«Я помню! Я горжусь!»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Я помню! Я горжусь!»
Автор: Мигунова Надежда Александровна
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках Федеральной образовательной программы.Великую землю, любимую землю,Где мы родились и живём,Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,Мы Родиной нашей зовём.Человек рождается, чтобы жить, и главное место в жизни каждого занимает семья, учёба, работа. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья, любимые книги, природа – всё это и есть наша Родина. Невозможно недооценивать её значения для каждого в его жизни. По указу Президента РФ В.В. Путина в 2022 году была разработана и с 1 сентября 2023 года вступила в силу новая Федеральная образовательная программа.Целью ФОП является всестороннее развитие и воспитание ребенка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Согласно ФОП целевыми ориентирами в этом возрасте является воспитание человека, любящего свою малую родину и имеющего представление о своей стране – России, испытывающего чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям; различающего основные проявления добра и зла, принимающего и уважающего традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивого, искреннего, способного к сочувствию и заботе, к нравственному поступку; способного не оставаться равнодушным к чужому горю; самостоятельно различающего основные отрицательные и положительные человеческие качества; понимающего ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности. Таким образом нравственно–патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Я стремлюсь в своей работе создать все условия для развития полноценной духовно-нравственной личности. На данный момент я являюсь воспитателем подготовительной к школе группы. Работа в данном направлении должна начинаться с младшего дошкольного возраста, осуществляться ежесекундно, во всех режимных моментах, начиная от игры и различных бытовых моментов, заканчивая праздниками и развлечениями. Хочу остановиться подробнее на средствах и методах воздействия на чувствительную детскую душу своих воспитанников.Как я уже сказала ранее, воспитание нравственности происходит во всех режимных моментах.Неотъемлемой частью нашей работы является чтение художественной литературы. В ФОП появился рекомендуемый список художественной литературы и мультфильмов, которые включают в себя множество «старых, добрых» советских произведений, учащих детей нравственности и доброте.Я рекомендую читать детям небольшие рассказы Драгунского Виктора Юзефовича, Зощенко Михаила Михайловича, Осеевой Валентины Александровны, Николая Николаевича Носова, Евгения Андреевича Пермяка. В презентации вы видите ссылку на интернет ресурс «Мишкины книжки», где есть подборки рассказов нравственной направленности этих авторов. Есть замечательная Хрестоматия «Детский мир» К.Д. Ушинского, где представлены прекрасные подборки рассказов для детей дошкольного возраста для обсуждения нравственных поступков героев. Хочу представить вашему вниманию прекрасную книгу о ВОВ под названием «Беседы о войне» энциклопедия для малышей» Елены Ульевой. Дети с замиранием сердца и с большим интересом узнают о страшных событиях ВОВ. В этой книге написано всё понятным и доступным для детей языком. Выбирая книги патриотической направленности очень полезно знакомить детей с национальными героями, известными личностями нашего города, страны. Читая нужную, полезную литературу мы ненавязчиво знакомим детей с понятием честности, героизма, отзывчивости, доброты. Так дети хотят быть похожими на положительных героев этих рассказов, стремятся совершать хорошие поступки, или даже подвиги. Я познакомила своих ребят с героическим поступком 8 летней девочки Саши Ершовой, спасшей при обрушении в аквапарке г. Москвы 3 летнюю девочку. Дети были поражены тем, что восьмилетняя девочка смогла совершить героический поступок в столь раннем возрасте. Или интересную историю про Сергея Алёшкова – самом юном защитнике Сталинграда, сыне полка в Великую Отечественную войну. Про этого мальчика снят замечательный фильм под названием «Солдатик», который рекомендую к совместному с родителями просмотру. Или с героическими поступками Леонида Голикова, в честь которого названа центральная улица в микрорайоне Заозёрный нашего города. Одна из любимейших книг из серии подборок книг «Детям о Кургане» автора Анны Жаровой история «Доктор с орденом улыбки» о нашем выдающимся, знаменитом на весь мир земляке добром докторе Гаврииле Абрамовиче Илизарове. Произошли многие изменения и дополнения к ФГОС. В новой программе прописан примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы в ДОО.Кроме хорошо нам известных и ежегодно празднуемых дат добавились праздники направленные на расширение знаний о своей Родине, о её культуре и истории. К примеру: Международный день родного языка; 18 марта: День воссоединения Крыма с Россией; 24 мая: День славянской письменности и культуры; 8 июля: День семьи, любви и верности; 22 августа: День Государственного флага Российской Федерации; 30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации; 3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов; 5 декабря: День добровольца (волонтера) в России. Памятные даты дней рождения русских ученых, писателей, композиторов. В нашем детском саду такие мероприятия проходят на протяжении многих лет. К примеру, к дню рождения А.С. Пушкина активное участие принимают не только дети, но и воспитатели со своими творческими номерами.Знакомство с традициями нашего народа происходят благодаря проведению в ДОУ народных праздников и гуляний. На Рождество старшие группы ходят друг к другу с колядками, песнопениями и играми. Весело проходит праздник масленицы, день чая и т.д. Разучиваем хороводные и народные игры. К примеру народные игры «ручеёк», «гори, гори ясно», «бояре», «липкие пеньки» и т.д.Очень интересное и яркое мероприятие в нашем детском саду – это ярмарка. Да-да, именно ярмарка. Как в старину, на Руси. С торговыми рядами, красочными товарами с громкими, задорными песнями и частушками, играми и весельем. Этот праздник дети с нетерпением ждут на протяжении всего года. Важно уделять особое внимание памяти о Великой победе в ВОВ. Мы традиционно ежегодно принимаем активное участие в большом концерте посвященный этому событию. Дети, как настоящие взрослые, участвуют в параде победы. Идут по территории детского сада под музыку военных лет с военной техникой, бессмертным полком, нарядные и торжественные, поют песни, танцуют, рассказывают стихи. Наш музыкальный коллектив «Форте» традиционно исполняет песни военных лет. Ежегодно проходит большой концерт с флэш-мобом, посвященный миру и единству нашего народа. В торжественных мероприятиях в детском саду опускают и поднимают флаг, включают гимн - главные символы нашей многонационального государства. Дети с раннего возраста понимают важность происходящего и значение такой символики. Всё очень трогательно, красочно и познавательно для юных патриотов своей страны. В таких мероприятиях требуется активная поддержка со стороны родителей (участие в организационных моментах, подбор одежды и т.д.) Родители присутствуют на параде в качестве зрителей, что активизирует их заинтересованность, включенность в воспитательно-образовательный процесс. Родители видят заинтересованность дошкольного учреждения в гармоничном развитии личности их детей. Традиционно на день победы мы подготавливаем рисунки, поздравительных открыток, для более младшего возраста - раскраски на День победы. Эти открытки развешиваются на подъезды возле дошкольного учреждения или места, где проживает ребёнок. Участвуем в интересной акции. Дети сами изготавливали своими руками цветы на день 9 мая и дарили эти подарки прохожим. В своей работе я использую картотеки бесед по патриотическому воспитанию. Темы разнообразны: «Наша страна Россия», «Разноцветные люди», «Как жили славяне», Русские народные промысли», «Богатыри земли русской» и т.д. В интернете их огромное множество для разного возраста. Я слежу за современными новостями. Просматриваю вечерние новости и в своей группе обсуждаем с детьми те или иные события. По традиции по понедельникам утром перед утренней гимнастикой мы прослушиваем гимн нашей страны.Особое внимание стоит уделять предметно-пространственной среде группы. Важно давать возможность самим детям проявлять творчество. К примеру, организовать выставки «Мой любимый уголок родного города», «Человек, на которого бы я хотел быть похож», необходима предварительная беседа и обсуждение. Патриотический уголок с фотографией президента и её символикой должен располагаться на просматриваемом месте. Туда может входить художественная литература, альбомы с фотографиям достопримечательностей, известных личностей города и т.д. Нужно знакомить детей с ремёслами и бытом на Руси. Очень важен уголок природы в группе, в этой «зоне» ребёнок учится беречь природу, заботится о ней. Создание альбомов о флоре и фауне родного края, растениях и животных.Можно в группе организовать мини-музей к примеру «ложки», «бабушкины кружева», выставки «Забытые предметы быта», что знакомит детей с предметами старины. В своей работе я веду проектную деятельность. У нас прошёл краткосрочный проект «Про птиц». В этот период мы узнали много познавательного и интересного. Просмотрели видео, прочли рассказы, выучили загадки. Дети сами нарисовали и подготовили рассказы о птицах нашего края. Завершающим этапом проекта прошло знакомство с животными и птицами нашего края в «Краеведческом музее» нашего города.Длительный проект патриотической направленности, который захватил сердце наших детей под названием «Мой дом. Мой город. Моя страна.» Запланирован на весь учебный год. Совместно с родителями дети активно участвуют в выставках фотографий и рисунков на темы: «семейное древо», «любимый уголок родного города», улицы, фото ребёнка с фотографиями из других городов России. Дети знакомятся не только со своими, но и с другими городами, понимая то, что наша страна огромная, со множеством деревень и городов, очень разная, простирается с запада на Восток. Дети готовят небольшой рассказ об этих фото. После просмотра и прослушивания рассказов изготавливается стенгазета с фото. Дети развивают речь и кругозор. Организованная в группе фотовыставка на просматриваемом месте позволяет детям в любое время по желанию рассмотреть и обговорить понравившийся уголок страны.Просмотр презентаций и мультфильмов из цикла «Гора самоцветов» может быть полезной для расширения знаний детей.В своей работе я активно использую макеты и лэпбуки. Изготавливаю сама и пользуюсь готовыми интернет ресурсами. Читающие дети могут самостоятельно ознакомиться с содержанием. Беседа и работа с лэпбуком может заменить познавательную беседу или стать частью целого занятия. Кроме знаний о своей стране, её богатстве важно воспитывать бережное отношение к природе. С раннего возраста с детьми используем сюжетно-ролевые игры (к примеру, поведение в автобусе, что нужно уступить место старшему, как себя вести в общественном месте и т.д.) Важно прививать уважение к людям взрослого поколения и разных национальностей. Не маловажен личный пример педагога. Он должен быть разносторонне развит, много знать и уметь, правильно преподнести информацию юному слушателю. Должен обладать многими качествами: быть терпеливым, добрым, требовательным и в то же время справедливым, любить детей, но прежде всего должен быть высок его моральный облик, поступки и поведение. Как сказал Шарль Монтескье: «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Я как педагог, стараюсь развиваться в своей профессии, участвую во многих мероприятиях дошкольного учреждения. Я участник нашего музыкального коллектива «Форте».В нашей группе расположена информация для родителей по нравственному воспитанию подрастающего поколения. Важно повышать культуру не только детей, но и взрослых. В своей работе мы часто привлекаем родителей. Не так давно изготавливали генеалогическое древо семьи. Делали выставку семейного фото, дети учат с родителями стихи о Родине.Отдельное место занимают походы и экскурсии совместно и без родителей. Это сближает педагогов с детьми и их родителями, расширяет их кругозор. Краеведческий, художественные музеи, Царёво-городище, другие известные места г. Кургана. Там проходит множество интересных мероприятий, ориентированных на разный возраст. В прошлом году в художественном музее посетили мероприятие, посвященное Новому году, рассмотрели экспозиции музея. Дети узнали о том, что там выставлены работы прекрасного художника, нашего земляка Германа Алексеевича Травникова.Сотрудники «музея декабристов», «краеведческого музея» приходили к нам с интереснейшими занятия на темы: «Забытые профессии», «История Курганской области», а так же занятие о старинных видах транспорта. Дети подробно узнали о том, как было всё устроено в давние времена.Большую пользу приносит сотрудничество с библиотеками. Посещая библиотеку имени Сергея Васильева дети узнал больше об истории родного города. Целая встреча была посвящена этой тематике. Очень важно привлекать родителей к сотрудничеству. Очень тронули рассказы родителей о их профессиях. Так дети узнали подробнее о работе полицейских, пограничников, докторов и т.д. Особенно тронули детей сведения о служебных собаках, защищающих границы нашей Родины. Судьба нашей страны напрямую зависит от того, какие качества будут развиты у детей, которые и определяют будущее нашей страны.