Познавательному развитию и конструированию «Цветущая весна»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Познавательному развитию и конструированию «Цветущая весна»
Автор: Татьяна Ивановна Гащук
Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением «В мире металла» (старшая группа)Программное содержание. Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить находить .Задачи Обучающие.Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах металла : гладкий-шершавый, блестящий, теплый-холодный, вес, теплопроводность, магнетизм, звук.Закрепить правила обращения с горячими предметами.Развивающие.Упражнять детей в отгадывании загадок.Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем.Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами. Воспитывающие.Воспитывать умение слушать взрослых и выслушивать ответы товарищей.Воспитывать любознательность и самостоятельность детей.Материал. Картинки с изображением металлических предметов (кастрюля, иголка, утюг и т. д., металлические предметы (ложка, ножницы, гвоздь, линейка, ключ, магниты и т. д., изображения персонажей из м/ф «Фиксики» (Папус, Мася, Симка, Нолик, Шпуля, Файер, Верта).Структура НОД.I.Мотивационно-побудительный этап. Сюрпризный момент.До прихода детей организую выставку «Мир металла» (изображения ) и кладу рядом большой конверт с заданиями от Фиксиков с их изображением и письменным обращением к детям.- Ребята, что это? Вам знакомы эти предметы? Откуда они здесь? А это что? (Обращаю внимание детей на большой конверт). Здесь ещё и письмо. Вам интересно от кого оно? Извлекаем из конверта изображения Фиксиков, прикрепляем их к магнитной доске и называем их имена. Читаю письмо-обращение к детям:"Здравствуйте, ребятишки старшей группы детского сада "Теремок". Вы нас узнали? Ну, конечно, мы – роботы Фиксики: Папус, Мася, Симка, Нолик, Шпуля, Файер, Верта. Ребята, мы часто наблюдаем за вами в детском саду. Вы задаёте много интересных вопросов. Мы решили отправить вам письмо с заданиями, которые вам необходимо выполнить, чтобы узнать о свойствах материала, из которого мы сделаны. Вперёд, друзья!"II.Организационно-поисковый.- Ребята, Фиксики предлагают вам отгадать загадки.1. Загадки: Если я пуста бываю,Про себя не забываю, Но когда несу еду ,Мимо рта я не пройду.(Ложка)Бьют Ермилку По затылку,А он не плачет, Только ножку прячет.Бьют парнишку по фуражке, Чтоб пожил он в деревяшке. (Гвоздь)Полежит он без вниманья Целый день в твоем кармане.Без него домой придешь - В дом не попадешь. (Ключ от замка)Идет пароход —То взад, то вперед,А за ним такая гладь —Ни морщинки не видать. (Утюг)Всех на свете обшивает Что сошьет - не надевает.(игла)Два кольца, два конца, Посередине гвоздик.(ножницы)У него большой живот, А совсем не бегемот.Хобот—нос приподнял он, Но, однако же, не слон.И пыхтит он через нос На плите как паровоз.(Чайник).- Кто знает, из чего сделаны все эти предметы? (Из металла).- Если эти предметы сделаны из металла, значит они какие? (Металлические).- Рассмотрите внимательно все предметы, которые лежат перед вами на столике. (Дети рассматривают внимательно, исследуют предметы на ощупь).2. Рассказ о металлах от Маси и Папуса :- Маленькие друзья, когда-то давным-давно люди еще ничего не знали о металлах. И многие нужные вещи делали из других материалов. Например, иголки - из костей рыб, а топоры - из камня и дерева, но эти изделия были непрочные, часто ломались. Человеку нужен был новый материал. Однажды человек увидел таинственную гору, которая извергала огонь и раскаленные камни. Теперь все знают, что такие горы называются вулканами. Когда извержение заканчивалось, камни остывали. И самые смелые и пытливые люди стали изучать свойства таких камней. Оказалось, что они очень прочные и из них под воздействием высоких температур, путём плавки, ковки можно сделать топор надежнее, того, что из камня и дерева. Этот материал человек потом назвал …. металл. Вот так наблюдательность, пытливость людей помогла открыть новый материал. Много веков предметы из металла, верно, служат человеку. Богат и интересен мир металлов. Металл – это материал, созданный человеком, он обладает разными свойствами и качествами. Посуда из металла может быть чугунной, алюминиевой; посуда из чугуна (горшки, сковородки) отличается прочностью, стойкостью к высоким температурам; посуда из алюминия серебристого цвета, она прочная, легкая, хорошо моется. Свойства металлов необычайно разнообразны. Фиксики предлагают нам определить эти свойства.3. Опытно-экспериментальная деятельность.Дети кладут металлические предметы на батарею, трогают и отмечают, что через некоторое время она стала теплой. Значит, металл имеет свойство нагреваться и сохранять определённое время тепло. Металл проводит тепло и обладает теплопроводностью.Проводим магнитом над мелкими предметами. Что произошло? Дети рассматривают магнит, делают выводы. С помощью магнита дети находят металлические предметы в группе (скрепки, проволочки, ключи, гайки, болтики и др.) Дети делают выводы, металлические предметы притягиваются магнитом, обладают магнетизмом.Определение веса : предлагаю детям взять в одну руку металлическую ложку, а в другую - деревянную. Затем ложки кладут в таз с водой: металлические сразу тонут, они тяжёлые.Звук металла : предлагаю детям выбрать предметы из металла (из дерева, пластмасса) и слегка постучать ими. Металлические предметы звучат громче.Ржавчина: предлагаю рассмотреть ещё раз внимательно все металлические предметы. Обращаю внимание детей сначала на гладкие и блестящие предметы, а затем на шершавые – ржавые. Что происходит с металлическими предметами, которые постоянно взаимодействуют с влагой?Если металл некоторое время полежит в воде или будет находиться во влажной среде – он заржавеет. (Дети дают ответы, которые дополняю, обобщаю: металл гладкий, блестящий, серебристый, острый, прочный, твердый, холодный, тяжёлый и т. д.).4. Игра «Отгадай, чей звук».- Симка и Нолик предлагают вам игру. (Дети встают на ковре полукругом, отвернувшись, слушают звук и угадывают, какой предмет звенит : металл, дерево, стаканчики из хрусталя, колокольчик, камни, ракушки).5. Игра «Определи на ощупь». - Шпуля и Файер подготовили для вас следующую игру. Перед вами волшебная шкатулка с предметами из разных материалов: металла, дерева, пластмассы. Они просят вас, закрыть глаза и на ощупь определить, предмет, из какого материала вы достали. (Дети могут постучать предметом).6. Игра «Кто больше».- Верта просит вас найти как можно больше предметов из металла, которые находятся в нашей группе (ножки столиков, отопительные радиаторы (батареии, чайник, половники, ложки, вёдра, кастрюли, дверные ручки, навесы и т. д.).III. Рефлексивно-корригирующий этап.- Какими свойствами и качествами может обладать металл? (металл твердый, прочный и т. д.).- Что произойдет с предметами из металла, если их опустить в воду (они утонут, если оставить на солнце, нагреть на огне (нагреются, обладают теплопроводностью, с помощью какого металл притягивает другие металлические предметы (магнит, все металлы обладают магнетизмом, что происходит с металлами под воздействием влаги (ржавеют).Игра «Правда – неправда»Игра проводится для рефлексии знаний о свойствах и качествах металла. Называю свойства и качества металла в правильном и неправильном значении. Если, правда, то дети хлопают в ладоши 1 раз, а если неправда, т. е. неправильно, то дети сидят тихо.- Не нагревается на солнце. - В воде не тонет.- На огне нагревается! - Тонет в воде!- Намагничивает деревянные предметы. - Под воздействием влаги ржавеют.- Металлы обладают магнетизмом. (Кроме алюминия).- Блестящие! - Металлы звонкие!- Ребята, я думаю, что Фиксики вами очень довольны, вы справились со всеми заданиями. Молодцы! Мы сегодня, после сна напишем и нарисуем им! Согласны!