"Мусору на Земле - НЕТ!"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Мусору на Земле - НЕТ!"
Автор: Галина Леонидовна Полешук

Среднесрочный экологический проект в подготовительной группе «Фиксики» МДОУ-ЦРР №20 п Рощино« МУСОРУ НА ЗЕМЛЕ – НЕТ!» Автор: воспитатель высшей категории Полешук Г.Л.Тип проекта: творческий, поисково-исследовательскийСроки реализации проекта: октябрь – ноябрь 2023гУчастники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанниковПедагогическая проблема: охрана природы, недостаточные знания детей о раздельном сборе мусора и его переработке, попытка решить эту проблему.Цель: формирование у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.Задачи: 1. развивать умения предвидеть последствия некоторых действий человекапо отношению к природе, умения анализировать, обобщать;2. формировать уровень экологически грамотного отношения детей к природе;3. продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека;4. формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;5. воспитывать у детей активную жизненную позицию.Актуальность проблемы. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Дети дошкольного возраста имеют представления о том, что мусорить плохо, но у них нет понимания того, почему и как мусор может повлиять на чистоту Земли в целом. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Проблема мусорных свалок и утилизации мусора известна даже детям. Таким образом, возникает противоречие – дети знают, что мусорить плохо, все хотят жить в чистом поселке, но почему мусорить плохо и как сделать мир чище еще не знают. Ежедневно дошкольники принимали участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникали вопросы : откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т д. Чтобы ответить на эти вопросы и попытаться решить «мусорную проблему» и был разработан этот проект.Ожидаемые результаты: - Повышение у детей уровня экологической воспитанности;- Проявление у детей ответственного и гуманного отношения к окружающей среде и природе;- У детей сформированы навыки исследовательской деятельности, умения обобщать, делать выводы.- Повысится уровень знаний детей о вторичном использовании бытового мусора и его переработке.Этапы реализации проекта.ВыводВ результате исследовательской деятельности и наблюдений, мы пришли к выводу, что мусор искусственного происхождения засоряет окружающую среду, его нужно собирать в специально отведённые места (мусорные баки и т.п.) или использовать в качестве вторсырья для изготовления поделок из бросового материала.Помните:Бумага, брошенная вами, будет лежать более 2-х лет.Консервная банка – более 30 лет.Полиэтиленовый пакет – более 200 лет.Стекло – 1000 лет.Мы расширили знания дошкольников о зависимости мира природы и людей, дошколята узнали о возможности вторичного использования мусора, экспериментировали. Теперь им хочется бережнее относиться к природе, беречь и защищать ее.
  • Конспект занятия для подготовительной группы «Сделаем планету чище».
  • Цель«Формирование у детей бережного отношения к природе»Задачи:Обучающие: - формировать знания детей о проблемах загрязнения окружающей среды (вода, почва, воздух);- формировать умение рассуждать, логически мыслить;- совершенствовать умение экспериментировать.Развивающие: - развивать произвольное внимание, речевую активность.Воспитательные: - воспитывать экологическую культуру.Интеграция областей:«Познавательное развитие»«Социально-коммуникативное развитие»«Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»«Физическое развитие»Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.Материалы и оборудованиемультимедийные средства: ноутбук, телевизор, музыкальный центр; аудиозапись «Голоса леса»; коктейльные трубочки, перья, стаканы, вода, пластиковая бутылка, пластиковый пакет, жестяная банка, батарейки, газета, салфетка, кусочек марлевой ткани, кусочек трикотажной ткани.Мы речь сегодня поведем о том,Что вся земля наш общий дом!Наш добрый дом, просторный дом –Мы все с рожденья в нем живем!Звучит музыка и на экране меняются слайды с изображениями: лес, море, река, птицы, насекомые, животные. (презентация 1)Вос - ль: Ребята, что вы сейчас видели на экране?Ответы детей:Вос - ль: А как все это можно назвать, одним словом?Дети: Природа.Вос - ль: Горы, реки, деревья – это сделано человеком?Ответы детей:Вос - ль: А как вы думаете, является ли человек частью природы?Ответы детей:Вос - ль: Человек, как и природа, может создавать и придумывать разные объекты и предметы. Сейчас и из предложенных картинок выберите, что создала природа, а что человек? Для этого вам необходимо разделиться на две команды, (дети рассчитываются на 1-й, 2-й, таким образом, делятся на команды).- пластиковая бутылка;- стеклянная бутылка;консервная банка;- пластиковый пакет;- батарейки;- скамейка;- платье;- книга, газета;* камни;* цветы;* вода;* деревья;* солнце;* земля;* песок;* радуга.Дети выбирают картинки, объясняя, что создано природой, а что человеком, развешивая их на две доски.Вос - ль: Доска, с какими картинками вызывает приятные ощущения?Ответы детей:Вос - ль: Ребята, как вы думаете, предметы созданные человеком, могут быть опасны для природы? Какие? Почему?Ответы детей:Вос - ль: Вы назвали, что многие предметы могут быть вредны для природы, и сегодня мы с вами узнаем, почему материалы, из которых человек создает необходимые нам предметы, опасны. Мы поэкспериментируем с пластиком, железом, бумагой и тканью. Узнаем, пропускают ли они воздух, растворяются ли в воде, как горят, и выстроим схемы (воспитатель вывешивает на доску схематические обозначения перечисленных материалов).Дети делятся парами для проведения опытов и по очереди подходят к столу, где расставлены:1. Пластиковая бутылка, пакет, коктейльная трубочка, емкость с водой;2. Жестяная банка, батарейка, коктейльная трубочка емкость с водой;3. Марля, трикотаж, котельная трубочка, емкость с водой;4. Салфетка, газета, котельная трубочка, емкость с водой.Опыты:1) Пропускают ли предметы воздух?Вос-ль: возьмите трубочку, и направив ее на перышко подуйте на предмет, что происходит?Дети дуют в коктейльные трубочки через предложенные предметы, направляя их на перышко. Делают вывод, затем выбирают картинки с обозначениями объектов, действий, и составляют схему.2) Растворяются ли в воде?Дети погружают предметы в воду. Делают вывод, выбирают картинки с обозначениями действий, добавляют карточки к схеме.3) Как горят?Вос-ль: Ребята, а мы можем сейчас в группе зажечь эти предметы и посмотреть, что с ними будет?Ответы детей:В целях пожарной безопасности, просматривают картинки с изображением того, что происходит с данными предметами в результате горения. Дети добавляют карточки к схемо-модели.Воспитатель с детьми делают вывод, что больше всего вреда природе приносит пластик и жестяные банки, наиболее экологичные материалы - ткань и бумага.Физминутка:Мы по улице идем,На которой мы живемМы бумажки и стекляшкиСобираем и кладемРаз – в ведро, а два – в корзину!Наклоняем дружно спину!Если дружно потрудитьсяВсе вокруг преобразится!Вос-ль: Ребята, а сейчас мы посмотрим, как загрязняет нашу планету пластик.Видеопрезентация(презентация 2)Вос-ль: Ребята, что вы чувствуете, глядя на эти фотографии?Ответы детей:Вос-ль: Как вы думаете, могут ли люди исправить сложившуюся ситуацию с загрязнением природы? Как мы можем ее исправить?Ответы детей:Вос-ль: Правильно, мы можем, как можно меньше использовать изделия из пластика. Каким материалом мы можем его заменить? (бумага, ткань)Вос-ль: Я предлагаю вам сделать пакеты из бумаги, с которыми можно ходить в магазин.Дети конструируют бумажные пакеты.Вос-ль: Если мы будем использовать экологические материалы, наша планета станет чище.Наша планета – это общий дом.И много лет мы в нем живем.Но, как известно всем кругом,Должны беречь мы этот дом!Экологический квест ««Защитим планету от мусора».Дети просмотрели видео - презентацию о вреде  "Спасем нашу планету", с большим удовольствием приняли участия в играх - соревнованиях по сбору и сортировке мусора.Эко - квеста прошел на УРА!Рассказали стихиВ гости к ребятам пришла принцесса Замарашка. Она принесла ребятам из своей страны много, много мусораНо нашим ребятам не понравилось жить в такой грязном садике, и мы решили убрать весь мусорТогда принцесса Замарашка предложила детям искупаться в ее речке, но ребята рассказали принцессе, что в такой грязной речке купаться нельзя и очистили речку от грязных пятенА потом мы все вместе решили рассортировать весь мусор по отдельным контейнерам.3.Художественная литератураУ нас в лесу любомуПриятно отдохнуть.Но мусор за собоюУбрать ты не забудь!Тогда в лесу везде, всегдаБудет уют и чистота!Конспект занятия. Рисование запрещающих знаков «Собирайте мусор раздельно!»Цель: Закрепить и расширить знания воспитанников о правилах поведенияна природе;Задачи:1. Закрепить умение рисовать красками, подбирая нужные цвета, оттенки.Материалы и оборудование:Различные виды мусора: 2 банки: с чистой водой и с грязной, в которойплавает мусор; 3 контейнера с обозначением вида мусора: пластик,алюминий, бумага; 2 поддона с почвой: на одном –почва с травой и сцветами, на другом - пожухлая трава под мусором.Костюмы: Королевы природы, «Свод золотых правил» королевстваприроды; Полоски ткани, голубого и зеленого цвета, имитирующие речку иполянку;Ход:Группа воспитанников собралась отдохнуть на природе.Воспитатель: Ребята, наконец-то мы собрались отдохнуть на природе. Наприроде так здорово! Красивый лес, чистые полянки, прозрачная речка,свежий воздух, птицы поют. Отдохнем, наберемся сил и здоровья.(Идут и поют под музыку песню «Вместе весело шагать по просторам»).Вдруг ребята видят перед собой кучу мусораКоролева природы: Здравствуйте, ребята! Я Королева природы! У меняочень грустное настроение. В моем Королевстве большая беда: чистыхгородов, лесов, рек уже не осталось. Кругом один мусор. Я хочу защититьсвою природу, так как от этого зависит здоровье жителей королевства. Яразработала «Свод золотых правил» поведения на природе. Эти правиланикто не должен был нарушать. Но мои золотые правила пропали, и жителизабыли про них. И помочь мне не кому.Воспитатель: Ребята! Как некому! А мы? Давайте отложим свой отдых иотправимся в Королевство природы наводить порядок, поможем Королевеотыскать правила поведения. Дети садятся за столы.Королева природы: Чтобы отыскать первое правило, необходимо решитьодну проблему. У меня есть фотографии моего леса и реки.Воспитатель: Посмотрите на фотографии что там изображено. (ответы)Посмотрите, в одной банке у меня вода из чистой речки, а другой – вода изречки, в которой был мусор. Чем отличается вода в банках? (ответы)Могут в такой грязной воде жить и развиваться рыбки, растения? (ответы)А теперь понюхайте воду в банках! (ответы)Правильно, ребята, грязная вода плохо пахнет.Хотели бы вы искупаться в такой речке? (ответы)Воспитатель: В грязной воде купаться запрещено!Что нужно сделать, если вы заметили мусор в водоеме? (ответ)Воспитатель: Правильно, ребята! Водоемы от мусора необходимо очищать.Давайте и мы поможем «речке» - очистим грязную воду из банки.(Пропускают воду с мусором через фильтр.) (Очистив «речку», ребятанаходят первое правило) .Королева природы:А вот и первое правило:Если чистый водоем,хорошо купаться в нем.Воду вы не загрязняйте, в неё мусор не бросайте!Королева природы: Ребята, когда в моем королевстве жили по правилам, товсюду была такая красота и чистота: кругом росли цветы, зеленела травка,щебетали птички, воздух был свежий. А теперь кругом свалки, кучи мусора,запах плохой, птицы улетели в другие королевства. Давайте продолжимискать правила поведения. Ребята, я захватила вам образцы почвы.Воспитатель: Посмотрите, на одном поддоне –мини-полянка с сочнойтравкой, с цветами. На другом - почва с редкой, пожухлой травой, на нейнаходится мусор: консервная банка, пакет из-под кефира, металлическаякрышка, пластиковые стаканчики. Сравните эти полянки.Ребята, в чем отличие травы под мусором?(ответы)Как вы думаете, почему под мусором трава пожухлая, желтая, низкая, чего ейне хватает? (Ответы) Находят под вторым поддоном второе правило.Королева природы:Правильно, ребята! А вот и второе правило поведения!"Мусор на поляне траве расти мешает,из-за него растениям света не хватает.Люди, мусор не бросайте,жизнь растений уважайте!Оставлять мусор нельзя.Не поленимся друзья!Мусор тут в лесу чужой,заберем его с собой».Королева природы: Когда жители моего королевства природы жили поправилам – они мусор перерабатывали. И мусор не накапливался. Из негополучали новые полезные предметы. Прежде, чем выбросить, егосортировали – мусор из разного материала собирали в разные контейнеры.Это облегчало его переработку. Правила пропали, жители о них забыли – и,вот результат. Смотрите: перед вами полянка, оставленная жителями моегокоролевства после отдыха. Отдыхать, конечно, надо! Поиграть ипорезвиться. И наесться, и напиться. Но… вокруг остались банки, целлофан,железки, склянки!Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим мусор на полянке.(Рассматривают и называют виды мусора) .Воспитатель: Почему нельзя оставлять мусор на земле?Ответы: Мусор содержит вредные вещества для здоровья человека иокружающей среды. Наиболее опасным для человека является стекло,особенно битое. Оно ничем не растворяется и может пролежать в земле сотнилет. Пластиковые бутылки долго не разлагаются. Деревянные, картонные ибумажные предметы, разлагаются быстро, но их лучше закапывать, чтобыони не портили внешний вид природы.Воспитатель: Сколько времени бумага и картон будут портить внешний виднашей планеты? (2 месяца)Как долго не будет разлагаться алюминиевая банка?(500 лет)Сколько лет пролежит на земле пластиковая бутылка? (200 лет)Королева природы: Молодцы! А вот и третье правило! (Находят в кучемусора) .«Каждую бумажку, бутылку, жестянкуНадо в отдельный контейнер кидать.Только когда осушив эту свалку,Мы ощутим чистоты благодать! »Воспитатель: А теперь, ребята, рассортируйте мусор по контейнерам.(Начинают сортировать мусор и тут же находят правило) .Королева природы: Ребята, посмотрите, мусора много, а контейнеры неочень большие. Как же поступить? А вот и подсказка – четвертое правило.(Находят под одним из контейнеров)."Мусор целым не бросайте.Его объемы уменьшайте,Если можно, измельчайте! "Ребята собирают и сортируют мусор с учетом этого правила.Выводный среднесрочный проект в старшей и подготовительной группе детского сада (ДОУ) способствует у детей развитию интереса к исследовательской деятельн ости, работе в команде, творческих и интеллектуальных способностей.В результате исследовательской деятельности и наблюдений, мы пришли к выводу, что мусор искусственного происхождения засоряет окружающую среду, его нужно собирать в специально отведённые места (мусорные баки и т.п.) или использовать в качестве вторсырья для изготовления поделок из бросового материала.Помните:Бумага, брошенная вами, будет лежать более 2-х лет.Консервная банка – более 30 лет.Полиэтиленовый пакет – более 200 лет.Стекло – 1000 лет.Мы расширили знания дошкольников о зависимости мира природы и людей, дошколята узнали о возможности вторичного использования мусора, экспериментировали. Теперь им хочется бережнее относиться к природе, беречь и защищать ее.