Экологическое воспитание учащихся на уроках технологии


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологическое воспитание учащихся на уроках технологии
Автор: Тамара Константиновна Сланина

Экологическое воспитание учащихся на уроках технологииЭкологическая культура личности предполагает наличие у человека определённых знаний, убеждений, моральных установок, готовности к деятельности, согласующихся с требованием бережного отношения к природе. Роль экологического образования в рамках учебного предмета «Технология» определяется необходимостью и важностью решения поставленных задач: формирование ответственного отношения к природе, здорового образа жизни, гигиенических норм и правил труда, экологической грамотности учащихся, подготовки молодёжи к труду в различных областях знаний и деятельности с учетом экологических требований.В процессе экологизации (экологическое наполнение уроков технологии) технологического образования необходимо широко раскрывать социальную обусловленность взаимодействия природы и общества. Особенно важно это делать с помощью примеров, близких и понятных учащимся. Экологически нравственными будут лишь такие виды человеческой деятельности, которые обеспечивают сохранение экологически благоприятной среды обитания, решение проблемы оптимизации природопользования, которые неотделимы от экологии, ее правил и законов.    Сейчас формирование нравственности в экологическом образовании школьников на уроках технологии необходимо продолжить через знания социальной экологии и экологии человека – природа и человек, труд, окружающая среда и здоровье человека, природные ресурсы и производство, способы экономии материалов; возможности переработки и утилизация отходов бытовой деятельности и производства; умения – использование знаний о способах охраны окружающей среды в учебной деятельности, об экономии расходования электроэнергии, материалов, сырья, принимать и выполнять доступные и необходимые экологические решения в ходе практических работ и осуществления творческих проектов. На уроках технологии реализуются научные основы технологии обработки конструкционных материалов и технологические основы изготовления изделий, выделяются и обобщаются основные закономерности производства. В процессе и в результате изготовления изделий выясняются экологические последствия от использования техники и деятельности людей в народном хозяйстве, их влияние на окружающую среду и здоровье человека, разъясняется и обосновывается продуманность решения экологических вопросов.Так, школьникам на уроках технологии в образовательной области «Технология» необходимо усвоить следующие экологические правила и законы:1. Все связано со всем:   Ученикам необходимо постоянно рассказывать о природном балансе, где всё должно находиться в соответствии. Поэтому при изучении раздела «Технология изготовления изделий из древесины» необходимо акцентировать внимание учащихся на вопросах о положительных функциях леса, о дарах природы, которыми пользуется человек. При выполнении практических работ и творческих проектов по изготовлению изделий из поделочных материалов следует объяснять учащимся, что древесина как конструкционный материал относится к природным восстанавливаемым ресурсам.2. Все должно куда-то деваться:Бытовые и производственные отходы, которые попадают в биосферу, никуда не исчезают. Кроме того, человек создал огромное число веществ, которых нет в природе, и у природы нет механизмов их переработки (утилизации). Вокруг городов растут свалки мусора, загрязняющие вещества разносятся по всей биосфере воздушными и водными путями, следовательно, необходимы надежные методы захоронения и утилизации вредных веществ.   Таким образом, ведя кропотливую работу по формированию нравственности в экологическом воспитании и образовании школьников в условиях межпредметной интеграции в образовательной области «Технология», вырабатывается попытка повысить уровень экологической культуры и экологической ответственности подрастающего поколения, что способствует реализации концепции их гармоничного и устойчивого развития в целом.[5]