«Технология проблемно-диалогического обучения в развитии детей с нарушением слуха»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Технология проблемно-диалогического обучения в развитии детей с нарушением слуха»
Автор: Людмила Михайловна Корелина

ГБОУ АО «Вычегодская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»Статья на тему: «Технология проблемно-диалогического обучения в развитии детей с нарушением слуха»В современном обществе меняются приоритеты образования, которые определяются, прежде всего, самой сущностью образования, его направленностью на воспитание самостоятельного, критически мыслящего гражданина, стремящегося к совершенствованию общества в котором он живет.Цель и смысл сегодняшнего обучения и воспитания заключается в создании условий, при которых каждый обучающийся смог бы максимально реализовать себя.Реализация ФГОС основного общего образования предусматривает применение технологий деятельностного типа, дающих педагогу возможность создавать условия для того, чтобы обучающийся сам добывал знания, учился самостоятельно решать поставленные перед ним задачи. Этим требованиям полностью отвечает технология проблемно-диалогического обучения, которая является одной из ведущих технологий в образовательной системе «Школа 2100», разработана около 20 лет назад Мельникова Елена Леонидовна. В словаре (название) понятие технология рассматривается как ИЛИ автор (Ф.И.О) под понятием технология понимает ПОСЛЕ ЭТОГО ДАЕМ ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания.Ключевым понятием может быть лучше написать ЗНАЧЕНИЕ, а не понятие для технологии проблемно-диалогического обучения является творчество, суть которого заключается в . В любом словаре можно прочитать о том, что творчество – это создание нового и значимого продукта. НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ ПЕРЕХОД НА ОПИСАНИЕ «ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКАЯ». «Проблемно» - первая часть ЧЕГО? означает постановку проблемы и поиск ее решения, «диалогическая» - это проблема и поиск решения ее обучающимися осуществляется в ходе диалога.НЕОБХОДИМО ПЕРЕЙТИ НА ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И УКАЗАТЬ, ЧТО ДАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ТАКЖЕ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА. В педагогической работе с обучающимися с нарушением слуха на уроках и занятиях широко реализуется эта технология, помогающая им пошагово прийти к открытиям новых знаний, развитию творческого потенциала.Технология проблемно-диалогического обучения позволяет заменить традиционное объяснение материала педагогом на самостоятельное открытие новых знаний обучающимися с нарушением слуха. Она дает возможность не быть объектом обучения, пассивно воспринимающим учебную информацию, а быть активным ее субъектом, самостоятельно владеющим знаниями и решающим познавательные задачи. Таким образом, суть этой технологии заключается в том, чтобы во время изучения любого материала пропустить обучающегося с нарушением слуха через все звенья творчества. Реализация технологии проблемно-диалогического обучения осуществляется через три ЭТАПА или ЗВЕНА.Первое звено творчества является постановка проблемы, которая начинается с проблемной ситуации, когда обучающийся сталкивается с противоречием и испытывает чувство удивления или затруднения. Ему Приходится выполнить конкретную мыслительную работу, то есть осознать противоречия и сформулировать вопрос. Второе звено – поиск решения, направлен на мыслительная работа или ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОГО? по выдвижению и проверке гипотезы. Так при постановке различных гипотез, ребенку необходимо через метод проб и ошибок опровергнуть или доказать ее. После ряда ошибок что позволить обучающийся с нарушением слуха воспринимает КАК? появление найденного решения, а строгая проверка превращает верную дорогу в решение, то есть в новое знание.Третье звено творчества – выражение решений. Новое знание выражается соответствующим научным языком в различной форме (статье, докладе, сообщение и другие). В результате получается материальный продукт, который предоставляется широкой аудитории обучающимся с нарушением слуха либо через публикацию, либо в устном выступлении. Иначе говоря, творческий акт МАТЕРИАЛ завершается реализацией продукта.Разумеется, проделать эту работу обучающиеся с нарушением слуха могут только в диалоге с педагогом. Поскольку проблема и решение ее педагогу известны заранее, к ним есть два пути: извилистая тропа догадок и прямая дорога логического вывода. Это позволит значит, что педагог может выбирать между двумя видами диалога: побуждающий и подводящий.Побуждающий диалог организует творческие учебные действия (дети учатся ставить проблему) и подводит обучающихся с нарушением слуха к мыслительной работе, которая заключается в том, чтобы:- отстаивать свое мнение;- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;- ставить вопросы своим товарищам и учителю;- оценивать ответы и письменные работы одноклассников;- самостоятельно выбирать посильные задания и другие.Во время подводящего диалога, который организует логические учебные действия (сравнение, обобщение, анализ и т.д.), педагог совместно с детьми выстраивает логическую цепочку к новым знаниям. ИЛИ педагог использует посильные обучающимся с нарушением слуха вопросы и задания, которые пошагово приводят класс к формулировке темы урока и цели получения новых знаний. Главное Отличие подводящего диалога от побуждающего в том, что он проще, так как не требует создания проблемной ситуации, представляет собой ряд посильных обучающемуся с нарушением слуха вопросов, например:- Что интересного заметили?- Какой возник вопрос?- Почему так получилось?- А что мы еще не знаем?- Почему столько мнений? и другие.В связи с этим, у обучающихся с нарушением слуха возможно появление совершенно ошибочных формулировок. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой. На неожиданную формулировку проблемы лучше откликнуться следующим образом:- сначала поддерживающий кивок головой и слово «так». Подобная реакция не означает согласие с говорящим, а лишь показывает, что мысли воспитанника услышаны и приняты к сведению; - затем следует побудить обучающихся к переформулированию проблемы:- Кто еще хочет сказать?- Кто думает иначе?- Кто может выразить мысль точнее?Таким образом, Побуждающий диалог позволяет точно повторить этапы творчества и более активно формирует творческие способности, а Подводящий – успешно развивает логическое мышление. При этом Обучающиеся с нарушением слуха учатся высказывать свое мнение, зная, что их услышат, учатся слушать и слышать других.Данная технология носит общепедагогический характер, поэтому применяться может очень широко: во-первых, на всех образовательных ступенях, во-вторых, в различных фронтальную, индивидуальную, групповую формы работы; во-третьих, во внеурочной деятельности и даже в работе с родителями. Технология проблемно-диалогического обучения обеспечивает достижения обучающимися с нарушением слуха планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы: - личностные результаты – становление характера, мотивов, ценностей, позиции активного деятеля, а несозерцателя;- предметные результаты – качественные знания. Их приобретение достигается за счет использования центральных компонентов технологии, а именно, методов постановки проблемы, которые обеспечивают познавательную мотивацию обучающихся;- метапредметные результаты представленные подгруппами универсальных учебных действий:- познавательные универсальные учебные действия – побуждающий диалог развивает творческие умения, помогает осознавать противоречия и формулировать проблему. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания помогают развивать речь;- коммуникативные универсальные учебные действия – осваиваются преимущественно за счет варьирования форм обучения. Поскольку проблемно-диалогическое обучение и продуктивные задания позволяют работать и в парах, и в группах. При этом обучающиеся учатся договариваться, распределять роли;- регулятивные универсальные учебные действия – методы постановки проблемы развивают целеполагание, методы поиска решения учат планированию и контролю.Таким образом, технология проблемно-диалогического обучения – это тип обучения, обеспечивающий творческие усвоения знаний учащимися посредством диалога с педагогом и реализуемый на любом предметном содержании. можно утверждать, что Использование данной технологии проблемно-диалогического обучения является целесообразной, достаточно эффективной и практически оправданной в обучении и воспитании детей с нарушением слуха, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие творческих способностей, Поэтому, технология проблемно-диалогического обучения воспитывает такие черты характера у обучающихся с нарушением слуха как инициативность, смелость, трудолюбие, отношение сотрудничества. а не подчинения, формирует доброжелательность и уважение к людям.Список литературы
  • Идиатулин В. С. Принцип проблемности в обучении // Школьные технологии. - 2010. - N 4. - С. 29-42.
  • Мельникова Е. Л. Проблемный диалог как технология "открытия" знаний // Сибирский учитель. - 2010. - N 5. - С. 47-52.
  • Радулова Е. Н. Создание проблемной ситуации // Открытая школа. - 2009. - N 6. - С. 51-52.
  • Щербаков А. На занятии - проблемные ситуации // Учитель. - 2010. - N 6. - С. 82-83.