Развитие инициативы детей в познавательно-исследовательской деятельности


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие инициативы детей в познавательно-исследовательской деятельности
Автор: Зима Юлия Сергеевна

Развитие инициативы детей в познавательно-исследовательской деятельностиЕ. А. Лебедева, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 35 комбинированного вида» Полысаевский городской округ, Кемеровская область В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации» и других нормативных документах сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. По мнению Е.П. Ильина инициативность является частным случаем проявления самостоятельности личности. Г.Н. Година и З.Н. Елисеева рассматривают самостоятельность в качестве одного из критериев инициативы.Задачу формирования инициативной,  самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками.  Исследования доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества. Мои воспитанники это озорные мальчишки и девчонки, с широко распахнутыми глазами и звонкими голосами, неугомонные «почемучки». Их благополучие зависит от того, как их любят и ценят, как радостно и комфортно им живется, насколько ярко и насыщенно наполнен каждый день новыми впечатлениями. Я, как молодой педагог стремлюсь поддерживать их в воплощении первых маленьких замыслов, вселяю надежду на успех, создаю условия для творчества и инициативы. Моим девизом в профессиональной деятельности стало высказывание В. А. Сухомлинского: «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал". Разработанный проект «Архимед» способствовал формированию инициативности воспитанников, проявлению самостоятельности в познавательно –исследовательской деятельности. Интерес дошкольников к содержанию деятельности, был обеспечен высокой мотивацией;  доступным и разнообразным материалом для исследований; доброжелательной обстановкой.Развивающая предметно - пространственная среда по познавательно-исследовательской деятельности  в детском саду  служит зоной опережающего развития детей. Благодаря кипучей энергии педагогов и поддержке родителей в нашей группе был создан центр по познавательно-исследовательской деятельности включающий разные направления: «Науки и природы»,  где дети проводят наблюдения за комнатными растениями и экспериментируют с огородом на окне;  «Лаборатория чудес», где проводят плановые опыты и опыты из серии «Час удивительных открытий»; литературный центр «Хочу все знать!» содержит энциклопедии, картины, иллюстрации, книги, альбомы; «Игровой центр» содержит развивающие игры и упражнения; в центре «Творчество» для развития  детей подобраны различные картинки, рисунки  с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же продолжить овладение умением работать по образцу.  Для развития детской инициативы в самостоятельной деятельности нами была создана картотека проблемных ситуаций и экспериментов, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, активность для самостоятельного решения возникшей задачи. Приобщая детей к познавательно - исследовательской деятельности мы использовали серию познавательных игр: «Загадайкино», «Вопрошайка», «Угадайка», они учат выявлять главные признаки объекта, его функции, формируют умение давать полную характеристику предмету, определять его место в этом мире, развивают умение ставить вопросы с тем, чтобы узнать предмет по описанию. Мы увидели на практике высокую эффективность проводимой работы. Инициативный ребенок стремится к организации групповых игр, умеет самостоятельно включиться в разговор, как с детьми, так и с взрослыми, может самостоятельно найти интересное для себя занятие, а также предложить интересное дело другим детям.Более сложна для детей работа с «закрытыми» и «открытыми» вопросами — ее мы применяем, изучая познавательные и художественные тексты. Традиционно в Международный день чтения мои воспитанники и их родители в один день и час читают одну и ту же книгу. После прочтения книги дети выражают свои эмоции и впечатления через творческие работы, которые представляют на выставке в холле детского сада. Эта традиция дает всем ее участникам ощущение включенности в огромное мировое читательское пространство. В исследовательской деятельности мы  используем разнообразные опыты и эксперименты, вызывающие у детей огромный познавательный интерес. Так, на протяжении учебного года,  познакомились со многими  сенсорными признаками  и свойствами предметов,  явлений и объектов природы. Начинали с демонстрационного экспериментирования, когда дети были только наблюдателями опытов, затем перешли к фронтальным методам, когда эксперименты проводили сами дети.                                 Особый восторг у детей вызывали такие игры – экспериментирования как: «Танцующая фольга», «Как выйти сухим из воды», «Сколько весит воздух» и другие.Использование современных информационных технологий позволяет нам повысить мотивацию детей к познанию и обучению, предоставляя возможность воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Это различные компьютерные игры – «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель»; использование мультимедийных презентаций – «От куда берется ветер», «Зачем нужны хвосты», «Из чего сделана наша одежда» и т.д.Для активизации совместной работы с родителями   по развитию детской инициативы мы используем информационные стенды: «Чем занять ребёнка в выходной день?», «Развивающие прогулки с ребёнком»; Мастер – класс «Эксперименты, которые можно проводить дома»; конкурсы «Самый лучший эксперимент», «Необыкновенная луна», «Лучший макет вулкана», коллаж «Круговорот воды в природе»; домашние задания «Собери коллекцию», «Наблюдения по дороге домой», «Рассказ о интересном». На сегодняшний день можно сказать родители стали моими помощниками. Благодаря использованию разнообразных форм работы мы получили определенные результаты: создана атмосфера взаимоуважения, родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч. Они научились понимать своего ребенка, помогать ему во всем, быть терпеливыми и деликатными.Самому ребенку и его родителям трудно представить и отследить достижения ребенка в познавательно-исследовательской деятельности, сфокусировать свое внимание на положительных моментах, запомнить все удачные эксперименты, счастливые минуты общения со сверстниками и взрослыми в исследовательской деятельности. Для этого мы создали «Копилку достижений» где поместили интересные фотографии детей в экспериментальной деятельности, конкурсах, выставках; рисунки; высказывания детей, полученные грамоты в конкурсах разного уровня.С целью информирования родителей о деятельности детей оформлен фото- коллаж: «Растим любознательных». В результате проведенной работы дети стали более самостоятельными инициативными, повысился уровень самоконтроля, более объективной стала оценка детьми своих возможностей, дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные информационные средства. Могут анализировать информацию, делать выводы. «Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином». Ш. А. Амонашвили