"Разговор о важном"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Разговор о важном"
Автор: Екатерина Николаевна Благушак

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа № 20РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельностикурса «Разговор о важном»Уровень общего образования основного общего образования 6 классКоличество часов 34 часаУчитель Благушак Екатерина НиколаевнаСрок реализации: 1 год (2022-2023 учебный год)Рассмотренаи рекомендована к утверждениюпедагогическим советомМБОУ ООШ №20( протокол №_______________ ___________20__года)датаг. Каменск-Шахтинскиймкр. Лиховской2022годПояснительная запискаПрограмма разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основ- ного общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспече- ние индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на дости- жение планируемых результатов освоения программы начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом выбора участ- никами образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обу- чающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.Педагог помогает обучающемуся:
  • в формировании его российской идентичности;
  • в формировании интереса к познанию;
  • в формировании осознанного отношения к своим правам и свобо-
  • дам и уважительного отношения к правам и свободам других;
  • в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
  • в создании мотивации для участия в социально-значимой деятель- ности;
  • в развитии у школьников общекультурной компетентности;
  • в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
  • в осознании своего места в обществе;
  • в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
  • в формировании готовности к личностному самоопределению.
  • Нормативную правовую основу настоящей Примерной рабочей про-граммы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы.
  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стра- тегии национальной безопасности Российской Федерации».
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». (Заре- гистрирован 05.07.2021 64100.)
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». (Заре- гистрирован 05.07.2021 64101.)
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государ- ственный образовательный стандарт начального общего образова- ния». (Зарегистрирован 17.08.2022 69676.)
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государ- ственный образовательный стандарт основного общего образова- ния». (Зарегистрирован 17.08.2022 69675.)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государ- ственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Рос- сийской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413». (Зарегистрирован 12.09.2022 70034.)
  • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О на- правлении методических рекомендаций по проведению цикла вне- урочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 03-1190.
  • Примерная рабочая программа по воспитанию для общеобразова- тельных организаций, одобренная решением федерального учеб- но-методического объединения по общему образованию. (Протокол от 23 июня 2022 г. 3/22.)
  • Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы №20 г. Каменск-Шахтинский;
  • Календарный учебный график МБОУ ООШ №20 на 2022-2023 учебный год.
  • Личностное развитие ребёнка — главная цель педагога. Личностных ре- зультатов педагог может достичь, увлекая школьника совместной и интерес- ной им обоим многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть по- тенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием.Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.В приложениях к программе содержатся методические рекомендации, помогающие педагогу грамотно организовать деятельность школьников на занятиях в рамках реализации программы курса внеурочной деятельности«Разговоры о важном».СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИЗнакомство с платформой «Россия — страна возможностей». Возможно- сти, которые предоставляет платформа «Россия страна возможностей».Родина — не только место рождения. История, культура, научные дости- жения: чем мы можем гордиться?Мечты и фантазии человека о космических полётах. К. Э. Циолковский — основоположник ракетодинамики и теоретической космонавтики. Герои освоения космоса.1 октября — Международный день пожилых людей. Почитание старшего поколения. Возрастные изменения не повод быть исключённым из жиз- ни семьи и общества.Ценность профессии учителя. Учителя в годы Великой Отечественной войны. Современный учитель: какой он?История формирования понятий «род» и «отец». Образ отца в отече- ственной литературе. Качества настоящего отца. Равноправие родителей в семье.Уникальность музыки каждого народа. Музыкальные инструменты. Ви- ды искусства, где музыка неотъемлемая часть.Дом, в котором мы живём. Идеальные отношения в семье: какие они?Семейные ценности.Смутное время в истории нашей страны. Самозванцы одна из причин продолжавшейся Смуты. Ополчение во главе с князем Дмитрием Пожар- ским и земским старостой Кузьмой Мининым. Примеры единения народа не т в войне.Разнообразие культуры народов России. Традиции разных народов. Уважение между людьми разных национальностей — основа межкультур- ного общения. Влияние многоязычия на толерантность. Почему языки ис- чезают?Мама важный человек в жизни каждого. Материнская любовь про- стая и безоговорочная. Легко ли быть мамой?Герб — символ государства. У каждой страны свой герб. Значение трико- лора. История российского флага.История создания Красного Креста. Особенности волонтёрской деятель- ности. Волонтёрство в России.Россия — страна с героическим прошлым. Современные герои — кто они? Россия начинается с меня?Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение обязанностей. Ответственность это осознанное поведение.История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в России и в других государствах.Новый год праздник всей семьи. Новогодние семейные традиции. Но- вогодние приметы.Отношение к личной информации. Добавление «друзей» в Сети. Всё, что попадает в Сеть, остаётся там навсегда.Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадного Ленинграда. Бло- кадный паёк. Способы выживания ленинградцев. О провале планов немец- ких войск.Авторитет К. С. Станиславского в области сценического искусства. Не- которые факты его биографии. Основные идеи системы Станиславского.Цивилизация без научных достижений. Научные и технические дости- жения в нашей стране. Достижения науки в повседневной жизни. Плюсы и минусы научно-технического прогресса.Географические особенности и природные богатства России. Многочис- ленные народы России. Единый перечень коренных малочисленных наро- дов (47 этносов). Российская культура. Чем славится Россия?День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военно- го: кто её выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. Задачи армии в мир- ное время.Мотивация добрых дел. Подлинность намерений — то, что у тебя вну- три. Проблемы, с которыми сталкиваются добрые люди.Связь праздника 8 Марта с именем Клары Цеткин. Освоение женщина- ми «мужских» профессий. Традиционность подхода «мужчина — добытчик, женщина хранительница очага»: изменились ли роли?Сергей Владимирович Михалков — поэт, драматург, баснописец, сказочник, сатирик, сценарист, общественный деятель. Страсть С. В. Михалкова к стихотворчеству. Работа в армейской печати во время Великой Отечественной войны. Решение правительства России о смене гимна. Вторая редакция текста гимна.Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полу- острова. Значение Крыма. Достопримечательности Крыма.Сила театрального искусства. Читка пьес — особый жанр театрального искусства. Кино и театр: аргументы за и против.Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космо- навты-рекордсмены. Подготовка к полёту — многолетний процесс.Появление термина «геноцид». Геноцид советского народа и народов Ев- ропы во время Второй мировой войны. Международный военный трибунал в Нюрнберге. Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Геноцид в современном мире.День Земли призыв задуматься о сохранности планеты. Экологические проблемы как следствие безответственного поведения человека. Соблюдать экоправила не так сложно.История Праздника труда. Труд это право или обязанность человека?Работа мечты. Жизненно важные навыки.История появления праздника День Победы. Поисковое движение России. Могила Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования Дня Победы.19 мая 1922 года — день рождения пионерской организации. Цель её создания и деятельность. Распад пионерской организации. Причины, по которым дети объединяются.Разные представления о счастье. Слагаемые счастья. Рецепт счастливой жизни.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИЗанятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных об- разовательных результатов.Личностные результаты:В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и много- конфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной дея- тельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Рос- сийской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношениек достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, техно- логиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и при- родному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживаю- щих в родной стране.В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оцени- вать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с по- зиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий по- ступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художествен- ной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культур- ных традиций и народного творчества.В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюде ние правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоцио- нальное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоцио- нальным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружаю- щей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на со- временную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и о ной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по про- фессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодей- ствия с людьми из другой культурной среды; открытость опыту и знаниям других; повышать уровень своей компетентности через практическую дея- тельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в со- вместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта дру- гих; осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, плани- ровать своё развитие; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.Метапредметные результаты:тивное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осоз- нание своей роли общества, взаимосвязях человека с природ В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент позна- ния; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, система- тизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опро- вергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; оценивать надёжность информации по критериям, предло- женным педагогическим работником или сформулированным самостоя- тельно; эффективно систематизировать информацию.В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зре- ния в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулиро- вать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на реше- ние задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять своисуждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновы- вать необходимость применения групповых форм взаимодействия при ре- шении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, дого- вариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обоб- щать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выпол- нять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной рабо- ты, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); выполнять свою часть работы, достигать каче- ственного результата по своему направлению и координировать свои дей- ствия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в об- щий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участни- ками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответ- ственности.В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: ориентироваться в различных подходах принятия решений (ин- дивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами само- контроля, самомотивации и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать причи- ны эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и на- мерения другого; регулировать способ выражения эмоций; осознанно отно- ситься к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.Предметные результаты освоения программы внеурочной деятель-ности «Разговоры о важном» представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеу- рочной деятельности:Русский язык: совершенствование различных видов устно речевой деятельности; формирование умений речевого взаимодействия: создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы; участие в диалоге разных видов:побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации; овладение различными видами чтения (просмотровым, озна- комительным, изучающим, поисковым); формулирование вопросов по со- держанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная пере- дача в устной и письменной форме содержания текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте; из- влечение информации из различных источников, её осмысление и опери- рование ею.Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового, публицисти- ческого; овладение умениями воспринимать, анализировать, интерпрети- ровать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности за- ложенных в них художественных смыслов; овладение умением пересказы- вать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выбороч- ный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произве- дению и формулировать вопросы к тексту; развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участни- ков дискуссии; давать аргументированную оценку прочитанному.Иностранный язык: умение сравнивать, находить черты сходства и раз- личия в культуре и традиций. История: соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России; определять современников исторических событий, явлений, процессов; умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи; традициях народов России и других стран.Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной эксплу- атации технических средств информационно-коммуникационных техноло- гий; умение соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в Ин- тернете, выбирать безопасные стратегии поведения в Сети.й и письмен- ной умение рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необ ходимых фактов, дат, исторических понятий; умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов; умение устанав временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями XX начала XXI в.; умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов; приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопони- мания между народами, людьми разных культур; уважения к историческому наследию народов России.ливать причинно-следственные, пространственные Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людь ми, важности семьи как базового социального института; о характерных чертах общества; о содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения; о процессах и явлениях в экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни общества; об основах конституционного строя и организации государственной власти в Россий- ской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего); о системе образования в Российской Федерации; об основах государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования, противо- действии коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремиз- ма; умение характеризовать традиционные российские духовно-нравствен- ные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод че- ловека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины); умение сравнивать том числе устанавливать ос- нования для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явле- ния, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и ос- новные функции; умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социаль- ных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействия обще- ства и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражда- нина и государства; связи политических потрясений и социально-экономи- ческих кризисов в государстве; умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; умение с опорой на обществовед- ческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и нор своё отношение к явлениям, процессам социальной действительности; уме- ние анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и кри- тически оценивать социальную информацию, соотносить её с собственны- ми знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, пра- вовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности; осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; осоз- нание ценности культуры и традиций народов России.География: освоение и применение системы знаний о размещении и ос- новных свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на пла- нете Земля, в решении современных практических задач своего населённого пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития; умение устанавливать взаимосвязи между изученны- ми природными, социальными и экономическими явлениями и процесса- ми, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; умение оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компо- нентов природы в разных географических условиях с точки зрения концеп- ции устойчивого развития. Календарно-тематическое планирование