Программа дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное искусство. Художественная роспись"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное искусство. Художественная роспись"
Автор: Хакимуллина Эльвира Тавкилевна
Муниципальное казенное учреждение Управление образования муниципального района Белебеевский район Республики БашкортостанМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Татарская гимназия с отделением искусств г.Белебея»муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАхудожественной направленности«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ»возраст обучающихся: 12-17 летсрок реализации: 2 годасостав групп: 12-15 человекформа обучения: очнаяВид программы: модифицированнаяБелебей-2023г.ОглавлениеПояснительная записка 3Учебный план 9Содержание программы 10Методическое обеспечение программы 13Материально-техническое обеспечение программы 15Список литературы 161. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДополнительная общеразвивающая программа «Декоративно-прикладное творчество. Художественная роспись» разработана для обучающихся школьного возраста (12-17 лет).Направленность программы. Данная программа имеет художественную направленность и ориентирована на практическое освоение обучающимися технологии художественной росписи ткани, стекла.Актуальность. Актуальность данной программы - практическая значимость, применение полученных знаний и умений в реальной жизни. Участие в различных видах деятельности помогает реализоваться творческой составляющей личности обучающегося, стимулирует серьезное отношение к труду, знакомит с народной культурой. В настоящее время очень важным для развития современного общества является возрождение духовности. Приобщение детей к миру прекрасного раскрывает в них всё самое лучшее, светлое, доброе. Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить то, что создано другими людьми. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.Отличительные особенности программыПри ограниченном времени на изучение декоративного искусства в школе важнейшей задачей становится повышение эффективности художественного образования. Данная программа решает эту задачу, соединив в одном курсе изобразительное творчество и художественную роспись. Важным аспектом программы является реализация интересов и потребностей детей и взрослых в сфере свободного времени, обучение умению создать красивую вещь своими руками, подчеркивая индивидуальность. Особое внимание уделяется умениям и навыкам, которые могут быть использованы в практической деятельности, процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения художественного наследия и произведений современности. Учащиеся знакомятся с историей искусства росписи ткани, стекла, художественными традициями в этой области, реализуют свои индивидуальные образовательные и творческие художественно-эстетические потребности. Занятия способствуют формированию и развитию духовного мира ребенка, поддержанию интереса к художественной деятельности, расширению кругозора и формированию нравственных принципов. Занятия росписью по ткани развивают мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер; совершенствуют личностные качества – абстрактное мышление, художественный вкус, расширяют и углубляют кругозор. Программа включает в себя изучение и овладение художественными приемами росписи по ткани, по стеклу. В процессе решения технических и творческих задач учащиеся получают знания по технологии художественной росписи, знакомятся с правилами безопасности при работе с оборудованием и инструментами. Изучают основные способы и приёмы выполнения художественной росписи, расширяют и углубляют знания по цветоведению и декоративной композиции.Организационно – педагогические условия реализации программыУсловия набора в объединение: зачисление в объединение происходит на добровольной основе.Условия формирования группы: программа рассчитана на коллективную работу с разновозрастными обучающимися 12-17 лет.Количество детей в группе: 1 год обучения- 15 человек, 2 год обучения – 12 человек.Особенности организации образовательного процесса–обусловлены её практической значимостью: занимаясь в художественной мастерской, дети приобретают опыт совместной творческой работы, опыт участия в выставочной деятельности на разных уровнях (гимназия, муниципальные, региональные конкурсы).Объем и срок реализации программы:Данная программа рассчитана на 2 года реализации. Продолжительность освоения: 1 год обучения - 72 часа, 2 год обучения – 144 часа. Занятия проводятся: 1 год обучения - 1 раз в неделю по 2 часа, 2 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа.Цель программы: освоение обучающимися технологии художественной росписи через раскрытие и развитие творческого потенциала и индивидуальных способностей каждого обучающегося.Задачи программы:Образовательные:- сформировать знания, умения и навыки работы в техниках художественной росписи по ткани, стеклу;- обучить технологии художественной росписи, тонкостям и выразительным особенностям;- обучить основам композиции и цветоведения.Воспитательные:- воспитать стремления к разумной организации своего свободного времени;- воспитать умение работать в коллективе и помогать друг другу;- воспитать общественную активность и творческую инициативу, толерантность и гражданскую позицию;- формировать чувство патриотизма, любви и уважения к национальным традициям родного края, страны.Развивающие:- развить эмоциональную сферу средствами художественной выразительности росписи;- развить творческие способности личности, способность самостоятельно мыслить и нестандартно решать поставленные задачи;- развить самостоятельность в творческом подходе к работе.Принципы обучения:- принцип единства художественного и технического развития в декоративно прикладном искусстве;-принцип гармонического воспитания личности;-принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством росписи, от простого к сложному;-принцип успешности;-принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения ребенка;-принцип творческого развития;-принцип доступности;- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;-принцип индивидуального подхода;-принцип практической направленности.Планируемые результатыПредметные- высокая мотивация к обучению изобразительному искусству и различным видам творческой деятельности;-общее понятие о значении искусства в жизни человека,-знание основных закономерностей изобразительного искусства на примере известных художественных произведений, общее представление о творческой картине мира;- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.- по истечении срока обучения по программе, получив знания и навыки, обучающиеся имеют возможность реализовать свои умения в жизни.Личностные- развитое художественно-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;- реализация творческого потенциала в процессе коллективной или индивидуальной деятельности;- позитивная взаимооценка и самооценка творческих возможностей и достижений.Метапредметные-ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в творческой жизни класса, гимназии, города и др.;- опыт, полученный в мастерской художественной росписи (умение свободно выражать свои чувства в работе, самостоятельно заниматься оформлением работы, правильно использовать художественные навыки), будет востребован в жизни и поможет чувствовать себя комфортно в любой социальной среде, а также повлиять на выбор профессии;- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) сo сверстниками при решении различных творческих задач;- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.По результатам реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы обучающийся:Должен знать:- понятия: батик, витраж, основные, дополнительные, родственные цвета, цветовой круг, цветовой контраст, теплые и холодные цвета, композиция, перспектива, первый и второй планы, центр композиции, подрамник, свободная роспись, эскиз, холодный и узелковый батик, резерв;- разнообразие материалов и изобразительные средства;-виды, правила и способы обработки ткани для росписи, ее натягивание на подрамник;-технологию изготовления холодного, узелкового батика, витража;Должен уметь:- правильно организовывать рабочее место;-использовать правила подбора цветовой гаммы при составлении композиции;-выполнять роспись по ткани способом холодного батика;- создавать изделия в технике узелкового батика;- грамотно и последовательно выполнять композиции в технике контурного и точечного витражей;- составлять композицию, учитывая законы композиции;- правильно работать с инструментами, аккуратно выполнять работу;- решать художественно – творческие задачи, пользуясь эскизом, делая наброски с натуры и по наблюдению;-проявлять творчество в создании работ, самостоятельно завершать работу.Аттестация по результатам освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:Входной контроль проводится в виде анкетирования через изучение отношения обучающегося к выбранной деятельности, его способности и достижения в этой области, личностные качества ребенка (сентябрь)Промежуточный контроль проводится в форме тестирования по результатам освоения программы в конце полугодия (декабрь)Итоговый контроль проводится в форме диагностики в конце обучения по программе – проверка освоения программы, учет изменений качеств личности каждого обучающегося (май)Система контроля результативности обученияФормой оценки освоения обучающимся данной программы являются результаты, демонстрируемые им при участии в конкурсах, выставках.Формы и методы оценивания результатов:- создание ситуаций проявления качеств, умений и навыков- устный анализ творческих заданий - устный анализ самостоятельных работ - итоговая аттестация в форме диагностики – в конце учебного года.Задачей диагностики является определение уровня начальной подготовленности учеников в сфере декоративно-прикладного совершенствования, а также уровня их психомоторного развития.Основным методом диагностики является наблюдение за обучающимися в процессе их работы над творческими заданиями, проектами.Параметры диагностики по итогам реализации программы:1. Знание приемов техники выполнения художественной росписи 2. Правильная подготовка рабочего места3. Художественный навык4. Знание художественных терминов5. Знание имен художников и их произведений6. Умение работать с эскизами7. Знание основных технологических особенностей8.Умение работать коллективеРезультаты диагностики оцениваются в баллах:Высокий уровень – 3 баллаСредний уровень – 2 баллаНизкий уровень – 1 баллКритерии оценок параметров, определяющих уровень подготовленностиобучающихся попрограмме:2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН1 год обучения2 год обученияСОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ1 год обучения1.Тема: «Художественная роспись. Виды и особенности росписи», 2 часа.Теория (2ч) - инструктаж по охране труда - постановка художественной задачи - знакомство с разновидностями декоративно-прикладного искусства (ДПИ), историей возникновения художественной росписи по ткани, по стеклу, расширение представления об изобразительном искусстве, декоративно прикладном искусстве.2.Тема: «Художественная роспись ткани - батик. Холодный батик. Узелковый батик», 16 часов.Теория (4 ч)- холодный батик, инструменты и материалы- композиция, эскиз- узелковый батик, инструменты и материалы- особенности техникПрактика (12 ч) -просмотр дидактического наглядного материала- практика подготовки рабочего места- знакомство с техникой холодный батик, узелковый батик- упражнения по созданию различных эффектов в холодном, узелковом батике- подготовка ткани к росписи, роспись ткани- создание декоративных композиций «Времена года», «Декоративный натюрморт», «Цветы», «Звездное небо», «Космос», «Орнамент».3.Тема: «Художественная роспись по стеклу – витраж. Контурная роспись по стеклу. Точечная роспись по стеклу», 14 часовТеория (4 ч)- история возникновения искусства витража, витраж в современной жизни- первичное понятие о цветоведении- особенности контурной и точечной росписи по стеклуПрактика (10 ч)- практические знания в художественной росписи по стеклу-упражнения в технике исполнения контурного и точечного витражей-отработка на аккуратное и безошибочное исполнение росписи-практика в коллективной работе- упражнение на фантазию, умение передавать в работе настроение - создание декоративных композиций «Снегирь на ветке», «Зимний пейзаж», «Зимняя фантазия».4.Тема: «Композиция. Статичная и динамичная композиция», 8 часовТеория (2 ч)-знакомство с понятием композиция, композиционный центр- особенности композиции-динамичная и статичная композиция-сюжет и композиция-просмотр картин великих и современных художниковПрактика (6 ч)- упражнения по созданию статичной и динамичной композиции- создание композиции с растительными мотивами - создание композиции с геометрическими мотивами- графические композиции.5.Тема: «Цвет. Цветовой спектр. Основные и дополнительные цвета. Теплая и холодная цветовая гамма», 8 часовТеория (2 ч)- основы цветоведения- спектр, цветовой круг- теплые и холодные цвета-просмотр картин великих художниковПрактика (6 ч) - упражнения в создании холодной, теплой композиции по цвету; - индивидуальный подбор цветовой гаммы к работе, - индивидуальная работа с обучающимися по составлению эскиза к работе, - введение тренировочных занятий по формированию навыков художественного мастерства, -индивидуальная работа с обучающимися по созданию художественного образа «Теплое утро», «Холодный вечер»6.Тема: «Национальные мотивы в творчестве», 8 часовТеория (2 ч)- знакомство с понятием жанры в изобразительном искусстве- русское, татарское, башкирское народное творчество- просмотр работ современных художниковПрактика (6 ч)- создание эскизов с использованием русского, татарского, башкирского народного орнамента на выбор обучающихся- выбор техники исполнения композиции: роспись ткани или стеклу-отработка на аккуратное исполнение-индивидуальная работа над композицией под руководством педагога.7.Тема: «Природные мотивы в творчестве», 8 часовТеория (2 ч)- обсуждение природных сюжетов, форм, их интерпретацию в декоративно-прикладном искусстве- композиция и фантазия- просмотр картин современных художниковПрактика (6 ч)- отработка предыдущих техник исполнения- выполнение индивидуальных работ- этюды и упражнения- выполнение работы в технике батик «по-сырому»- композиционное и колористическое решение в художественной росписи ткани-упражнения на выполнение сочетание цветов в росписи по стеклу-художественная роспись ткани, стекла на тему «Цветы и травы», «Эти забавные животные», «Подводный мир».8.Тема: «Абстракция. Фантазия и воображение», 8 часовТеория (2 ч)- закрепление темы цвет, цветовая гамма- повторение построения композиции - понятие «абстрактная композиция» - просмотр картин современного искусстваПрактика (6 ч)-умение практически выполнять работу аккуратно-распространенные ошибки росписи, способы их устранения-приемы оформления изделия- создание декоративных композиций «Мое настроение», «Мир вокруг меня»- итоговое занятие, получение практического опыта в итоговом просмотре, итоговое тестирование. Подведение итогов. Награждение лучших учащихся.год обучения1. Тема: «Выразительные свойства», 2 часаТеория (2ч) - инструктаж по охране труда, - постановка художественной задачи, - расширение представления об изобразительном искусстве, декоративно прикладном искусстве.2.Тема: «Свободная роспись. Осенние мотивы», 24 часаТеория (2ч)- разновидности ДПИ- батик, инструменты и материалы- композиция, эскиз- цветовое решение Практика (22ч) -просмотр дидактического наглядного материала- практика создания различных эффектов в батике- практика подготовки рабочего места- подготовка ткани к росписи- роспись ткани- создание декоративных композиций «Осеннее разноцветье», «Декоративный натюрморт», «Цветы осени», «Осенний пейзаж», «Орнамент».3. Тема: «Холодный батик. Зимние мотивы», 24 часаТеория (2ч)- повторение знаний о технике холодного батика, горячего батика- батик в повседневной жизни- расширение понятия о цветоведенииПрактика (22 ч)- практические знания в художественной росписи ткани- упражнения в технике исполнения батик- отработка на аккуратное и безошибочное исполнение росписи- практика в коллективной работе- упражнение на фантазию, умение передавать в работе настроение и характер произведения работы- создание декоративных композиций «Зимний лес», «Новогодний натюрморт», «Снежинки», «Зимой в деревне», «Орнамент».4.Тема: «Композиция. Симметрия. Асимметрия. Равновесие», 28 часовТеория (2ч)- расширение понятия композиция, композиционный центр, равновесие, гармония в композиции- нюансы в композиции- понятие сюжет в изобразительном искусстве- симметрия и асимметрия в композиции- сюжет и композиция- просмотр картин великих и современных художниковПрактика (26ч)- создание грамотно построенных эскизов к работе- индивидуальная работа над созданием батика по эскизу- применение теоретических знаний о симметричной, симметричной композиции- создание декоративных композиций «Абстракция в графике», «Орнамент», «Мое настроение», «Мои эмоции»5.Тема: «Цвет. Контрастные цвета. Родственные цвета», 20 часовТеория (4ч)- актуализация знаний о цветоведении- спектр, цветовой круг- контрастные, родственные цвета - влияние цвета на восприятие композиции- просмотр картин великих художниковПрактика (25ч) - практика в создании контрастных, сближенных по цвету композиций; - индивидуальный подбор цветовой гаммы к работе, - индивидуальная работа с обучающимися по составлению эскиза к работе, - введение тренировочных занятий по формированию навыков художественного мастерства, -индивидуальная работа с обучающимися по созданию художественного образа.- точно передавать ритмический рисунок эскиза, вести свою мелодическую линию, передавать в исполнении характер произведения.- выразительно выполнять все нюансы в исполнении.- продолжать работу над развитием способности с помощью набросков и эскизов, эмоционально доносить до зрителя содержание и характер исполняемой работы.- индивидуальная и самостоятельная работа под наблюдением педагога.- создание декоративных композиций «Солнечный город», «Морские мотивы», «Закат», «Рассвет».6.Тема: «Русские, татарские, башкирские мотивы», 20 часовТеория (2ч)- знакомство с понятием жанры в изобразительном искусстве- русское, татарское, башкирское народное творчество- просмотр работ современных художниковПрактика (18ч)- отработка полученных знаний о русском народном творчестве- создание эскизов с использованием русского, татарского, башкирского народного орнамента- роспись ткани по теме- отработка на аккуратное исполнение- индивидуальная работа под руководством педагога- создание декоративных композиций «По мотивам русской вышивки», «Татарский платок», «Башкирский натюрморт», «Национальный орнамент».7.Тема: «Весенние, летние мотивы в художественной росписи ткани», 26 часовТеория (2ч)- закрепление полученных знаний путем опроса- закрепление темы цвет, цветовая гамма- повторение построения композиции - композиция и фантазия- просмотр картин современных художниковПрактика (24ч)- отработка предыдущих техник исполнения- этюды и упражнения- выполнение работы в технике «по-сырому»- композиционное и колористическое решение в художественной росписи ткани- упражнения на выполнение сочетание цветов- художественная роспись ткани- умение практически выполнять работу аккуратно- распространенные ошибки росписи, способы их устранения- выполнение индивидуальных композиций- приемы оформления изделия- итоговое занятие, получение практического опыта в итоговом просмотре, учебное тестирование. Подведение итогов. Награждение лучших учащихся.4. Методическое обеспечение образовательной программыМетоды организации обучения:- словесные: объяснение художественных приёмов, новых терминов и понятий, рассказ о творчестве выдающихся художников и т.д.;- наглядные: демонстрация педагогом образца работ, использование иллюстраций, видео примеров; -практические: использование творческих, технически сложных упражнений и заданий; - репродуктивный метод: метод показа и подражания; - проблемный метод: нахождение исполнительских средств для создания художественного образа исполняемого произведения;- творческий метод: определяет качественно - результативный показатель практического воплощения программы; благодаря ему, проявляется индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии ученика.- метод импровизации: это один из основных методов программы, умение фантазировать и умело применять на практике, использование импровизации позволяет поднять художественное мастерство на новый профессиональный уровень.Формы проведения занятий:1.Теоретические занятия:- обобщающие теоретические занятия по темам, дающим представления об основных особенностях изобразительного искусства, современного искусства; знакомство с творчеством разных художников;- теоретические сведения о различных художественных жанрах, их характерных особенностях, различиях и сходстве;- теоретические знания по цветоведению и композиции.2.Практические занятия:- создание эскизов- освоение художественных техник (упражнения);- подбор гармоничной цветовой гаммы;- художественная роспись ткани, стекла;- создание декоративных композиций.3. Конкурсные и выставочные занятия- подготовка и публичное представление конкурсных работ;- участие в тематических выставках.Это способствует закреплению изученного материала, даёт учащимся возможность поделиться своими знаниями и творческими успехами с публикой. Конкурсы и выставки играют большую роль в психологическом становлении личности – умение сосредоточиться, сконцентрироваться, делиться опытом с другими.4. Игровые занятия:- игры – конкурсы на усвоение материала;- импровизационно-игровые моменты в процессе подготовки работ.5. Экскурсионные занятия:- посещение выставок, мастер-классов в Художественной галерее г. Белебея Формы организации деятельности учащихся на занятии- в ходе реализации программы сочетается групповая (коллективная) и индивидуальная работа.5. Материально – техническое обеспечение программыМатериально - техническое обеспечение художественной мастерской должно соответствовать определенным нормам, требованиям и включать следующее: - кабинет должен быть проветриваемый, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами- мультимедийное оборудование- меловая или маркерная доска- деревянные рамки для батика- деревянные рамки со стеклом для витража- стекло для витража- ткань (хлопчатобумажная ткань, шелк и искусственный, атлас)- мебельный степлер- кисти разных размеров;- набор контуров (резерв) для батика- набор контуров для витража-набор красок для стекла и камня- краски акриловые для батика- гуашь- спрей-эмаль универсальная для декоративной росписиКадровое обеспечениеРуководитель объединения – педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, владеет следующими профессиональными и личностными качествами:•обладает специальным художественно-педагогическим образованием;•знает физиологию и психологию детского возраста;•умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;•умеет создать комфортные условия для успешного развития личности обучающихся;•умеет видеть и раскрывать творческие способности обучающихся6. Список литературыНормативно-правовая базаЗакон РФ № 273-ФЗ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. (ред. от 13.07.2015 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 24.07.2015 г.).Закон РБ № 696-З «Об образовании» от 1 июля 2013 г. Закон РФ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.09.2012 г.).Закон РФ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. (ред. от 13.07.2015 г.).Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.).Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-Р 002432338).Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196).Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» от 04.07.2014 г. № 41).Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).Основной список1. Гильман, Р. А. Художественная роспись ткани: учеб. пособие / Р. А. Гильман. - М.: ВЛАДОС, 2003. — 160с.2. Давыдов, С. Энциклопедия. Батик-техника, приемы, изделия / С. Давыдов. -М.: АСТ - ПРЕССКНИГА, 2005. — 184 с.3. Дворкина, И. А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый / И.А. Дворкина. - М.: ОАО Радуга, 2006. — 160 с.4. Дорожин Ю.Г. «Простые узоры и орнаменты», Москва, Мозаика-Синтез, 2007.5. Искусство батика / пер. Е. Успенская. - М.: «Внешсигма», 2000. - 111 с.Крупенина И. «За стеклом», журнал «Крестьянка», май 20076. Кожохина, С. К. Все о картинах на ткани/С. К. Кожохина. - Ярославль: Академия развития, 2000. -144 с.7. Логвиненко, Г.М.Декоративная композиция/ Г. М.Логвиненко. -М.: ВЛАДОС, 2007. -144 с.8. Синеглазова, М. А. Распишем ткань сами/ М. А. Синеглазова. - М.: ПрофИздат, 2000. - 96 с. 9. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: учеб. для уч-ся 5-8 кл. в 4 ч. / Н. М. Сокольникова. - Обнинск: Титул, 1999. - ч. 3: Основы композиции. - 80 с.10. Сокольникова Н.М. «Краткий словарь художественных терминов», Титул, 2005.11. Сокольникова Н.М. «Основы композиции», Титул, 2005.Интернет источники