Статья "Любовь к природе воспитываем с детства"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья "Любовь к природе воспитываем с детства"
Автор: Данилова Любовь Петровна
«Любовь к природе воспитываем с детства».Научить ведать природу-значит, приобщаться к ней, быть ей не чужим, а близким, своим…Д.М.КайгородовПодготовила Данилова Любовь Петровна, воспитатель МДОУ «Детский сад п. Пробуждение»Саратовская областьДошкольный возраст- самый ценный этап в развитии экологического воспитания. В этом возрасте развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Ведь дети это – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена у них с самого рождения. Задача взрослых научить ребенка беречь окружающую природу, не наносить ей вред. Важно научить его не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Пусть он разгадывает загадки природного мира, того, что мы объединяем понятием природа: лес, луг, птицы, звери. Все, что живет, движется, что растет и цветет, дышит, летает, бегает.В.Г. Белинский писал: «Первый воспитатель детей – природа и ее благодатные впечатления, шум листьев и колебание волн говорят нам каким-то живым языком, которого значение мы уже забыли и тщетно стараемся вспомнить…».Объяснять детям что деревья и кусты живые, мы не должны их ломать. Существенную роль в этом направлении играет исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Здесь нам помогают различные игры с предметами неживой природой: с водой, песком, глиной, камешками, с упавшими листьями и веточками. Явления природы дети наблюдают часто, но куда интереснее проделать своими руками и открыть для себя через первый личный опыт с явлениями неживой природы, мир ощущений, действий, переживаний. Дети полны интереса к окружающему миру, удивление рождает любопытство, поэтому важно научить их удивляться. Детей просим наблюдать за различным состоянием воды в реке, на даче, во время дождя определяя при этом какой идет дождь. Общение с природой имеет не только познавательное, но и оздоровительное, релаксационное значение дает заряд бодрости и здоровья.Психологи отмечают, что в лесу человек воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует запахи.В парке и в лесу дети знакомятся с многообразием деревьев и кустарников, наблюдая за ними в разные времена года. Поэтому при разработке экскурсий используем разнообразную информацию по родному краю, сезонных изменениях в растительном и животном мире.Во время прогулок с детьми на природу организуем игры: «Найди дерево по описанию», «Кто первым соберет шишки, желуди», «Найди дерево, кустарника». На свежем воздухе хороши и подвижные игры «Кто дальше забросит шишку», «Сбей шишки», «Заполни ямку», «Палочка – выручалочка».Предлагаем детям выбрать себе дерево, придумать ему имя, рассказать, чем оно интересно, полезно. Понаблюдать за изменениями, которые происходят с ним в разное время года. Удивительное и интересное в природе происходит каждый день надо только уметь самим увидеть и показать ребенку. Для поддержания познавательного интереса к происходящему в природе загадывая детям загадки о природных явлениях и тут же просим найти отгадки, читаем подходящие к месту стихи, просим вспомнить рассказы, сказки о животных, птицах, растениях, насекомых. Расширяя круг представления детей о природе к занятиям подбираем литературу для детского чтения. Для малышей потешки и песенки про животных, небольшие рассказы Л. Толстого, К. Ушинского, Е. Чарушина. Для детей постарше интересные и занимательные рассказы Н. Сладкова, В. Бианки, Г. Скребицкого и других писателей. Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе и Родине.Родителям дома предлагаем придумать небольшие рассказы или сказки о своем животном: «Как я играю с животным», «Как я забочусь о своем друге». Ученые доказали, что дети имеющие дома животных, обладают более высоким уровнем развития речи, памяти, мышления.Знакомя детей с приметами, приобщаем их к народной мудрости, развивая наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Народные приметы раскрывают детям связи и отношения в мире природы, помогают понять ее некоторые закономерности.Ласточки низко летают – к дождю. Красный закат – летом к ветреной погоде, зимой – к морозу. Лягушки громко квакают – к ясной погоде, тихо – к дождю. Воробьи купаются в пыли – к дождю. Садовые цветы чувствуют приближение осадков. Любят дети и с удовольствием играют в словесные игры: «Кто больше назовет насекомых», «Кто в кого превратится?», «Кто спит зимой?», «Кто где живет» и др. полезны и настольно-печатные игры, которые расширяют представления о животном мире, такие как «Кубики», «Зоологическое лото», «Зоопарк», «Найди маму».Чтобы взаимодействовать с окружающим, не причиняя вреда ни себе, ни природе необходимо быть грамотным человеком, нужны знания, которые помогут сохранить цветущей нашу Землю. А для этого мы должны сообща научить наших детей познавать, любить, беречь и приумножать этот великий мир природы!Давайте будем беречь планету!Другой такой на свете нет.Развеем над нею тучи и дым,В обиду ее никому не дадим!