по теме «Выбор модуля комплексного курса ОРКСЭ»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: по теме «Выбор модуля комплексного курса ОРКСЭ»
Автор: Бикмухаметова Алина Азатовна

Тема: Выбор модуля комплексного курса ОРКСЭ
Цель собрания:помочь родителям (законным представителям) определиться с выбором модуля комплексного курса ОРКСЭ
Задачи собрания
Познакомить родителей (законных представителей) с нормативно-правовой основой введения комплексного курса ОРКСЭ.
Познакомить родителей с целями и задачами курса ОРКСЭ;
Информировать родителей, обучающихся о содержании данного курса.
Подготовить родителей к осознанному выбору модуля курса ОРКСЭ.
Провести процедуру уточнения выбора модуля комплексного курса ОРКСЭ родителями (законными представителями) для своего ребёнка.
Познакомить с некоторыми практическими советами, которые могут пригодиться родителям в ходе реализации курса.
Ход собрания
1) Вводное выступление
- Здравствуйте, уважаемые родители!
Мы рады вас всех приветствовать на родительском собрании. Мы собрались, чтобы сообща обсудить вопросы введения в 4 классе нового курса.Это единственный предмет в учебном плане школы, который изучается обучающимисяс его согласияпо выбору его родителей (законных представителей). Называется этот курс - основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ).
- Зачем в школе вводится новый курс ОРКСЭ ?
Главная причина - социальная: снижение культуры общества (в обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения),разрушение моральных норм,отсутствие четких положительных жизненных ориентиров дляподрастающего поколения, принятие от взрослых асоциальных норм поведения, наблюдающиеся в обществе явления нарушения межнациональных отношений, незнание истории и культуры предков.
А народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Это хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального характера.
Сегодня встал вопрос о том, что преподавание комплексного курса ОРКСЭ просто необходим. Поэтомувсоответствии с поручением Президента Российской Федерацииот 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632) с 1 сентября2012 г. во всех субъектах Российской Федерации ввелся курс Основы религиозных культур и светской этики (далее – курс ОРКСЭ).
Апробация комплексного учебного курса ОРКСЭ в 2009-2010 уч. году осуществлялась в 21 субъекте Российской Федерации. Результаты двухлетней апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ свидетельствуют о его педагогической эффективности, значительном влиянии на нравственное состояние обучающихся.
Введение курса было поддержано учителями, руководителями школ, обучающимися и их родителями, общественностью.
Более 90% (88 % родителей, 94 % учителей, 93 % руководителей школ, 91% представителей органов исполнительной власти) положительно отнеслись к введению курса. ОРКСЭ формирует у обучающихся культуру межнационального и межконфессионального общения, уважительное отношение к культурным, религиозным традициям народов России, развивает интерес к морально-нравственным аспектам социальной жизни человека.
2) Цель учебного курса ОРКСЭ– формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Местокомплексного учебного курсавпрограмме обучения
И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета Окружающий мир, с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета История. Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
3)О содержании данного курса.
Что будут изучать дети на курсе ОРКСЭ ?
Учебный курс Основы религиозных культур и светской этики состоит из 6 модулей:
Основы православной культуры;
Основы исламской культуры;
Основы буддийской культуры;
Основы иудейской культуры;
Основы мировых религиозных культур;
Основы светской этики.
Каждый из модулей включает четыре тематических раздела.
-Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Россия — наша Родина.
-Основы традиционных религий и светской этики.
-Традиционные религии и этика в России.
-Духовные традиции многонационального народа России.
Такая конструкция даёт возможность родителям выбрать, а школьникам изучать один модуль и одновременно скрепляет разные модули общими разделами, обеспечивая педагогическое единство курса Основы религиозных культур и светской этики.
4) Подготовка родителей к осознанному выбору модуля курса ОРКСЭ.
I.Учебный модуль Основы православной культуры.
Цель предмета — познакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства.
Методическими достоинствами учебника можно считать хорошую структурированность и проработку заданий для учащихся. Можно отметить также, что содержание учебного предмета по православной культуре имеет многочисленные межпредметные связи с содержанием основных школьных гуманитарных дисциплин: русского языка, литературы, истории (как всеобщей, так и особенно историей России). Изучение православной культуры явится серьёзным подспорьем в общем гуманитарном образовании, позволит лучше и легче учиться по гуманитарным дисциплинам.
Темы:Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. *
Учебный модуль Основы исламской культуры.
Главной целью преподавания курса Основы исламской культуры должно стать стремление к тому, чтобы дети лучше знали друг друга, уважали друг друга, любили друг друга и, понимая различия, осознавали бы, что все мы — люди одной Земли.
Что касается исламоведческого содержания этой дисциплины, то авторы дали максимально возможную в установленных методических и содержательных границах познавательную информацию об исламе: о том, что такое ислам как религия, в чем суть его вероучения, в чем суть его ритуальной практики, какие праздники отмечают мусульмане, какие нравственные правила должны соблюдать мусульмане в повседневной жизни.
Но курс имеет одновременно четко выраженную дидактическую и культурологическую направленность. В нем очень много внимания уделяется патриотическому воспитанию детей, укреплению любви к своей родине, привитию толерантности и чувства уважения к людям разных взглядов, к людям верующим и неверующим.
Учебный модуль Основы буддийской культуры.
Цель преподавания модуля Основы буддийской культуры: отношение человека к окружающей природе; семье, ее ценностям, а также изучается история возникновения буддизма в России, буддийские святыни, праздники в буддийской культуре, ритуалы.
Темы: Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Учебный модуль Основы иудейской культуры.
Цель: познакомить с основами иудейской духовной традицией и раскрыть ее значение в формировании личности и поведения верующего человека.
В учебник включены темы:
-Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историей и традицией.
-Еврейский календарь.
-Еврейские праздники: их история и традиции.
-Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
-Любовь и уважение к Отечеству.
Передавая духовное содержание религии, объясняя причины нравственного выбора верующего человека, авторы учебника знакомят учащихся с такими понятиями как милосердие, благотворительность, сочувствие.
Учебный модуль Основы мировых религиозных культур.
Цель:
-дать общее представление о четырех религиях, распространенных в России;
-понять историю возникновения религий;
-познакомиться со священными книгами религий мира;
- узнать о нравственных заповедях в религиях мира.
Темы: Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Учебный модуль Основы светской этики
Цель: научить детей самостоятельно делать правильный выбор в определенной жизненной ситуации, а также нести ответственность за свои поступки.
Темы:Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Семья, любовь, дружба, товарищество. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Ответы на вопросы родителей, уточнения. (Администрация и педагоги отвечают на вопросы родителей.)
Следует отметить, что отсутствие отметок на уроках ОРКСЭ вызвано не второстепенностью или недостаточной важностью курса, а тем, что мотив нравственного поступка не оценивается в баллах.
5)Выбор модуля комплексного курса ОРКСЭ родителями (законными представителями) для своего ребёнка.
Итак, сейчас вы будете выбирать модуль. Какой выбрать? Это только ваше решение. Я могу лишь только пожелать вам сделать правильный выбор. Спасибо за внимание.
1) Написание родителями личных заявлений.
2) Сдача родителями заявлений классному руководителям, сверка ими числа заявлений по заранее подготовленному списку класса.
6) Заключительный этап. Подведение итогов выбора.
На основе данных выбора должен быть оформлен отдельный протокол родительского собрания класса. Протокол должен быть подписан классным руководителем и родителями 3 класса и лист сводной информации.