"Разговор о важном"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Разговор о важном"
Автор: Екатерина Николаевна Благушак
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа № 20РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельностикурса «Разговор о важном»Уровень общего образования основного общего образования 6 классКоличество часов 34 часаУчитель Благушак Екатерина НиколаевнаСрок реализации: 1 год (2022-2023 учебный год)Рассмотренаи рекомендована к утверждениюпедагогическим советомМБОУ ООШ №20( протокол №_______________ ___________20__года)датаг. Каменск-Шахтинскиймкр. Лиховской2022годПояснительная запискаПрограмма разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основ- ного общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспече- ние индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на дости- жение планируемых результатов освоения программы начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом выбора участ- никами образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обу- чающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.Педагог помогает обучающемуся:в формировании его российской идентичности;в формировании интереса к познанию;в формировании осознанного отношения к своим правам и свобо-дам и уважительного отношения к правам и свободам других;в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;в создании мотивации для участия в социально-значимой деятель- ности;в развитии у школьников общекультурной компетентности;в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;в осознании своего места в обществе;в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;в формировании готовности к личностному самоопределению.Нормативную правовую основу настоящей Примерной рабочей про-граммы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы.Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стра- тегии национальной безопасности Российской Федерации».Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». (Заре- гистрирован 05.07.2021 № 64100.) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». (Заре- гистрирован 05.07.2021 № 64101.)Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государ- ственный образовательный стандарт начального общего образова- ния». (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676.)Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государ- ственный образовательный стандарт основного общего образова- ния». (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675.)Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государ- ственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Рос- сийской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413». (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034.)Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О на- правлении методических рекомендаций по проведению цикла вне- урочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03-1190.Примерная рабочая программа по воспитанию для общеобразова- тельных организаций, одобренная решением федерального учеб- но-методического объединения по общему образованию. (Протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22.)Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы №20 г. Каменск-Шахтинский;Календарный учебный график МБОУ ООШ №20 на 2022-2023 учебный год.Личностное развитие ребёнка — главная цель педагога. Личностных ре- зультатов педагог может достичь, увлекая школьника совместной и интерес- ной им обоим многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть по- тенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием.Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.В приложениях к программе содержатся методические рекомендации, помогающие педагогу грамотно организовать деятельность школьников на занятиях в рамках реализации программы курса внеурочной деятельности«Разговоры о важном».СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИЗнакомство с платформой «Россия — страна возможностей». Возможно- сти, которые предоставляет платформа «Россия — страна возможностей».Родина — не только место рождения. История, культура, научные дости- жения: чем мы можем гордиться?Мечты и фантазии человека о космических полётах. К. Э. Циолковский — основоположник ракетодинамики и теоретической космонавтики. Герои освоения космоса.1 октября — Международный день пожилых людей. Почитание старшего поколения. Возрастные изменения — не повод быть исключённым из жиз- ни семьи и общества.Ценность профессии учителя. Учителя в годы Великой Отечественной войны. Современный учитель: какой он?История формирования понятий «род» и «отец». Образ отца в отече- ственной литературе. Качества настоящего отца. Равноправие родителей в семье.Уникальность музыки каждого народа. Музыкальные инструменты. Ви- ды искусства, где музыка — неотъемлемая часть.Дом, в котором мы живём. Идеальные отношения в семье: какие они?Семейные ценности.Смутное время в истории нашей страны. Самозванцы — одна из причин продолжавшейся Смуты. Ополчение во главе с князем Дмитрием Пожар- ским и земским старостой Кузьмой Мининым. Примеры единения народа не т в войне.Разнообразие культуры народов России. Традиции разных народов. Уважение между людьми разных национальностей — основа межкультур- ного общения. Влияние многоязычия на толерантность. Почему языки ис- чезают?Мама — важный человек в жизни каждого. Материнская любовь — про- стая и безоговорочная. Легко ли быть мамой?Герб — символ государства. У каждой страны свой герб. Значение трико- лора. История российского флага.История создания Красного Креста. Особенности волонтёрской деятель- ности. Волонтёрство в России.Россия — страна с героическим прошлым. Современные герои — кто они? Россия начинается с меня?Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение обязанностей. Ответственность — это осознанное поведение.История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в России и в других государствах.Новый год — праздник всей семьи. Новогодние семейные традиции. Но- вогодние приметы.Отношение к личной информации. Добавление «друзей» в Сети. Всё, что попадает в Сеть, остаётся там навсегда.Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадного Ленинграда. Бло- кадный паёк. Способы выживания ленинградцев. О провале планов немец- ких войск.Авторитет К. С. Станиславского в области сценического искусства. Не- которые факты его биографии. Основные идеи системы Станиславского.Цивилизация без научных достижений. Научные и технические дости- жения в нашей стране. Достижения науки в повседневной жизни. Плюсы и минусы научно-технического прогресса.Географические особенности и природные богатства России. Многочис- ленные народы России. Единый перечень коренных малочисленных наро- дов (47 этносов). Российская культура. Чем славится Россия?День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военно- го: кто её выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. Задачи армии в мир- ное время.Мотивация добрых дел. Подлинность намерений — то, что у тебя вну- три. Проблемы, с которыми сталкиваются добрые люди.Связь праздника 8 Марта с именем Клары Цеткин. Освоение женщина- ми «мужских» профессий. Традиционность подхода «мужчина — добытчик, женщина — хранительница очага»: изменились ли роли?Сергей Владимирович Михалков — поэт, драматург, баснописец, сказочник, сатирик, сценарист, общественный деятель. Страсть С. В. Михалкова к стихотворчеству. Работа в армейской печати во время Великой Отечественной войны. Решение правительства России о смене гимна. Вторая редакция текста гимна.Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полу- острова. Значение Крыма. Достопримечательности Крыма.Сила театрального искусства. Читка пьес — особый жанр театрального искусства. Кино и театр: аргументы за и против.Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космо- навты-рекордсмены. Подготовка к полёту — многолетний процесс.Появление термина «геноцид». Геноцид советского народа и народов Ев- ропы во время Второй мировой войны. Международный военный трибунал в Нюрнберге. Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Геноцид в современном мире.День Земли — призыв задуматься о сохранности планеты. Экологические проблемы как следствие безответственного поведения человека. Соблюдать экоправила — не так сложно.История Праздника труда. Труд — это право или обязанность человека?Работа мечты. Жизненно важные навыки.История появления праздника День Победы. Поисковое движение России. Могила Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования Дня Победы.19 мая 1922 года — день рождения пионерской организации. Цель её создания и деятельность. Распад пионерской организации. Причины, по которым дети объединяются.Разные представления о счастье. Слагаемые счастья. Рецепт счастливой жизни.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИЗанятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных об- разовательных результатов.Личностные результаты:В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и много- конфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной дея- тельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Рос- сийской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношениек достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, техно- логиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и при- родному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживаю- щих в родной стране.В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оцени- вать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с по- зиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий по- ступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художествен- ной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культур- ных традиций и народного творчества.В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюде ние правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоцио- нальное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоцио- нальным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружаю- щей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на со- временную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и о ной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по про- фессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодей- ствия с людьми из другой культурной среды; открытость опыту и знаниям других; повышать уровень своей компетентности через практическую дея- тельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в со- вместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта дру- гих; осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, плани- ровать своё развитие; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.Метапредметные результаты:тивное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осоз- нание своей роли общества, взаимосвязях человека с природ В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент позна- ния; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, система- тизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опро- вергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; оценивать надёжность информации по критериям, предло- женным педагогическим работником или сформулированным самостоя- тельно; эффективно систематизировать информацию.В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зре- ния в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулиро- вать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на реше- ние задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять своисуждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновы- вать необходимость применения групповых форм взаимодействия при ре- шении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, дого- вариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обоб- щать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выпол- нять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной рабо- ты, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); выполнять свою часть работы, достигать каче- ственного результата по своему направлению и координировать свои дей- ствия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в об- щий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участни- ками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответ- ственности.В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: ориентироваться в различных подходах принятия решений (ин- дивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами само- контроля, самомотивации и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать причи- ны эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и на- мерения другого; регулировать способ выражения эмоций; осознанно отно- ситься к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.Предметные результаты освоения программы внеурочной деятель-ности «Разговоры о важном» представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеу- рочной деятельности:Русский язык: совершенствование различных видов устно речевой деятельности; формирование умений речевого взаимодействия: создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы; участие в диалоге разных видов:побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации; овладение различными видами чтения (просмотровым, озна- комительным, изучающим, поисковым); формулирование вопросов по со- держанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная пере- дача в устной и письменной форме содержания текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте; из- влечение информации из различных источников, её осмысление и опери- рование ею.Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового, публицисти- ческого; овладение умениями воспринимать, анализировать, интерпрети- ровать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности за- ложенных в них художественных смыслов; овладение умением пересказы- вать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выбороч- ный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произве- дению и формулировать вопросы к тексту; развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участни- ков дискуссии; давать аргументированную оценку прочитанному.Иностранный язык: умение сравнивать, находить черты сходства и раз- личия в культуре и традиций. История: соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России; определять современников исторических событий, явлений, процессов; умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи; традициях народов России и других стран.Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной эксплу- атации технических средств информационно-коммуникационных техноло- гий; умение соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в Ин- тернете, выбирать безопасные стратегии поведения в Сети.й и письмен- ной умение рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необ ходимых фактов, дат, исторических понятий; умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов; умение устанав временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями XX — начала XXI в.; умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов; приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопони- мания между народами, людьми разных культур; уважения к историческому наследию народов России.ливать причинно-следственные, пространственные Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людь ми, важности семьи как базового социального института; о характерных чертах общества; о содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения; о процессах и явлениях в экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни общества; об основах конституционного строя и организации государственной власти в Россий- ской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего); о системе образования в Российской Федерации; об основах государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования, противо- действии коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремиз- ма; умение характеризовать традиционные российские духовно-нравствен- ные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод че- ловека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины); умение сравнивать (в том числе устанавливать ос- нования для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явле- ния, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и ос- новные функции; умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социаль- ных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействия обще- ства и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражда- нина и государства; связи политических потрясений и социально-экономи- ческих кризисов в государстве; умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; умение с опорой на обществовед- ческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и нор своё отношение к явлениям, процессам социальной действительности; уме- ние анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и кри- тически оценивать социальную информацию, соотносить её с собственны- ми знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, пра- вовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности; осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; осоз- нание ценности культуры и традиций народов России.География: освоение и применение системы знаний о размещении и ос- новных свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на пла- нете Земля, в решении современных практических задач своего населённого пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития; умение устанавливать взаимосвязи между изученны- ми природными, социальными и экономическими явлениями и процесса- ми, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; умение оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компо- нентов природы в разных географических условиях с точки зрения концеп- ции устойчивого развития. Календарно-тематическое планирование