Обучение в сотрудничестве: организация групповой работы в начальной школе
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обучение в сотрудничестве: организация групповой работы в начальной школе
Автор: Марина Валерьевна Тищенко
Обучение в сотрудничестве: организация групповой работы в начальной школе
Большое внимание уделяется технологии сотрудничества, а именно, одному из способов коллективного взаимодействия – работа в группах, которая позволяет улучшить успеваемость, раскрыть систему отношений школьника к миру, одноклассникам и самому себе.
Основнаяцель групповой работы– развитие мышления учащихся. При этом решается ряд учебных и воспитательныхзадач:
возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;
меняется характер взаимоотношений между детьми.
учитель получает возможность осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности.
Технология сотрудничества – это технология обучения в совместной деятельности. Она является составной частью личностно-ориентированного подхода и концепции развивающего обучения в начальной школе.
По мнению Г.А.Цукерман – автора курса Введение в школьную жизнь, групповая работа - это условие содержательной работы в предмете, а не просто форма сидеть в группе. Под руководством учителя происходит обмен знаний детьми друг с другом. Это позволяет саморазвиваться, достраивать свои знания (что и считается умением учиться). В результате общения ребенок – ребенок происходит формирование определяющей рефлексии, т.е. без внешнего стимула, поощрения, наказания со стороны взрослого.
Работу в группах важно начинать сразу в рамках Введения в школьную жизнь. На этом этапе идет не обучение ролям, а получение опыта совместной работы по решению каких-то задач, которые окрашиваются положительными эмоциями.Перед началом работы с детьми оговариваются правила работы в группе.
Существует 3 формы групповой работы такие как:
-парная работа
-бригадная форма
-звеньевая форма
Парная работа, которая чаще всего используется при взаимной проверке знаний. Её особенностью является необходимость по возможности учитывать психологическую совместимость пары. Это работа должна продолжаться не более 5-7 минут.Одной из самых распространенных форм групповой работы, пожалуй, является работа в парах. Её успешно используют учителя уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству. Чаще всего это статическая пара, образованная из детей, сидящих за одной партой. групповой учебный школьник
Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям. Начинать групповую подготовку целесообразно начинать с первого класса.
Парной работой может быть охвачен одновременно весь класс, часть класса, отдельные учащиеся. Так, например, если тема урока уже хорошо усвоена сильными учениками, только начинает осознаваться средними и пока непонятна слабым, учителю целесообразно дать задание парам, сформированным по принципу “сильный - средний”, а со слабыми работать самому. В другом случае сильные могут обучать слабых, а средние - работать индивидуально. Вариантов здесь может быть множество.
При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается - свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.
Организовать взаимодействие учащихся в группах можно самыми разными способами. Успешность групповой работы зависит и от того, насколько правильно и удачно сформированы группы. Наиболее распространенными являются:
Группа по желанию:обучающиеся объединяются по взаимному выбору.
Случайная группаформируется по принципу случайности – билетик с номером или названием группы, полоски бумаги разного цвета, различные геометрические фигуры.
Группа, сформированная лидером (капитаном, командиром):учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидер набирает себе группу.
В группу, сформированную учителем,объединяются лидеры или особо успешные ученики с целью получения хорошего результата.
Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые ставит в данный момент учитель.
Современные педагоги и психологи разделяют групповую работу на два вида по признаку содержания предлагаемого задания. (Однородный и дифференцированный).
При формировании групп необходимо учитывать и психологическую совместимость детей, их симпатии.
В группах дети работают наиболее заинтересованно, учатся обмениваться информацией. У них вырабатываются навыки сотрудничества.
Работа в группах должна быть систематической, применяться на разных занятиях: урочных и внеурочных. Именно в групповой работе можно отработать и зафиксировать на уровне рефлексии наиболее эффективные приемы учебного сотрудничества, делового и личного общения.
Увлекательным приемом организации групповой работы является, введение правил работы группы. Они заранее обсуждаются, обозначается их значимость, им придается статус Правил, можно даже их оформить наглядно.
Деление на группы – очень важный момент в организации коллективной творческой, групповой работе, так как это во многом определяет работоспособность группы в целом и каждого учащегося индивидуально, в конечном счете, может определить и результат работы на уроке.
Практика показывает, что наиболее эффективными приемами разделения на группы являются:
-по желанию;
-случайным образом;
-по определенному признаку;
-по выбору педагога;
Для более успешного взаимодействия в группах нами были выявлены подготовительные упражнения, которые могут помочь учащимся научиться контактировать друг с другом, определять лидера.
Зеркало - класс делится на пары, а затем в паре выбирается ведущий, который показывает движение, а партнер должен повторить, то что ему показали; затем работа усложняется класс делится на группы, и группа выбирает ведущего, который показывает движения, а группа за ним повторяет.
Попугай - работа в парах, один говорит (например, дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями;
Мостик - пара строит мостик, соединяясь поднятыми руками; затем работа проводится в группах, указывая на то, что если кто-то будет не участвовать, наш мостик сломается, он не сможет быть крепким.
Равновесие - участники удерживают равновесие, стоя или сидя, взявшись за руки и отклоняясь на длину рук.
Разминка пальчиков - соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь). Данное упражнение учит не только работе в группе, но и повышает эмоциональный настрой, настраивает на положительную работу в паре.
Собирание картинки по словесной инструкции. У одного ученика в паре (в группе) имеется карточка с нарисованным сюжетом (или рисунок из геометрических фигур), а у его партнера (членов группы) – ее разрезные части. Задача первого – руководить так, чтобы партнер(члены группы) как можно быстрее выложил соответствующий рисунок. Управлять можно только словом, без помощи жестов. Затем дети меняются ролями или партнерами.
Таким образом, грамотно организованная групповая работа, поможет учащихся научиться общению друг с другом, позволит им строить субъективные отношения между собой, между учащимися и учителем, что активизирует обратную связь, способствуют формированию адекватной самооценки ребенка, а значит, самореализации своего я. Следовательно, групповая форма работы значительно повысит уровень сформированности коммуникативных способностей у учащихся не только в индивидуальной работе, но и в парной и групповой.
В содержании групповой работы выделяют два типа взаимодействия в группе:
Кооперативныйприменяется при решении задачи, требующей больших затрат времени. Члены группы договариваются между собой, кто и что будет делать. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:
Чтец читает вслух.
Секретарь - записывает что-то от лица группы.
Докладчик - у доски рассказывает, что решила группа.
Хронометрист следит за временем.
Конвейерныйнаправлен для отработки навыков, где каждый участник группы отвечает за одну конкретную операцию. До тех пор, пока не будет выполнена одна операция, не может быть начата другая.
Технология сотрудничества в начальной школе включает в себя разнообразные виды групповой работы, что способствует эффективному развитию качества знаний учащихся в процессе обучения и воспитания в соответствии с ФГОС.
При работе с детьми можно применять следующие виды работ:
В 1 классе во времяпарной работыодин учащийся говорит, другой слушает. По команде учителя, который следит и за временем работы в паре, каждый участник является попеременно: то учеником, то учителем; ближайшая цель каждого ученика – учить других всему, что знаешь сам.
Во 2 классе приМозговом штурмекаждый участник высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от группы.
В 3 классе в ходе игрыПродолжизадания разного рода выполняются группой по цепочке. Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком – либо животном: один учащийся рассказывает о месте обитания, другой – о питании, третий – о размножении и т.д)
В 4 классеСнежный комначинается с решения индивидуального аналогичного задания для каждого учащегося. После этого следует работа в парах, где четвероклассники предлагают свои способы решения данного задания.
Затеи пары, объединившись в группы, продолжают обсуждение решений и выбирают лучшее из них. На этом последнем этапе группы делают доклады о своей работе.
При построении учебного сотрудничества необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует отрабатывать с той же тщательностью, что и любой другой навык, не игнорируя мелочей, не пытаясь перейти к более сложному, не проработав самого простейшего.
Например вводя новую форму сотрудничества, вместе с 1-2 детьми у доски можно на одном примере показать весь ход работы, акцентируя форму взаимодействия с помощью речевых клише Ты согласен?, Не возражаешь?, Почему ты так думаешь?… некоторые образцы разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль.
В ходе совместной работы важно разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия. Здесь можно с учениками поспорить: Нет, я прав!, Нет, я!. Обсудив это, принять решение: Так общаться смешно и глупо - и легко выводим правило: Свое мнение не навязывать, а доказывать!
Двух озорников объединять опасно. Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к слабеньким, им нужен партнер равной силы.
При оценивании работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие способы взаимодействия: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость.
Важно помнить и о противопоказаниях организации групповой работы.
1.Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться;
2.Если кто-то пожелал работать в одиночку, я разрешаю ему отсесть;
3.Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе – это может привести к повышению утомляемости;
4.Нельзя требовать абсолютной тишины. В классе полезен шумомер - звуковой сигнал, говорящий о превышении шума.
Приступая к планированию работы в группах, необходимо решить для себя проблему оценивания деятельности обучающихся. Важно определить, когда оценивание целесообразно, а когда – нет. Во время усвоения новых знаний оценивание целесообразно далеко не всегда; если же речь идёт о комплексном применении знаний и умений или систематизации и обобщения знаний и умений, то оценивание работы учащихся просто необходимо. Существуют критерии оценивания на каждый тип урока, но самые яркие на уроке комплексного применения знаний и умений.
Основная сложность может заключаться в вопросе оценивания слабых учеников, когда известно, что ученик материал знает плохо, выполнить самостоятельно хорошо работу не может, но попадая в сильную группу выезжает за счёт других. При взаимооценке проявляется ученическая солидарность и взаимопомощь учащихся. Конечно, они не захотят поставить своим друзьям плохую оценку. Здесь нужно ставить не отметки, а плюсы и минусы по каждому из критериев, оценку будет давать определённое количество итоговых плюсов и минусов. Но прежде, чем начать планировать работу в парах или группах на конкретном уроке, необходимо решить для себя – что будет оцениваться: конечный результат или работа учащихся на уроке.
Групповая работа, будучи давно известной, до сих пор несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание учащимися знаний в результате организации поисковой деятельности. Технология сотрудничества является непременной составляющей инновационных педагогических систем и технологий.
Применение технологии сотрудничества – организации групповой работы в образовании и воспитании детей является обоснованным и своевременным, что значительно и эффективно повышает качество современного образования в рамках стандартов нового поколения.
1.Землянская Е.Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках. Журнал Начальная школа №1, 2008 г
2. Технология организации групповой работы (
3.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова., Г.В Бурменская., И.А. Володарская и др. М.: Просвещение, 2011. С. 151.
5.Баранова А.С. Развитие коммуникативных УУД через групповую деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе /А.С. Баранова // Символ науки. 2015. № 9-2. С. 147-148.
6.Групповая работа как способ формирования коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС НОО. 2016. URL: .
8.Шакина Г.В. Оценивание сформированности коммуникативных универсальных действий школьников через технологию сотрудничества / Г.В. Шакина // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 5. С. 17-22.