Очерк
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Очерк
Автор: Петрина Марина Александровна
“Семейный альбом”ОчеркАвторы: Гайворонская София, 6 “А” классКуратор: Петрина Марина Александровна, учитель русского языка и литературыСанкт-Петербург2024Семейный альбомДача...Южное июльское солнцо катится к закату, жара уходит, уступая место легкой прохладе. Благодать… Редкий шум проезжающих по узким улочкам дачного поселка машин. С соседнего участка доносятся звуки музыки, заглушаемые шумом льющейся из шланга воды – время вечернего полива. Середина лета, скрип качелей, беззаботность. До начала нового учебного года еще так далеко. Старшее женское поколение нашей семьи (бабушка с прабабушкой) на веранде готовит ужин, сквозь белые тюлевые занавески хорошо видны их силуэты. Корги по имени Тесла, рыжая любимица семьи, всячески пытается завладеть вниманием прадедушки, который с любовью подвязывает тяжелые, налитые, сахарные розовые помидоры… Люблю это время – еще одна возможность разным поколениям семьи собраться вместе вдали от шумной суеты города. После ужина, за чаепитием, когда в вечернем воздухе разлито благоухание вечерницы (ночной фиалки), заходит разговор об истории родной страны, плавно переходящий на историю нашей семьи. Прабабушка приносит семейную реликвию – массивный, в темно-бордовом бархатном переплете, старый фотоальбом. На его зеленых, толстых картонных листах расположились фотографии, аккуратно закрепленные за уголки в прорезях. За каждой из них стоит своя история. Этот альбом бережно хранится и дополняется снимками последующих поколений. На самом первом развороте старая, уже местами выцветшая, ставшая от времени хрупкой, без одного уголка, фотография дореволюционного времени, на которой запечатлена прапрапрабабушка Арина Кузьминична. Притягивает взор эта красивая, статная женщина: аккуратно зачесанные в гладкую прическу длинные, темные волосы, тонкие и симметричные черты лица, небольшой нос, пронзительный взгляд из-под красивых изгибов бровей, четко очерченные пухлые губы слегка улыбаются. Белая блузка с высоким воротничком, украшенная камеей, темная кружевная шаль, небрежно наброшенная на плечи, и строгая, не слишком пышная юбка, удивительным образом подчеркивают ее сдержанную, спокойную красоту. Москва, 1915 год. Ее первые совместные фотографии с красавцем-мужем. Могла ли она, юная горничная одной из московских барынь, знать тогда какие испытания готовит ей судьба? Вряд ли могла предположить, что спустя несколько лет будет вынуждена распрощаться с голодной послереволюционной Москвой, и с чисто женским упорством и упоением станет налаживать семейный быт в родной деревне мужа. Что в этой самой деревне Вепрево Вяземского уезда Смоленской губернии судьба подарит ей тихое семейное счастье с любимым Федором, пятерых детей: Анну, Валентину, Марию, Антонину и Алексея. Полученные от московской барыни в приданое юбки и платья пойдут в переделку на детскую одежду. Благо мода того времени была такая, что одного платья хватало на юбки для всех дочек. Не знала и не могла знать, что грозным летом 1941, в день 12-ти летия дочки Антонины, начавшаяся война разом нарушит спокойную, размеренную, налаженную жизнь их дружной семьи. Мужа, потерявшего руку в гражданской войне, не призовут в действующую армию, но в условиях быстрого наступления немцев, поручат обеспечить эвакуацию колхозного стада в безопасные районы страны. Он уйдет на восток. Навсегда. Больше о нем Арина ничего не узнает. Дальше с ней останутся только три скупых слова «пропал без вести», да еще фотографии, с трещинками и заломами от времени, с которых смотрит серьезно, без улыбки, еще совсем молодой парнишка в овчинном тулупе и шапке-кубанке, лихо сдвинутой на затылок. Таким и запомнится он Арине. Таким будем помнить его мы, потомки. Но это будет немного позже, а пока в июле 41-го гражданское население Вязьмы, Туманово, эти рано повзрослевшие подростки и вставшие на место своих мужей женщины, изо всех сил будут помогать Красной армии на строительстве оборонительных рубежей и рытье противотанковых окопов. Нет запечатленных в фотографиях свидетельств самоотверженного труда Арины и ее старших дочерей, только листочки с обрывочными воспоминаниями, записанные со слов. Из них узнаем страшную реальность немецкой оккупации – как ютились в вырытых наспех на краю деревни, ближе к лесу, землянках. Бомбежки, страх, голод и лютую стужу первой военной зимы. Трудно себе представить, что переживала и думала Арина, когда ночами, крадучись, ходила посмотреть не сожгли ли немцы ее дом, в котором теперь располагался их штаб. Чудо весны 43-го, иначе и не скажешь, когда немцы отступая стали угонять молодежь на работу в Германию, а ей удалось спрятать старших дочерей. Мы никогда не узнаем откуда черпала она силы, но отчетливо увидим неизгладимый отпечаток перенесенных трудностей, лишений, горестей на ее послевоенном лице. В Арине 1951 года от былой красоты мало что осталось – густая сеточка морщин, опущенные уголки губ и поникшие плечи делают ее намного старше своих лет. Только взгляд остался прежним, таким же лучистым и пронзительным. Перелист страниц. Новые фотографии, новые лица, новый виток истории. В мае 1943 года 19-ти летний сын Алексей ушел на фронт. Судьба пощадила Арину, он вернулся домой с медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», пройдя короткий, но славный боевой путь. В 2009 году, когда рассекретили военные архивы Министерства обороны, стали доступны документальные свидетельства его подвигов. Алеша не любил вспоминать войну, «ранений не имею» заявлял категорично, «нечего рассказывать», удивительной скромности человек. Вместо его военных фотографий в альбоме распечатанные фото маленьких, пожелтевших от времени, листочков наградных списков, где в лаконичные чернильные строчки уложены события юношеской военной жизни. Трудно осознать нам сегодняшним, каково это двадцатилетнему мальчишке-ефрейтору в составе разведгруппы войск 2-го Белорусского фронта форсировать реку Одер, устанавливать переправы. Фотографии. Маленькие или немного побольше, с резным волнистым краем или четкие прямоугольники, отражающие послевоенные крепдешиновые, по последней моде, платья, белые кокетливые носочки, волнительные кудряшки девичьих волос, стать мужчин в военной, идеально сидящей форме. Меняется размер фотографий, меняется эпоха – рубашки с узкими длинными углами воротничков, прически под «Битлов», клешеные брюки, отдых и трудовые будни, новогодние утренники в детском саду, пышные белые банты и взволнованные лица первоклашек, пионерские галстуки, комсомольские значки и снова пышные белые банты и ажурные фартуки теперь уже выпускниц. Фотография за фотографией, страница за страницей. Лица, года, эпохи, разные мгновения, как кусочки мозаики, складываются в большую картину – картину жизни нашей семьи. Каждый такой кусочек, остановивший и запечатлевший навечно какое-то неповторимое драгоценное мгновение, дает нам возможность вернуться назад, в прошлое, вспомнить и еще раз пережить эти прекрасные и счастливые моменты. Многие снимки с надписью «На память». Такая память – наша история, которую важно сохранить. Это не пропахшая нафталином, не изложенная в учебниках и не переписанная в зависимости от чьих-то интересов, а живая, эмоциональная, настоящая история, бережно хранимая в семейном фотоальбоме и передаваемая старшим поколением своим детям. Нет уже деревни Вепрево, теперь на ее месте дремучий лес. Уезды и губернии стали районами и областями, много раз изменившими названия и границы. События стираются из памяти, тускнеют, уходят люди, но стоит взять в руки семейный фотоальбом, перелистать, вглядеться в эти лица, вспомнить историю своей семьи, как жизнь начинает играть новыми красками. Разошлись глубоко за полночь. Каждый думал о чем-то своем…..