Программа воспитательной работы
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа воспитательной работы
Автор: Марина Валерьевна Тищенко
Программа
воспитательной работы
"Проблемные дети и семьи"
По отношению к подростку термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда - проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, - сначала "трудные" дети и школьники, а затем - взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.
В чем же причины такого отставания?
Во-первых, в самом подростке, его психологических особенностях. Этот возраст трудный сам по себе. Подростку присущ целый комплекс противоречий. С одной стороны, он старается казаться взрослым, а с другой, - сохраняет детские черты, не умеет совершать самостоятельные действия и принимать решения, предъявляет завышенные требования к учителям и родителям, критичен по отношению к ним, а сам не умеет владеть собой.
Во-вторых, "трудный" подросток и "трудные" семьи - понятия неразделимые. Многие социальные пороки (алкоголизм, преступность, наркомания), присущие подросткам, имеют корни в семье.
Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:
отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
незнание их интересов и потребностей;
политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
усиление влияния псевдокультуры;
неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
"эпидемия" разводов;
потеря эмоциональных контактов с детьми.
Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.
Педагогический коллектив школы в процессе систематической работы с проблемными детьми и семьями обычно выделяет пять типов семей (табл. 1), что позволяет классному руководителю более адресно и точно предупреждать и корректировать "изъяны" семейного воспитания.
Таблица 1
Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями
Типы проблемных семей
Задачи классного руководителя
1. Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, - холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта
• Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.
• Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.
• Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.
• Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем
2. Семьи, в которых господствует безнадзорность.
В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми
• Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.
• Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.
• Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.
• Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль
3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей
• Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.
• Пробудить интерес к самообразованию.
• Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях
4. Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью.
Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют
• Изменить жизненную ориентацию родителей.
• Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.
• При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы
5. Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью.
Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими
• Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.
• Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.
• Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку - главное средство в воспитании
Кроме описанных в табл. 1 типов семей выделяют также:
дисфункциональные семьи (многодетные; где воспитанием занимается мать-одиночка или один из родителей умер; неполные семьи; родители безработные или беженцы; мать - несовершеннолетняя);
семьи социального риска (где родители, например, вернулись из мест лишения свободы и т. п.).
Педагогически запущенных детей можно классифицировать по разным признакам.
По типу запущенности:
•педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные):
46% - с пассивной жизненной позицией ("Я - безволие, равнодушие, недоверие");
31% - с неадекватной реакцией ("Я - эго"- эгоисты, упрямцы);
23% - с антиобщественным поведением ("Я - агрессия"- жестокие, антагонистические, аморальные);
социально запущенные (дезорганизаторы пассивные и активные);
правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство);
отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания).
По области психических нарушений:
с нарушениями в сфере общения;
с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией;
с односторонним умственным развитием;
с неправильным развитием волевой сферы.
По позиции:
неудовлетворенные своим положением в детском коллективе;.
неудовлетворенные своим положением в семье;
с преобладанием связей с дезорганизаторами;
с надломленной психикой;
с избыточной энергией, не нашедшей применения.
В школе остаются нерешенными внутренние проблемы воспитания педагогически запущенных детей. Они обусловлены:
недостаточным уровнем владения педагогами новыми воспитательными технологиями;
недостаточной индивидуальной работой классных руководителей с воспитанниками данной категории и их родителями;
недостаточной работой школьного психолога по профилактике правонарушений среди подростков и их родителей;
низкой эффективностью воспитывающего потенциала детских общественных организаций;
недоработками классных руководителей и педагога-организатора по вовлечению педагогически запущенных детей в кружки, секции школы и микрорайона, в подготовку и участие во внеклассных мероприятиях.
Чтобы вывести систему воспитания педагогически запущенных детей на качественно новый уровень, необходимо:
повышение профессиональной компетенции классных руководителей, старших вожатых, психолога, инспектора по охране прав детства;
освоение новых технологий, как в воспитательном пространстве, так и в управлении им;
объединение усилий всех отраслей социокультурной сферы (медицина, культура, УВД, соцзащита), формирующих культурное пространство города;
привлечение к решению проблем воспитания родительской общественности, Комитета общественного самоуправления (далее - КОС), отдела по делам несовершеннолетних (далее - ОДН);
введение в штатное расписание образовательного учреждения должности социального педагога.
Основная концептуальная идея программы воспитательной работы школы "Проблемные дети и семьи" заключается в том, что предупреждение и преодоление трудновоспитуемости - целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода, предполагающего: организацию предупредительной работы с детьми; укрепление положительных качеств ребенка; адаптацию его в коллективе сверстников; педагогическую диагностику.
Цели программы: включение "трудного" воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечением его к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, возможностей и способностей; нормализация и регуляция взаимоотношений воспитателей и воспитуемых; использование всех имеющихся возможностей школы, семьи и общественности для создания единых педагогических позиций по отношению к "трудным" детям, формирования у них объективной самооценки, обучения их методике самостимуляции положительного поведения; снятие ребенка с внутришкольного учета в ОДН.
Основными направлениями работы школы с"трудными"учащимися являются:
Изучение проблемных детей.
Составление классным руководителем индивидуального плана работы с этими детьми.
Организация помощи педагогически запущенным детям.
Прежде всего классному руководителю следует выявить всех проблемных детей в классе и завести на них и их семьи карту. Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:
определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);
установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;
изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;
установить: входят ли педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;
ознакомиться с положением ребенка в семье;
изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциала семьи и коллектива;
выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.
Для облегчения работы всего педагогического коллектива предлагается составить диагностическую карту "трудного" ребенка. Для этого понадобится:
составление карточек с указанием: фамилии, имени, отчества, года рождения, класса, состояния здоровья, успеваемости, характера, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки и эмоциональных отношений в ней, семейных проблем;
проведение анкетирования с целью выявления трудновоспитуемых детей в классе;
установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, причин отставания, проявления волевых качеств;
определение коллективного отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона;
изучение познавательных интересов, способностей и профессиональных намерений.
В работе с "трудными" детьми учителю не обойтись без знаний возрастной педагогики.
В младшем возрасте проявляются последствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо подготовленных к школе, и обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.
Классный руководитель должен:
научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;
создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;
вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);
обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;
учить уважать товарищей и взрослых;
развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.
В среднем возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. К недостаткам поведения относятся: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.
На данном этапе необходимо:
подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и за свою деятельность;
учить различать истинную и ложную красоту человека;
воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку;
формировать чувство коллективизма и предупреждать эгоистичность, вырабатывая адекватную самооценку;
правильно подобрать поручение в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников;
создавать "ситуации успеха" в учебном процессе;
организовать оценочную деятельность, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений.
Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей у них еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями.
Классному руководителю необходимо организовать:
общение в микрогруппах ближайшего окружения;
деятельность, направленную на самопознание и самоопределение учащихся, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей.
Принципом работы с трудновоспитуемыми является гуманно-личностный подход к ребенку. Несмотря на то, что такой подход предполагает отношения, основанные на доброте и мягкости, любви и уважении, нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение и заискивание перед учениками. Крайности воспитательного стиля противопоказаны в педагогике. Должны соблюдаться определенные границы личностного подхода.
Для развития большого диапазона личностных качеств методом "Я - положительное и Я - отрицательное" эффективнее всего оптимистический подход, поощрение, успех.
При наличии у ребенка отрицательной "Я - концепции" абсолютно противопоказано принуждение, требуется поиск положительного в личности, вера и понимание душевного состояния ребенка. При отягощении трудности состояниями ожесточения должны быть проявлены сострадание, прощение, щадящий подход, помощь.
В случае перехода к еще более низкому уровню "Я - концепции (Я - агрессия и Я - эго)" личностный подход должен быть заменен тормозящими приемами; правомерно принуждение и наказание, поскольку в таких случаях учащийся становится опасен для окружающих.
Из положительной "Я - концепции" может развиваться и эгоистический комплекс; в этом случае также приемлемы тормозящие приемы.
При планировании воспитательной работы классного руководителя рекомендуется:
провести анализ результатов воспитательной работы за прошедший учебный год;
поставить задачи воспитательной работы;
выделить основные разделы плана.
В табл. 2-4 приведены примерные планы работы с педагогически запущенными детьми.
Таблица 2
Воспитательная работа с учащимися на разных ступенях обучения
Начальная ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
1. Работа с коллективом учащихся
2. Деятельность, направленная на выявление педагогически запущенных детей через коллективные творческие дела, классное самоуправление и т. д.
3. Индивидуальная работа со слабоуспевающими
1. Пути формирования воспитывающего детского коллектива в классе.
2. Организация самопознания и самовоспитания педагогически запущенных детей.
3. Определение форм индивидуальной помощи.
4. Организация медицинской помощи, включение в работу секций и кружков.
5. Совместная работа классного руководителя с семьями, общественностью и правоохранительными органами
1. Работа с коллективом учащихся.
2. Деятельность детей, включение их в общественно полезные дела, самоуправление, самодиагностика личности.
3. Индивидуальная работа
Таблица 3
Организация помощи педагогически запущенным детям
Направления работы, мероприятия
Сроки исполнения
Ответственный
1. Организация педагогической помощи
1.1. Создание благоприятных условий для развития личности учащихся.
1.2. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.
1.3. Проведение дополнительных занятий, консультаций. Снятие "синдрома неудачника".
1.4. Укрепление положения детей в классном коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений.
1.5. Формирование положительной "Я-концепции".
1.6. Оказание медицинской помощи родителям педагогически запущенных детей и учащимся из неблагополучных семей
В течение года
Постоянно
По расписанию
В течение года
В течение года
В течение года
Классный руководитель
Администрация, учителя-предметники
Учителя-предметники
Классный руководитель, старший вожатый, зам. директора по ВР
Классный руководитель, психолог
Классный руководитель, психолог, администрация
2. Организация медицинской помощи
2.1. Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.
2.2. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам:
• анкетирование учащихся 1 -11 -го классов, родителей;
• заседание "круглого стола" на тему "Наркомания, алкоголизм - слабость или болезнь";
• заседания семейных клубов "Курение - цена модной привычки" Наркомания среди подростков
• лекции для родителей:
"Психология ранней наркомании"6-7-й кл.;
"Проба наркотика - шаг в пропасть" 9-й кл.;
"Сигарет, не приносящих вреда, - нет" 5-й кл.;
"Профилактика наркомании, токсикомании,
алкоголизма".
2.3. Половое просвещение детей, решение проблем половой идентификации
Систематически
В течение года по планам классных руководителей
Март
Декабрь
Январь
Март-апрель
Март
Апрель
В начале года
В начале года
Фельдшер, родители
Классные руководители, фельдшер, психолог
Классный руководитель, врач
3. Организация психологической помощи
3.1. Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы).
3.2. Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы).
3.3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
3.4. Индивидуальные беседы с учащимися с целью помочь им совершать более осознанные поступки.
3.5. Организация работы психологического тренинга 'Толерантность" для детей из неблагополучных семей
В течение года
В течение года
Систематически
Систематически
1 раз в неделю
Психолог
Психолог
Психолог, Центр медико-психолого-педагогического сопровождения детей
Психолог
Психологи школы и наркодиспансера
4. Организация свободного времени
4.1. Изучение интересов и способностей учащихся.
4.2. Вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, детские общественные организации.
4.3. Изучение читательских интересов, запись в библиотеку, отслеживание периодичности ее посещения, помощь в составлении списка интересных и необходимых для развития книг.
4.4. Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства.
4.5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества детей и участия их в общественных и классных делах.
4.6. Организация сезонных оздоровительных досуговых школьных лагерей и групп продленного дня
В течение года
Сентябрь - октябрь
Сентябрь
В течение года
В течение года
Сентябрь, ноябрь, январь, март, июнь
Классный руководитель
Классные руководители, старший вожатый, родители
Библиотекарь
Классные руководители
Классный руководитель, старший вожатый
Классный руководитель, начальник лагеря, администрация, старший вожатый
Таблица 4
План мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми
и неблагополучными семьями
Наименование
мероприятий
Сроки
исполнения
Ответственные
1. Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей
В течение года
Администрация, классные руководители, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми
2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребенка
По мере выявления
Классный руководитель, психолог, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми, ОДН
3. Ведение картотеки педагогически запущенных детей и неблагополучных семей
В течение года
Администрация, классный руководитель, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми
4. Собеседование с классными руководителями 1-11-го классов по профилактике правонарушений
1 раз в полгода
Администрация
5. Разработка и распространение памяток поведения в семье среди подростков
Сентябрь - октябрь
Руководитель методического объединения (далее - МО), зам. директора по ВР
6. Заседания Совета по профилактике правонарушений
1 раз в месяц
Администрация, КОС, отдел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (далее - ОППН)
7. Заседание малого педсовета с приглашением родителей педагогически запущенных детей
По мере необходимости
Администрация, классные руководители
8. Психологический тренинг Толерантность
1 раз в неделю
Психологи школы и наркодиспансера
9. Рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей
По мере необходимости
Классные руководители, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми
10. Изучение положения подростка в коллективе
По мере необходимости
Классные руководители, психолог
11. Консультации для детей и родителей
Систематически
Администрация, психолог, врач
12. Беседа с педагогически запущенными детьми и родителями по профилактике правонарушений
1 раз в месяц
КОС, ОДН, администрация
13. Лекции для родителей и педагогически запущенных детей
Систематически
Администрация, Центр медико-психолого-педагогического сопровождения детей, психолог
14. Единый день отказа от курения
Ноябрь
Классные руководители, зам. директора по ВР
15. Единый день профилактики правонарушений
Декабрь
Администрация, классные руководители
1 б. Единый день борьбы с наркотиками "За здоровый быт и трезвые традиции"
Март
Администрация, классные руководители
17. Всемирный день здоровья
Апрель
Администрация, классные руководители
Для повышения качества воспитательной деятельности по профилактике правонарушений и целенаправленного ее развития необходимо методическое обеспечение программ воспитания. Работа в этом направлении также должна проводиться в соответствии с планами (табл. 5).
Таблица 5
План подготовки методического обеспечения для работы
с педагогически запущенными детьми
Мероприятия
Сроки исполнения
Ответственные
1. Работа МО классных руководителей
В течение года
Зам. директора по ВР, руководитель МО
2. Заседания творческой группы по работе с семьей "Взаимодействие семьи и школы"
1 раз в четверть
Руководитель творческой группы
3. Подготовка выпуска методических рекомендаций по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями
Апрель
Зам. директора по ВР, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми, руководитель МО
4. Работа с правоохранительными органами, КОС, ОППН
В течение года
Администрация
5. Подготовка выставок книг по данной проблематике
1 раз в четверть
Библиотекарь
6. Разработка положения о постановке на внутришкольный учет и снятии с учета
Октябрь
Зам. директора по ВР
7. Составление плана работы школы по профилактике курения и наркомании
Декабрь
Заместители директора по ВР и УВР
8. Создание Штаба по беспризорности и безнадзорности
Сентябрь
Администрация
Реализация программы развития воспитательной работы предполагает обеспечение повышения статуса этой деятельности в образовательных учреждениях:
создание условий приоритетности воспитания в процессе образования, единства обучения и воспитания как двух взаимосвязанных компонентов в системе образования;
интеграцию усилий профессионалов: учителей, воспитателей, руководителей кружков, социальных педагогов для их тесного контакта с семьей и сверстниками подростков;
снижение количества педагогически запущенных детей и неблагополучных семей, состоящих на учете в ОППН и школе;
создание нормативно-организационных, управленческих условий дальнейшей разработки Программы развития и воспитания подрастающего поколения, гражданина, патриота, способного к созидательному труду, защите Отечества, проявлению духовно-нравственных качеств личности на основе положений Конвенции о правах ребенка, Закона РФ "Об образовании".
Система работы школы с проблемными детьми
Система работы школы с проблемными детьми
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)
К трудным обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Среди них много второгодников. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Нередко вынуждены воровать, попрошайничать. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства.
Дети зачастую отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:
отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
незнание их интересов и потребностей;
политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
усиление влияния псевдокультуры;
неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
"эпидемия" разводов;
потеря эмоциональных контактов с детьми.
Педагогическая запущенность – это часть общей социальной запущенности. Если поставить вопрос так: виноваты ли только семья и школа в асоциальном поведении детей, то ответ будет отрицательный; виновато общество, не предоставляющие возможностей для нормального функционирования социальных институтов.
Трудные дети – это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения. В категорию трудных попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердится.
К трудным относятся и недисциплинированные школьники. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины. Дурной пример товарищей, праздность, безделье, безнадзорность благоприятствуют развитию недисциплированности. Для её преодоления необходимо переключать активность и энергию детей на интересные увлекательные дела, направлять их инициативу в правильное русло.
Если ребёнок работает не в полную силу, ленится, лодырничает – он тоже трудный. У нормальных и здоровых школьников должно быть нормальное стремление, потребность, привычка к труду.
Социальная и педагогическая запущенность детей развивается на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих, родителей, учителей, общественности. Это равнодушие дети глубоко переживают как своё одиночество, ненужность, заброшенность, отверженность. Возникает чувство протеста по отношению ко всему миру, взрослым, коллективу. Ребёнок ищет новые формы самоутверждения, и обычно выбирает те, которые являются неэтичными и даже противоправными.
Большую часть жизни в период с 7 до 17 лет ребенок проводит в школе. Система работы школы должна быть направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности трудного ребенка, помощи ему в самоутверждении.
Педагогически запущенных детей можно классифицировать по разным признакам:
Система работы классного руководителя с трудными учащимися
На первом этапе работы с трудными подростками педагогическая диагностика помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании.
Так, изучение причин трудновоспитуемости желательно проводить по следующей схеме:
что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере и под влиянием каких причин;
какие неблагоприятные условия существуют в данный момент;
с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам воспитанник, а какие следует устранить с помощью семьи и общественности;
были ли допущены педагогические ошибки по отношению к подростку и как их исправить.
После изучения трудного школьника необходимо установить с ним взаимоприемлемый контакт, используя при этом разнообразные методы и приемы педагогического взаимодействия, атакже методы перевоспитания.
Второй этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания. Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно при работе классного руководителя по формированию убеждений, перекручивание связано с приучением к деятельности, реконструкция характера – с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание, а также самовоспитание.
На третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности учащегося классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств школьника. Проектирование развития личности основывается на сравнение наличного уровня воспитанности учащегося с идеальным и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания подростка. Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности.
На четвертом этапе продолжается индивидуальная воспитательная работа, позволяющая определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания, хотя выбор и система их относительно конкретной личности согласуются с ее индивидуальными особенностями и программой ее развития. Вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, оценка и самооценка, поощрение и наказание.
Заключительным, пятым этапом индивидуальной работы с трудными подростками является корректирование. Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению ее развития, закреплению позитивных или преодолению негативных качеств. Корректирование дает возможность уточнить или пересмотреть коллективные или групповые воспитательные программы, характеристики школьников, а также используется при выборе методов и форм деятельности. Оно завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль исамоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе с учетом результатов индивидуальной работы с учащимися.
Таким образом, схема процесса следующая:
Задачи классного руководителя в работе с трудными семьями
Типы проблемных семей
Задачи классного руководителя
Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта
Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.
Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.
Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.
Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем
Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми
Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.
Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.
Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.
Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей
Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.
Пробудить интерес к самообразованию.
Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях
Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью.Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют
Изменить жизненную ориентацию родителей.
Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.
При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью.Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими
Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.
Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.
Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании
Система работы школы.
Работа педагогического коллектива.
Работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних должна проводиться планомерно: классный руководитель проводит индивидуальные беседы с учеником и его родителями, поведение подростка обсуждается на классном собрании, привлекается к работе родительский комитет класса. Классный руководитель тесно сотрудничает по данному вопросу с представителями социально-психологической службы школы – социальным педагогом и педагогом-психологом. Разрабатывается план действий по коррекции поведения трудного подростка, проводятся психологические тренинги. Поведение подростка рассматривается на школьном Совете профилактики. Дальнейшая работа – выход на малые педсоветы,заседания педагогическогосовета школы, администрацию школы.
Одно из значимых звеньев в данной работе – Совет профилактики школы, в который входят представители администрации, родительского комитета, Совета старшеклассников, сотрудники ОВД (участковые милиционеры), классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог.
Примерное положение о Совете профилактики
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
______________
_ _______ года
ПОЛОЖЕНИЕ
О Совете профилактики школы
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с районной целевой программой Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, с целью регламентации деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений в школе.
1.2. Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся является общественным органом управления школой.
1.3. Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся создается в школе с целью управления реализацией городских и районных целевых программ, руководства системой охраны прав детей.
1.4. Общее руководство деятельностью Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся осуществляет директор школы, а в его отсутствие- заместитель директора по воспитательной работе.
1.5. В состав Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся входят: заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, представители родительского комитета и Совета старшеклассников.
На заседания Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся могут приглашаться классные руководители, представители правоохранительных органов, общественных организаций, муниципальных учреждений.
II. Задачи Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся
• Профилактика безнадзорности и правонарушений среди обучающихся в школе.
• Обеспечение механизма взаимодействия школы с правоохранительными органами, представителями лечебно-профилактических, образовательных учреждений, муниципальных центров и других организаций по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений, защиты прав детей.
• Оказание помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания детей.
III. Организация деятельности Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений
3.1. Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся заседает не реже одного раза в четверть.
3.2. Экстренное (внеочередное) заседание Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся может быть созвано по распоряжению директора школы, решению большинства его членов.
3.3. План работы Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся составляется на учебный год с учетом городских целевых программ и нормативных документов, целевой программы развития воспитательной системы школы.
3.4. Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся согласовывает свою работу с Советом школы и педагогическим советом.
3.5. Решения Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся доводятся до сведения педагогического коллектива, учащихся, родителей (законных представителей) на оперативных совещаниях, общешкольных и классных родительских собраниях, освещаются в школьной газете.
3.6. Решения Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся реализуются через приказы директора школы, распоряжения заместителя директора по воспитательной работе.
IV. Основные функции Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся
4.1. Координация деятельности субъектов управления, специалистов служб сопровождения, классных руководителей, родителей обучающихся (их законных представителей), представителей внешкольных организаций по направлениям профилактики безнадзорности и правонарушений, вопросам охраны прав ребенка.
4.2. Рассмотрение представлений классных руководителей, социального педагога о постановке учащихся на педагогический учет и принятие решений по данным представлениям.
4.3. Оказание консультативной, методической помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей.
4.4. Организация и оказание содействия в проведении различных форм работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся в школе, охране прав детей.
4.5. Обсуждение анализа результатов деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений, валеологической и психологической службы по работе с детьми группы риска.
4.6. Рассмотрение конфликтных ситуаций, связанных с нарушением локальных актов школы, с проблемами межличностного общения участников образовательного процесса в пределах своей компетенции.
4.7. Привлечение специалистов - врачей, психологов, работников правоохранительных органов и других к совместному разрешению вопросов, относящихся к компетенции Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся.
4.8. Подготовка ходатайств в Совет школы о решении вопроса, связанного с дальнейшим пребыванием учащихся-правонарушителей в школе в соответствии с действующим законодательством.
4.9. Обсуждение вопросов пребывания детей в неблагополучных семьях, подготовка соответствующих ходатайств в органы опеки и попечительства.
V. Документация и отчетность
5.1. Заседания и решения Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся протоколируются социальным педагогом и хранятся в его делопроизводстве.
5.2. Отчеты о результатах деятельности Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся заслушиваются на совещаниях при директоре, материалы результатов деятельности входят в общий анализ деятельности школы за учебный год.
Взаимодействие школы с субъектами профилактики
Школа по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений тесно сотрудничает с внешними субъектами профилактики:
*ежегодно составляются и реализуются совместные планы с сотрудниками ОВД и ГИБДД;
*ежемесячно (и по мере необходимости) собираются материалы на трудных учащихся в районную комиссию по делам несовершеннолетних (КПДН);
*заместитель директора по воспитательной работе, входя в состав районной КПДН, участвует в городских рейдах по неблагополучным семьям, дискотекам;
*школа обращается в центры помощи семье, социальные службы города, органы опеки и попечительства для организации работы с семьями группы риска;
*школа тесно сотрудничает с учреждениями дополнительного образования по вопросам занятости школьников во внеурочное время, вовлечение их в кружки и секции.
План работы школы по профилактике правонарушений и преступлений
№
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1
Создание банка данных трудных учащихся и учащихся группы риска.
ежегодно
до 1 октября
Классные руководители
1-11 классов,
социальный педагог.
2
Составление социального паспорта микрорайона, школы.
ежегодно до
1 октября
Социальный педагог, классные руководители
1-11 классов.
3
Проведение операции
Контакт
ежегодно до
15 октября
Зам. директора по
воспитательной работе.
4
Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Совместно с сотрудниками ГИБДД.
постоянно
Зам. директора по
воспитательной работе,
кл. руководители
5
Проведение недели по безопасности дорожного движения, недели правовых знаний.
ежегодно,
сентябрь, апрель
Зам.директора по воспитательной работе, социальный педагог
6
Проведение индивидуальных
консультаций для родителей по вопросам воспитания.
ежегодно,
1раз в месяц.
Психолог школы.
7
Совещание при директоре по вопросам:
Организация профилактическойработы с учащимися группы риска.
Организация свободного времени учащихся группы риска.
ежегодно,
ноябрь
март
Директор школы
Директор школы
8
Проведение семинара классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений.
ежегодно,
Заместитель директора по воспитательной работе.
9
Проведение акции Будущее без наркотиков.
ежегодно,
февраль-апрель
Зам. директора по воспитательной работе, кл. руководители
1-11 классов.
10
Общешкольные родительские собрания:
Правовые основысемейного
воспитания: права и обязанности ребенка и родителей.
Ответственность перед законом: что нужно знать детям и родителям?
ежегодно,
октябрь
апрель
Заместитель директора по воспитательной работе.
11
Родительский лекторий по вопросам воспитания детей.
ежегодно,
1 раз в четверть
Классные руководители
1-11 классов.
12
День профилактики с приглашением представителей ОВД, суда и ГИБДД.
ежегодно,
по графику
Классные руководители
5-11 классов,
социальный педагог.
13
Проведение рейда Каникулы
ежегодно
в каникулы
Социальный педагог
14
Месячник Моя милиция меня бережет
ежегодно,
февраль
Заместитель директора по воспитательной работе, сотрудники ОВД.
15
Круглый стол Закон и подросток
ежегодно,
март
Заместитель директора по ВР, работники прокуратуры.
16
Проведение бесед, лекций на правовые темы
ежегодно
Инспекторы ПДН, заместитель директора по воспитательной работе.
17
Консультация для классных руководителей по оформлению документов на комиссию по делам несовершеннолетних. Подготовка аналитического материала по данному вопросу.
ежегодно
постоянно
Заместитель директора по воспитательной работе.
18
Своевременное оформление
документов для КПДН.
ежегодно
Кл. руководители
1-11 классов.
19.
Знакомство учащихся с уставом школы, с их обязанностями и правами.
сентябрь,
январь.
Кл. руководители
1-11 классов.
20.
Проведение бесед и лекций для учащихся и родителей с участием медработников, врача-нарколога
по согласованному плану
Зам.директора по воспитательной работе
Программа работы социально-психологической службы школы
Пояснительная записка.
Социально - психологическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально - психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.
В ходе социально - психологической работы с педагогами, учащимися и их семьям важно достичь понимания и принятия друг друга. Для ребенка реальны: семья, школа (коллектив формально определенных сверстников), двор (неформальный коллектив сверстников, который он выбрал сам).
В социальном смысле среда обитания ребенка определена достаточно ясно: родитель - ребенок - учитель.
Данная программа предусматривает оказание помощи учащемуся при одновременной работе с родителями, детьми и педагогами.
Объектом работы социального педагога и психолога является каждый учащийся школы и особое место занимает социально дезадаптированный ребенок и подросток, для которого значимыми могут быть только конструктивные контакты со взрослыми, контакты - адекватные и взаимные. Поэтому в работе с детьми необходимо убедить их, что действительно важно понимание их мотивов и проблем, только тогда можно говорить о результативной деятельности.
Цель работы социально - психологической службы:
Содействие социально - психологическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности личности ребенка.
Задачи:
создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;
выявить индивидуальные качества личности ребенка;
оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем.
Направления в работе службы:
Практическое направление предусматривает работу с детьми, родителями, педагогами.
Психо-социальная профилактическая работа определяется необходимостью формировать у педагогов и детей потребность в психологических, правовых, морально- нравственных знаниях, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта ребенка.
Психодиагностическая работа направлена на углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода обучения в школе, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении.
Развивающая и коррекционная работа предусматривает активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка. Это определяется необходимостью обеспечения соответствия развития ребенка возрастным нормативам, оказания помощи педагогическому коллективу в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей.
Консультативная работа направлена на консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания.
Социально - педагогическое направление ставит перед собой решение следующих задач:
- сформировать у ребенка позитивные ценностные отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;
- оказать семье учащегося квалифицированную педагогическую помощь в воспитании детей.
Структура работы службы:
Специалисты социально - психологической службы работают с отдельной личностью, с отдельным ребенком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то с каждой в отдельности. Основное назначение службы - это психологическая и социальная защита ребенка, подростка, оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.
Функции службы:
Изучает ребенка, его состояние, отношения в семье, в школе, с группой, во дворе, его состояние в стадии конфликта
Оказывает помощь ребенку, попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.
Анализирует состояние социально - психологического воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.
Направляет деятельность учащегося на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.
Координирует и объединяет работу различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка, имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.
Охраняет и защищает личность, ее права, интересы ит.д.
Создает условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся.
Организует социально - психологическую и правовую консультацию для учащихся, педагогов, родителей.
Решает конфликтные ситуации между учащимися, педагогами, родителями.
Способствует здоровому образу жизни коллектива и каждого его члена.
Принципы работы службы:
доступность - возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;
своевременность - включение в работу службы на самых ранних стадиях;
индивидуализация - индивидуальный подход, где следует учитывать: уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение;
комплексность - психологическое изучение личности и коррекция, подъем образовательного уровня, восстановление социального статуса;
эффективность - ближайшая, отдаленная, восстановление личности ребенка и активное включение в жизнь;
преемственность - единая программа, этапность, непрерывность, обратная связь;
многофункциональность - выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности членов коллектива школы;
интеграция - полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;
оперативность - быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности;
репрезентативность - представительство во всех социальных группах учащихся и учет их интересов;
адаптация - ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.
Методы и формы:
изучение документации;
беседа;
наблюдение;
эксперимент;
тестирование;
анкетирование;
анализ;
консультирование;
индивидуальная работа;
групповая работа;
диагностика.
Планируемый результат:
Повысить социально - психологическую устойчивость учащихся в сферах межличностного, школьного и семейного общения.
Смотивировать интересы учащихся к образовательному процессу.
Быть способными к переменам, не замыкаясь в себе и стремиться к разнообразию контактов с окружающими людьми.
Литература:
Сибирцова Г.Н. Настольная книга заместителя директора по воспитательной работе (мастер-класс по проблемам воспитания) / Г.Н. Сибирцова. Изд. 6-е, дополн. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Дик Н.Ф. Воспитательная работа со старшеклассниками / Н.Ф. Дик, Т.И. Дик. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008.