1 2 Содержание Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» 1.1. Пояснительная записка……………………………………………..………….3 1.2. Цель и задачи программы…………………………………………..………….4 1.3. Принципы и подходы к реализации программы………………. ….………..4 1.4. Планируемые результаты…………………………………………….………..5 1.5. Возрастные и индивидуальные особенности детей 2 - 3 лет………………..5 1.6. Организация и проведение игры……………………………………………...7 Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1. Календарный учебный график……………………………………...………..8 2.2. Условия реализации программы……………………………………….…….8 2.3. Формы отчетности…..………………………………………………..……….8 2.4. Методические материалы………………………………………………….....8 Список литературы………………………………….………………..………………9 Приложение №1 «Календарно-тематическое планирование на 2023 - 2024 учебный год»……..………………………………………………………………….10 Приложение № 2 «Картотека игр для детей 2 – 3 лет»…………………………...15 3 Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» 1.1. Пояснительная записка Физическое воспитание - одно из важных направлений в работе ДОУ. Оно осуществляется и в организованной образовательной деятельности (физкультурные занятия), и в игровой деятельности, и в повседневной жизни детей. Игра является ведущим видом детской деятельности в дошкольном возрасте. Игра играет важную роль в жизни ребёнка и становится главным методом воспитания и оздоровления. Подвижные игры положительно влияют на общее физическое и умственное развитие ребёнка и в целом на весь его организм. В игре ребёнок удовлетворяет свою потребность в движениях и одновременно повторяет и закрепляет пройденный материал. Подвижные игры проводятся ежедневно в группе и на прогулке. С помощью подвижных сюжетных игр у детей значительно легче проходит период адаптации к детскому саду. Кроме того, в игровой деятельности у малышей формируется умение действовать по словесной инструкции взрослого. Подвижные игры вызывают у детей радость, положительные эмоции, и, как следствие, у их появляется мотивация (интерес) к занятиям. Подвижные игры создают благоприятные условия для развёртывания активной двигательной деятельности. Актуальность программы. Систематическая, хорошо организованная работа с широким использованием подвижных игр способствует воспитанию самостоятельности, умению организовывать игры без помощи взрослого, проявлять инициативу. Кроме того, в игре происходит активизация мыслительной деятельности ребёнка: тренируется внимание, уточняются имеющиеся представления, понятия, развиваются воображения, память и сообразительность. Участие детей в игре учит их ориентироваться в пространстве. От детей младшего дошкольного возраста ещё не требуется обязательного целенаправленного проявления двигательных качеств. Однако подвижные игры заставляют маленького ребёнка внимательно слушать сигналы, преодолевать препятствия (обегать предметы, ориентироваться в пространстве), находить своё место. Всё это является первоначальной ступенью развития двигательных качеств. Особенно ценными являются игры с элементами соревнования. Радостное, приподнятое настроение является важным условием повышения заинтересованности детей в выполнении различных двигательных заданий, стремления произвести их быстро, ловко и с наименьшей затратой сил. Эмоциональное переживание в игре мобилизует все силы при достижении поставленной цели. Это ведёт к значительному усилению деятельности организма, повышению его функциональных возможностей и улучшению обмена веществ. Таким образом, оптимальное использование подвижных игр (физических упражнений) приводит к ослаблению стресса и напряжения детского организма, улучшает физическую, психическую и интеллектуальную работоспособность детей и повышает их двигательную активность. 4 1.2. Цели и задачи программы Цель Дополнительной общеобразовательной программы «Игровая карусель для детей 2 – 3 лет» - формирование и развитие двигательной активности детей раннего возраста через вовлечение в подвижные игры. Задачи: - удовлетворение потребности детского организма в движениях; - снижение тяжести адаптации детей к ДОУ; - развитие внимания, памяти, речи; - развитие коммуникации и социализации; - развитие двигательных, скоростно-силовых качеств и общей выносливости. 1.3. Принципы и подходы к реализации программы Принципы и подходы к реализации программы: - индивидуализации (учета возрастных и индивидуальных особенностей детей); - систематичности (непрерывность и регулярность занятий); - наглядности (показ упражнений педагогом); - доступности материала; - повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков); - сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям). Методы обучения: 1. Игровой метод. Воспитание и обучение ребёнка-дошкольника осуществляется на основе детских видов деятельности, одним из которых является игра. Игра - это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста. Каждая игра имеет в своей основе определённую цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире. 2. Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребёнка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания. 3. Словесный метод. Это объяснение ребёнку способа исполнения движений, позитивная оценка его достижений. 4. Практический метод заключается в многократном выполнении посильных физических упражнений или движений. 5. Наглядный метод – показ выполняемых упражнений педагогом. Игры, включенные в программу «Игровая карусель для детей 2 – 3 лет», подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей данного возраста. 5 1.4. Планируемые результаты 1. У детей достаточно высоко развита двигательная активность. 2. Дети с интересом и желанием участвуют в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями. 3. Дети умеют передавать простейшие действия некоторых персонажей (например, прыгать, как зайчики и т.п.). 4. У детей хорошо развита координация, внимание и память. 1.5. Возрастные и индивидуальные особенности детей 2 - 3 лет Возраст 2 – 3 года является еще одним критическим периодом раннего детства. Именно в этот период у ребенка происходит формирование наглядно-действенного мышления, переломный период в развитии речи, например, появляются умения пользоваться несложными предложениями при общении со взрослыми. Именно в это время ребенок продолжает довольно интенсивно развиваться физически, хотя и медленнее по сравнению с предыдущим годом. В данный период у детей совершенствуется деятельность нервной системы, благодаря чему длительность их активного бодрствования увеличивается до 6,0 – 6,5 часов. Теперь у ребенка легче сформировать навыки правильного поведения. Он уже может на короткое время сдерживать свои действия и желания. Самые значительные изменения в психике ребенка происходят за счет дальнейшего формирования речи. Словарь малыша в этом возрасте увеличивается в 3 – 4 раза (по сравнению с предыдущим периодом), речь изменяется не только количественно, но и качественно. Так, дети начинают употреблять все части речи; почти исчезают облегченные формы слов, а также неправильно произносимые слова. Уровень мышления ребенка отражает его речь: он употребляет распространенные и сложные предложения. «Волк больше зайчика, он может его съесть»; «Когда будет солнышко, я буду ходить раздетым», - сообщает малыш в 2,5 года. В этом возрасте ребенок задает взрослому массу вопросов: Почему? Где? Когда? Зачем? Это говорит о развивающейся познавательной потребности малыша, а использование различных частей речи, появление вопросов и придаточных предложений в активной речи – о дальнейшем этапе развития мыслительной деятельности. Дети воспринимают предметы, явления окружающей действительности не изолированно, а пытаются установить между ними прочную взаимосвязь; улавливают их свойства, сравнивают и сопоставляют. Существенно изменяется и понимание речи окружающих. Ребенку ясен смысл сказанного взрослым о том, что его непосредственно окружает каждый день, что касается лично его, что связано с его переживаниями. С ним можно уже говорить не только о данном моменте, но и о прошлом, и в какой-то мере о будущем. Например, куда он пойдет, что будет делать на прогулке, что произошло вчера. Можно вспомнить, какими игрушками украшали елку, что собирали летом в лесу. Появляются более сложные обобщения, например, словами: «игрушки», «одежда» ребенок объединяет разнородные, но сходные по выполняемой функции предметы. В его речи 6 появляются слова, обозначающие качество предметов. Например, на вопрос: «Что у нас красного цвета?» - ребенок отвечает: «Флажок, шарик, мой бантик». Деятельность ребенка в группе 2 -3 года становится сложной и разнообразной: предметная деятельность (занятия с пирамидками, матрешками, мозаикой), сюжетно-ролевые игры (игры с куклой), наблюдение, рассматривание картинок, книг, элементы трудовой деятельности (самостоятельная еда, одевание, уборка игрушек), игры со строительным материалами, начала изобразительной деятельности очень важны для умственного развития малыша. Новым в развитии ребенка третьего года жизни является то, что он, прежде чем начать действовать заранее определяет цель: «Я буду строить дом» - появляются элементы планирования. В данном возрасте ребенок любит заниматься со строительным материалом. Он самостоятельно может выполнять довольно сложные постройки, например, гараж, дорогу к нему. Малыш начинает овладевать совершенно новым видом деятельности - рисованием, лепкой. Ребенок понимает, что при помощи карандаша, пластилина можно что-то изобразить; к концу третьего года рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, колечки, лепешки. В процессе деятельности у ребенка рано начинает складываться определенное отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим – различное поведение. Различно и поведение детей: одни умеют сдерживать свои желания, спокойно ждать, способны настойчиво преодолевать трудности, стремясь закончить дело. Другие, наоборот, нетерпеливо кричат, требуют немедленного выполнения своих желаний, беспомощно плачут при малейшем затруднении. Все положительные формы поведения уже вполне доступны детям этого возраста, и их надо формировать. Характерно и появление художественно-эстетических чувств, на развитие которых нужно обращать особое внимание. Малыши с удовольствием слушают музыку, пение. Они еще и еще просят повторить знакомые стихотворения. Ребенку доступно и понимание комического, он с интересом наблюдает за действиями Петрушки. Изменяются и поводы для эмоциональных переживаний: ребенок радуется сделанной постройке, очень доволен, если помог взрослому, сердится, когда ему мешают играть. Но все это богатство эмоциональных проявлений, как и сложное психическое развитие, которого достигает ребенок к трем годам, возможно лишь при определенных условиях его жизни и воспитании. Среди всех видов деятельности особое место занимают сюжетные игры. По своему характеру они становиться более сложными по сравнению с играми ребенка второго года жизни. Играя, малыш старается воспроизвести уже многие действия окружающих («ходит на работу», «готовит обед»). При этом он отражает не только последовательность и взаимосвязь действий, но и социальные отношения. Появляются элементы ролевой игры. Физическое развитие ребенка 2 – 3 лет уже позволяет ему начинать играть в несложные малоподвижные и подвижные игры. В этом возрасте: 2. ребенок ходит, бегает, прыгает на двух ножках, приседает, перешагивает через препятствие, лежащее на полу, проходит по наклонной доске, ходит на цыпочках; 7 3. бросает мяч не только взрослому или другому ребенку, но и еще может попадать в цель, например, кольцо или корзину; 4. ловит мяч двумя ручками; 5. подражает действиям взрослого; 6. выполняет одновременно несколько действий, например, топает и хлопает; 7. может кататься на трехколесном велосипеде; 8. делает первые попытки в плавании, катании на коньках, лыжах. 1.6. Организация и проведение игры Место для игры должно соответствовать ее содержанию, подходить по размеру для количества играющих, соответствовать гигиеническим нормативам, быть безопасным, удобным для детей, не иметь отвлекающих факторов (не быть проходным местом для посторонних, местом для иных занятий взрослых и детей и т.п.). Непосредственно перед игрой необходимо обратить внимание на гигиеническое состояние помещения или площадки, где будет проходить игра: в групповой комнате или зале надо провести влажную уборку, проветрить, а на участке детского сада следует освободить от посторонних предметов территорию, подмести, и если возникает необходимость, то предварительно полить, чтобы не было пыли. Важное значение имеет одежда и обувь детей. Перед игрой надо по возможности облегчить одежду детей, предложить им снять лишние теплые вещи, переобуть их в тапочки, если игра проводится в помещении. Переодевать детей полностью в физкультурную форму нецелесообразно, так как это займет больше времени, чем сама игра. 8 Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1. Календарный учебный график • Периодичность занятий – 3 раза в неделю, во второй половине дня. • Длительность занятий: 10 минут. • Срок реализации: 1 год (с 1 сентября 2023 года по 31 августа 2024 года). • Количество учебных часов в учебном году – 24. • Возраст детей 2 – 3 года. • Количество детей – 15 человек (постоянный состав детей). 2.2. Условия реализации программы: - психолого-педагогические, - кадровые, - материально-технические, - финансовые, - развивающая предметно-пространственная среда. Материально-техническое обеспечение. Перечень оборудования и материалов размещен в Приложении № 2 «Картотека игр для детей 2 – 3 лет». 2.3. Формы отчетности 1. Анализ данных на начало и конец отчетного периода по Индивидуальным картам развития (Мишняева Е.Ю. Карты развития детей от 0 до 3 лет. – М.: Издательство «Национальное образование», 2018. – 112 с.). 2. Консультации для родителей и воспитателей по теме: «Подвижные игры» (на основе исходных и итоговых показателей физической подготовленности детей). 2. Участие детей в спортивных праздниках. 3. Совместные спортивные мероприятия с родителями. 2.4. Методические материалы Для решения поставленных задач используются разнообразные методы работы с детьми. Методы и приемы, используемые на занятиях: • наглядные методы: правильный, четкий показ образца движения или отдельных его элементов. • вербальные (словесные) методы: приемы краткого одновременного описания и объяснения физических упражнений, указания о выполнении движения, беседа, вопросы, команды, распоряжения, сигналы, считалки. образный сюжетный рассказ; • игровой метод развивает познавательные способности, морально-волевые качества, формируют поведение ребенка. • соревновательный метод совершенствует движения, развивает творчество. Форма проведения занятия: групповая. 9 Список литературы 1. Алямовская В. Г. Физкультура в детском саду: теория и методика организации физкультурных мероприятий. – М.: Чистые пруды, 2006. – 30 с. 2. Бабенкова Е.А. Параничева Т.М. Подвижные игры на прогулке. – Издательство «Сфера», 2016. – 96 с. 3. Глазырина Л.Д. Занятия по физической культуре в младшей группе дошкольного учреждения с применением нетрадиционных методов обучения и воспитания: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – Мн.: 2000. – 304 с. 4. Дик Н.Ф. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 251 с. 5. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ. – М.: АРКТИ, 2010. – 35 с. 6. Мишняева Е.Ю. Карты развития детей от 0 до 3 лет. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. – 128 с. 7. Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 540 с. 8. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-5 лет: Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 155 с 9. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: метод.пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 225 с. 10. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 120 с. 11. Чудная Р.В. Адаптивное физическое воспитание. – К.: Наукова думка, 2009. – 228 с. 12. Шарманова С. Б. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Состояние, проблемы, технологические решения. – Челябинск, 2009. – 69 с. 13. Шишкина В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику: кн. для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 2008. – 78 с. 14. Яковлева Л.В. Физическое развитие детей 3-7 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений. В 3 ч. / Л.В. Яковлева, Р.А.Юдина. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – Ч. 1. – 237 с. 10 Приложение № 1 «Календарно-тематическое планирование на 2023 - 2024 учебный год» Номер п/п Задачи Игры и упражнения СЕНТЯБРЬ 1 неделя 1. Познакомить детей с таким явлением природы, как дождь, и формировать положительное отношение к нему. 2. Упражнять детей в ходьбе по скользким дорожкам, осторожно обходя лежащие на них листочки. Игра «Есть ли у дождика ножки?» 2 неделя 1. Учить детей обращаться с песком. 2. Развивать у детей ловкость рук. Игра «Песочек в ладошках» 3 неделя 1. Развивать у детей эстетические чувства. 2. Развивать у детей координационные способности. Игра «Нарядное дерево» 4 неделя 1. Обучать детей лазанию на четвереньках по скамейке. 2. Познакомить детей с игрой «Найти паучка». Игра «Паучок» ОКТЯБРЬ 1 неделя 1. Учить детей принимать правильное исходное положение во время выполнения упражнения. 2. Развивать у детей двигательные реакции в упражнениях общеразвивающего характера. Игра «Осенние листочки» 2 неделя 1. Совершенствовать бег с предметами. 2. Провести игру с детьми «Успокоим змейку». Игра «За бумажными змейками» 3 неделя 1. Обучить ребенка правильной ходьбе, умению ориентироваться на местности. Игра «Идем по мостику» 4 неделя 1. Познакомить детей с удивительным явлением природы - облаками. 2. Формировать умение сохранять правильную осанку в положении стоя, при ходьбе, беге. Игра «Облака, облака, вы по небу плывете, а куда?» НОЯБРЬ 1 неделя 1. Формировать у детей положительное отношение к труду с помощью физических упражнений. 2. Развивать у детей координационные Игра «Трудолюбивая метелочка» 11 способности. 2 неделя 1. Обучать детей ходьбе друг за другом по очерченным линиям. 2. Учить детей перешагивать через препятствия (25-30 см.) Игра «По линиям, по линиям» 3 неделя 1. Обучать детей ползанию на четвереньках, изображая лягушат. 2. Совершенствовать у детей навыки и умения в подлезании под предметы. Игра «Малыши лягушатами стали» 4 неделя 1. Познакомить детей с формой, объемом, свойствами мяча. 2. Учить детей выполнять упражнения с мячом. Игра «Мой любимый звонкий мяч» ДЕКАБРЬ 1 неделя 1. Обучение детей различным простым движениям. Игра «Пляшут малыши» 2 неделя 1. Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. 2. Приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу. Игра «Самолёты» 3 неделя 1. Развивать равновесие. Игра «Снежинки кружатся» 4 неделя 1. Учить детей ориентироваться в пространстве. 2. Учить выполнять простейшие команды по ходу игры. 3. Развивать навыки бега. Игра «Догонялки» ЯНВАРЬ 1 неделя 1. Формировать у детей правильную осанку. 2. Учить согласовывать свои движения с действиями других. Игра «Маленькие ножки бежали по дорожке» 2 неделя 1. Учить детей подпрыгивать на двух ногах. 2. Внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова. Игра «Мой весёлый звонкий мяч» 3 неделя 1. Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место. Игра «Воробушки и автомобиль» 4 неделя 1. Развивать внимательность. 2. Развивать умение играть в коллективе. Игра «Снежинки и ветер» 12 3. Развивать умение бегать, делать повороты вокруг себя, приседать. ФЕВРАЛЬ 1 неделя 1. Тренировать у детей вестибулярный аппарат. 2. Укрепить мышцы туловища и конечностей. Игра «Кошечка крадётся» 2 неделя 1. Развивать у детей элементарные навыки передвижения в горизонтальном и вертикальном положениях. Игра «Собираем шарики» 3 неделя 1. Развивать у детей навыки бега, лазания, ходьбы. 2. Учить ориентироваться в пространстве. Игра «Котята и щенята» 4 неделя 1. Развивать мелкие движения кистей рук. 2. Выполнять команды воспитателя. Игра «Репка» МАРТ 1 неделя 1. Развивать у детей подвижность пальцев рук. Игра «Поиграем с пальчиками» 2 неделя 1. Развивать у детей чувства ритма. 2. Развивать мелкие движения кистей рук. Игра «Оладушки» 3 неделя 1. Развивать у детей подвижность пальцев рук. 2. Учить двигаться в соответствии со словами. Игра «Пальчик о пальчик» 4 неделя 1. Тренировать умение бросать мяч. 2. Учить детей ловить мяч двумя руками. Игра «Лови и бросай – мяч не теряй» АПРЕЛЬ 1 неделя 1. Развивать у детей внимание, ловкость и быстроту. Игра «Кот и мыши» 2 неделя 1. Развивать у детей способности к подражанию. 2. Развивать внимание. Игра «Воронята» 3 неделя 1. Развивать у детей внимание, ловкость и быстроту. Игра «Вот сидит наш пёс Барбос» 4 неделя 1. Развивать меткость, ловкость. 2. Развивать координацию движений. 3. Развивать умение играть с мячом. Игра «Кто попадет?» 13 МАЙ 1 неделя 1. Формировать у детей навыки простой сюжетной игры. 2. Воспитывать чуткое отношение к животным. Игра «Поиграем с собачкой» 2 неделя 1. Учить простым танцевальным движениям. 2. Подготавливать детей к произношению слов игры. Игра «Заинька, приходи!» 3 неделя 1. Развивать у детей быстроту и ловкость. 2. Расширять словарный запас. Игра «Кот Васька» 4 неделя 1. Развивать у детей ловкость. 2. Учить действовать в соответствии с текстом. Игра «Бабушка и котёнок» ИЮНЬ 1 неделя 1. Учить детей играть с куклой. 2. Развивать чувство ритма. Игра «Хлопать куколка умеет» 2 неделя 1. Тренировать разные группы мышц. 2. Развивать умение действовать согласованно. Игра «Игра в поезд» 3 неделя 1. Учить быстро бегать в прямом направлении. 2. Развивать внимание. Игра «Птицы и автомобили» 4 неделя 1. Учить детей играть с куклой. 2. Развивать внимание. Игра «Спрячь куклу Машу» ИЮЛЬ 1 неделя 1. Учить детей сюжетной игре с куклой. 2. Учить выполнять простые танцевальные движения. Игра «Игра с куклой» 2 неделя 1. Развивать равновесие, умение согласовывать свои действия со словами. Игра «Карусели» 3 неделя 1. Учить детей отталкивать мяч двумя руками, сохраняя равновесие. Игра «Прокати мяч» 4 неделя 1. Обогащать двигательный опыт детей (прыжки, бег). 2. Побуждать детей к активным действиям. Игра «Медведь и добрые зайчата» АВГУСТ 1 неделя 1. Совершенствовать бег, залезание и слезание с предметов. Игра «Кошка и цыплята» 14 2. Развивать внимание. 2 неделя 1. Развивать ловкость и быстроту. 2. Формировать правильную осанку. Игра «Мяч с горки» 3 неделя 1. Обучить прыжкам на двух ногах. 2. Развивать чувство ритма, умение двигаться в такт словам. Игра «Попрыгай на носочках» 4 неделя 1. Учить детей бегать галопом, действовать по сигналу. 2. Развивать внимание. Игра «Я люблю свою лошадку» 15 Приложение № 2 «Картотека игр для детей 2 – 3 лет» Номер п/п Название и описание хода игры Оборудование и материалы 1. Игра «Есть ли у дождика ножки?» Воспитатель держит на ладони капельки воды. Воспитатель: «Дети, хотите посмотреть, что у меня в ладошках? Посмотрите, как капельки убегают с ладоней! Ах, убежала! Наверное, у нее есть ножки! Дождевая капелька может ходить, бегать и кататься. (Воспитатель стряхивает капельки на детей.) Маленький дождик пошел! Какие у него длинные ножки! До каждого добежал! Поиграем с дождиком?» Построение в колонну по одному. Ходьба в колонне друг за другом по зрительным ориентирам(лужи), руки в стороны ладонями вверх поворачивают на внутреннюю и наружную стороны. Бег в колонне друг за другом по зрительным ориентирам (лужи). Ходьба обычная со встряхиванием рук внизу. Лужи (ориентиры, ширина 10-15 см), по 2 листочка на каждого ребенка, мешочки по количеству детей (150 г), 2 зонта, карточки-эмоции по количеству детей, плоскостное солнце. 2. Игра «Песочек в ладошках» I. Построение парами и выход на площадку. Вы хотите посмотреть, что у меня в руках? Ну, тогда подходите поближе, я ладошки раскрою и вам покажу. Смотрите (разжимает ладони, в них песок). Видите, какой желтый песок у меня в руках. Вы тоже по горсточке в ладоши возьмите, друг другу и мне покажите. II. Упражнения с песком. 1. «Походим и не рассыпем» (дети ходят вокруг песочницы, в зажатых и поднятых в стороны, слегка кверху, ладошках песок). Откроем ладошки и покажем, не смог ли песочек из ладошек убежать (30-40 с). 2. «Побегаем и не рассыпем» (дети бегут в противоположном направлении, обратном ходьбе, песок остается в зажатых ладошках). Откроем ладошки и покажем, не смог ли от нас песочек убежать (40-50 с). 3. «Из одной руки в другую». Стоя на месте, пересыпаем носочек из одной руки в другую. Делаем это аккуратно, так, что бы ни одна песчинка не выпала (10 - 12 раз). 4. «Песочная горка». Присядем, потрем песочек в ладошках и сделаем маленькую, маленькую горку из песка (10-12 с). 5. «Возле песочной горки». Обойдем песочную горку, переступим (5-7раз) через нее, перепрыгнем (3-4раза) и перелезем (3-4 раза). 6. «Большая горка песка». Щепоточками перенесем песок в большую горку. Берите пальчиками, несите осторожно, чтобы по дороге песок не потерять. Песочница или яма с песком. 16 Ладошкой о ладошку похлопали, весь песок стряхнули. Большая горка получилась. А теперь побежали вокруг песочницы. 7. «Бег вокруг песочницы» (1-1,5 мин). III. Все, все в песочницу встанем. По песку ножками походим. Мягонький песок, хорошо, удобно ножкам ходить по нему. Выйдем из песочницы, потопчем ногами, отряхнем тапочки, сандалии. Стряхнем песчинки с ладошек. И пойдем мыть руки, нас водичка ждет, она в порядок нас приведет. 3. Игра «Нарядное дерево» 1. Воспитатель: «Мои милые дети! Вы любите наряжаться? Вы любите нарядных людей? А как вы думает, можно ли нарядной сделать куклу? В можно ли (загадочно) нарядить дерево? Давайте с вами попробуем! Вы уже научились наряжать елочку зимой. Вы украшали ее под Новый год конфетами, елочными игрушками и всякими красивыми безделушками. А мы сегодня с вами попробуем нарядить березку. Скоро ее осень станет украшать, в разный цвет ее листочки превращать, а пока мы ее украсим. А вот чем? Подойдите ко мне, пожалуйста! Снимите с палочки по одной ленточке любого цвета, какой вам нравится. Возьмите ленточки и за мной на площадку. Там, вокруг площадки, много деревьев разных растет. Мы березку найдем и ее нарядим, а теперь потопаем друг за другом, ленточками помашем». 2. Воспитатель: «Вот мы и на площадке. Все деревья на нас смотрят! Дети, посмотрите, какие деревья высокие, как тянутся их макушки к небу. - «Потянемся за деревьями»: Потянемся и мы вслед за деревьями. Ленточки вверх одной рукой поднимем, потом другой. Ленточки повыше поднимайте! - «Обнимем деревья»: Подойдем к деревьям. Обнимем их крепенько-крепенько. Отойдем, полюбуемся деревом и опять к нему подойдем, обнимем (9 – 12 раз). - «Посмотрим, где ножки у деревьев»: Обойдем вокруг деревьев, ножки найдем у них. Как глубоко спрятаны ножки. Побегаем, посмотрим, пощупаем ножки у деревьев (30- 40 сек.). А ножки у деревьев называются корнями. - «Забросим ленточку на дерево»: бросаем ленточку (9 – 12 раз). - «Украшаем дерево»: Подойдем к нашей маленькой березке. Встанем вокруг. Ленточками поприветствуем. Поднимем вверх ленточку. Помашем вверх, вниз, направо, налево (8 – 12 раз). Невысокое деревце или кустик, ленты с кольцами. 17 Покружимся вокруг березки вместе с ленточкой в одну сторону, в другую (30 – 40 сек.) Присядем вокруг березки и ленточку в змейку превратим, ползает «змейка»-ленточка вокруг березки, извивается (40 – 50 сек.). Подойдем к березке поближе. У нас на ленточке колечко, наденьте его аккуратно на веточку, чтобы ее не сломать, и опять встаньте в круг (30 – 40 сек.). Посмотрите, какая березка красивая! Давайте встанем в дружный хоровод вокруг нарядной березки (30 – 40 сек.)». 3. Воспитатель: «Пусть березка постоит такой нарядной. Мы ей ручками помашем, скажем ей «до свидания» и в группу пойдем, воспоминания о нарядной березке с собой унесем». 4. Игра «Паучок» 1. Воспитатель: «Постройтесь. Послушайте меня внимательно. Сейчас мы с вами отправимся искать паучка. Вот он какой, посмотрите сюда (показывает на картинке паучка)». 2. Воспитатель: «Дети, рассмотрите его. Вот такого паучка мы отправляемся искать. - Пройдем друг за другом по кругу площадки, посмотрим вокруг, не появился ли наш паучок (сделать 2 – 3 круга). - А если нам пробежать, может быть легче паучка будет увидеть и узнать. Ну-ка, друг за другом все бежим, по сторонам смотрим, может паучка увидим (бег друг за другом по кругу 30 – 40 сек. в среднем темпе). - А если нам остановиться, к носочкам ног головой наклониться, на землю посмотреть, может там паучок (наклоны вперед 10 – 12 раз). - Ах! Как жаль! Никто не заметил паучка. И куда же он убежал, куда? Может стоит нам потопать и попрыгать, чтобы паучка увидеть? (топанье 10 – 12 сек., сделать 10 – 12 прыжков). - А может походить, головку вверх поднять, ручки вверх поднять и в воздухе пальчиками паучка поискать (дети ходят свободно, пальчиками перебирают 30 – 40 сек.). - Ну, если не отыскали паучка, попробуем сами в него превратиться. Встанем на четвереньки, ножками, ручками передвигаем, по траве с одного места переползаем (ползание на четвереньках по траве в разных направлениях 30 – 40 сек.). - Паучок может и на предметы заползать и с предметов сползать. Заползаем, дети-паучки, на скамеечку и ползаем друг за другом на четвереньках (2 – 3 раза)». Гимнастическая скамейка, травяная дорожка, картинка с изображением паучка. 18 5. Игра «Осенние листочки» 1. Воспитатель: «Я пришла к вам с букетом из листочков. Каждый листочек говорит вам «Здравствуйте, дети!», каждый листочек очень раз вас видеть и, конечно, хочет поиграть с вами, побегать, попрыгать. Возьмите из букета по одному листочку, поздоровайтесь с ним, рассмотрите его. 2. Итак, начнем с листочками всякие чудеса вытворять! - «Листочек на ладошке». Возьмем листочек, положим на ладошку правой руки, смотрим на него, идем по кругу друг за другом, затем перекладываем его на левую ладошку и снова идем с листочком по кругу (30-40 с). - «Листочек в сжатом кулачке». С листочком пробежим. Во время бега разжимаем кулачок, но листочек не теряем, переложим его в кулачок другой руки и опять побежим по кругу. Листочек не терять (повторить все действия с листочком, 40-50 с). - «Листочек вдоль туловища опусти». Руки вдоль туловища опустим. Поднимем правую руку с листочком вперед и опустим, про основную стойку не забываем (4-6раз), то же другой рукой выполняем. " - «Листочек на голову положи». Руки в стороны вытяните, спинку выпрямите, с листочком на голове приседайте и вставайте (5-7 раз). - «Листочек бросаем и ловим». Листочек из руки вверх выпускаем, бросаем, смотрим, как он летит, и ловим его (8-12 раз). - «Листочки друг другу бросаем». Бросаем листочки друг другу в парах. Стараемся их поймать. Ах, листочек не долетает, сил у ребят не хватает (30-40 с). Листья с деревьев. 6. Игра «За бумажными змейками» I. Воспитатель: «Посмотрите, какой подарок я приготовила вам сегодня. Подойдите, я покажу бумажную змейку. Вот она! Пощупайте ее. Она шелестит, на веревочке висит. Очень хочет быстрее на улицу попасть, с ветром подружиться и в дальний путь пуститься. Подходите ко мне поживей, разбирайте бумажных змеек веселей. Все разобрали и со змейками за мной на площадку побежали. II. Побегаем сейчас со змейками по площадке. 1. Бег со змейками, удерживая их в руке над головой (30-40 с). 2. Кружение на месте, рука со змейкой на уровне пояса движется по ходу вращения ребенка (несколько вращений в одну сторону, несколько в другую). Бумажные «змейки» по количеству детей в группе. 19 3. Бег, выпускаем змейку из рук и следим за ее полетом (5 – 7 раз). 4. Бег со, змейками на перегонки в парах. Чья змейка быстрее. Двое бегут, остальные наблюдают за бегущими. 5. «Перелёт змейки через ручеек». Прыжки со змейкой через нарисованный, на площадке ручеек (5-7 прыжков). 6. Бег со змейкой по площадке в разных направлениях и с разной скоростью. III. «Успокоим змейку». Погладим ее, устала бедняжка. Опустим ее на травку. Пусть спокойно ползет по траве к месту своего отдыха. Отдыхать змейка будет на песочке. Всех, всех змеек к песочку приглашаем, отдохните, чтобы опять в следующий раз можно было с ними поиграть. Змейки отдыхают, а мы с вами, дети, в группу пойдем, ручки вымоем, ножки вытрем и обещать начнем». 7. Игра «Идем по мостику» На полу или площадке проводится линия. Ребенок идет по прямой линии сначала с помощью взрослого, потом самостоятельно. Взрослый приговаривает: Через мост перейти Надо нам, ребята. В дальний лес Мы пойдем, Там грибы-маслята. (Г. Бойко) После того как ребенок освоит это упражнение, добавляют ходьбу зигзагом (между кубиками). Кубики. 8. Игра «Облака, облака, вы по небу плывете, а куда?» I. Воспитатель: «Подойдите ко мне поближе. Я дам вам рисунки, фотографии, картинки. Рассмотрите их внимательно. На рисунке изображены облака. Повторите за мной это слово — облака. Мама иногда вам говорит: «Смотри, сынок, по небу облако плывет, оно может закрыть солнце, как будто оно спряталось. А когда выглянет, солнышко ярко засверкает. Лучи солнышка быстро согреют тебя». Послушайте, что я вам расскажу. Под облаком волшебник ходил, облака раздвигал, деткам чистый, свежий воздух посылал. Они им дышали, здоровья, сил набирались, росли и взрослым во всем помогали. Пойдемте быстрее на улицу, посмотрим, какой сегодня день: солнечный или небо облачное. II. Встаньте все в кружок. 1. Поднимите головки кверху, наклоните назад чуть-чуть и на небо посмотрим. Вот сколько облаков. Они плывут, как будто обгоняют, осторожно задевают друг друга, иногда одно облако вперед пропускает другое. Давайте и мы будем плавно ходить по земле, как облака не небе (дети плавно, осторожно ходят, Рисунки облаков. 20 смотрят вверх на облака, друг друга стараются не задевать, 40-50 С). Опять в круг встаньте. Посмотрите, как другие облака могут друг друга быстро обгонять. И мы попробуем стать быстрыми облаками. Будем быстро бегать, обгонять друг друга, но не задевать» никого не обижать (быстрые плавные перебежки в различных направлениях, 40-50 с); 2. А облако умеет за тучку прятаться. А потом из-за тучки выглядывать и опять прятаться и снова выглядывать (дети по сигналу прячутся за деревья, кустарники, по сигналу воспитателя выглядывают, движения повторяются 40 - 50с). 3. Облака могут друг на друга наползать (дети становятся на четвереньки и друг через друга перелезают, с места на место переползают, 50 - 60 с)». 9. Игра «Трудолюбивая метелочка» 1. Воспитатель: «Дети! Что у меня в руках?. Правильно – метла. Что она делает? Чистит, убирает, мусор выметает. Правильно! Кто в руках метелочку держал? Какие молодцы! Оказывается, вы давно с метелочкой дружны. Возьмите каждый по одной метелочке, разглядите, из чего она состоит. Из прутиков. А посмотрите, как много прутиков в одной метелочке. Кто-то потрудился, сколько прутиков собрал и много-много метелочек в гости к нам на занятие позвал. Метелочки все на вас добрыми глазами смотрят, за собой на площадку зовут, чтобы мы там вместе с метелочками поиграли, позанимались, немножко потрудились и опять в группу возвратились. 2. Ну-ка, поскорей, с метелочками идите на площадку. - Возьмите метелочки в руки и поднимите их кверху. С телочками по кругу пройдите, метелочки пронесите (30 – 40 сек.). - Метелочки, как хвостики, сзади приставьте и с метелочками-хвостиками друг за другом по кругу побегайте (бег с метелками, удерживая их сзади за спиной двумя руками, по кругу друг за другом 40 – 50 сек.). - Метелочки вдоль площадки разложите и идите друг за другом, ножки высоко поднимаем, через метелочки переступаем (1 – 1,5 мин.). - Метелочку в руки возьмите и начинайте вокруг себя подметать. Метите старательно и аккуратно, не пылите. Правильно метелочку держите! - Метелочку возле ног положите. Ручки вверх поднимите, Ручками вверху потрясите! Метелочки по количеству детей, совочки (3-4), корзины для листьев. 21 10. Игра «По линиям, по линиям» 1. Воспитатель: «Доброе утро, дети! Солнышко уже выглянуло. Оно ласковое, оранжевое ожидает нас на площадке. Мы с вами сейчас на площадку пойдем и с солнышком встретимся. Осеннее солнышко не печет, а деткам ласковое тепло дает. Нежно лучиками к нам прикоснется, вам улыбнется. Вы обязательно улыбнитесь в ответ. Вот вам и солнечный привет. А теперь за мной парами на площадку выходим навстречу с утренним осенним солнцем. - Поднимите ручки вверх, к солнышку потянитесь, опустите руки вниз, солнышку поклонитесь (8 – 12 раз). - Поднимите одно ушко к солнышку и потянитесь вверх, теперь – другое ушко (4 – 6 раз каждое). - Головку назад запрокиньте, шейку солнышку покажите, головку на грудь опустите (6 – 8 раз). - Поднимите колено правой ноги – покажите его солнышку, затем – левой ноги (6 – 8 раз). - Присядьте и покажите солнышку свою спинку, встаньте, приседайте (5 – 7 раз). 2. А теперь внимательно на меня посмотрите. - Видите, у меня в руках прутик. Я им буду чертить линии, а вы по линиям будете ходить. Я начертила прямую линию на земле. Все дети друг за другом по линии ходите. С линии не сходите (30 – 40 сек.) Сейчас мы с вами перейдем на дорожку, где асфальт. Я нарисую линию мелом, по ней будем ходить, точно по линеечке (30 – 50 сек.). - А вот сейчас еще интереснее задание будет! Нам с вами нужно будет через линию перешагнуть. Перешагиваем через линию друг за другом, не наступая, движения много раз повторяя (5 – 7 раз). - На нашем пути я поставлю маленький заборчик, Вы хорошо через линию переступали, а теперь я посмотрю, сможете ли вы через низенький заборчик переступить (6 – 8 раз). - Давайте попробуем через игрушки переступать и их не задевать. Перед вами маленькая собачка. Переступаем через игрушечную собачку (5 – 6 раз). Не задевайте ее ногой, больно будет игрушке. Ой! Ой! Переступаем через игрушечного слоника. Он игрушечный, небольшой, вы его не заденьте ногой (6 – 8 раз). Палочки; мелки, которыми дети будет проводить линии; препятствия (заборчик), игрушки различной величины и объема, высота которых не превышает 30 см. 11. Игра «Малыши лягушатами стали» I. Воспитатель: «Подойдите ко мне поближе. Я что-то вам покажу. Вы часто встречаете необыкновенное животное. Оно на дорожки, на тропинки иногда выпрыгивает, своими выпуклыми Шапочки лягушат по количеству детей в группе (шапочки можно сделать из тонкого картона, плотной бумаги, лапки — из мягкой 22 глазенками на вас смотрит и старается опять в мокрую траву спрятаться. И так порой быстро прыгает, что не догнать. А когда начинает разговаривать «Ква-ква», все по голосу его узнают. Догадались, кто у меня в коробке? Правильно, лягушонок! Полюбуйтесь, какой у него гладкий, скользкий костюм. А какого он цвета? Правильно, зеленого. Все хорошо его рассмотрели? Я положу открытую коробку на траву, пусть лягушонок прыгает в траве и маме-лягушке расскажет, как побывал у нас в гостях. Вот как лягушонок быстро скачет. Помашите ему руками. II. А сейчас наденьте шапочки лягушат, я помогу лапки надеть. Готово! Все в порядке! Начинаем заниматься, будем движения лягушонка повторять и красиво все выполнять. 1. Прошли друг за другом по кругу, «лапки»-ручки в локтях согнули и в разные стороны развели, вверх поднимаем, вниз опускаем и даже вращаем (30 -40 с). 2. Медленно друг за другом побежали, «лапками» по воздуху перебираем. Вот так бежим, под ножки глядим (30 - 40 с). Остановились. «Лапки»-ручки вперед вытянули, поворачиваем их, смотрим на них с одной стороны, с другой, похлопаем в ладоши (30 – 40 сек)». ткани на тонких резиночках у основания кисти ребенка), кустик, веревочка, скамейка, живой лягушонок, или его изображение на картинке. 12. Игра «Мой любимый звонкий мяч» 1. Воспитатель: «Я сегодня принесла много мячей. Каждому по одному подходите и разбирайте. Мяч из корзины достаем, на площадку его несем. Несем аккуратно, осторожно, чтобы он не убежал. Ну, а если убежит, постарайтесь его догнать. Друг за другом с мячами идем. 2. Упражнения с мячом. 1). В круг встаньте, мячик к груди крепко – крепко прижмите. На счет раз-два отведите мячик в перед, на счет три-четыре опять прижмите. Продолжаем, раз-два отводим, три-четыре прижимаем (5 - 6 раз). 2). Мячи вверх поднимите, на них посмотрите, опять опустите, к груди прижимайте. И снова: поднимайте и опускайте, к груди прижимайте (5 - 6раз). 3). Мячи на голову кладем, руками придерживаем, вниз наклоняемся, земли мячом касаемся. Повторим упражнение (7 - 8 раз). Молодцы! 4). С мячом приседаем, мяч к земле прижимаем, встаем- мяч вверх поднимаем. Опять хорошо приседаем и мяч вверх поднимаем (4 - 5 раз). 5). Наш мяч может и летать. Бросим мяч вверх. Посмотрите, как он летит. Ловите его, ловите! Попробуйте его поймать. Никто не смог его поймать. Вот какой он ловкий! Не огорчайтесь, будем упражняться, и у нас получится (8 – 12 раз). Резиновые мячи средних размеров по количеству детей в группе. 23 6). Поймайте мяч ногой. Ой! Он катится, катится круглый мяч, веселый, озорной. Бежим за ним, ударим левой ногой, правой, друг другу не мешаем. Игра с мячом (1 - 1,5 мин). 3. Хорошо все с мячом играли. А теперь расскажите мне о мяче. Возьмите его в руки. Какой наш мяч? Хороший (погладим его ладошкой). Как наш мяч с нами играл? (вверх летал, по земле катился). Из чего сделан наш мяч? (из цветной резины. А на что похож? (на арбуз). Интересно вы о мяче рассказывали. А сейчас мы вытрем свои мячи тряпочкой и положим их в корзину, а на верх посадим кошку Зину. Пусть сидит и мячи сторожит. 13. Игра «Пляшут малыши» Дети сидят на стульчиках кружком, и взрослый предлагает одному из них сплясать: «Миша сейчас спляшет, а ребятки ему похлопают!» Ребенок выходит на середину круга, а взрослый поет (на мотив «Ах вы, сени...»): Вот наш Мишенька встает, Он плясать сейчас начнет. Будет Мишенька плясать, Всех ребяток забавлять! Миша, Миша, попляши, Нашим деткам помаши. Выбирай других плясать И ребяток забавлять! (А. Ануфриева) Ребенок пляшет, дети хлопают в ладошки. Игрушка «Мишка». 14. Подвижная игра «Самолёты» Воспитатель предлагает детям приготовиться к «полёту», показав предварительно, как «заводить» мотор и как «летать». Воспитатель говорит: «К полёту приготовиться. Завести моторы!» - дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук: «Р-р-р». После сигнала воспитателя: «Полетели!» - дети разводят руки в стороны (как крылья у самолёта) и «летят» - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя: «На посадку!» - дети садятся на скамейку. Дополнительных материалов не требуется. 15. Игра «Снежинки кружатся» Дети изображают снежинок. Взрослый говорит: “Вот снежинки спустились с неба на землю”. Снежинки летают по группе и садятся на корточки. На слова взрослого “Вдруг подул ветер, поднял их в воздух и закружил!” снежинки поднимаются и кружатся вначале медленно. Взрослый говорит: “Но вот ветер дует все сильнее”. Дети кружатся сильнее, но каждый в своем темпе. По сигналу взрослого “Вот ветер стал утихать!” замедляют движение и присаживаются на корточки. Дополнительных материалов не требуется. 24 16. Игра «Догонялки» Один ребенок сидит на стуле, к нему подходит взрослый с другими детьми, они говорят: Мы веселые ребята, Любим бегать и играть! Ну, попробуй нас догнать, Раз, два, три, четыре, пять! (Е. Тихеева) При слове «Пять» все бегут, а ребенок, сидящий на стуле, встает и догоняет. Тот, кого он поймал, садится на стул, и игра повторяется. Стулья (по количеству детей). 17. Игра «Маленькие ножки бежали по дорожке» Ребенок и взрослый садятся лицом друг к другу. Взрослый просит ребенка показать свои ножки. Ребенок поднимает ноги. Взрослый говорит: «Ножки у тебя маленькие, но бегают быстро. Покажи, как ножки бегают». Ребенок бежит и приговаривает: Маленькие ножки бежали по дорожке. Маленькие ножки бежали по дорожке. Затем взрослый говорит, что у медведя ноги большие, идет он медленно: «Большие ноги шли по дороге. Большие ноги шли по дороге». Припевка повторяется несколько раз. Ребенок в соответствии со словами и ритмом припевки то бегает, то ходит, создавая образы то быстрого и легкого, то медленного и тяжелого движения. Дополнительных материалов не требуется. 18. Игра «Мой весёлый звонкий мяч» Дети стоят с одной стороны площадки, около них воспитатель с мячом в руках. Он показывает, как легко и высоко подпрыгивает мяч, если его отбивать рукой, сопровождая действия словами: Мой весёлый звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? Красный, жёлтый, голубой, Не угнаться за тобой. Затем воспитатель предлагает детям выполнить прыжки, при этом отбивая мяч о землю. Прочитав снова стихотворение, он говорит: «Сейчас догоню!» Дети перестают прыгать и убегают. Воспитатель делает вид, что ловит их. Воспитатель, не пользуясь мячом, предлагает детям выполнить прыжки, сам же при этом поднимает и опускает руку над головами детей, как будто отбивает мячи. Мячи по количеству детей. 19. Игра «Воробушки и автомобиль» Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из Скамейка. 25 «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж». 20. Игра «Снежинки и ветер» Воспитатель произносит слова: А сейчас я посмотрю: Кто умеет веселиться, Кто мороза не боится. Воспитатель – «ветер» имитирует дуновение ветра, а дети – «снежинки» передвигаются по площадке, изображая полёт снежинок. Дети прячутся (присаживаются), когда воспитатель прекращает дуть. Дополнительных материалов не требуется. 21. Игра «Кошечка крадётся» Ребенок ползает на четвереньках. Потом он останавливается и поворачивает голову (кошечка оглядывается), затем наклоняет голову к земле (кошечка пьет). Упражнение выполняется только на гигиенической подстилке. Гимнастическая подстилка. 22. Игра «Собираем шарики» Взрослый высыпает на пол цветные шарики или мячики и просит ребенка собрать их, принести и положить в ящик. Чтобы усложнить игру, можно поставить перед рассыпанными шариками несколько преград (например, стульчик, скамейку), которые ребенок должен преодолеть, а затем собрать шарики. Можно попросить ребенка собрать только красные или зеленые, или только маленькие шарики и т. д. Цветные шарики разных цветов и размеров. 23. Игра «Котята и щенята» Играющих делят на две группы. Дети одной группы изображают «котят», Другой – «щенят». «Котята» находятся около скамейки; «щенята» - на другой стороне участка. Воспитатель предлагает «котятам» побегать легко, мягко. На слова воспитателя: «Щенята!» - вторая группа детей перелезает через скамейки. Они бегут за «котятами» и лают: «Ав-ав-ав». «Котята», мяукая, быстро влезают на скамейку. Воспитатель все время находится рядом. «Щенята» возвращаются в свои домики. После 2 - 3-х повторений, дети меняются ролями, и игра продолжается. Дополнительных материалов не требуется. 24. Игра «Репка» Воспитатель: «Мы репку сажали, (пальцами как будто роем ямку на ладошке) Репку поливали. (имитируем, как из лейки льется вода), Выросла репка (выпрямляем все пальчики рук) Хороша и крепка! (ладонь открытая, пальцы согнуть в крючочки. Этими крючочками своих пальцев возьмитесь за крючочки ребенка и тяните. Каждый тянет в свою сторону.) А вытянуть не можем! Кто нам поможет? Тянем-потянем, тянем-потянем! Ура! (расцепляем руки, трясем кистями)». Дополнительных материалов не требуется. 26 25. Игра «Поиграем с пальчиками» Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель: «Утром встали малыши, В детский садик свой пришли. Вам мы рады как всегда! Гости здесь у нас с утра! Поздоровайтесь, друзья!» Дети: «Здравствуйте!» Воспитатель: «Я ребяток своих милых Всех на стулья усадила. На ребяток погляжу, Про друзей расскажу. Воспитатель: «У нас с вами есть хорошие друзья. Они умеют играть и убирать игрушки, умеют умываться, могут покормить птичку, пожалеть кошку. А еще они умеют громко хлопать! Что это за друзья?» Дети: «Ладошки!» Воспитатель: «Да, это наши ладошки. Еще их называют ладушки, это значит ладные, хорошие, потому что у них все получается. Поднимаем их высоко. Вот как много у нас ладошек-ладушек! Проверим наши ладошки? Посмотрим, что они умеют делать? Повторяйте движения вместе со мной. Мыли мылом ушки, (моем ушки) мыли мылом ножки, (потираем колени). Вот какие ладушки (Вращаем кистями рук поднятием вверх), Ладушки-ладошки! (хлопки в ладоши) Наварили кашки, помешали ложкой. Вот какие ладушки, ладошки-ладошки. Курочке Пеструшке покрошили крошки (сыпем воображаемые крошки). Вот какие ладушки, ладушки-ладошки! Пожалели птичку, погрозили кошке (гладим, грозим пальцем). Вот какие ладушки, ладушки-ладошки! Строили ладошки домик для матрешки (соединяем руки над головой-делаем крышу). Вот какие ладушки, ладушки-ладошки! Прилегли ладошки отдохнуть немножко (соединяют ладони вместе и прикладывают их к щеке). Вот какие ладушки, ладушки-ладошки! (из-за ширмы выглядывает пальчик) Тук-тук-тук что за странный перестук? Кто стучит? (из-за ширмы пальчики выглядывают) Дети: «Это пальчики?» Воспитатель: « Жили были пальчики Маленькие и удаленькие Они были дружные, все такие нужные. Стульчики по количеству детей, ширма. 27 Они были вежливые (пальчик кланяется). А вы знаете, что даже когда наш язычок молчит, наши пальчики могут разговаривать. Покажите, как пальчики разговаривают. 1. Иди ко мне. 2. Погрози. 3. Попляши. 4. Попрощайся. 5.Постучи. Вот какие умные пальчики у нас! А еще они умеют дружить. Дружат в нашей группе девочки и мальчики (обхватить правой ладонью левую и, покачивать в ритме стихотворения). Мы с тобой подружим, маленькие пальчики. А теперь поедем к дому сказочницы (Вслед за воспитателем дети выполняют движения руками - рулят. Поехали потихонечку, Поехали потихонечку, А теперь быстрей, быстрей Чтобы стало веселей, Приехали (сажают детей на стульчики). Сказочница: Слушайте, мои ребятки, Расскажу вам сказку про сороку-белобоку, Что жила в лесу далеко С малыми ребятами Ребятами-Сорочатами. Сорока-белобока Кашу варила, Деток кормила. Воспитатель: «Поможем, ребята сороке-белобоке кашу варить. Варись, варись, кашка В голубенькой чашке, Варись, поскорее, Булькай веселее. Буль-буль-буль. Посадила сорока деток за стол. Стала деток кормить. Этому дала на блюдечке, этому на тарелочке, Этому на ложечке, этому на поварешке, Этому на поскребушке. Попили, поели-Кышь-полетели! Сорочата полетели, Полетали-полетали, На лужайку сели. Стали зернышки клевать Да сороку маму ждать. Ребятки пришли в гости. Надо угостить оладушками. Ладушки-ладушки-пекла бабка оладушки Маслом поливала, деток угощала. 28 Спасибо! Тут и сказочке конец, а кто слушал молодец. А мы пойдем кушать оладушки в группу. 26. Игра «Оладушки» Воспитатель: «Когда мама месит тесто, Всем так интересно (одна рука сжата в кулачок, как будто держит кастрюльку, другой делаем движения, словно месим) Ладушки, ладушки! (дружно хлопаем в ладоши) Что пекли? Оладушки. (одной рукой как будто держим сковородку, другой словно льем на нее тесто) Раз – оладушек для папы. (как бы раскладываем оладушки по воображаемым тарелкам) Два – оладушек для мамы. Три — …. Четыре — …. (называем разные имена людей, которые знает ребенок) А Миша-дружок Получает пирожок! (сцепляем кисти рук) Очень вкусно! Дополнительных материалов не требуется. 27. Игра «Пальчик о пальчик» К пальчиковой гимнастике в этом упражнении добавляется серия движений. Ребенку во время игры нужно показать какие движения следует выполнять по ходу стишка. Пальчик о пальчик тук да тук (2 раза). Хлопай, хлопай, хлопай (Хлопки ручками). Ножками топай, топай (притопывание 2 раза). Спрятались, спрятались (Закрыть лицо руками). Пальчик о пальчик тук да тук (2 раза). Дополнительных материалов не требуется. 28. Игра «Лови и бросай – мяч не теряй» (индивидуальное занятие) Ребенок стоит напротив взрослого, у которого большой мяч. Он бросает мяч ребенку, тот ловит его и бросает взрослому, который приговаривает: «Лови и бросай — упасть не давай!» Отдавая мяч ребенку, взрослый говорит: «Можешь играть, как хочешь, но мяч не теряй! Играй!» Ребенок свободно играет с мячом: катает, подбрасывает, ловит. На слова взрослого: «Мяч не теряй, вверх поднимай!» — ребенок останавливается и поднимает свой мяч. Игра повторяется 3 - 4 раза, потом ребенок идет с мячом по кругу. Мяч. 29. Игра «Кот и мыши» Дети – мышки, сидят в «норках» (на скамейках или стульчиках, поставленных вдоль стены комнаты или площадки). В одном из углов комнаты (площадки) сидит Кот. Роль Кота исполняет воспитатель. Он засыпает, и мыши разбегаются по комнате (площадке). Скамейки, стульчики, перчаточная кукла «Кот». 29 Кот просыпается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши бегут и прячутся в «норках». После того, как все мыши вернутся в «норки», кот проходит по комнате, затем возвращается на своё место и «засыпает». Игра повторяется 4-5 раз. Воспитатель использует в игре перчаточную куклу «Кот». 30. Игра «Воронята» Дети изображают воронят. «Воронята» присаживаются на корточки и «спят». Воронята крепко спят, Все по гнездышкам сидят, А проснутся на заре, Будут каркать во дворе. На последнем слове стихотворения дети просыпаются и произносят: «Кар-кар-кар!», затем они начинают «летать» и махать «крыльями». Полетели, полетели...! Вышла тетя на дорожку, Воронятам сыплет крошки. Воронята прилетали, Всё до крошки поклевали: «Тук-тук-тук, тук-тук-тук», Клювами стучали. Дети – «воронята»- присаживаются на корточки и стучат пальчиками об пол, произнося: «Тук-тук-тук». Взрослый берет игрушку-собачку. Тузик по двору гулял, Вороняток испугал: «Ав-ав, ав-ав!» Собачка «догоняет» «воронят», а «воронята» «улетают» в свои «гнездышки» - присаживаются на корточки. Дополнительных материалов не требуется. 31. Игра «Вот сидит наш пёс Барбос» Взрослый сидит на стуле, в руках у него игрушечная собачка, которая "спит". Взрослый говорит: - Вот сидит наш пес Барбос, В лапы спрятал черный нос. (Ребенок встает с места и подходит к собачке.) Ну, Барбос, скорей вставай! И Наташу догоняй! (Е. Тихеева) Взрослый с собачкой бежит за ребенком и говорит: "Гав-гав!" Пойманный ребенок садится на место, и игра начинается снова. Игрушечная собачка. 32. Игра «Кто попадет?» По просьбе воспитателя ребенок подходит к ящику на расстояние около 50 см (взрослый показывает ребенку, где нужно остановиться). Ребенок берет у воспитателя мячик и захватом сверху бросает его в ящик (корзину) попеременно то правой, то левой рукой. Небольшой ящик или корзина, маленькие мячики. 30 33. Игра «Поиграем с собачкой» Воспитатель приходит в группу, знакомим детей с собачкой. Собачка здоровается с детьми и предлагает поиграть. Проводим пальчиковую гимнастику «Солнышко»: Вот как солнышко встает: Выше, выше, выше! (поднять руки вверх, потянуться) К ночи солнышко зайдет: Ниже, ниже, ниже! (присесть на корточки, руки опустить на пол) Хорошо, хорошо, Солнышко смеется. А под солнышком нам всем Весело живется. (хлопать в ладоши, улыбаться) Собачка: «Какие молодцы! Ребята, а вы мне поможете? У меня сломался домик. Вы построите мне новый домик?» Перед детьми выкладывается конструктор. Вместе с детьми строим домик. Во время постройки, подбадриваем детей, помогаем, подсказываем. Если кто-то решил построить что-то другое, не запрещаем, а пытаемся связать его постройку с основной. Воспитатель: «Вот какие молодцы! Такой красивый домик построили. Давайте в этом домике будет еще кто-нибудь жить? (в домик сажаем какую-нибудь игрушку из группы). Вот как хорошо у нас получилось! Но нам с собачкой уже пора домой». Воспитатель и собачка прощаются с детьми. Игрушка собачка. 34. Игра «Заинька, приходи!» 1. Заинька, выходи, Серенький, выходи. Вот так, этак выходи! Вот так, этак, выходи! 2.Заинька, бей в ладоши, Серенький, бей в ладоши. Вот так, этак, бей в ладоши! Вот так, этак, бей в ладоши! 3.Заинька, топни ножкой, Серенький, топни ножкой. Вот так, этак, топни ножкой! Вот так, этак, топни ножкой! 4.Заинька, поклонись, Серенький поклонись. Вот так, этак, поклонись! Вот так, этак, поклонись! Дети стоят в кругу. Выбирается «Заинька», который становится в середину круга. Дети поют песню и делают движения согласно тексту песни, а «Заинька» на припев повторяет движения. Дополнительных материалов не требуется. 31 35. Игра «Кот Васька» Дети-мышки сидят на стульчиках или на ковре. Один ребенок изображает кота Ваську. Он прогуливается перед детьми-мышками, подражая коту (идет на носочках, оглядывается вправо, влево, мяукает). Взрослый и дети поют или говорят: Ходит Васька беленький, А бежит стрелой, Хвост у Васьки серенький, А бежит стрелой. Кот бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты, и садится па него, засыпает. Взрослый и дети поют: Глазки закрываются, Зубы у кота — Спит иль притворяется? Острая игла. Взрослый идет посмотреть, спит ли котик, и приглашает детей-мышек погулять. Мышки подбегают к стулу и скребут по нему. Взрослый говорит: Только мышки заскребут, Серый Васька — тут как тут. Всех поймает он! Кот догоняет мышек, а они убегают от него. Дополнительных материалов не требуется. 36. Игра «Бабушка и котёнок» Ребенок изображает "котенка", который бегает, "умывается", затем садится на стульчик - " заборчик ". Входит "бабушка" в платочке, с очками на носу, с корзиной в руках, наполненной клубочками (клубочки можно сделать из яркой тесьмы или лоскутков). Взрослый говорит и вместе с ребенком выполняет соответствующие движения: Наша бабушка идет И корзиночку несет. Села тихо в уголочек, Вяжет деточкам чулочек. Посидела, повязала И тихонько задремала. ("Бабушка" вяжет чулок. "Она роняет корзинку, и клубочки рассыпаются по полу.) Вдруг котенок прибежал И клубочки подобрал. ("Котенок" выбегает из-за "заборчика", собирает клубочки и прячется обратно.) Как же мне вязать чулочки? Где же, где мои клубочки? (А. Ануфриева) ("Бабушка" просыпается и ищет клубочки.) "Бабушка" заглядывает за "заборчик", находит "котенка" и просит отдать ей клубочки. Собрав клубочки в корзину, "бабушка" садится и "вяжет чулочки". Затем опять "засыпает", и игра повторяется. Корзиночка с клубочками. 32 В конце игры "бабушка" предлагает "котенку" поплясать с клубочками. Они держат клубочки и вместе танцуют. 37. Игра «Хлопать куколка умеет» Хлопать куколка умеет, своих ручек не жалеет. Вот так, вот так, своих ручек не жалеет. Топать куколка умеет, своих ножек не жалеет. Вот так, вот так, своих ножек не жалеет. Кукла пляшет: раз-два! Бьёт в ладоши: раз-два! «Ой! - воскликнула Катюшка, - разболелась голова!» Воспитатель: Ой-ой-ой! Что-то случилось с нашей Катей – не играет, песенки не поёт, не танцует. Наверное, она заболела. Может у неё голова болит, а может животик, а может у неё поднялась температура? Подскажите, ребята, как мы ей можем помочь, что нужно сделать, чтобы Катя выздоровела? Дети: Вызвать врача, доктора. Воспитатель: Правильно, надо пригласить к ней врача. Вот у нас телефон. Давайте позвоним и скажем: «Доктор, у нас заболела кукла, приезжайте скорей». (Дети говорят потелефону.) Вот и хорошо. Врач приедет к кукле на машине, а пока он едет, давайте споём песенку про машину. В машине, в машине шофёр сидит. Машина, машина идёт, гудит. Би-би-би! В группу въезжает игрушка - машина, в ней сидит кукла – доктор. Воспитатель: А вот и врач. Доктор: Здравствуйте, я – врач. Детям я лечу болезни – где занятие полезней? Я приеду к Кате, я приеду к Поле. Здравствуйте, дети, кто у вас болен? Как живёте? Как животик? Вы меня вызывали? Дети: Да. Доктор: Кто у вас болен? Дети: Кукла Катя. Доктор: А что случилось с вашей Катей? Дети: Не играет с нами, невесёлая она. Доктор: Я приехал к вам на машине, чтобы быстрее оказать помощь. В руках у меня чемоданчик, в нём лежит всё необходимое: микстура от кашля, градусники, мази, лекарства, горчичники, витамины (достаёт и показывает детям). Давайте я осмотрю Катю и назначу ей лечение. Но сначала я должен измерить ей температуру. А что нам для этого нужно? Дети: Градусник. Доктор: Подайте мне, пожалуйста, из моего чемоданчика градусник. (Дети достают градусник.) Сейчас нашей Кате померяем температуру. (Меряют температуру.) У неё температура? Вот - таблетки, вот – микстура! Куклы по количеству детей. 33 Сидит Катюшка, хмурится, Ей температурится. «Доктор» достаёт из своего чемоданчика таблетки и микстуру. Доктор: Ну, ничего. От высокой температуры у меня есть вот такое лекарство (показывает), и Катя сразу поправится. Наливайте лекарство в ложечку, и пусть она пьёт его каждый день. Будете её лечить? Дети: Да. Доктор: А ещё мне нужно осмотреть её горло. Скажи-ка Катя: «А-а-а». Ой, а горло у куклы красное. Конечно, она простудилась. Ей срочно нужно дать горячий чай и уложить в постель, чтобы она не вставала. Егор, напои, пожалуйста, Катю чаем и положи её в кроватку. А мы споём ей колыбельную песенку. (Дети кладут куклу в кроватку, она засыпает.) Баю-баю-баю, куколку качаю. Куколка устала, целый день играла. Доктор: Ну, вот заснула наша Катя, скоро она будет здорова. А пока она спит, давайте скажем, как помочь Кате больше не болеть. Дети: Нельзя пить холодную воду, есть снег на улице, ходить босиком, нужно много гулять, бегать, играть, аккуратно и тепло одеваться на улицу, кушать витамины. Доктор: Правильно, ребята. А ещё нужно кушать фрукты и овощи, особенно зелёный лук. Зелёный лук очень полезный, в нём содержится много витаминов. Вы будете расти крепкими, здоровыми, не будете болеть. Я смотрю, вы хорошо подготовились к весне, вон какой огород растёт у вас на подоконнике. Что же вы посадили? Дети: Лук, укроп, петрушку. Доктор: Молодцы, ребята. Кушайте больше витаминов, а я пойду, посмотрю на Катю (подходит к кроватке, берёт на руки куклу). Ребята, наша Катя выздоровела. Я теперь совсем здорова, Даже я плясать готова. - Ну, а мне, ребята, пора ехать, до свидания (садится в машину и уезжает). Воспитатель: Ребята, кто сейчас приезжал к кукле Кате? Дети: Врач. Воспитатель: Что делает врач? Дети: Лечит. Воспитатель: Как он лечит? Ответы детей. Воспитатель: Правильно. Врач – это человек, который обо всех заботится. Он может лечить и взрослых, и детей, и животных, и птиц. Он хочет, чтобы все были здоровы. Лечит маленьких детей, 34 Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор… Айболит. - Раз наша Катя выздоровела, мы можем с ней поплясать. 38. Игра «Игра в поезд» Дети-"птички" "летают" по комнате, размахивая руками, как крыльями, а взрослый напевает: - Прилетели птички, Птички-невелички. Летали, летали, Крыльями махали. (Дети-"птички" "летают".) Так они летали, Крыльями махали. На дорожку прилетали, Зернышки клевали. (А. Ануфриева) ("Птички" прыгают на скамеечку и приседают на полусогнутых ногах, затем прыгают на пол, садятся на корточки, стучат пальчиком об пол - "клюют".) Появляется взрослый с игрушечным автомобилем в руках, раздается гудок, и автомобиль, управляемый взрослым, едет. Взрослый приговаривает или поет: - Автомобиль по улице бежит, Пыхтит, спешит, в гудок гудит. Тра-та-та, берегись, посторонись! Дети-"птички" быстро убегают от автомобиля и встают на скамейку. Игрушечный автомобиль. 39. Игра «Птицы и автомобили» Дети – птицы. Когда воспитатель сказал: «Птицы летят» - начинаются двигаться «Птицы», когда воспитатель говорит: «Автомобили едут» - начинают движение «Автомобили». Дети бегают по площадке, стараясь не мешать друг другу. Игра начинается по сигналу воспитателя. Птицы двигаются после слов «Птицы летят». Автомобили двигаются после слов «Автомобили едут». Дополнительных материалов не требуется. 40. Игра «Спрячь куклу Машу» Дети отворачиваются или закрывают глаза ладошками, воспитатель прячет куклу. Воспитатель: Кукла Ляля убежала. Ах, куда она пропала? Саша, Саша, поищи, С нашей Лялей попляши! Ребенок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши. Кукла. 41. Игра «Кукла Катя умеет танцевать» Воспитатель: «Кукла Катя умеет танцевать». Воспитатель берет куклу за ручки, она топает по столу (ковру) ножками в такт веселой мелодии. Дополнительных материалов не требуется. 35 Воспитатель: «Поможем Кате, похлопаем в ладоши!» Дети хлопают в ладоши, радуются забавным движениям куклы, кукла танцует и вдруг садится на ковер. «Катя, ты устала? Ой, устала Катя!» - стимулирует детей к повторению этого вопроса и вывода, не говорящих - к подражанию жесту удивления и сочувствия. Воспитатель: «Пусть посидит, а мы потанцуем!» Дети выполняют простые танцевальные движения по заданию воспитателя. 42. Игра «Карусели» Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки, и говорят или поют: - Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели, А потом, а потом Все бегом, бегом, бегом! Тише, тише, не бегите, Карусель остановите. Раз и два, раз и два, Вот и кончилась игра! (В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем все медленнее и останавливаются.) Дополнительных материалов не требуется. 43. Игра «Прокати мяч» Ребенок сидит на полу перед взрослым, расставив ноги. Воспитатель катит мяч к ребенку, приговаривая: «Мячик поймай и мне отдай!» Ребенок ловит мяч и катит его обратно к взрослому. После того как ребенок сделал это 5— б раз, взрослый внезапно поднимает мяч вверх, отбрасывает подальше от ребенка и кричит: «Ко мне!» Ребенок должен быстро встать и подбежать к взрослому. Взрослый дает ребенку еще один мяч, берет себе другой и говорит: «Я поднимаю мяч высоко, ты тоже сделай так!» Ребенок поднимает мяч вверх и вместе со взрослым опускает вниз. Так повторяется 3—4 раза. «Я положу мяч на пол, встану и спрячу руки», — говорит взрослый и показывает движения. Ребенок повторяет их 3—4 раза. «Я присяду и покатаю мяч», — продолжает взрослый, а ребенок подражает этим движениям. «А теперь всем бежать, мяч ловить и бросать», — говорит взрослый, бежит, подбрасывая и ловя мяч. Ребенок бежит за ним, повторяя его движения. Воспитатель переключает ребенка на спокойную ходьбу: «Тихо, тихо мы пойдем и наш мячик уберем». Мяч относят на место. Мяч. 44. Игра «Медведь и добрые зайчата» Воспитатель показывает детям шапочку зайчика, уточняет с детьми, какие движения выполняет заяц (как прыгает, держит лапки, грызет морковку). Дети – зайчата идут на поляну, где находятся невысокие Шапочки с изображением зайчат, медведя, кубы, ширма. 36 «пеньки» (кубы высотой 10 – 15 см). Зайцы бегают, прыгают, влезают на «пеньки», спрыгивают с них. Выходит медведь. Воспитатель: «Мишка бурый, Мишка бурый, От чего такой ты хмурый?» Медведь: «Я медком не угостился, Вот на всех и рассердился». Медведю завязывают глаза, и он играет с детьми в жмурки. Зайчата разбегаются, прячутся за ширму, кубики медведь их ловит. 45. Игра «Кошка и цыплята» На полянку выходит курочка-хохлатка (воспитатель), с нею желтые цыплята (дети). В дальнем углу групповой комнаты на скамейке дремлет кошка (взрослый). Цыплята разбегаются по поляне, машут крылышками, клюют зерна, взбираются на жердочки (кубы) высотой 10 см. Дети действуют по своему усмотрению. Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко». На эти слова цыплята настораживаются, смотрят по сторонам. А курочка медленно продолжает: «На скамейке у окошка Кошка глазки открывает Улеглась и дремлет кошка. И цыпляток догоняет». На последние слова цыплята убегают от кошки, а кошка пытается их догнать. Когда дети хорошо освоят игру, роль курочки-хохлатки и кошки можно поручить наиболее активным из них. Для обогащения двигательного опыта малышей можно включать разнообразные, но уже знакомые детям движения. Например, подлезание под веревку. Можно обозначить домики, разнообразные по форме и цвету, которые цыплята должны запомнить и, убегая от кошки, найти именно свой домик. Кубы высотой 10 см. 46. Игра «Мяч с горки» Ребенок стоит лицом к воспитателю, который строит «горку»: на стул он кладет одним концом доску. Ребенок подходит к «горке», скатывает с нее мяч и бежит, догоняя его. Затем приносит мяч на место, и игра начинается сначала. Мяч, устойчивый стул, длинная доска. 47. Игра «Попрыгай на носочках» Воспитатель постукивает в бубен и читает стихотворение Ю. Тувима «Скакалка»: Наша козочка скакала Да и ноженьку сломала. Правда! Но скажу тебе по чести — Ведь сидеть нельзя на месте, Правда? Это всем давно известно — Дополнительных материалов не требуется. 37 Без игры неинтересно, Трудно! Наша козочка поплачет, А поправится — заскачет, Чудно! Дети в это время подпрыгивают на месте, а когда стихотворение кончается, продолжают говорить: «Чудно, чудно, чудно!». Дети кружатся до тех пор, пока не прозвучит удар бубна. После удара приседают на корточки. Игра повторяется несколько раз. 48. Игра «Я люблю свою лошадку» Дети имитируют движения наездников. На слова из стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко, гребешком приглажу хвостик...» гладят, причесывают своих лошадок. На слова «И верхом поеду в гости...» скачут галопом (если еще не умеют, то как могут). Взрослый вначале действует с детьми, а они подражают ему. Затем дети действуют самостоятельно, а взрослый поощряет их. Дополнительных материалов не требуется.