Урок русского языка
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок русского языка
Автор: Елена Сергеевна Казанцева
Конспект урокапо русскому языку«Спряжение глаголов» Спряжение глаголов Оборудование: учебник, тетрадь, карточкиХод урокаОрганизационный момент:Утром ранним кто-то странныйЗаглянул в мое окноНа ладони появилосьЯрко-рыжее пятно.Это солнце заглянуло.Будто руку протянуло.- Представьте, что у вас в руках солнечный зайчик, почувствуйте его тепло. Обменяйтесь этим теплом с своим соседом по парте – посмотрите в глаза, улыбнитесь и бросьте зайчика.- Во время работы на уроке постарайтесь сохранить эти солнечные паутинки между вами.- Чем же интересен русский язык (В русском языке много интересных выражений, слов, множество секретов и тайн)- Каждый урок мы в этом с вами убеждаемся, что не слово, то тайна, новый секрет.Самоопределение к деятельности: У вас на партах лежит стихотворение, прочитайте его и скажите кто автор этих строк?Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя;То, как зверь, она завоет,То заплачет, как дитя,То по кровле обветшалойВдруг соломой зашумит,То, как путник запоздалый,К нам в окошко застучит.Наша ветхая лачужкаИ печальна и темна.Что же ты, моя старушка,Приумолкла у окна?Или бури завываньемТы, мой друг, утомлена,Или дремлешь под жужжаньемСвоего веретена?Выпьем, добрая подружкаБедной юности моей,Выпьем с горя; где же кружка?Сердцу будет веселей.Спой мне песню, как синицаТихо за морем жила;Спой мне песню, как девицаЗа водой поутру шла.- Кто автор этого стихотворения (Александр Пушкин – великий русский поэт)- Какое настроение выразил поэт в этом стихотворении (грустное)Какие слова помогли автору передать силу движения вьюги, ее разнообразие действий (завоет, заплачет, зашумит, застучит) - на доску прикрепить- Что за часть речи? (глагол)Что вы знаете о глаголе?1.Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос: «что делает?», «что сделать?», «что сделает?», «что делал?», «что сделал?», «что будет делать?»2. Глагол изменяется по числам3. Глагол имеет вид совершенный и несовершенный4. Глагол имеет 1, 2, 3 лицо (по мере того как дети отвечают на доске появляется ГЛАГОЛ - что делает?, что сделать?, - число – вид – лицо)Каллиграфическая минутка:Какой звук в этих глаголах завоет, заплачет, зашумит, застучит встречается чаще других /з/Сегодня мы вспомним написание буквы з.Запишите /з и петли/ и глаголы завоет, заплачет, зашумит, застучит.Разберем эти глаголы по составу /проверь и оцени себя/- А в наш словарь мы запишем из словарных слов, где есть буква з.- С одним из глаголов я составила предложение, давайте его запишем(Застучит под окошком звонкая капель)- Разобрать по членам предложения и синтаксически устно /оцените себя/Актуализация знаний, мотивация, постановка учебной задачи.- Какой глагол поэт использует в своем стихотворение, чтобы сердцу было веселей /СПОЙ/- А мы можем у глагола определить лицо, число, вид, спряжение- А мы оказывается еще и не знаем, что такое спряжение- Так чем мы с вами будем заниматься на сегодняшнем уроке /узнаем, что такое спряжение и будем учиться определять его у глаголов/- А сейчас давайте глагол спой изменим по числам и лицамЯ спою мы споемТы споешь вы споетеОн споет они споют- Давайте изменим глагол застучитЯ застучу мы застучимТы застучишь вы застучитеОн застучит они застучат- Так что меняется? /окончание/- А что вы заметили еще / что у одного глагола в окончании Е, а у другого глагола в окончании И/- Правильно. Так какой можно сделать вывод – что изменение глагола по лицам и числам – это и есть спряжение. И спряжений как вы заметили 2. Это зависит какая буква в окончании глагола. Если Е – 1 спряжение, если И – 2 спряжение.- Так какого грамматического признака нет ни у одного из частей речи – СПРЯЖЕНИЯ- Проверим наш вывод в учебнике. - Так что такое спряжение /изменение по лицам и числам/Физкультминутка: для глаз по таблице /офтальмотренажер/По дорожке побежим /следят глазами по красному овалу/На лужайку прибежал /следят глазами по синему овалу/Зерен знаний поклюет /следят глазами по зеленой восьмерке/Огонь внимания зажжет /следят глазами по желтому кресту/Первичное закрепление:Работа по учебнику с.121 упр.1/Упражнение выполняется с комментированием первых 8 глаголов, а остальные самостоятельно с последующей проверкой/- Оцените себя.Игра с жетонами:- Посмотрите, ребята, у нас в классе разрешены жетоны, каждый подойдите и возьмите 1 понравившийся жетон /на жетоне с другой стороны написан глагол/- Прочитайте про себя, запишите в тетрадь, выделите окончание и определите спряжение и составьте с ним предложение.- Как доказать, что вы верно выполнили работу /выделить окончания глагола, сравнить с таблицей окончаний спряжений/- Оцените себя.Работа в паре:Подобрать подходящие глаголы и определить спряжение глаголов /записать в тетрадь/.Снова князь у моря ходит С синя моря глаз не сводит.Пушки с пристани-----------------,Кораблю пристать-----------------.Лебедь белая-----------------------,Злого коршуна---------------------.Чем вы, гости, торг---------------,И куда теперь----------------------.У лукоморья дуб зеленый,Златая цепь на дубе том,И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом.------направо-----песнь заводит,Налево---------сказку------------.Там чудеса, там леший бродит,Русалка на ветвях---------------Там на неведомых дорожкахСледы невиданных зверей,Избушка там на курьих ножках-----------без окон, без дверей.- Как доказать, что вы верно выполнили работу /выделить окончания глагола, сравнить с таблицей окончаний спряжений/- Оцените себя.Работа в группах /используется экологическое панно/- У вас на столах набор карточек. Составьте из них таблицу окончаний глаголов I и II спряжения.- Чем можно воспользоваться для самопроверки/Глаголами, которые изменяли в тетрадях и на доске/.- Какое основное отличие глаголов I и II спряжения./В большинстве окончаний глаголов I спряжения есть гласная Е, а у глаголов II спряжения – гласная И/Итог урокаРефлексия деятельности- С каким языковым понятием познакомились на уроке?- Что узнали о нем? Чему научились?