«Технологические основы формирования математической грамотности обучающихся»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Технологические основы формирования математической грамотности обучающихся»
Автор: Корецкая Руслана Николаевна
«Технологические основы формирования математической грамотности обучающихся» Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования. Образовательный план призван обеспечить целенаправленность, целостность и системность действий по развитию функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для совершенствования качества образования. «Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».В определении «математической грамотности» основной упор сделан не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность, позволяющую свободно использовать математические знания для удовлетворения различных потребностей – как личных, так и общественных. Согласно этому основное внимание нужно уделять - способности учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции. Очевидно, что для этого явно необходимо иметь значительный объем математических знаний и умений, которые не сводятся к знанию математических фактов, терминологии, стандартных методов и умению выполнять стандартные действия и использовать определенные методы.Модель математической грамотности. PISAPISA – международная программа по оценке образовательных достижений (ProgrammeforInternationalStudentAssessment), оценивается сформированность функциональной грамотности учащихся 15-летнего возраста. Осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD – OrganizationforEconomicCooperationandDevelopment). Главный вопрос, на который отвечает исследование, – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»Два основополагающих принципа понятия «математическая грамотность»:«Фундаментальные математические идеи»- группа взаимосвязанных общих математических понятий, которые характеризуют свойства объектов и явлений живой и неживой природы и тем самым способствуют пониманию роли математики в постижении окружающей действительности и её изменении. Затрагивает такие области содержания обучения как «Изменения и зависимость» (зависимость между переменными, временные и постоянные связи, математическое моделирование), «Пространство и форма» (геометрические формы, пространственная визуализация), «Неопределенность и данные» (вероятностные и статистические явления, работа с информацией, научное прогнозирование), «Количество» (интерпретация данных, использование арифметического мышления).«Математическая компетентность»- способность обучающихся структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения (значимую для решения ситуации информацию), строить математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты, проверять, делать прикидку и оценку результатов на правдоподобие.Сущность понятия «грамотности» определяется тремя признаками:пониманием роли математики в реальном мире,высказыванием обоснованных математических суждений,использованием математики для удовлетворения потребностей человека. Что же обозначает функционально грамотная личность – это человек, обладающий следующими компонентами функциональной грамотностизнания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать жизненные задачи; работать с информацией; применять правила личной безопасности в жизни;готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своихжизненных запросов; повышать образования на основе осознанного выбора. А задача современного образования – такую личность воспитать.Формирование математической грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Перед нами встала серьёзная проблема, как заложить основы этой грамотности, с помощью каких педагогических технологий, приемов, методов, как воспитать функционально - грамотного человека?Ни для кого не секрет, что важнейшим видом учебной деятельности на уроках математики является решение задач. Под математической задачей понимается задача с практическим содержанием, содержание которой раскрывает приложения математики в окружающей нас действительности, в смежных дисциплинах, знакомит ее с использованием в организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении трудовых операций. Кроме того, решение задач практического содержания способно привить интерес ученика к изучению математики. Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики возможно через решение нестандартных задач; решение задач, которые требуют приближенных методов вычисления или оценки данных величин, практико-ориентированных задач.Учащиеся должны уметь решать любые поставленные перед ними задачи. В зависимости от сложности задания выделены пять уровней математической компетентности.PISA – международная программа по оценке образовательных достижений (ProgrammeforInternationalStudentAssessment), оценивается сформированность функциональной грамотности учащихся 15-летнего возраста. Осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD – OrganizationforEconomicCooperationandDevelopment). Главный вопрос, на который отвечает исследование, – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»Развивать математическую грамотность надо постепенно, начиная с 5 класса. Регулярно включать в ход урока задания на «изменение и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения» и т.п..Эти задания можно использовать по усмотрению учителя:Как игровой момент на уроке;Как проблемный элемент в начале урока;Как задание – «толчок» к созданию гипотезы для исследовательского проекта;Как задание для смены деятельности на уроке;Как модель реальной жизненной ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого - либо понятия на уроке;Как задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе обучения;Некоторые задания заставят сформулировать свою точку зрения и найти аргументы для её защиты;Можно собрать задания одного типа и провести урок в соответствии с какой - то образовательной технологией;Можно все задачи объединить в группы и создать свой элективный курс по развитию математического мышления;Задания такого типа можно включать в школьные олимпиады, математические викторины;Задачи на развитие математического мышления могут стать основой для внеклассного мероприятия в рамках декады математики.Критерии заданий для формирования МГ по Сергеева Т.Ф.Контекстность (личностный, профессиональный, общественный, научный).Проблемность (противоречивая ситуация, неопределенность, неоднозначность).Соответствии с возрастными особенностями (физическое и психическое развитие, ценности, особенности поколения).Обогащение социального опыта (личностный, профессиональный, общественный, научный).Познавательность (познавательный момент в задаче).Развитие компетенций (предметные, метапредметные+ креативные, критическое мышление, коммуникация, кооперация).Комплектность (широкий спектр источников, средств и способов, интеграция, различные формы ответов: выбор одного, множественный выбор, свободная запись ответов и решения).Уровневость (задания различной сложности).В работе могут быть использованы возможности программы GeoGebra, «Живая математика», Advanced Grapher как виртуальная математическая лаборатория в исследовательской деятельности учащихся. Так же и интернет платформы как Учи.ру, Я – класс, РЭШ, Инфо- урок и т.д.Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;формулировать эти проблемы на языке математики;решать проблемы, используя математические факты и методы;анализировать использованные методы решения;интерпретировать полученные результаты с учётом поставленной проблемы;формулировать и записывать результаты решения.При систематическом применении на уроках математики задач прикладного содержания, развивающих функциональную грамотность учащихся, школьники поймут:универсальность математических методов и их роль в изучении окружающего мира;методы построения математических моделей для описания процессов в различных контекстах;полезность приобретенных знаний и навыков для применения их в альтернативных ситуациях;важность овладения широким спектром коммуникативных навыков;полезность применения информационно-коммуникационных технологий.Таким образом, задачи по формированию математической грамотности обучающихся, возможно реализовать при условии оптимального сочетания учебного содержания базового уровня образования с элементами практических задач прикладного содержания, направленных на совершенствование прикладных математических умений, использующихся в различных жизненных ситуациях. Все выше перечисленное позволит обеспечить результат.Спасибо за внимание!