Педагогический проект


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогический проект
Автор: Галина Александровна Козел

Педагогический проект по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста«Кто привык трудиться, тому без дела не сидится»Содержание
  • ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
  • В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально - коммуникативном развитии – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Педагоги Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.Профориентация дошкольников, названная ранней профориентацией, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства. Диктует свои условия и технологический прогресс: активная компьютеризация породила целые новые отрасли профессий, и спрос на специалистов, работающих в IT-сфере, неуклонно растѐт; возникают и совсем новые профессии.В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка, родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Профориентация дошкольников, названная ранней профориентацией, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства.Чтобы сформировать интерес к труду взрослых, необходимо внедрение современных педагогических технологий, максимально направленных на формирование ранней профориентации у воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации Профориентация дошкольников это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия, дети любознательны, при правильном подходе проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности.Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.Сейчас трудно спрогнозировать, в каких кадрах будет нуждаться экономика через 10-20 лет, когда профессии будут рождаться и умирать очень быстро. Но абсолютно точно, что для человека будущего, который сегодня является воспитанником детского сада, ключевым моментом в профессиональном успехе и самореализации будет гибкое сознание и мобильное отношение к смене профессиональной деятельности, чтобы иметь возможность проявить свои способности в различных видах деятельности. Поэтому развитие познавательной активности ребенка выступает одной из важнейших задач современного дошкольного образования. Об этом свидетельствуют целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.Поэтому неслучайно проблема развития любознательности, познавательного интереса у дошкольников является достаточно дискуссионной в современной научной литературе и образовательной практике.В современной педагогической практике сложилось явное противоречие между потребностью в системе раннего формирования представлений о мире профессий у дошкольников и недостаточной разработанностью научно-методических основ ее проектирования и средств реализации.Началом работы по формированию первоначальных представлений о мире профессий и труде взрослых стал анализ уровня сформированности воспитанников в данном направлении.Так, диагностическое обследование по определению уровня знаний и представлений о труде взрослых на основе диагностикой методики Г. А. Урунтаевой и Т. И. Гризик «Представления о труде взрослых», показало следующие результаты: 40% воспитанников проявляют незначительный интерес к игре, знания сформированы частично; 60% воспитанников бегло рассматривают орудия и изображения профессий. Частично используют образные сравнения при рассматривании предметов; при выражении собственного мнения испытывает затруднения; имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не знают кем работают, и каким делом заняты их родители.Опрос родителей показал, что 80% из них напрямую не рассказывают детям о своих профессиях и сфере деятельности, 5% брали их с собой на работу, 15% родителей сообщили о том, что в косвенных сообщениях рассказывали детям о своей профессии. 35% обсуждали с детьми их будущую профессию.Таким образом, появилась идея разработки Проекта по ранней профориентации для воспитанников дошкольного возраста «Кто привык трудиться, тому без дела не сидится».Актуальность заключается в поиске наиболее эффективных условий и средств ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых, выявления условий, при которых возможно развитие у ребенка профессиональных устремлений, построения профессиональной составляющей.Педагогическая целесообразность направлена на раннюю профориентацию дошкольников, формированию у них первичного представления о мире профессий и основ безопасности жизнедеятельностичерез взаимодействие с семьѐй и социумом.Новизна проекта: ранняя профориентация детей.Практическая значимость: данный проект может быть реализован в ДОУ, укрепляет семейные связи.Целевая аудиторияДети среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет Дети старшего дошкольного возраста от 5 до 6 летДети старшего дошкольного возраста 6 до окончания образовательных отношений Педагоги ОО, родители.Сроки реализации сентябрь 2022 года май 2023 года.Этапы реализации проекта:
  • Базовый этап: сентябрь 2022 года: организационно-подготовительные мероприятия
  • Основной этап: октябрь 2022 года: реализация проектных мероприятий.
  • Заключительный этап: май 2023 года: аналитическая работа.
  • Цель и задачи проекта
  • Цель проекта: Формирование ранней профориентации детей и основ безопасности жизнедеятельности посредством знакомства с профессиями взрослых на основе проектной деятельности.Задачи: Для детей:
  • Расширять и систематизировать у воспитанников обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли безопасности в трудовой деятельности и в жизни человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
  • Формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
  • Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
  • Способствовать формированию умения оценивать возможную опасность, помочь детям запомнить правила безопасности, прививать практические навыки поведения детей при возникновении опасных ситуаций;
  • Развивать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей;
  • Воспитывать чувство осторожности и самосохранения, уверенность в своих силах, чувство благодарности людям, которые помогают в трудных ситуациях; бережное отношение к труду и его результатам.
  • Для педагогов:
  • Создать и апробировать виртуальные дидактические продукты (виртуальные экскурсии, видеоролики, презентации, игры) для изучения в мобильных интерактивных мастерских;
  • Разработать методическое сопровождение по ранней профориентации детей дошкольного возраста в мире профессий;
  • Разработать совместную работу с родителями по расширению знаний детей;
  • Для родителей:
  • Повыситьуровеньродительскойкультурыввопросахтрудовоговоспитаниядетей дошкольного возраста;
  • Побуждать к активному участию в жизни дошкольного учреждения, в организации экскурсий;
  • Способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием личного примера;
  • Сопровождать родителей при оказании ребѐнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир профессии.
  • Для социальных партнѐров:Создать условия и проявления интереса к укреплению партнѐрских связей.Интеграция образовательных областей:Речевое развитие:
  • Обогащать словарь путем введения понятий «профессия», «профессионал», «семья», названий профессий.
  • Расширять общий кругозор.
  • Развивать связную речь.
  • Познавательное развитие:
  • Расширятьпредставленияоразныхпрофессиях;трудовыхдействиях,совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы.
  • Пробуждать у детей любознательность и интерес к деятельности своих родителей.
  • Социально коммуникативное развитие:
  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
  • Создавать условия для активной, самостоятельной, творческой, игровой деятельности детей.
  • Способствовать обогащению детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности; вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
  • Воспитывать уважение и благодарность к людям труда, желание выполнять любое поручение добросовестно и ответственно.
  • Художественно эстетическое развитие:
  • Приобщать детей к разным видам творческих профессий.
  • Познакомить с произведениями художественной литературы по теме проекта, работами людей творческих профессий.
  • Принципы реализации проекта
  • Специфические принципы, обусловленные особенностями познавательно-исследовательской деятельности и направленные на раннюю профориентацию дошкольников
  • Ожидаемый результат
  • Для детей:
  • Расширены у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей);
  • Сформированы у воспитанников первичные представления о труде взрослых и его роли в обществе и жизни каждого человека;
  • Умение выполнять разные виды заданий, поручений, просьб, связанных с гармонизацией общественного окружения;
  • Умение самостоятельно организовывать сюжетно ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях;
  • Проявляется самостоятельность, аккуратность, инициативность, познавательная активность детей;
  • Сформированы первичные представления о ценностях труда, о различных профессиях;
  • Проявляютсянавыкисотрудничества со сверстниками и взрослыми в трудовой деятельности;
  • Активное участие в общественно полезной деятельности;
  • Умение выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребѐнка видах трудовой деятельности;
  • Развиты трудовые способности.
  • Для педагога:
  • Выстроится система работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста от 4 лет до окончания образовательных отношений;
  • Повыситсяуровеньпрофессиональнойкомпетенциипедагоговв вопросах трудового воспитания детей дошкольного возраста;
  • Пополнится предметно-развивающая среда по теме проекта.
  • Для родителей:
  • Сотрудничество родителей с детским садом по вопросу трудового воспитания детей;
  • Осознание родителями важности трудового воспитания дошкольников.
  • Для социальных партнѐров:
  • Созданы условия и проявления интереса к укреплению партнѐрских связей;
  • Улучшатся преемственные связи со школой.
  • СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
  • Содержание направлено на воспитание у детей положительного, ценностного отношения к труду, формирование познавательного интереса, расширение кругозора в области профессий.Работа по ранней профориентации дошкольников состоит из модулей:
  • Совместная деятельность с детьми.
  • Взаимодействие с педагогами и специалистами ДОУ.
  • Взаимодействияпедагогическогоколлективассемьямивоспитанников.
  • Взаимодействие с социумом
  • Совместная деятельность с детьмиВ проекте представлен системный подход по профориентации дошкольников. Изучение особенностей различных профессий проходит через прием «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами. Вполне логично, что в основу этой системы положили игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе, и создали определенные условия для развития игровой деятельности.Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трем основным линиям:
  • Приближение детей к труду взрослых в процессе организации НОД по формированию представлений о труде людей разных профессий, с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии. НОД сопровождается беседой, рассматриваем иллюстраций, с соответствующей тематикой, рассказом педагога, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, подвижными играми (по тематике).
  • Приближение работы взрослых к детям в форме наблюдений, экскурсий, в том числе виртуальных, которые обеспечат наглядность, ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
  • Совместная деятельность взрослого и ребенка в ходе освоения различных культурных практик: игровая деятельность, продуктивно творческая деятельность, познавательно исследовательская деятельность.
  • Виды труда дошкольников:
  • Самообслуживание
  • Хозяйственно-бытовой труд
  • Труд в природе
  • Ручной труд Формы организации труда:
  • Поручения
  • Дежурства
  • Коллективный труд (общий, совместный).
  • Методы работы по трудовому воспитанию в разныхвидах деятельности и режимных моментах:
  • групповые и индивидуальные беседы о труде;
  • показ, объяснение, обучение, пояснение;
  • чтение художественной литературы по тематике;
  • НОД, дежурство, совместный и коллективный труд;
  • совместная деятельность в процессе режимных моментов;
  • наблюдение за трудом взрослых;
  • рассматривание картин, иллюстраций, ИКТ;
  • организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым;
  • игры различной направленности;
  • анализ полученных результатов;
  • похвала, поощрение, рефлексия;
  • объективная оценка результата.
  • Организация работы с воспитанниками по формированию первоначальных представлений о мире профессийРабота по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность.Самостоятельная деятельность детей в процессе ознакомления с профессиями взрослых имеет следующие формы организации:
  • игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные);
  • продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов);
  • выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого);
  • экспериментирование.
  • Основная цель работы педагога по развитию ранней профориентации и получению опыта познавательно-исследовательской деятельности заключается в развитии творческих способностей дошкольников. Средством развития познавательных способностей детей является умелое применение таких методов и приемов, обеспечивающих высокую активность дошкольников в познании окружающего. Методы и приемы формирования опыта, которые применяет педагог, учитывают уровень познавательных способностей детей. Поэтому система работы педагога по формированию опыта познавательно-исследовательской деятельности дошкольников строиться с учетом постепенного и целенаправленного развития творческих познавательных способностей дошкольников через различные формы совместной деятельности.Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учѐтом современных образовательных технологий.Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий. Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.Для решения поставленных задач создается мобильная РППС удовлетворяющая образовательные потребности по развитию ранней профориентации как в группах, так и в ДОУ с углубленным изучением конкретной профессии.Согласно возрастным особенностям детей в ДОУ обозначены мастерские, где ребѐнок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и самодеятельности.Центр познания. В этом центре расположены дидактические игры на развитие речи, развивающие и логические игры, дидактический материал по знакомству детей с профессиямиЦентры сюжетно-ролевых игр. Атрибуты к сюжетно - ролевым играм «Поликлиника»,«Пожарная часть», «ГИБДД», «Полицейский участок» подбираются, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.Литературный центр.Расположен на специально изготовленных полках, где дети без труда могут взять понравившуюся книгу. Набор книг постоянно меняется, обеспечивает литературное развитие дошкольников. Имеется достаточное количество предметным картинок.Мастерская «Мир на дорогах» — представлена игровым центром, стендом в холле группы, площадкой со знаками дорожного движения, разметкой дороги. Включает в службу ГАИ.Мастерская «Спасательная служба» представлена центром юного Пожарного, службой МЧС, медицинскими работниками и т.д. игровыми центрами в группах.За каждую мастерскую ответственен воспитатель, который оснащает РППС специальным игровым оборудованием, пополняет дидактическими пособиями, детской литературой, художественным материалом и т.д.В образовательном учреждении имеются все необходимые современные технические средства для применения информационно-коммуникационных технологий (ноутбуки, мультимедийные установки).Взаимодействияпедагогическогоколлективассемьями воспитанниковИменно в семье созданы благоприятные условия для овладения ребенком хозяйственно- бытовыми операциями, так как данный вид труда направлен на облуживание коллектива, развития поддержание чистоты и порядка, помощь взрослым, ответственность за себя и других. Этот, вид труда взрослых, который наиболее доступен пониманию ребенка, так как основан на подражательности. С помощью взрослых, в семье ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде, окружающего его среду. Подражая старшим он быстрее овладевает трудовыми навыками, видит и оценивает результаты своего труда, знакомится с правилами безопасности по использованию бытовых предметов. Совершенствуя формы взаимодействия детский сад-семья мы подчеркиваем общественную направленность труда и ее социальную значимость.Формы работы с семьей:
  • Экскурсии
  • Наблюдения
  • Досуговая деятельность
  • Хозяйственно-бытовой труд
  • Совместные проекты
  • Личный пример родителей
  • Просмотр мультимедийных презентаций
  • Беседы
  • Консультации
  • Информационная обеспеченность
  • Трудовые акции
  • Субботники
  • Очень важно, чтобы ребенок не только наблюдал за работой взрослых, видел ее особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой деятельности со взрослым, выполняя трудовые поручения и просьбы. Тогда в дальнейшем он сможет использовать полученные сведения в самостоятельной деятельности (сюжетно-ролевой игре), закрепить и расширить приобретенные знания.Взаимодействие с педагогами и специалистами ДОУМероприятия:
  • педагогические советы;
  • теоретические семинары;
  • семинары-практикумы;
  • конференции;
  • презентации;
  • акции.
  • Данный модуль направлен на повышение компетентности педагогов в вопросах трудового воспитания:
  • Вызвать у педагогов осознание необходимости пополнять свои знания в области трудового воспитания и применять их в практической деятельности.
  • Создать в коллективе обстановку творческого поиска.
  • Совершенствовать работу в детском саду по формированию основ трудового воспитания
  • Взаимодействие с социумомДля реализации поставленных задач, привлечены социальные партнеры. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с организациями дает дополнительный импульс для духовно-нравственного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
  • МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
  • Этапы проекта:I этап Подготовительный
  • анализпсихолого-педагогическихусловийвДОУ,способствующихранней профессиональной ориентации воспитанников ДОУ;
  • анализнаучно-методическихисследованийпопроблемераннейпрофессиональной ориентации детей дошкольного возраста, выявление проблем;
  • организациявобразовательномпространствеДОУусловияхреализацииФГОСДО, предметной развивающей игровой профсреды, адекватной возрастным особенностям.
  • этап - Основной (реализация проекта)
  • Навторомэтапепредполагаетсясозданиекомплексаусловийнаправленныхнараннюю профориентацию дошкольников в мире профессий средствами предметно игровой профсреды:
  • Разработкаметодическогокомплектапораннейпрофориентационнойработес дошкольниками, подбор комплекса диагностических методик.
  • Апробирование методов и форм (обновление содержания) ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых;
  • Вовлечение в совместную образовательную деятельность всех участников образовательных отношений;
  • Периодический контроль реализации мероприятий, коррекция мероприятий.
  • Работа по формированию у детей ранней профессиональной ориентации строится по основным направлениям:-профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);-профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строитсяпо трем основным линиям:
  • Приближение детей к труду взрослых в процессе организации НОД и совместной деятельности по формированиюпредставлений о труде людей разных профессий, с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии. НОД сопровождается беседой, рассматриваем иллюстраций, с соответствующей тематикой, рассказом педагога, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, подвижными играми (по тематике).
  • Приближение работы взрослых к детямв форме наблюденийчных и заочных экскурсий,встреч с представителями профессий (родителями), востребованных в сельской местности, которые обеспечат наглядность, ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
  • Совместная деятельность взрослого и ребенкав ходе освоения различных культурных практик: игровая деятельность, продуктивно–творческая деятельность,познавательно исследовательская и досуговая деятельность.
  • Алгоритм ознакомления с профессией
  • Название профессии
  • Место работы
  • Материал для труда
  • Форменная одежда
  • Орудия и предметы труда
  • Трудовые действия
  • Личностные качества
  • Результат труда
  • Польза труда для общества
  • Перспективныйпланповнедрению проектнойдеятельностивыстроенсогласнодатам календаря профессиональных праздниковСредний дошкольный возраст от 4 до 5 летСтарший дошкольный возраст от 5 до 6 летСтарший дошкольный возраст от 6 до окончания образовательных отношений
  • этап Заключительный
  • Анализ результатов работы по созданию комплекса условий для профессионального самоопределения воспитанников ДОУ, корректировка;
  • Мониторинг влияния созданных методических, организационно - педагогических условий, предметно игровой среды на формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда;
  • Обобщение опыта работы педагогов по использованию в профессиональной деятельности направлений, связанных с формированием у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых через организацию различных видов детской деятельности.
  • 5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕВ МАДОУ созданы материально-технические, информационные, научно-методические условия для реализации Проекта отвечающие современным требованиям.Для реализации проекта необходимо ресурсное обеспечение, планируется:
  • обучениепедагоговнасеминарах(курсахповышенияквалификации)поведению профориентационной работы в условиях дошкольного учреждения;
  • сопровождениепедагогическихработниковповедениюдеятельностипоранней профориентации в ДОУ.
  • Материально-техническое обеспечениеВ соответствии с ФГОС ДО, материально-техническое обеспечение проекта включает в себя:
  • реализация инновационного проекта опирается уже на существующую материально техническую базу дошкольного учреждения;
  • групповые комнаты оборудованы современными игрушками и игровым оборудованием, центрами активности - «Мастерская», центр творчества, центр конструирования, уголок природы в соответствии с образовательной программой ДОУ;
  • дополнительные помещения - музыкальный зал, совмещенный со спортивным;
  • обеспечение фондов учебно-методической литературы;
  • огород, теплица, клумбы.
  • В групповых помещениях средней, старшей и подготовительной групп необходимо обозначить:«Мастерские», где ребѐнок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и самодеятельности.«Мастерская» представляет собой специальную РППС с учѐтом специфики каждой профессии и создаѐт условия для игрового сюжета. «Мастерская» предполагает:
  • познакомить детей с профессиями села;
  • представить, какими могут быть профессии будущего.
  • Центр познания. В этом центре расположены дидактические игры на развитие речиазвивающие и логические игры, дидактический материал по знакомству детей с профессиями.Центр науки и естествознания. Служит не только украшением группыо и местом длясамореализации дошкольников. Воспитатели размещают в нем растения, требующие разных способов ухода, необходимое оборудование (передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизатор). Уголки природы разработаны по собственному дизайну педагогов и включают в себя наблюдение за природными явлениями, знакомство с природой в различные времена года. На все виды растений в группе имеются экологические паспорта. В природном уголке педагоги проводят наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера использованием мини- лабораторий).Центр сюжетно-ролевых игр. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм профессиональной направленности Поликлиника», «Школа», «Магазин», «Ферма», «ЖКХ» и др. подбираются, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.Литературный центр расположен на полках, где дети в свободном доступе могут взять любую книгу. Набор книг постоянно меняется, имеется достаточное количество предметных картинок по теме «Профессии».Центр «Мир на дорогах», «Спасательная служба» оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм: транспортные средства, светофор, дорожные знаки, игрушечная аптечка«Скорой помощи» и др.Центр «Строительства» достаточно мобилен, занимает немного пространства. Содержит конструкторы различного вида, кубики, крупный и мелкий строительный материал, лего. Для обыгрывания построек имеются мелкие игрушки.В ДОУ имеются необходимые современные технические средства для применения информационно-коммуникационных технологий (ноутбуки, проектор, ксерокс, телевизор).Примерный перечень игрушек и ролевых атрибутов для организации профориентационных сюжетно-ролевых игр (Приложение 5)Информационные условия
  • сайт ДОУ;
  • методические рекомендации;
  • формирование банка педагогической и методической информации;
  • обеспечение информационных, учебно-методических и образовательных потребностей педагогических работников;
  • формирование банка электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по профессиональному самоопределению воспитанников ДОУ.
  • Кадровое обеспечениеРеализация Проекта осуществляется:
  • педагогическими работниками в течение всего времени пребывания воспитанников в МАДОУ;
  • учебно-вспомогательными работниками в группе в течение всего времени пребывания воспитанников в МАДОУ (каждая группа непрерывно сопровождается одним или несколькими учебно- вспомогательными работниками);
  • иными педагогическими работниками, вне зависимости от продолжительности пребывания воспитанников в МАДОУ, соответствующие должности иных педагогических работников устанавливаются МАДОУ самостоятельно в зависимости от содержания Программы.
  • При работе в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья в МАДОУ дополнительно предусмотрены должности учителей-логопедов, имеющих соответствующую квалификацию для работы в соответствии со спецификой ограничения здоровья детей, из расчета не менее одной должности на группу детей.При организации инклюзивного образования:– при включении в общеобразовательную группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в т.ч. находящихся в трудной жизненной ситуации, может быть предусмотрено дополнительное кадровое обеспечение. Категории таких детей и особенности их кадрового сопровождения устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации.В целях эффективной реализации Проекта МАДОУ создаѐт условия для профессионального развития педагогических и руководящих кадров, в т.ч. их дополнительного профессионального образования.МАДОУ самостоятельно и с привлечением других организаций и партнеров обеспечивает консультативную поддержку руководящих и педагогических работников по вопросам образования детей, осуществляет организационно-методическое сопровождение процесса реализации Проекта.Финансовое обеспечениеФинансовое обеспечение реализации Проекта опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих государственные гарантии прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного общего образования. Объем действующих расходных обязательств отражается в муниципальном задании образовательной организации, реализующей программу дошкольного образования.
  • ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
  • Педагогическое наблюдение результативности реализации данного Проекта заключалось в выявлении качественных изменений уровня сформированности представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста о многообразном мире профессий с использованием опросника Л.В. Куцаковой «Профессиональная деятельность взрослых» (Приложение 1),профориетационного опросникаЕ. И. Климова (Приложение 2), педагогическая диагностики В.П. Кондрашовой по определению уровня развития игры «Диагностика игровой деятельности» (игры профессионального характера) (Приложение 3), анкеты для родителей «Первые шаги в профориентации дошкольников» (Приложение 4).Для определения уровня сформированности представлений о роли труда в жизни человека и общества, о трудовой и профессиональной деятельности взрослых использовались такие методы, как: метод индивидуальных бесед, ситуаций выбора, педагогического наблюдения.Целью диагностики детей дошкольного возраста является выявление теоретических знаний и практических умений воспитанников касающихся:
  • уровня сформированности знаний о значимости труда людей в ходе профессиональной деятельности, представления о структуре трудового процесса (название профессии, место работы, материал для труда, орудия труда, трудовые действия, результаты труда, пользу труда для общества;
  • потребности использовать данные знания и умения на практике;
  • уровня сформированности умения самостоятельно моделировать свою деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки;
  • уровня знаний и умений отражать трудовую деятельность взрослых в практической повседневной деятельности.
  • Результаты психолого-педагогическогосопровожденияпрофессионального самоопределения детей дошкольного возраста определены в виде целевых ориентиров, которые представляют социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребѐнка:
  • ребѐнок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда;
  • ребенок ориентируется в многообразии профессий сельской и технической направленности и трудовых процессов, доступных для детского понимания;
  • у ребенка складывается осознанное понимание роли труда для благополучия жизни человека;
  • устойчивыйпознавательныйинтерескмирупрофессийсельскойитехнической направленности;
  • ребѐнок обладает развитым воображением, охотно отражает представления о мире профессий сельской и технической направленности в разных видах деятельности.
  • Результаты диагностирования детей позволяют выявить три качественно различных уровня (высокий, средний, низкий).
  • ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
  • Считаем, что необходимо продолжить работу в данном направлении, так как раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности - детская профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме.
  • вести активную пропаганду работы ДОУ по ранней профориентации - поддерживать имидж дошкольного работника;
  • совершенствоватьпрофориентационнуюработувдетскомсадусиспользованием современных педагогических технологий;
  • продолжатьвовлекатьродителейвсовместнуюсДОУработупоранней профориентации воспитанников.
  • Уверены, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.ЛИТЕРАТУРА
  • Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стеркина Р.Б. Безопасностьчебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПБ: Детство - Пресс, 2019
  • Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности.:Скрипторий 2015
  • Афоризмы по теме «Работа, труд». URL:
  • Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. М.: МозаикаСинтез, 2011. 136 с.
  • Гусева Т. Кем быть? // Поѐм, танцуем и рисуем. 2009. №6. – С. 73-82.
  • Давыдова М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников 4-7 лет: М.:Вако, 2018
  • Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. СПб.: Детство-Пресс, 2018. – 244 с.
  • ИвановаТ.В.Пожарнаябезопасность.Подготовительная группаазработкизанятий.М.:Корифей, 2016
  • Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2010. 304 с.
  • Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – 52 с.
  • Кононова И.В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников.:Айрис-пресс, 2008
  • Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 128 с.
  • Максимчук Л.В. Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности. М.:Центр педагогического образования, 2008
  • Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях М.: Сфера, 2005. 64 с.
  • Прилепко Е. Формирование знаний о противопожарной безопасности.//Дошкольное воспитание,№5,с.39,2006
  • Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-методическое пособие СПб: Детство-Пресс, 2015. – 207 с.
  • Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014 18. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013.– 96с
  • Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет.:Сфера, 2017