«Исследовательская деятельность как одно из средств развития личности младших школьников»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Исследовательская деятельность как одно из средств развития личности младших школьников»
Автор: Перевалова Светлана Николаевна

Перевалова Светлана Николаевнаучитель начальных классоввысшая квалификационная категория МБОУ «Гимназия №1»г. Ноябрьск, ЯНАО «Исследовательская деятельность как одно из средств развития личности младших школьников»Сегодня российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики. В современном российском обществе актуальной становится потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Сегодня нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути экономического и политического развития страны, обеспечить её социальное, культурное и духовно-нравственное преображение. Очевидно, что это образованные, конкурентноспособные люди, которые будут отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, они смогут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия.Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в Законе №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в ФГОС начального общего образования. Данные документы закрепляют осознание и признание безусловной ценности личности ученика, ценностей универсального образования, реализацию творческого, исследовательского компонента деятельности педагогов и учащихся, приоритет смысловой образовательной парадигмы, когда на смену ведущему лозунгу прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Выпускник сегодня окажется беспомощным в жизни перед «лавиной» обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться и изменять самого себя, он должен быть готовым к процессу переучивания, непрерывного самообразования в условиях быстрого обновления знаний и требований рынка труда.Изменилось и понимание качества образования. Первостепенным и социально значимым становится обучение школьников самостоятельности, умению применять свои знания и опыт в нестандартной ситуации. Нужно научить выпускников успешно решать жизненные задачи, генерировать идеи, действовать в ситуации неопределенности, уметь сотрудничать в группе. Новое качество результатов в российском образовании может быть обеспечено за счет изменения в методиках и технологиях образовательной деятельности, особенно в начальной школе. Безусловно, это не репродуктивное обучение. Александр Ильич Савенков, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии образования, утверждает, что «обучение должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики… строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания». Нужны особые формы учебной работы, такие как исследовательская и проектная деятельность, способствующие достижению метапредметных результатов, воспитанию учебной самостоятельности, учебной инициативности, учебной ответственности.Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических технологий переходят в общепринятые и обязательные как в преподавании основных школьных курсов, так и курсов внеурочной деятельности, организуемых в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление самостоятельно искать сведения о мире, желание наблюдать и экспериментировать - важнейшие черты детского поведения. Исследовательское поведение, оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной деятельности, в том числе и учебной. Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребёнка. Исследовательская деятельность учащихся – не альтернатива школьной программе, это как раз наоборот тот «витамин» интереса к науке, которого не хватает школе. Это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в социуме. Первый опыт включения в исследовательскую деятельность ученик получает на уроках, когда под руководством педагога анализирует звук и букву, сравнивает величины, классифицирует объекты окружающего мира, на основе проведённых наблюдений обобщает и делает выводы; когда учитель в образовательной деятельности использует современные образовательные технологии деятельностного типа. Создание в гимназии комфортной развивающей образовательной среды, насыщенной разнообразными и доступными инструментами для организации деятельности младшего школьника – ещё один ресурс приобретения опыта получения нового знания, его преобразования и применения - работа с цифровыми лабораториями (ЛабДиск ГЛОМИР. Естественно-научная лаборатория для начальной школы; цифровой микроскоп), которые обеспечивают включение экспериментирования в процесс изучения окружающего мира. Например, по следующим темам: «Измерение температуры тела, воздуха, воды, снега», «Измерение температуры воздуха и воды», «Рассматривание клетки под микроскопом», «Подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений», «Определение количества дыхательных движений в минуту», «Распространение тепла от его источника».Во внеурочной деятельности данный проект находит отражение в программе гимназии «Одаренные дети», в рамках которой для организации исследовательской деятельности создано разновозрастное научное общество учащихся «TerraIncognita». Его участники стали инициаторами и организаторами проведения в гимназии «Недели науки». Целью данного мероприятия было выявление мотивированных, обладающих творческим потенциалом учащихся, поддержка и развитие их навыков и способностей. В течение всей недели ребята под руководством педагогов и родителей проводили исследования, эксперименты, показывали опыты: «Галактика в стакане», «Гонки перца», «Летающая бумага», «Семафорная азбука» и др. Юные исследователи узнали о вкладе учёных в развитие науки и техники, о значении их открытий (М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев). На уровне начального общего образования реализуется программа внеурочной деятельности А.И. Савенкова «Я – исследователь», которая позволяет формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности -это обучение, построенное на основе врожденного стремления ребенка к самостоятельному познанию окружающего мира. Конечно, задача вырастить всех учеников учеными перед нами не стоит, важно включить учащихся в знакомство с методами научного познания как важнейшего средства формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и навыков исследовательского поведения. Александр Ильич подчёркивает, что «…главная задача учебных исследований – не столько приобщение детей к науке, сколько адаптация их к чрезвычайно динамичной, постоянно меняющейся среде обитания. Среде, в которой не только жизненный успех, но уже и элементарное выживание зависит от умения самостоятельно находить информацию, адекватно ее обрабатывать и делать на этой основе точные и верные умозаключения и выводы».Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательных отношений (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей и удовлетворения потребностей.В рамках рабочей программы курса «Я – исследователь», составленной на 4 года обучения (1-4 класс), учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Программа курса способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность и состоит из трёх относительно самостоятельных подпрограмм: тренинг исследовательских способностей, самостоятельная исследовательская практика, мониторинг исследовательской деятельности учащихся. В качестве результатов зафиксированы следующие умения: видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи.Одним из самых сложных в методическом отношении этапов учебно-исследовательской работы с детьми, как показала моя практика, – момент первичного включения учащихся в собственную исследовательскую деятельность. Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена. Индивидуальная учебно-исследовательская работа возможнатолько для одаренных детей, которая выполняется ребенком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога. Результаты собственной исследовательской работы первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс исследований, но есть учащиеся, которые представили свои работы на школьной конференции проектно-исследовательских работ.Во втором классе программа тренинговых занятий делится на два самостоятельных цикла, один реализуется в 1 четверти, второй – в 3 четверти. Все дети были включены в самостоятельную исследовательскую практику. Результаты собственной исследовательской работы второклассники представляли на специально организованных «конкурсных» защитах исследовательских работ и творческих проектов.Лучшие работы второклассников участники институционального и муниципального конкурса проектно - исследовательских работ стали заочными участниками Всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ учащихся начальной школы «Грани науки», Международного конкурса детских исследовательских и проектных работ «Ты-гений».В третьем классе тренинговые занятия проходят только в 3 четверти. Дети, занимавшиеся по программе исследовательского обучения в первом и втором классе, уже имеют разносторонний опыт. Поэтому вопросы выбора темы, организации и проведения собственных исследований, подготовка работ к защите решают легче. Продолжается чередование коллективной и индивидуальной учебно-исследовательской работы. Каждый ребенок приобретает разносторонний опыт, как в проведении учебных исследований, так и во взаимодействии со сверстниками. Защита работ проходила по мере готовности на предварительных защитах в классе, лучшие работы были представлены на школьной конференции проектно-исследовательских работ:Учащиеся достойно представили свои исследовательские работы и выполненные практикумы в рамках участия во Всероссийском заочном проекте «Эврикум» ().В четвертом классе тренинговые занятия проходят только в 3 четверти. Итоги собственной исследовательской работы учащихся четвертых классов будут подводить на «защитах по номинациям»: - гуманитарные науки (русский и иностранные языки, литература);- точные науки (математика, информатика);- естественные науки;- общественные науки (история, проблемы человека и общества); - основы религиозных культур и светской этики (основы православной культуры, мировых религиозных культур, основы светской этики)- техническое творчество и изобретательство (в том числе легоконструирование и робототехника).Дети на достаточном уровне владеют навыками выполнения исследовательских работ и создания творческих проектов, тщательно выбирают темы и представляют на суд жюри и товарищей.Фестиваль направлен на развитие навыков, которые необходимы для успешного развития уже сегодня и будут актуальны в будущем. Организаторы фестиваля считают, что «формирование исследовательской установки по отношению к учебе, к наукам, к жизни в целом сегодня является важнейшей задачей не только современной школы, но и семьи. Почему заниматься исследовательской работой нужно как можно раньше? Чтобы при переизбытке информации дети не превратились в интеллектуальных потребителей, чтобы, по словам А.Н. Леонтьева, не произошло «обнищание души при обогащении информацией». Самым благоприятным периодом для формирования активной исследовательской позиции является младший школьный возраст. Это время становления личности, формирования «человеческого» в человеке. А приобщение детей к поисково-исследовательской деятельности как раз и создает среду, «питающую и растящую» личность, расширяет ее возможности, обогащает интеллект, развивает волю, чувства. Происходит активное развитие детской души, ориентация на индивидуальность, неповторимость личностиШкола должна превратиться из супермаркета, где раздают «замороженные идеи», в место, где можно искать и самостоятельно находить новые знания. К. РоджерсЛитература1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство«Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2016.3. О.В. Федоскина. «Шаг за шагом к учебной самостоятельности младшего школьника через формирование и развитие исследовательских умений» -