и обновлять содержимое мастерских, а родители школьников не хотят или не могут обеспечить даже расходными материалами для своего ребёнка. Быть может, это и не их вина, ведь помимо прочего в школе много важных и нужных классов, которые тоже нужно содержать в чистоте и порядке, да и на родителях и без того большая финансовая нагрузка. И технология, таким образом, уходит на задний план, оставляя груз ответственности на плечах учителя, которому нередко приходится покупать некоторый инструмент за свой счёт. Несмотря на обилие громогласных заявлений от политиков и СМИ о необходимости собственного производства, независимости от импорта – никаких шагов в положительную сторону пока не сделано. И урок технологии, как отличный способ профориентации, маленькое окошко в большой мир индустрии и производства, так и остаётся незаметным и замазанным от амбиций иметь всё и сразу, много денег, при этом не делая ничего. И это переходит из поколение в поколение… А отрезвление придёт не сразу, но очень скоро… По себе знаю… Не теряйте времени, не надейтесь на чудо, любой труд будет непременно вознаграждён. И не только хорошими оценками.