Сборник заданий, направленных на развитие скорочтения обучающихся 2 класса на уроках литературного чтения


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сборник заданий, направленных на развитие скорочтения обучающихся 2 класса на уроках литературного чтения
Автор: Матушкина Валерия Андреевна

РАЗВИТИЕ НАВЫКА СКОРОЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СБОРНИКА ЗДАНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯМатушкина В.А., студентка 4 курса специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»Способность к переработке большого потока информации в 21 веке превращается в технологическое условие выживания современного человека, выдвигая перед образовательным процессом проблему поиска педагогических технологий, позволяющих ускорить процесс обработки информации, и, в первую очередь, информации, представленной в различных формах. Успешность обработки большого потока информации зависит от успешности овладения читательской компетентностью [5]. Актуальность изучаемой темы подтверждается федеральным государственный стандарт начального общего образования, которая включает в себя требования к результатам освоения программы второго класса по литературному чтению: овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, сформированности читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности совершенствование всех видов речевой деятельности. К концу обучения по предмету «Литературное чтение» в 4 классе у младших школьников должна быть сформирована готовность к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень читательской компетентности, литературного и речевого развития. Исходя из вышесказанного, был сделан вывод о необходимости изучения скорочтения и разработки заданий, как пути осуществления работы над читательской компетентностью обучающихся 2 класса на уроках литературного чтения [3]. В различных источниках, понятие скорочтение рассматривается как навык, который позволяет усваивать тексты в несколько раз быстрее обычного, параллельно выделить и понять суть и смысл прочитанного, то есть быстро усвоить полученную информацию при использовании особых способов чтения. Принцип скорочтения - выделение сути и смысла, то есть быстрое усвоение информации [1].Для того, чтобы повысить скорость чтения, учителя рекомендуется обратиться к различным методикам по развитию навыков скорочтения: Павла Палагина "Сбор урожая". Его цель – научить понимать и запоминать текст. Олега Андреева "Созерцание зелёной точки". Шамиля Ахмадуллина "Струп-тест" (это последовательность слов, описывающих цвета), "Большие и малые числа" (необходимо найти все числа от 1 до 99 по порядку).Однако, по мере обращения учителей к авторским методикам обучения ускоренному чтению, обнаруживаются трудности реализации в их педагогической практике, обусловленные отсутствием научно-педагогического механизма внедрения в школьную программу, слабой проработанностью инструментария, их развертывания. Таким образом, актуальность данного исследования определяется теоретическим и практическим значением проблемы обучения ускоренному чтению для современной образовательной ситуации и недостаточным уровнем ее разработанности.Анализ ФОП и ФРП, педагогического опыта методистов, учителей – начальных классов, результатов исследований по данной теме подтвердили значимость и необходимость разработки заданий к художественным произведениям, способствующих развитию навыков скорочтения обучающихся второго класса. Анализ учебников позволил сделать вывод о недостаточном количестве заданий направленных на развитие скорочтения к текстам художественных произведений, что ограничивает опыт их использования в образовательной деятельности учителей начальной школы на уроках литературного чтения. Для того, чтобы решить данную проблему, целесообразно разработать сборник заданий для развития навыка скорочтения обучающихся 2 класса на уроках литературного чтения.Разнообразные по содержанию и степени сложности задания будут способствовать:
  • развитию скорочтения обучающихся при работе с художественными текстами на уроках литературного чтения;
  • совершенствованию навыка чтения: работа над правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью чтения;
  • развитию умений извлекать из текста осмысленную информацию, быстро воспринимать текстовую информацию при использовании особых способов чтения;
  • выделять суть и смысл, то есть быстро усваивать информацию.
  • Цель заданий: развитие навыка скорочтения младших школьников, развитие умения воспринимать слова целиком, не разделяя их (автоматизированное чтение слогов), развитие навыков выразительного чтения в хорошем темпе, развитие внимания, зрительной памяти, имений ориентации в тексте на уроках литературного чтения.Задания разработаны к произведениям, предложенным для чтения и изучения во 2 классе Федеральной рабочей программой в разделе «О наших близких о семье». Разработанные задания, будут представлены в виде сборника заданий, разбитого на блоки:
  • задания, связанные со зрительным восприятием: направлены на выработку правильности чтения, внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа чтения вслух и про себя (Прочитай предложения, исправь ошибки. Раздели предложения на слова. Прочитай предложения выразительно. Сколько онинибились, не моглисломать. Тогда отецразвязалвеник и велел ломатьпоодномупруту. Они легкопереломалипрутьяпоодиночке. Так-то ивы: есливсогласии житьбудете, никтоваснеодолеет; а еслибудетессориться, давсё врозь — васвсякийлегкопогубит);
  • задания, на развитие памяти и внимания: развитие техники чтения замедляется, как правило, из-за слабо развитой оперативной памяти (Найдите в тексте ответ на вопросы: Чему учил отец сыновей? Что сделал отец, чтобы объяснить сыновьям, что нужно жить в согласии? Как ты понимаешь слова «Жить в согласии»? В чем мораль этой басни? Найди строчки в тексте, подтверждающие твою мысль);
  • задания для развития артикуляции: ребенок может неправильно произносить звуки, говорить медленно, нечетко выговаривать, плохо владеть силой голоса, не может регулировать силу голоса и скорость речи (Задания, для развития артикуляции. Выполни артикуляционное упражнение. Вытяни сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Попробуй продержать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10);
  • задания, совершенствующие произношение: работа над дикцией и орфоэпическим произношением (Прочитай скороговорку; Первый раз – читай скороговорку медленно, четко проговаривая звуки; Второй раз – быстро; Третий раз – как можно быстрее. У Сени и Сани в сенях сом с усами.);
  • на развитие дыхательных путей: дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса (Выполни упражнение на развитие дыхательных путей «Ветер». Ветер начинается: 1–на выдохе произносим тихо: «У-у-у-у!». Ветер разыгрался: 2-на выдохе произносить громко «У-у-у-у!». Ветер заканчивается: 3-на выдохе произносить тихо: «У-у-у-у!»);
  • задания на понимание основной мысли текста. Основная мысль – то главное, что хотел сказать автор этим текстом (Найди в тексте ответы на вопросы. Какие слова повторяются? Почему? Кому поется эта колыбельная? Куда сон уносит девочку? Подумай, зачем автор в колыбельной песне: -упоминает ягоду малину? (малина сладкая – сон сладкий); -передаёт скрип берёзы, а не другого дерева? (колыбель ребёнка сделала из берёзы));
  • задания, способствующие расширению поля зрения (Посмотри внимательно в центр первой строки (в точку). Не отводя взгляда от центра, назови, какие буквы ты видишь слева направо. Составь из них слог, слово)
  • Сборник заданий предназначен для учителей начальных классов и студентов специальностей «Преподавание в начальных классах», «Коррекционная педагогика в начальном образовании».Разработанный сборник заданий, будет апробирован в процессе производственной преддипломной практики.Для определения результативности использования сборника заданий для развития скорочтения у обучающихся 2 класса на уроках литературного чтения была проведена диагностическая методика Безруких М. М. и Крещенко О. Ю. «Диагностика трудностей обучения письму и чтению в начальной школе. Чтение сложных текстов с вопросами после прочтения» Она определяет в качестве ключевых показателей уровня сформированности навыка скорочтения прочтение каждого слова и понимание текста по ответам на вопросы, так же учитывается время, затраченное на чтение текста [1] [2].Подобранные диагностические методики соответствуют обозначенной цели и позволяют определить степень проявления ряда показателей, отражающих особенности и динамику развития у детей навыков скорочтения, а, следовательно, и действительность разработанного сборника заданий.Сборник заданий, направленный на развитие скорочтения младших школьников на уроках литературного чтения, отвечает всем современным требованиям к развитию такого качества как скорость чтения, носит целенаправленный характер, его целесообразно использовать как на уроках литературного чтения, так и для организации самостоятельной работы обучающихся.Таким образом, специально разработанные и логически выстроенные задания сборника будут способствовать развитию навыков скорочтения у обучающихся 2 класса на уроках литературного чтения.Список использованных источников
  • Абдулова Г. Скорочтение для детей. Издательство АСТ, 2019. 256 с.
  • Ахмадуллин Ш.Т. Как научить ребенка быстро читать и понимать прочитанное Издательство: Филипок и К Год: 2020.
  • Свичкарёва Л.С. Формирование читательских умений у младших школьников. (Дата обращения 16.01.2024).
  • Т. Г. Егоров. «Психология овладения навыком чтения». Издательство: Академия педагогических наук РСФСР, 1993 URL: (Дата обращения 16.01.2024).
  • Усова Н.К. К вопросу о скорочтении учащихся 1-4 классов, или Профилактика истинных и ложных патологий чтения. // Начальная школа. 2021. № 5. С.110-119.
  • Заявка на участие в конференции