Инновационные формы и виды деятельности для развития музыкальных способностей детей
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационные формы и виды деятельности для развития музыкальных способностей детей
Автор: Виктория Викторовна Симонова
Практикум для педагогов«Инновационные формы и виды деятельности для развитиямузыкальных способностей дошкольников»Основной целью музыкального воспитания, является формирование основ духовно-нравственного воспитания через приобщение к музыкальной культуре с использованием новых технологий, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Развитие музыкальности детей, способность воспринимать музыку происходит с помощью решения следующих задач:создание воспитателем условий, предоставляющих возможности каждомуребенку проявить свои индивидуальные способности приобщении с музыкой;творческое развитие природной музыкальности ребенка;высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;помощь в формировании внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).Эта тема актуальна и современна, так как в современный век детям не интересен стандартный подход и их надо заинтересовывать новыми технологиями.Работа по музыкальному воспитанию в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.Перед воспитателями стоят вопросы: как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому я стараюсь использовать инновационные технологии проведения занятия с которыми я вас сегодня познакомлю.Современные, формы и виды развития музыкальности, которые используются мною на практике – это:Коммуникативные танцы и игрыМузыкальная импровизация3.Логоритмические упражнения4.Ритмодекламация под музыкуРитмопластикасейчас остановимся на каждой технологии поподробнее.Коммуникативные танцы включают в себя не сложные движения с элементами не вербального общения и импровизации направленные на формирование и развитие взаимоотношений с партнёрами и группой. Для использования коммуникативного танца не требуется специальной хореографической подготовки и он легко доступен любому ребёнку. Сюда мы можем отнести такие массовые танцы как флешмоб. Искусством выразительного движения является новое направление - Эвритмияоснованное на закономерностях речи, музыкальных общеразвивающих упражнениях, базовых шагов и элементов аэробики. Её можно отнести к областям речевого и физического развития. В переводе с греческого эвритмия – прекрасный ритм, прекрасное движение. Используя данную технологию «Звучащих жестов»- первых инструментов человека с помощью которых можно реализовывать музицирование и научить детей чувствовать ритм при отсутствии музыкальных инструментов ( это хлопки, щелчки, притопы ногами). Подражая движениям педагога дети перевоплощаются в образы растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей.Игра с использованием звучащих жестов:Мой весёлый, звонкий мяч (Хлопают) Ты куда помчался в скач (прыгают)Красный, синий голубой (поочерёдно поднимают ноги) Не угнаться за тобой (Бег на месте)Развитие мелкой моторики (С элементами самомассажа)Цель: благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга.Массаж пальцев «Гусь»Где ладошка? Тут? Показывает правую ладошку. Тут! На ладошке пруд?Гладят левой ладонью правую. Пруд! Палец большой – Поочередно массируют каждый Это гусь молодой, палец. Указательный – поймал, Средний – гуся ощипал, Безымянный – суп варил, А мизинец – печь топил. Полетел гусь в рот, Машут кистями, двумя ладонями, А оттуда живот, вот! Прикасаются ко рту, потом к животу.3.Крупная моторика (Упражнения на развитие координации равновесия, ловкости)-Игры на замираниеПри выполнении большинства основных видов движения необходима устойчивость равновесия. В этом помогут игры в которых ребёнок сохраняет позу с опорой на одну или обе ноги.Задание: Дети танцуют. Как только музыка остановится показываем карточку со схематичным изображением позы человека и дети должны замереть в той же позе которая изображена на карточке.Игры баланс равновесия:Ласточки, лягушки: идут в кругу друг за другом. По сигналу «ласточка» останавливаются и поднимают руки в стороны. С ударами бубна или под счет воспитателя продолжают ходьбу. По сигналу «лягушка» останавливаются и приседают, обхватив колени руками.Правила: останавливаться быстро, не наталкиваясь на впереди идущего; приседая не терять равновесие.«Цапля»-Динамические игры: Смена движения, направления «Змейка» -Коммуникативные игры «Снежинка»-Импровизационно двигательные композиции с муз сопровождением: «Ай да я!» (придумать различные движения и упражнения в соответствии с музыкой вальс марш полька)Здоровьесберегающие технологии с использованием пальчиковых игр развивают память ребёнка, мелкую моторику, творчество и воображение.Аквагимнастика – инсценировка при помощи пальцев рук. Сочетать сжатие и растяжение, расслаблять кисти рук, а также использовать изолированные движения для каждого из пальцев:«Морская звезда» ( поочерёдное поднятие пальцев рук)Можноиз стишков делатьнебольшие распевки, сочетая движения рук с голосом что развивает у детей не толькочувстворитма нои голосовой аппарат.«Рыбка» (перемещать руки по поверхности воды):Рыбки – малюткиПо морю плывутСкачут резвятсяИ хвостиком бьют«Дельфин» (Волнообразные движения обоими руками): Дельфин малыш приплыл ко мне Он покатает на спине.«Акула» (Ладони соединить вместе, большой палец выставить над водой)Вот зубастая акулаМне хвостом своим махнула Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук. Синхронизирует работу полушарий головного мозга улучшая внимание, память, мышление и речь. Био –человек или биологический объект. Энергия – сила необходимая для выполнения определённых действийПластика – плавные движения рук, которые характеризуются непрерывностью, эмоциональной выразительностью.«Лодочка» (ладошки сомкнуты лодочкой – «лодочка плывёт» и язычок двигается от края к краю губ)«Параход» (пальцы ладоней вместе, большие пальцы вверх и губами произносим: п-п-п-)Кинезеологические упражнения–развитие головного мозгачерез движения: «гимнастика мозга»«Кулак – ребро – ладонь»«Буратино»«Ухо – нос» (опустить голову, хлопнуть и поменять руки)Игротанцы (направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений). Включают в себя: движения под текст, игры с ускорением, которые развивают ловкость, подвижность, а смешные стихи, помогают снять нервное напряжение.«Вперед четыре шага», «Лавата», «У жирафа пятна», «Буги-вуги», «Жили–были зайчики», «Хлоп – ладошки», «Стрекоза», «Колобок», «Танцевальная разминка»помощью эвритмии развивается ловкость, концентрация движения, внимание, чувство ритма и координация движений а так же улучшается психическое состояние ребёнка, снимается тревожность и мышечное напряжение..МЫШИНАЯ ИСТОРИЯОсенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЧИКАМИ БАРАБАН / ПУСТАЯ КОРОБКАвот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.МЕТАЛЛОФОНОни покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.ТРЕУГОЛЬНИК ИЛИ?Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды. Они грызли орешки,ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ ОРЕХИ грызли зёрнышки ТОН - БЛОК (рубель)устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.ШУРШАТЬ БУМАГОЙ / ПАКЕТОсобенно они любили лакомиться сладкими корешками.РАСЧЁСКА / ГОФРИРОВАННЫЙ КАРТОН / (Рубель)А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.ПОДУТЬ (В БУТЫЛКУ) МИРЛИТОН?? ИЛИ МУНДШТУКИ ОТ ФЛЕЙТ Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.МЕТАЛЛОФОН / НАБОР БУТЫЛОЧЕКЛогоритмиеские упражнения: это использование логопедичкских звуков в речевых играх. В них отражается звучание окружающего мира.Дили, дили дили дили (медленное поднятие рук на верх)Динь динь динь динь (качаем кистями)Колокольчики будили (опустить руки на уровень грудиДинь динь динь динь (качаем кистями)Всех жучков: жых жых жых жых (руки развести перед собой)Паучков х х х х (выброс руки перед собой поочерёдно с раскрытием кисти)весёлых мотыльков у у у у ( плавно сделать волнообразные движения руками в одну сторону)Дили, дили дили дили (медленное поднятие рук на верх) Динь динь динь динь (качаем кистями)Колокольчики будили (опустить руки на уровень груди) Динь динь динь динь (качаем кистями)Всех зайчат( играют язычком) (Ушки)ежат (трут кулачки)ленивых медвежат ра ра ра (качаются)воробушек проснулся чик чирик чик чирик(крылья)волчонок встрепенулся р р р р (руки сжать в кулачок и приблизить к себе и от себя) Дили, дили дили дили (медленное поднятие рук на верх)Встали все кого будили(хлопают)«Упражнение на развитие внутреннего слуха: «Кузнечик» Шаинский В траве сидел кузнечик, вслухВ траве сидел кузнечик, про себя(чётная пропевается, нечётная про себя или прохлопывается)Речевая ритмическая игра: «Весенняя телеграмма»(Стучим палочками или музыкальными инструментами в ритм стиха)Дятел сел на толстый сук – тук да тук, тук да тукВсем друзьям своим на юг - тук да тук, тук да тукТелеграммы срочно шлёт - тук да тук, тук да тукЧто весна уже идёт - тук да тук, тук да тукЧто растаял снег вокруг - тук да тук, тук да тукЧто подснежники цветут - тук да тук, тук да тукВывод: Используя инновационные формы и виды деятельности в своей работе, воспитателю удаётся создать атмосферу радостного общения, приподнятого настроениягармоничного самоощущения. Дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность. Они усваивают элементарные знания, развивают творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний