Сказочная география


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сказочная география
Автор: Заводцова Татьяна Васильевна

Муниципальная научно-практическая конференция учащихся 5-8 классов «Галилео»Направление: естественнонаучное (география)Форма работы (исследовательская) Тема «Сказочная география» Работу выполнила:Давыдова Анастасия Александровна, МАОУ «СОШ №10», 8Б класс.Руководитель: Заводцова Татьяна Васильевна, учитель географии, высшей категории, МАОУ «СОШ №10» г. Гай 2023Содержание.Введение ……………………………………..………………………….стр.3 Глава 1. Что такое топоним и топонимика…………………………....стр.4Глава 2. Топонимы в сказках………………………………………….. стр.5 2.1. Сказка А.С. Пушкина «Золотой петушок»……………………..стр.5 2.2. Сказка А.С. Пушкина «О царе Салтане»……………………….стр.5 2.3.Русская народная сказка «Снегурочка»…………………………стр.6 2.4. Русская народная сказка «Царевна – лягушка»………………..стр.6 2.5. Взаимоотношение человека и природы в сказках…………….стр. 6Глава 3. Практическая часть……………………………………………стр.8Заключение………………………………………………………………стр.9 Литература……………………………………………………………...стр.10 Приложения………………………………………………………….…стр.11 Введение Ещё до появления географической науки люди прекрасно умели ориентироваться в окружающем их мире, на практике познавали особенности природы своей местности. От наблюдательности и практической смекалки зависела жизнь первобытного человека. Представления древних людей о природе и человеке, исходили из практического опыта, а их осмысление уходило в область мифа, сказок, то есть было фантастическим. В детстве наши мамы открыли нам мир волшебных сказок, которые учат нас простым истинам. Именно они, сказки, впервые знакомят нас с географическими знаниями. К такому выводу я пришла, сопоставив некоторые моменты из сказок с реальными научными данными. В своей работе я приведу несколько таких примеров.Актуальность Сказки – это азы будущих знаний географии, астрономии, биологии и других наук.Цель работыВыявить особенности географических объектов, процессов, приборов по средствам сказок; показать взаимосвязь предметов, изучаемых в школе, с литературными произведениями. Задачи:
  • сопоставить возможные вымышленные (сказочные) предметы, персонажей с географической информацией;
  • составить описание сравниваемых объектов;
  • Методы исследования
  • поисковый;
  • описательный;
  • метод анализа и обобщения;
  • ГипотезаВ сказках наши предки предугадали появление в будущем карт, навигационных приборов, приборов видения и т.д. Глава 1. Что такое топоним и топонимикаТопо́ним в дословном переводе с греческого, топоним это «имя места», то есть название того или иного географического объекта: континента, материка, горы и океана, моря и страны, города и улицы, природных объектов. Основное их назначение – фиксация «привязка» того или иного места на поверхности Земли. Кроме того, топонимы для исторической науки это непросто имя какого-либо географического объекта, а исторический след на карте, у которого есть собственная история возникновения, языковое происхождение и смысловое значение.Таким образом, топоним - это название континентов и океанов, стран и географических областей, городов и улиц в них, рек и озер, природных объектов и садов. Происхождение и смысловое наполнение, исторические корни и изменение на протяжении веков произношения и написания названий географических объектов изучает специальная наука – топонимика. Слово «топонимика» произошло от двух греческих слов: topos - место и onyma - имя. Топонимика является интегральной наукой, функционирующей на стыке языкознания, географии и истории. Географические названия не возникают на «пустом» месте: подмечая те или иные особенности рельефа и природы, люди, жившие поблизости, называли их, подчеркивая характерные особенности. Со временем менялись народы, жившие в том или ином регионе, но вот названия сохранялись и использовались теми, кто пришел на смену. Основной единицей для изучения топонимики является топоним. Наименования городов и рек, деревень и станиц, озер и лесов, полей и ручьев – все это топонимы России, очень разнообразные как по времени появления, так и по своим культурным и языковым корням.Глава 2. Топонимы в сказкахВ разных сказках широко встречаются волшебные предметы: ступа БабыЯги, летающий конекгорбунок, сапоги скороходы, ковер–самолет, объединяет их все способность летать, большая скоростью, удобство в использовании.Возможно, в далеком будущем, будут существовать и аналогичные виды, а в настоящее время эти предметы отдаленно напоминают воздушные виды транспорта. 2.1.Сказка А.С.Пушкина «Золотой петушок»В этой сказке главный герой указывал на приближающуюся опасность. В точности как метеорологический прибор для измерения направления и скорости ветра - флюгер. Флюгер представляет собой металлический флаг, расположенный на вертикальной оси и поворачивающийся под воздействием ветра. Противовес флага направлен в сторону, откуда дует ветер. Флюгер часто служит декоративным элементом — для украшения дома. Он может использоваться и для защиты дымовой трубы от задувания. Часто садоводы применяют флюгер с пропеллером для избавления от кротов, землероек и прочих подобных вредителей. Вибрации, передающиеся в землю от вращения пропеллера, отпугивают грызунов, и они покидают участок. (см. приложение 1)2.2. Сказка А.С.Пушкина «О царе Салтане»В этой сказке мы рассмотрим следующий отрывок:Где-то вздуется бурливоОкеан, подымет вой,Хлынет на берег пустой, Расплеснется в шумном беге,И очутятся на бреге,В чешуе, как жар горя,Тридцать три богатыря…В этом отрывке можно рассмотреть действие цунами. Цунами-длинные волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме. В сказке 33 богатыря обладают мощной силой и выходят из моря на сушу, так же как и мощное цунами вырывается на сушу на расстояние до 10 км. (см. приложение 2)2.3.Русская народная сказка А.Н.Островского «Снегурочка»Вспомним момент, когда Снегурочка пошла гулять и играть с подружками, где вскоре она прыгнула через костер, растаяла и превратилась в облако. В данном действии описывается «Круговорот воды в природе». В интересной форме сказка знакомит нас с этим удивительным природным процессом. (см. приложение 3) 2.4. Русская народная сказка « Гуси лебеди»Следующий сказочный «герой» - это волшебный клубок ниток. Он как правило хранится у Бабы – Яги, которая помогает главному герою в поисках нужного пути, так как клубок бежит по лесной тропинке в нужном направлении. Это чудо приспособление, по моему мнению, явно дальний родственник, известный каждому школьнику прибору. Конечно, это компас, устройство, облегчающее ориентирование на местности. И так же как и волшебный клубок ниток, всегда имеет одно направление, а точнее всегда указывает на север. (см. приложение 4)2.5. Взаимоотношение человека и природы в сказкахЗдесь можно выделить целый блок сказок. Например, «Аленький цветочек», в дивном саду был сорван этот цветок героем сказки.В жизни мы имеем более печальные последствия, ряд растений занесен в Красную книгу и список этот пополняется ежегодно. Другой сказочный цветок «Цветик семицветик», обладает волшебными свойствами, его лепестки были потрачены героиней напрасно, и только последний принес пользу, он был потрачен на благое дело и благодаря этому, цветок был сохранен.В наше время, когда природа подвергается сильнейшему натиску цивилизации, естественных участков практически не остаётся. Уникальный мир сохраняется на специально отведенных участках. (см. приложение 4)Глава 3. Практическая частьПрактическая часть моей работы включает:1. Уточнение аппарата исследования2. Проведение опытно-практической работы3.Анкетирование учащихсяЦель проведения анкеты – выявить, какие географические знания получилиучащиеся из сказок, сделать вывод об их умении выделять сходство с географическими объектами. Анализ результатов опросаВ опросе участвовало 25 учеников.Результаты опроса представлены в Таблице 1.Проанализировав результаты анкетирования, я пришла к выводу, что большинство учащихся смогли определить географические объекты. Можно сделать вывод, что учащимся интересны как сказки, так и предмет географияТаблица1Заключение В предложенном исследовательском проекте по географии на тему "Сказочная география" я сопоставила возможные вымышленные (сказочные) предметы, персонажей с географической информацией и составила описание сравниваемых объектов. Результаты проведенной работы позволяют сделать следующий вывод:Именно сказки впервые знакомят нас с географической информацией. К такому выводу я пришла, сопоставив некоторые моменты из сказок с реальными научными данными, т.е. мною было доказано, что география неразрывно связана с литературой и другими науками.Кроме этого, читая сказки можно научиться бережно относиться к природным ресурсам, в частности, к воде-источнику всего живого, научиться любить свой край и познавать окружающий мир; воспитывать чувство причастности к благополучию в природе; думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.Список литературы
  • И.И.Баринова учебник: География, 8 класс, Природа России, ., 2017.
  • Круглов Ю.Г. Русские народные сказки.: Москва Просвещение 1983 г.
  • Пушкин А.С. Сказки
  • Фотографии, использованные для создания презентации – ресурсы интернет.
  • Приложение. Приложение 1. Приложение 2.Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5.