Роль семьи в развитии творческих способностей детей


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль семьи в развитии творческих способностей детей
Автор: Елена Геннадьевна Шабалова

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств № 2
Миасского городского округа
Методическое сообщение
Роль семьи и школы в развитии творческих способностей детей
Автор: заместитель директора
Крутолапова М.В.
Миасс 2022 год
Содержание.
Введение……………………………………………………………………………..3
Способности, как индивидуальные свойства личности………………………….3
Виды способностей………………………….……………………………………...4
Творческие способности в семье и школе………………………………………...5
Стимулирование детского творчества…………………………………………….6
Заключение………………………….……………………………………………....6
Список используемой литературы……………………………………………......7
Приложение1.
Тест для родителей Как определить способности Вашего ребенка...............8
Приложение2
Тест-прогноз Способности ребенка. Как их распознать……………………..9
Приложение3.
Анкета для родителей Различие одаренного и способного ребенка………..11
Введение.
В воспитании ребенка очень важную роль играют социальная среда, семья, авторитет родителей, семейные отношения. Многое может сделать семья для развития способностей её маленького члена. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка особый интерес, к какому виду деятельности ребенок проявляет склонность? Взять заботу по воспитанию устойчивых интересов и склонностей ребёнка к какой-либо деятельности — значит, уже способствовать развитию его творческих способностей.
Как уже отмечалось, способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и танцевать, узнавать мелодии. Немного позже они начинают конструировать, занимаясь с детским Конструктором.
Созданию интереса, развитию способностей к определённому виду деятельности у ребёнка содействует атмосфера увлечённости, бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в семье увлечённых рукоделием – к рукоделию, в семье, где господствует атмосфера увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской деятельности и т.д..
Способности, как индивидуальные свойства личности.
Способности— это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.
В основе любых способностей лежат задатки. Под задатками понимаются первичные, природные (биологические) особенности, с которыми человек рождается и которые созревают в процессе его развития. Это, главным образом, врожденные анатомические и физиологические особенности строения тела, двигательного аппарата, органов чувств, нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной асимметрии больших полушарий и др. Именно своеобразие индивидных характеристик выступает в качестве природных задатков. Задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Они могут превратиться и не превратиться в способности, в зависимости от воспитания и деятельности человека. При отсутствии надлежащего воспитания и деятельности даже большие задатки не станут способностями, а при соответствующем воспитании и деятельности даже из небольших задатков могут развиться способности достаточно высокого уровня[1].
Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки, которые лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития.
Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются.
Виды способностей.
Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:
умственные и специальные; учебные и творческие; математические; конструктивно-технические; музыкальные;
литературные; художественно-изобразительные; физические способности. Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе— создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом— индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Природа общих способностей (интеллект, креативность и поисковая активность) определяется особой организацией познавательных функций и индивидуального опыта (включая знания, умения и навыки). Общими эти способности называют потому, что они необходимы для выполнения всех видов деятельности, независимо от степени их сложности.
Специальные способности - это специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. С другой стороны, для каждого отдельного вида деятельности можно выделить такую общую основу, которая будет объединять отдельные частные умения в целостную систему, и без которой эта способность не состоится вообще. Конкретные примеры: Для математика недостаточно иметь хорошую память и внимание. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода— есть основной элемент математического творчества, и она опирается не только на знания и опыт, но на пространственное воображение, как главное условие математического мышления (при этом имеется ввиду не только геометрия и стереометрия, но вся математика в целом). Для спортсмена такой общей основой является воля к победе, стремление во что бы то ни стало быть первым. Для художника (в любой области искусства)— это эстетическое отношение к миру. Музыкальные способности в существующий общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. В их основе, как в основе способностей к любому виду искусства, лежит эстетическое отношение к миру, способность эстетически воспринимать действительность, но в случае музыки это будет звуковая, или аудиальная действительность, либо способность трансформировать эстетическое переживание реальности в звуковую реальность (благодаря синестезии). Технологическую составляющую музыкальных способностей можно разделить на две группы:
- собственно технические (техника игры на данном музыкальном инструменте или управление голосом в пении);
- композиционные (для сочинения музыки);
- контролирующие, слуховые (музыкальный слух— звуковысотный, тембральный или интонационный и др.).
Творческие способности в семье и школе.
Творческие способности - это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.
Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях.В большинстве случаев творческий человек - это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения.
Способности, в том числе и творческие, формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Стремясь развить творческие способности ребёнка, необходимо подумать и о формировании его воображения, без которого невозможно творчество. Необходимо давать ему возможность самовыразиться в какой-либо деятельности. Не подавляйте в ребенке самостоятельность, стараясь все сделать за него, и не отмахивайтесь от него, ссылаясь на свою занятость, а проявляйте свой интерес к творчеству ребенка, постоянно хвалите и подбадривайте его.
Развитие творческих способностей детей следует признать одной из самых важных задач в воспитании личности. От этого зависит его будущее, его место в социуме.
Творчество основывается на тех знаниях, умениях, опыте, которые приобретает ребёнок. Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями. И поэтому родители и учителя должны помочь ребенку развить и закрепить его творческие возможности.
Воспитывая способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Иногда школьник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях учитель и родители должны подбодрить ребенка, помочь ему преодолеть трудности, помочь пережить радость победы над препятствиями. Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к, себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Наоборот, Не надо внушать способному ребенку, что он исключительный человек, так как зачастую такие дети не могут адекватно переживать свои поражения и неудачи.
Необходимо, чтобы способный ребенок, школьник хорошо понял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое-то особое положение по отношению к окружающим, предъявлять им высокие требования. Наоборот, к нему, способному, предъявляются повышенные требования именно потому, что он способный.
Стимулирование детского творчества.
Важную роль в развитии творческих способностей детей играет их положение в семье, их статус по отношению к братьям и сестрам. Первенцы или те дети, которые по каким-либо причинам оказывались своеобразными лидерами в семье, как правило, характеризуются более выраженными творческими способностями. Иными словами, предоставление относительной самостоятельности, свободы, выраженное отношение к ребенку и отсутствие излишней требовательности к нему способствуют формированию у него творческих способностей, Чтобы понять и стимулировать детское творчество необходимо:
внимательно прислушиваться к вопросам ребенка
отмечать, чем ребенок предпочитает заниматься
3. следить за его естественными интересами
Отечественные психологи и педагоги дают родителям, стремящимся развивать творческие способности у ребенка, также и другие рекомендации:
чтобы добиться высоких результатов, необходимо начинать как можно раньше – с новорожденности;
стремиться наполнять окружающее ребенка пространство самыми разнообразными, новыми для ребенка предметами и стимулами с целью развития предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
набраться терпения, не превращать помощь в подсказку, не лишать ребенка трудности и удовольствия сделать пусть маленькое, но собственное открытие;
заинтересовать ребенка творческой игрой, но не заставлять его играть;
стараться не делать обидных замечаний, не обижать ребенка в игре;
для маленьких детей надо оживить игру сказкой или рассказом;
не сдерживать двигательную активность ребенка, чтобы он мог покувыркаться, попрыгать от восторга и т.д.
обязательно начинать с задач посильных или с более простых их частей (успех в самом начале – важное условие).
Заключение.
Первейшая цель каждого педагога — создать условия для выявления и последовательного развития уникального потенциала каждого воспитанника. При этом нужно чётко осознавать, что главное условие организации современного образовательного процесса строится на таком понятии как содействие, то есть совместное действие педагога, родителя и ребёнка. Никогда никакая семья не дастребенкутого, что могут дать ему школа и учреждение дополнительного образования, и никакие, самые лучшие социальные институты незаменят ребёнку семью. Поэтому только в содружествеиобщими усилиями школы и семьи создаются самые благоприятные условия для всестороннего развития творческих сил и способностей детей. Уважаемые родители, я обращаюсь к вам! Занимайтесь со своими детьми: вяжите, плетите, вышивайте, стряпайте, вырезайте, чеканьте. Учите их тому, что вы умеете или закрепляйте те умения, которые они получили в школе. Не жалейте на это время. Долг родителей — создать в каждой семье условия для всестороннего развития способностей. Владение умениями и навыками в творчестве будет благотворно влиять на дальнейшее развитие способностей вашего сына, дочери; на их социализацию, на их место в жизни.
Список используемой литературы.
1. Одаренные дети / Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого, М.: Прогресс, 1991
2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999
3. Айзенк Г. Проверьте свои способности. — М., 1972.
4. Богоявленская Д. Б. Природа творческих способностей // Вестник РГНФ. – 1997.-№2.
5. Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М., 1976.
6. Леонтьев А. Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. — 1960.—№ 1.
7.
Приложение 1.
Тест для родителей "Как определить способности Вашего ребенка?"
Ответьте на следующие вопросы:
Ваш ребенок превосходно запоминает стихи и отрывки телепередач?
Ваш ребенок замечает, когда Вы грустны или веселы?
Ваш ребенок задает вопросы типа: "Когда началось время?"
Ваш ребенок никогда не заблудится в незнакомом месте?
Ваш ребенок особенно грациозно движется?
Ваш ребенок часто интересуется, откуда берутся гром и молния, почему идет дождь и т.д.?
Если Вы переставите слова в известной сказке, ребенок поправит Вас?
Ваш ребенок быстро научился завязывать шнурки на ботинках и ездить на велосипеде?
Вашему ребенку нравится играть разные роли и ставить пьесы?
Во время автомобильных поездок Ваш ребенок запоминает особенности местности?
Ребенок любит слушать разные музыкальные инструменты и различать их, слыша звуки?
Ваш ребенок хорошо чертит карты и четко обозначает объекты?
Ваш ребенок изображает мимически различные выражения и движения?
Ваш ребенок любит (ил) сортировать игрушки по размеру и цвету?
Ваш ребенок способен связывать поступки с чувствами, например, может ли он сказать: "Я сделал так, потому что рассердился"?
Ваш ребенок любит рассказывать истории и это ему удается?
Ваш ребенок комментирует различные звуки?
Познакомившись с кем-то впервые, ребенок говорит: "Он мне напоминает того-то и того-то".
Ваш ребенок может точно оценить свои возможности, определить, что он сумеет и чего не сумеет сделать?
Пояснения:
Вопросы 1,8,17 -лингвистические способности.
Вопросы 6,12,18 -музыкальные способности.
Вопросы 3,7,15 -логико-математические.
Вопросы 5,9,14 - телесно-кинематические способности.
Вопросы 10,16,20 - знание себя.
Вопросы 2,10,19 - знание других людей.
Вопросы 4,11,13 - пространственные способности.
Если Вы ответили "правильно" на все три вопроса, значит, ребенок обладает способностями этого типа.
Приложение 2.
Тест-прогноз "Способности ребенка. Как их распознать?"
Если у ребенка преобладают способности в технической области, то он:
-интересуется самыми разными механизмами и машинами;
-любит разбирать и собирать различные приборы, конструировать модели;
-часами пытается разобраться в причинах поломок и неисправностей различных механизмов и приборов;
-использует испорченные приборы и механизмы для создания новых моделей и поделок;
-любит и умеет рисовать, чертить, с удовольствием создает чертежи эскизов и механизмов;
-читает специальную техническую литературу, заводит себе друзей с аналогичными интересами.
Если у ребенка ярко выражены музыкальные способности, то он:
-любит музыку, часами может ее слушать, покупает музыкальные записи;
-с удовольствием посещает концерты;
-легко запоминает мелодии и ритмы и может их воспроизвести;
- если играет на музыкальном инструменте или поет, то делает это с большим чувством и удовольствием;
-пытается сочинять свои собственные мелодии;
-пытается научиться играть на музыкальном инструменте или уже на нем играет;
-разбирается в различных областях музыкальной культуры.
Если у ребенка ярко выражены способности к научной деятельности, то он:
-обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий и к обобщениям;
-умеет четко выражать словами чужую мысль или наблюдение, ведет их записи, которые использует по мере надобности;
-любит читать взрослые книги и словари, научно-популярные издания, отдает им предпочтение;
-задает много вопросов, связанных с процессами и явлениями мира;
-часто пытается дать свое объяснение процессам и явлениям окружающего мира;
-создает свои конструкции и схемы, исследования и проекты в той области знаний, которая ему интересна.
Если у ребенка ярко выражены артистические способности, то он:
-часто выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями, если ему не хватает слов;
-умеет увлечь аудиторию и слушателей своим рассказом;
- имеет способность к подражанию, меняет тональность и выражение голоса, когда подражает человеку, о котором рассказывает;
-с большим желанием выступает перед аудиторией;
-способен к имитации и делает это легко и непринужденно;
-любит перевоплощаться, используя при этом различную одежду;
-пластичен и открыт всему новому.
Если у ребенка незаурядный интеллект, то он:
- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей и может их объяснить;
-обладает хорошей памятью;
- легко и быстро схватывает школьный материал, задает много интересных, необычных, но продуманных вопросов;
-любит читать книги не только по школьной программе;
-обгоняет своих сверстников в учебе, но не всегда является отличником, часто жалуется на то, что в школе ему скучно;
-имеет не по возрасту обширные знания в различных областях;
-рассудителен и даже расчетлив не по годам;
-обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;
-остро реагирует на все новое и неизвестное.
Если у вашего ребенка спортивный талант, то он:
-энергичен и все время хочет двигаться;
-смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;
-любит спортивные игры и всегда в них выигрывает;
-ловко управляется коньками и лыжами, мячами и клюшками;
- на уроках физкультуры в числе лучших учеников, хорошо развит физически, координирован в движениях, имеет хорошую пластику;
-любит бегать, сидению на месте предпочитает игры и соревнования;
-имеет спортсмена-кумира, которому старается подражать;
-практически никогда всерьез не устает, если занят любимым делом.
Если у вашего ребенка литературные способности, то он:
-рассказывает всегда логически и последовательно;
-любит фантазировать и придумывать;
-старается как можно шире использовать палитру языка для того,
-чтобы передать мельчайшие детали описываемого сюжета или персонажа;
-любит писать рассказы, стихи, дневники;
-не стесняется демонстрировать свои литературные способности.
Если у вашего ребенка художественные способности, то он:
-с помощью рисунка или лепки пытается выражать свои эмоции и чувства;
-в своих рисунках пытается передать окружающий мир через призму собственного восприятия;
-увлекается художественными произведениями искусства, любит их рассматривать;
-умеет видеть прекрасное и необычное рядом;
-в свободное время охотно лепит, рисует и чертит;
-любит создавать что-то интересное и необычное в доме.
Приложение 3.
Анкета для родителей Различие одаренного и способного ребенка
На вопросы анкеты необходимо отвечать словами "да" или "нет".
Скорее способный, чем одаренный.
Подвижный, инициативный, деятельный.
Живо откликающийся на все новое.
Интересующийся непонятными и загадочными явлениями.
Отвлекающийся и не всегда доводящий начатое дело до конца.
Нуждающийся в поддержке и помощи старших в начатом интересном деле. Для него характерно проявление капризов, если что-то не получается.
Если на 5 вопросов вы дали положительный ответ, есть некоторые основания считать вашего ребенка способным.
Если на четвертый и пятый вопрос вы ответили отрицательно, переходите к следующим вопросам.
Скорее одаренный, чем просто способный.
Его интересы достаточно стабильны и устойчивы.
Он очень любознателен.
Он любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи.
Часто не соглашается с мнением взрослых.
Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.
Всегда доводит начатое дело до конца.
Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.
Настойчив в достижении поставленной цели.
Имеет много друзей среди сверстников, может с каждым найти общий язык.
Дети тянутся к нему, ценят его ум и многообразие интересов.
Часто бывает эгоистичен и требователен к окружающим его людям.
Положительные ответы на все эти вопросы дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный. Переходите к ответам на следующие вопросы.
Яркая одаренность.
Во многих сферах знаний проявляет разностороннюю одаренность.
Имеет одного, максимум двух друзей, более старших по возрасту.
Его речь очень развита, характеризуется большим лексическим запасом, глубоким пониманием языковых нюансов.
Во всех вопросах ищет самостоятельные решения.
Не любит общепризнанных мнений, во всем опирается на собственное мнение, делает собственные выводы.
В трудных ситуациях отвечает за себя сам, не прибегая ни к чьей помощи.
В общении с людьми разного возраста ведет себя не по годам взросло.
Рано определяет свое призвание, реально оценивает свои возможности, особенности характера.
Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях знаний.
Критичен по отношению к себе и другим.
Не всегда уживчив в коллективе, категоричен в суждениях.
Положительные ответы родителей на все вопросы дают серьезные основания отнестись к такому ребенку как к одаренному. Это должно радовать родителей и требует от них огромных душевных сил для того, чтобы ребенок, имея такой природный потенциал, состоялся.
12