Урок-игра "Слабое звено. Африка"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок-игра "Слабое звено. Африка"
Автор: Решетова Нина Николаевна
Конспект урока-игры: «Слабое звено». Планируемые результаты:-личностные: развитие творческих способностей учащихся, воспитание самостоятельности и устойчивого интереса к предмету;-метапредметные: развитие познавательного интереса, памяти, внимания, логического мышления, умения систематизировать материал;-предметные: обобщение и закрепление полученных знаний по теме: «Африка». Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, урок-игра. Оборудование: карточки с заданиями, пазл «Африка», видеофильм: «Знаменитая пятёрка животных Африки», презентация учащегося «Достопримечательности стран Африки», атласы, физическая карта Африка. Ход урока. 1.Организационный момент. Формирование команды игроков.-Ребята, несколько уроков мы совершали путешествие по одному из материков. Для того, чтобы назвать его, я предлагаю сложить пазл в середине ромашки (ромашка прикреплена на доске).-Сегодня у нас урок-игра «Слабое звено» и первый участник – ученик, который собрал пазл.- Игроки выбирают лепестки ромашки, на которых написаны изученные темы и вопрос:-географическое положение - по величине Африка ____ материк (2, площадь с островами-30,3 млн. кв. км);- история исследования – какой вред африканскому континенту нанесла экспедиция Васко да Гамы? (начала развиваться работорговля);- рельеф и полезные ископаемые – какие горы в Африке носят названия сборника карт? (АТЛАС) -климат – Африка самый ____материк (ЖАРКИЙ); - внутренние воды – что такое «вади»? (СУХИЕ РУСЛА РЕК); - природные зоны - какое дерево пустыни держит «ноги в воде, а голову на солнце»? (ФИНИКОВАЯ ПАЛЬМА);- население – самые высокие народы в Африке, средний рост которых 180-200 см (ТУТСИ, МАСАИ, НИЛОТЫ);- регионы материка – (СЕВЕРНАЯ, ЗАПАДНАЯ, ЦЕНТРАЛЬНАЯ, ВОСТОЧНАЯ, ЮЖНАЯ Африка); - страны – самое молодое государство Африки (ЮЖНЫЙ СУДАН). 2. Игра «Слабое звено».- Каждому участнику предлагается утверждение с двумя вариантами ответов, нужно быстро выбрать правильный. Верный ответ – это балл в общую копилку. После каждого тура ученики пишут имя того, кто, по их мнению, мешает получить больше баллов, учащийся покидает игру. В финале остаются два игрока. -Умная пауза проводится между турами заранее подготовленными учениками. 1 тур.1. Крайняя северная точка материка – м. Альмади — м. БЕН – СЕККА. 2. О. Мадагаскар отделён от материка проливом – МОЗАМБИКСКИМ – Гибралтарским.3. Крайняя южная точка – м. ИГОЛЬНЫЙ – м. Доброй Надежды.4. Полуостров Сомали расположен на западе или ВОСТОКЕ континента.5. Европа и Африка отделяются проливом – ГИБРАЛТАРСКИМ – Баб - Эль – Мандебским.6. Крайняя восточная точка – м. РАС-ХАФУН – м. Альмади. 7. Залив, омывающий западный берег Африки – ГВИНЕЙСКИЙ – Аденский. 8. Острова, расположенные между материком и о. Мадагаскар – Канарские – КОМОРСКИЕ.9. Самое солёное море, омывающее Африку – Средиземное – КРАСНОЕ.10. Канал, который соединяет Африку с Евразией – СУЭЦКИЙ – Панамский. Умная пауза. Л. Громова. Африка. --В Африке пустыня есть, Редкие колючки здесь, Слайд «Сахара».Вся в песках – Сахара, Ведь воды – то мало! --А к экватору пойдёшь –Львы, слоны, жирафы там. СлайдЛес тропический найдёшь.Носорог, гиппопотам. «Тропический лес»-- Змеи, обезьяны А зубастый крокодил - Слайд «Нил».Прячутся в лианах,В самой длинной речке Нил.-- Есть ещё здесь чудо света,Там вулкан Килиманджаро Слайд «Пирамида,Сфинкс и пирамиды это.Дышит лавой и пожаром. вулкан»-- Стран различных – целый ряд:Эфиопия, Заир,Слайд «Карта»Ливия, Египет, Чад,Мавритания, Алжир. 2 тур.В 1498 году обогнул Южную Африку – Христофор Колумб --- ВАСКО да ГАМА.Пересёк Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези – ДАВИД ЛИВИНГСТОН --- Джеймс Кук.Экспедиция, завершившая исследования озёр Виктория и Танганьика – испано-португальская --- АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ. Путешествовал по Центральной и Восточной Африке в конце 14 в., проводил топографические работы --- Александр Васильевич Елисеев --- ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЮНКЕР.Водопад Виктория был открыт --- ДАВИДОМ ЛИВИНГСТОНОМ --- Васко да Гамой.Значительный вклад в изучение северо-восточной части Африки внёс --- Витус Беринг--- ЕГОР КОВАЛЕВСКИЙ.В 1926-1927 гг. в северо-восточную часть была организована экспедиция для изучения --- КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ ---пустыни Сахара.Водопад на реке Конго назван в честь --- Юнкера --- Ливингстона.Кто установил, что Эфиопия является родиной ценных сортов пшеницы --- Егор Ковалевский --- НИКОЛАЙ ВАВИЛОВ. Умная пауза.Это интересно: согласно историческим фактам, первая экспедиция была организована в Древнем Египте, её организатором была женщина-царица Хатшепсут.3 тур.Спящий вулкан Килиманджаро и потухший Кения находятся на --- ВОСТОЧНО - АФРИКАНСКОМ ПЛОСКОГОРЬЕ --- Эфиопском нагорье.На юге материка расположены горы --- Атлас --- КАПСКИЕ.Гора Тахат на нагорье --- Тибести --- АХАГГАР.Вулкан Карисимби расположен в горном массиве --- РУВЕНЗОРИ --- Драконовы горы.Пустыня на юго-западном побережье материка --- Калахари --- НАМИБ.Самая высокая вершина материка --- ВУЛКАН КИЛИМАНДЖАРО --- пик Маргерита.Вершина Эфиопского нагорья --- вулкан Камерун --- ГОРА РАС – ДАШЕН.Какая пустыня расположена севернее --- Нубийская --- ЛИВИЙСКАЯ. Умная пауза.Климатические рекорды Африки:-Самая низкая температура - 23,9градусов была зарегистрирована 11 февраля 1935 г. в Ифране, Марокко (показ страны на карте).- В некоторых районах Кении, где выращивают чай, в среднем в году бывает 132 дня с градом (показ страны на карте). 4 тур.Самая полноводная и вторая по длине река --- Нигер --- КОНГО.Самое длинное из всех пресноводных озёр --- ТАНГАНЬИКА --- Ньяса.Какой водопад местные жители называют «гремящий дым» --- Стенли --- ВИКТОРИЯ.Река на юге материка, впадает в Атлантический океан --- ОРАНЖЕВАЯ --- Лимпопо.Озеро, изменяющее свои границы --- Ньяса --- ЧАД.Убанги - приток реки --- КОНГО--- Замбези.Самое большое озеро по площади --- ВИКТОРИЯ --- Танганьика. Умная пауза.Видеофильм «Знаменитая пятёрка животных Африки». 5 тур.Природная зона обусловлена большим количеством тепла и влаги в течение всего года --- жестколистные вечнозелёные леса --- ЭКВАТОРИАЛЬНЫЕ ЛЕСА.Родственники жирафа, обитающие только в Африке --- ОКАПИ --- африканский оленёк.Вечнозелёный кустарник, корни которого богаты крахмалом --- батат --- МАНИОК.Африканская птица-санитар --- страус --- марабу.Растение-эндемик пустыни Намиб --- ВЕЛЬВИЧИЯ --- алоэ.Занимают огромные пространства-около 40% --- тропические пустыни --- САВАННЫ. Умная пауза.Занимательные вопросы.- Почему в экваториальном лесу нельзя пройти без топора? --- (лианы - тонкие и толстые плотно обвивают деревья).-Самое маленькое животное среди копытных в Африке? --- (антилопа карлик дик-дик, 25 см).- Язык какого племени можно слышать, но нельзя записать? --- (бушменов). 6 тур.На севере материка проживают народы --- сомали --- АРАБСКИЕ.К промежуточной расе некоторые специалисты относят --- ЭФИОПОВ --- готтентотов.Жители Мадагаскара --- моси --- МАЛАГАСИЙЦЫ.У какого племени строительством жилья традиционно заняты только женщины --- ПИГМЕИ --- берберы.Жители пустыни Сахара --- ТУАРЕГИ --- банту. Умная пауза.Загадки об Африке от болельщиков игрокам. 7 тур.Страны Восточной Африки--- Замбия-Габон (Ц) --- КЕНИЯ-СОМАЛИ.Ниамей – столица --- НИГЕРА ---Мали.Страны Южной Африки --- МОЗАМБИК - НАМИБИЯ --- ЮАР – Сенегал (З).Додома – столица --- Камеруна --- ТАНЗАНИИ. Умная пауза.Презентация «Достопримечательности стран Африки». 8 тур.Карфаген находится в --- Того --- ТУНИС.Самое маленькое континентальное государство --- Гвинея --- Гамбия.Родина кофе --- Уганда --- ЭФИОПИЯ. Финальный тур.Самая маленькая островная страна --- САН-ТОМЕ И ПРИНСИПИ --- Кабо-Верде.В каком национальном парке собраны все виды животных, встречающихся на материке --- Серенгети --- КРЮГЕРА.Самая низкая точка Африки --- озеро Ньяса --- озеро АСАЛЬ (Джибути).Страна «Львиных гор» --- СЬЕРРА-ЛЕОНЕ --- Судан.Метикал - денежная единица --- Марокко --- МОЗАМБИКА.«Подводный парк юрского периода» на островах --- КОМОРСКИЕ --- Сейшельские.Самое экономически развитое государство Африки --- Алжир --- ЮАР.3.Подведение итогов урока. -Завершилось наше путешествие по Африке, которую называют «любимицей Солнца». - Награждение победителя «Лучший знаток Африки». – Выставление оценок.4.Домашнее задание: по выбору - кроссворд, тестовые задания по теме: «Африка» - 25 заданий; ответить на вопросы стр.147.5.Рефлексия.- Вы все сегодня активно принимали участие, большое спасибо. В моих коробочках лежат разные смайлики, возьмите: весёлого, если урок понравился и грустного, если урок был неинтересным.