Сотрудничество с родителями- залог успешной воспитательно-образовательной работы


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сотрудничество с родителями- залог успешной воспитательно-образовательной работы
Автор: Серова Елена Евгеньевна

Сотрудничество с родителями – залог успешной воспитательно-образовательной работы в дошкольной учреждении.«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». /В.А.Сухомлинский/ Современное дошкольное образование ставит перед собой цель – всестороннее  воспитание гармонично развитой личности ребёнка. Совершенствуются стандарты образования, меняются программы, появляются инновационные формы и технологии работы с детьми. Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми обусловил необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия дошкольного учреждения с родителями с целью создания единого  образовательного пространства.Если раньше педагоги просвещали родителей, то теперь появилась необходимость сотрудничества с ними.Родители и педагоги детского сада - воспитатели одних и тех же детей. Поэтому результат их деятельности может быть успешным только тогда, когда они  станут союзниками. Эффективным механизмом такого взаимодействия может стать система социального партнёрства.За дверьми детского сада – огромный мир, общение с которым способно принести много пользы и радости.Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и образовательными учреждениями даёт дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребёнка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями.Одновременно процесс взаимодействия с социальными партнёрами способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, что в конечном итоге ведёт к повышению качества дошкольного образования.Чётко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнёрами создаёт условия для расширения кругозора дошкольников, так как исчезает территориальная ограниченность ДОУ. Одним из направлений работы педагогов является повышение педагогической культуры родителейгармонизация и гуманизация детско-родительских отношений.Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив, как единое целое, как большую сплочённую семью, жизнь которой интересна, если организована совместная деятельность педагоговродителей и детей. Это способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.Для достижения наибольшего результата в вопросах взаимодействия педагогов и родителей целесообразно использовать как традиционные, так и не традиционные формы организации общения.Целесообразно сочетание  и индивидуальных форм взаимодействия: беседа, задушевный разговор, консультации – размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписка, стенгазета и т. п. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль  с каждым родителем. Мне важно не только, расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, но и разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в ДОУ и дома. Психологическим условием такого успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы – это досуговая деятельность. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявление активности, творчества и фантазии. Из опыта работы знаю, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идёт непосредственно об их ребёнке. Всё, что связано с конкретным ребёнком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес я использую при организации досуговой деятельности.Организация выставок фотографий, рисунков, поделок, макетов, сделанных родителями совместно с детьми – одна из интереснейших форм сотрудничества с родителямипоходы в музеи.Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активного участия родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений).Активно родители принимают участие в соревнованиях, развлечениях, утренниках. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они выступают в роли непосредственных участников мероприятий: читают стихи, поют песни, танцуют, играю на музыкальных инструментах, соревнуются. Причём особо значимо то, что некоторые номера родители готовят вместе с детьми.Хороший эффект в роботе с родителями дают совместные и семейные проекты различной направленности. Семья и ДОУ – два важных социальных института в социализации ребёнка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива ДОУ и членов семьи воспитанников.Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий. Без родительского участия процесс воспитания не возможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание необходимо уделять внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничестванаправленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.Важно помнить, что какую бы форму работы мы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и педагогов редко возникает сразу. Это длительный процесс, со множеством «подводных камней», это долгий и кропотливый труд не только педагогов, но и родителей и главное на этом пути – не останавливаться на достигнутом, продолжать находить новые грани сотрудничества