Игровые технологии в работе педагога- психолога


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игровые технологии в работе педагога- психолога
Автор: Кравченко Валентина Геннадьевна

«Использование игровых технологийработе с детьми дошкольного возраста»  Одним из основополагающих факторов эффективной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является формирование интегративных качеств личности.  По своей сути личность представляет собой целостную систему. В процессе личностного развития ребёнок постепенно обретает самостоятельность и социальную активность.  Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщают детям и какие методы обучения применяются, на данном этапе. В игровой деятельности применяются такие технологии как: умные сортеры: (по грамоте, по сенсорному восприятию, по умению классифицировать предметы и многие другие), также нейропсихологические игры, игры с шариками марблс и с цветными бомбошками, интерактивные технологии, сортеры-мозайки, игры с прищепками, шнуровки, су-джок, логические ряды, умные молоточки с отгадыванием загадок и др. Нельзя забывать, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Поэтому игра в деятельности педагога психолога – это основное звено, очень много внимания должно уделяться эмоциональному состоянию ребенка, поэтому нужно использовать различные методы и приёмы на развитие положительных эмоций у детей. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.Игровая деятельность выполняет такие функции:– развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);–  коммуникативную: освоение диалектики общения;игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;– диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;–   коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;– социальную: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей.   специфика работы педагога- психолога в дошкольном учреждении состоит в том, что психолог должен владеть большим количеством различных игровых технологий, методов и приемов, уметь их комбинировать.  Развитие познавательной активности:« Хорошо – плохо»
  • Дети рассматривают предложенные карточки с разными поступками и проступками, самостоятельно дают оценку поведения детей и раскладывают их в сортеры (две коробочки: хорошо и плохо), коробочки  имеют небольшое отверстие, куда собственно складываются карточки, что влияет на общее развитие моторики, а самое главное через эту деятельность воспитывается культурное поведение дошкольников и происходит осознание и понимание того, что есть плох и что есть хорошо.
  • «Муха»На большом квадрате 10/ 10 клеточек в середине рисуется муха.Педагог рассказывает о том, куда двигается насекомое, а все должны следить по клеточкам. Потом задается вопрос: «Где муха?».«Назови предмет определённого признака»Ведущий просит детей: назови предметы только из дерева или из стекла, это помогает развить зрительное восприятие и внимание.Игры на развитие внимания:«Стоп» Дети выполняют заданное движение, предложенное или педагогом или самим ребёнком, по сигналу стоп они прекращают его выполнять.«Рука к руке». Дети рассыпаются как горох по группе, (встают врассыпную по группе) по сигналу рука к руке они должны найти себе пару и выполнить данную команду.«Раз, два, три бери»По желанию двое дети выходят для этой игры, руки спрятаны за спинкой, перед ними стол, на котором лежит любой предмет, далее педагог объясняет правила, что на ключевое слово «ТРИ», вы должны взять предмет в руки, при этом он называет разные слова: мяч, пять и т.д.«Магнитик»Дети рассыпаются как горох по группе, (встают врассыпную по группе) по сигналу педагога, вернее сколько раз хлопнет педагог в ладоши, по столько человек они должны объединиться.«Нос, пол, потолок»«Летает – ползает»Игры на развитие памяти.«Волшебный ящик»В ящик складываются 10 предметов, детям заранее они демонстрируются, всё повторяем, так как у детей очень развита в старшем дошкольном возрасте ассоциативная память, они запоминают достаточно быстро. Далее ящик закрывается, а дети называют предметы, которые там спрятались.«Что изменилось?»Детям предлагается поднос, на котором расставлены предметы, далее дети закрывают глаза и педагог вносит изменения (ставит игрушку или наоборот что-то убирает).«Сложи из палочек»Детям показывается рисунок, который нужно сложить из палочек, потом он убирается, а дети его выкладывают на столах.Коммуникативные игры.« Я хочу с тобой подружиться»Это упражнение позволяет каждому ребенку осознать собственную значимость в группе. Дети образуют круг, в центре которого помещается один ребенок – он говорит следующую фразу: «Я хочу подружиться с девочкой, которая сегодня в синем платье, с красным бантом и т.д. Тот кто узнал себя по описанию выходит в центр круга и обнимает своего друга, который хотел с ним подружиться.«Кастрюля»Это одна из самых любимых игр у детей. Педагог задаёт различные вопросы, на которые дети должны отвечать только одним словом, и это слово кастрюля. Например: «Как тебя зовут? Ребенок отвечает – кастрюля. Игры на развитие эмоций«Шаловливая минутка»Детям предлагается минутка шалости, при этом спросить у них, как они хотят пошалить, выбор разнообразный: покричать, посмеяться, пообниматься, пощекотать.«Сломанная эмоция»Дети садятся на стульчиках в круг, игра проводиться по типу: «Сломанный телефон», только разница в том, что дети передают на ушко слово – эмоцию (грусть, злость, радость, удивление), крайний кому сказали слово на ушко, должен эту эмоцию показать, а остальные угадывают.«Обзывалки»Игра используется для снятия тревожности у детей. Дети встают в круг и по цепочки начинают друг друга обзывать, но при этом мы заранее выбираем тематику наших обзывалок: овощи, фрукты, предметы быта, признаки и явления природы и многое другое. Например: «Ты картошка, а ты кабачок, а ты, а ты редиска. При этом они ещё невербально своей мимикой показывают эмоции на лице, а замыкающий круг, должен крайнему ребёнку сказать следующие слова: «А ты моя радость». После чего мы все обнимаемся  Без использования игровых технологий немыслима работа психолога в детском саду. Игра для ребенка-дошкольника – это символический язык для самовыражения. Наблюдая за тем, как ребенок манипулирует игрушками, может увидеть, как он относится к себе, к значимым взрослым, к своим сверстникам, к событиям в своей жизни и др. Игровые технологии в работе психолога применяются с целью:
  • диагностики
  • оказания первичной психологической помощи
  • осуществления коррекционно-развивающей работы (как индивидуальной, так и групповой).
  • В процессе игры ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.     В игре ребенок учится многому: умению сосредоточиться, самостоятельно осмыслить ситуацию, поставить цель, найти все необходимое для ее достижения, довести дело до конца, умению представить, почувствовать, что думают, что переживают другие.  Таким образом, игра способствует формированию таких интегративных качеств личности дошкольника как “любознательность, активность”, “способность управлять своим поведением и планировать действия”, “способность решать интеллектуальные и личностные задачи”, развитие умственных способностей, произвольности психических процессов, творческой активности, что имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению.  игровая деятельность строится в свободной форме, при этом учитываю интересы детей и поддерживается их инициативу, именно это влияет на:  формирование адекватной самооценки и умение коммуницировать и социализировать, всю интеллектуальную лабильность я убираю на второй план.  Литература: 1.ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ № 2151 от 20.07.2011 года). 
  • Зайцева О.Ю. Психологические основы игровой деятельности дошкольника: Учеб. Пособие / О.Ю.Зайцева. – 2-е изд. – Иркутск: ГОУ ВПО “ВСГАО”, 2010. – 248 с. 
  •  3.Андреева А.Д. Особенности игровой мотивации современных дошкольников // Психолог в детском саду. 2008. №3. С.29-41.  4.Гуткина Н.И. Методологические и психологические принципы построения основной (примерной) развивающей образовательной программы для дошкольных образовательных учреждений // Психолог в детском саду. 2008. №4. С.3-22. 
  • Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Игры с правилами // Психолог в детском саду. 2011. №1. С.19-26. 
  • Концептуальные основы определения требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (тезисы). Проект: РАО “Институт стратегических исследований в образовании”, ГОУ ВПО Московский психолого-педагогический университет», НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН.
  •