Игра «Кубик Блума» . Методика использования кубика «Блума»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игра «Кубик Блума» . Методика использования кубика «Блума»
Автор: Сунгатуллина Айьсина Ринатовна

Воспитатель: Сунгатуллина А.Р. МБДОУ Сабинский детский сад №1 ШатлыкИгра «Кубик Блума» . Методика использования кубика «Блума»Цель: ознакомление педагогов с приемом «Кубик Блума»- технологии развитие критического мышления.Чем же должен овладеть ребенок, выходя из стен детского сада? Основное внимание должно уделяться не столько накоплению определённой суммы знаний, сколько привитию желания и умения учиться. Именно поэтому меня заинтересовала педагогическая технология развития критического мышления.Актуальность    развития   критического мышления  вытекает из особенностей современной  ситуации в государстве. Страна нуждается в построении гражданского общества,   состоящего  из  активных, критически мыслящих  граждан,  ответственных  за  свою  судьбу  и  судьбу своей страны. Актуальность проблемы подтверждается также и тем, что выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности.   выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать,  моделировать,   делать   выводы,  принимать    продуман-ные решения. Очевидно, что эти умения должны формироваться в учебной среде, в том числе через технологию развития критического мышления.Так что же такое критическое мышление?         Во-первых, критическое мышление—это мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем: это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идеи или убеждения другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением — это словно подтверждает нашу правоту. Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения.           Во-вторых, информация является отправным пунктом развития критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Ведь как точно подмечено: трудно думать с «пустой» головой. Чтобы  породить сложную мысль, нужно переработать гору интеллектуального «сырья» — фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций. Мыслить критически можно в любом возрасте: не только у взрослых, но даже у первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. Разумеется, мыслительные способности маленьких детей будут еще совершенствоваться при обучении, но даже они способны думать критически и вполне самостоятельно. В своей познавательной деятельности ученики и учителя, писатели и ученые подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.         В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Человек любознателен по своей природе. Любопытство есть неотъемлемое свойство всего живого. Мы с вами больше привыкли наблюдать это свойство у малышей. Подлинный процесс познания на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей.      В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы, подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.       В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль оттачивается, когда ею делятся с другими, и, как тонко подметила философ Ханна Арендт, «совершенство может быть достигнуто только в чьем-то присутствии». Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся  мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие в русле развития критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая дебаты и дискуссии, а также различные виды письменных работ учащихся.    Таким образом, критическое мышление — это:
  • Открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
  • Цели современного образования,  заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать?Предлагаю один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума".Почему мой выбор пал на этот прием решила, что данный прием больше всего подходит для детей старшего дошкольного возраста, т. к. он вносит элемент игры в занятие, а это на данном возрастном этапе очень важно для ребенка. Мои дети с интересом восприняли этот прием, но нужно сказать, что они и столкнулись с трудностями, когда нужно самим придумывать вопросы. Поэтому я использую этот прием на обобщающихзанятиях, когда у детей уже есть определенные знания. И при прочтении произведений.  Этот прием очень хорошо идет при работе в группах. Так как в группе происходит обмен мнениями, каждый может внести свой, хоть небольшой вклад в работу. И более слабые дети не чувствуют себя не востребованными.Методика использования кубика «Блума»1 Понадобится обычный бумажный кубик на гранях которого написано:Назови.Почему.Объясни.Предложи.Придумай.Поделись.2.Формулируется тема занятия. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придётся отвечать3.Кубик «Блума» интересен тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Воспитательили ребенок бросает кубик, выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика с него и должен начинаться вопрос.Назови. Предполагает воспроизведения знаний. Это самые простые вопросы. Ребенку предполагается просто назвать предмет, явления, термин и т.д. Например сказка К.И.Чуковского «Муха-цокотуха» , назовите главных героев сказкиили назови кто написал эту сказку.Почему. Этот блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть указать процессы которые происходят с предметами, явлениями.Например: Почему муха пригласила в гости к себе всех друзей?Объясни. Это вопросы уточняющиени предлагают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.Обьясни: Поступки гостей, поведение, отношение к мухе-цокотухе.Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока.-Ты действительно думаешь, что гости поступили неправильно?-Ты уверен в поступке комара?Предложи. Ребенок  должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Или предложить свое видение проблемы, свои идеи.Например. Предложи: Другой сюжет, концовку, название произведенияПридумай. Это вопросы творческие. Которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.Например. Придумай свою версию концовки сказки, если бы комар не прилетел.Придумай прилагательные к каждому из героев: Муха-цокотуха, паук, букашки, комарик, бабочки, блошки и т.д.Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений.  Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребенка, его эмоциях, которые вызваны названной темой.Например, «Как хорошо когда всё хорошо кончается!», «Поделись своим отношением к героям сказки, своими эмоциями к прочитанному произведению»Составление Текста-рассуждения «Зоопарк»Назови : Как выглядит зоопарк? Что означает слово зоопарк?Сравни(Укажи сходство и различие) Сравнить животных и птиц живущих на воле и живущих в зоопарке . Чем похожи и чем отличаются?Назови ассоциацию. (С чем можно сравнить.) Нельзя детям говорить , что ребенок ошибается. Ассоциации имеют личностный характер. Если ребенок ошибается лучше пусть он объяснит, почему так думает?Сделай анализ.(Для чего делают зоопарки)Примени.( Где можно применить?) Можно ли знания о зоопарке использовать в жизни для других целей?Оцени.(Что хорошего, что плохого? Почему? пределить свое отношение. Правильно ли делает человек, что человек содержит животных в зоопарке?Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А воспитателю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения детей.