"Креативность, как часть развития функциональной грамотности"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Креативность, как часть развития функциональной грамотности"
Автор: Котельникова Людмила
Развитие креативности, как одного из компонентов функциональной грамотности.Котельникова Л.В.Из указа Президента России от 7 мая 2018 года:Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.Формирование функциональной грамотности это одна из основных задач ФГОС общего образования, условие становления динамичной, творческой, ответственной и конкурентоспособной личности.Согласно А. А. Леонтьеву “функциональная грамотность” - – способность человека использовать приобретаемые в течении жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.В рамках проекта разработаны основные направления формирования функциональной грамотности (сюда входит)- математическая грамотность- читательская грамотность- естественнонаучная грамотность- финансовая грамотность- глобальные компетенции- креативное мышлениеЕсли разобраться, то креативное мышление – это одно из тех эволюционных приспособлений, которое помогло человеку подняться над всеми другими живыми существами. Пока что, способность креативно мыслить делает человека более конкурентным по сравнению с искусственным интеллектом. Ведь креативное мышление дает возможность принимать решение в обход любым алгоритмам или здравому смыслу. Именно так, чаще всего, совершались судьбоносные открытия.Впервые понятие креативного мышления выдвинул Дж. Гилфорд, определил его как «тип мышления, идущий в различных направлениях». Это мышление допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Креативное мышление опирается на воображение. Оно предполагает, что на один вопрос может быть дано несколько ответов, что и является условием порождения оригинальных идей и самовыражения личности.Креативное мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию, приводящий к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений и теорий.Креативное мышление характеризуют четыре основных качества:-быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени),-гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей),-оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи),-точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям)В 2021 году в исследование PISA впервые в качестве одного из ведущих компонентов вводится оценка креативного мышления, что повышает значимость этого направления исследования, и имеющийся к нему интерес. Мотивируется такое решение тем, что способность к творческому мышлению, озарению и открытию— это основа развития всех сфер человеческой культуры: науки, технологии, философии, искусства, гуманитарных наук и других областей. Исследования показывают, что способностью к творческому, инновационному, креативному мышлению в большей или меньшей степени обладает каждый человек. Важно также и то, что способность к креативному мышлению базируется на знании и опыте и, следовательно, может быть предметом целенаправленного формирования. Оценка креативного мышления входит составной частью в общероссийский мониторинг функциональной грамотности.Креативность может стать результатом как индивидуальных, так и совместных усилий.Развивать творческие способности ребенка - это значит развивать его воображение.Учитывая психологические особенности младшего школьника, процесс познания должен вызывать устойчивый эмоциональный интерес ребёнка к приобретению знаний. Для этого я используют такие методические приёмы как:Дидактическая игра имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности – умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры и т.д.Чем младше учащийся начальной школы, тем больше места на уроках окружающего мира должна занимать игра, особенно в первом и втором классах. Во время игры дети получают возможность высказать неправильное суждение и не получить отрицательной оценки, не боятся сделать что-то не так как обычно. Для многих игра является средством психологической реабилитации. Многие ученики младшего возраста болезненно реагируют на каждое замечание учителя и очень переживают. В игре отсутствие знаний или их неточность растворяются в сюжете, становятся воображаемыми. Поэтому ребёнок не опасается сказать что-то не так (ведь это говорит его герой).При отборе игры необходимо обратить внимание на наличие и чёткость её структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило, игровое действие.Дидактическая цель – это то требование, усвоение которого учитель хочет проверить. Например, игра «Что изменилось?» при изучении тем, связанных с временами года: проверить умение замечать происходящие изменения, проявлять наблюдательность, фантазию, творчество. Предлагаю детям поспорить на тему: «Кто главнее?» Ребята спорят и даже создаются команды болельщиков,например команды «Зима» и «Лето». или мы играли невидимые нити в лесуИгра «Кто это? При изучении темы «Звери -млекопитающие» развивать умение детей составлять характеристику животного, выделять особенности его внешнего вида и характера . А потом проводим игру «Изобрази животное».А ребята должны угадать ,какое животное изобразил их товарищ.В 1 классе на уроках окружающего мира часто использую самые простые упражнения для развития умения мыслить, соображать. Речь о загадках.Загадки о природе.Если ты поранил ноги, ищи лекарство у дороги. (подорожник)Зимой спит, летом ульи ворошит. (медведь)Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (осина)На дне реки лежит и усами шевелит. (сом)Логические задачи могут быть выражены в виде проблемных вопросов.Например, могут ли в пустынях жить растения наших краёв?Как они будут чувствовать себя во время песчаных бурь?Среди логических задач большой интерес младших школьников представляют философские задачи.«С какими животными сравнивают человека»С какими животными сравнивают иногда человека, если он трусливый, упрямый. Медлительный, хитрый и т. д (конечно тут еще идет интеграция с литературным чтением)Дополни выказывания:радость-свет, а горе - ….весна –рассвет, а осень-….Соедини линиями начало и конец пословицбереги платье снову, а…. люби и саночки возитьученье свет, а…… честь смолодулюбишь кататься……. Неученье тьмасоедини высказывания, противоположные по смыслу.повесить нос. На ночь глядя.душа поёт. Чуть свет.держать нос морковкой. Жить душа в душу.Младшие школьники с удовольствием выполняют различные креативные задания, потому что этот вид работы позволяет ученику воображать, преобразовывать образы окружающего мира. Также я использую на уроках творческие задания, связанные с продуктивной деятельностью: рисование, аппликация; в этом нам помогают рабочие тетради по окружающему миру, в которых дети работают на уроке и дома.Игры и логические задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока окружающего мира. Это даст возможность учителю организовывать познавательную активность учащихся начальных классов.Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового ).Типы креативных уроков:Уроки-праздники.Они наиболее интересны детям. Они дают возможность ребятам раскрыть свои творческие таланты. ( праздники, экологические проекты, тематические недели, ит.д.)Уроки –сказки . Сказки -верные спутники малышей. Они учат добру, учат общаться, радоваться и огорчаться, сопереживать, , разбираться в мотивах поступков героев, а также понимать слово и выражать свои чувства.На данных уроках даю детям творческие задания «Придумай историю о Солнечной системе, как она появилась( животном) и т.д.Уроки-экскурсии.Одной из любимых форм урока является урок –экскурсия .Такие уроки развивают кругозор учащихся ,наблюдательность за окружающим миром Перед экскурсией проводится беседа, где сообщается цель экскурсии и ее план проведения. Дети с удовольствием наблюдают за изменениями в живой и неживой природе .А затем опять творческая «минутка». Я предлагаю детям : сочинить мини- стих используя слова солнышко, облачко, снежинка, ветер, тепло, холодно. (подбираем рифму и получаем стихи)На дворе теплейСтазу стало веселей.Солнышко в небе играло И за тучку забежало Снежинки закружились и на землю опустились Ветер дует - продувает К нам морозы пригоняет.После этого весь класс выбирает лучшего поэта. А потом мы рисуем то, что нам больше всего понравилось на уроке.Такие уроки, где объединяются разные предметы в единое целое для быстрого и прочного достижения цели, называются интегрированными уроками. Такие уроки развивают кругозор учащихся. На экскурсии выполняем такие задания как-Найди самый красивый листок (цветок,снежинку и т.д)-Придумай о нем какую -нибудь историю .С начала грустную, а потом-веселую.Очень часто детей разбиваю на группы. Каждой группе дается определенные задания на карточках. Например, I-группе дается задание, какие изменения произошли с приходом осени в неживой в природе, а II –в живой природе. Затем проходит конкурс рисунков «В осеннем парке»Такие задания сосредотачивают внимание детей на основных изменениях в живой и неживой природе, воспитывают любовь к прекрасному, креативное мышление детей.Структура креативных уроков можно использовать на любых предметах: окружающий мир, литературное чтение, русский язык, реже математика.Включает 3 фазы: вызов, осмысление, рефлексия.Вызов.Задачи: актуализировать и обобщить имеющие знания по данной теме;Пробудить познавательную активность;Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.Приемы: верные- неверные высказывания, кластер, «Лови ошибку», «мозговой штурм»Верные –неверные высказывания.Дети знакомятся со списком высказываний по теме, ставят знаки «+», если согласны и «-«, если не согласны, до прочтения текста учебника и после.Кластер- тема в центре, далее записываются слова или предложения, связанные с этой темой.«Лови ошибку»Учитель предлагает текст задания, содержащий ошибки и предлагает выявить их.Задание содержит в себе ошибки 2 уровней:1.Явные, легко определяемые.2.Скрытые, требующие знания текста нового материала.2 фаза –осмысление.Задачи: получить новую информацию;Осмыслить её;Соотнести с уже имеющейся.Приемы: инсерт ,фишбоун, таблицы ЗХУ, «Толстые и тонкие вопросы»Инсерт -условные значки:V-уже знал+- новое- -думал иначе?-не понял, есть вопросыДетям предлагается после прочтения текста учебника занести данные в таблицу.Фишбоун –стратегия, позволяющая «разбить» общую тему на ряд причин и аргументов. Визуально похоже на «рыбью кость» - отсюда название.Таблица ЗХУ.Знаю, хочу узнать ,узнал.После изучения темы заполняется детьми.Толстые и тонкие вопросы.Тонкие- на понимание текста учебника, задает учитель.Толстые- проблемные, для домашнего задания, требующие изучения дополнительной информации.3 фаза . РефлексияЗадачи: сделать выводы;Выявить проблемы;Подвести итоги.Приемы: сводные концептуальные таблицы, дидактические синквейны, эссе, прием « Шесть шляп»Прием «Концептуальные таблицы»Помогает быстро и прочно запомнить информацию.Дидактические синквейны- прием 5 шагов.Прием написания эссе, больше подходит для 3-4 класса.Письмо на заданную тему, в котором ценится оригинальность, индивидуальность, решение проблемы, аргументы. Обычно пишется в конце урока после обсуждения темы, занимает обычно 5 минут.Прием «6 шляп критического мышления»Применяется на стадии обобщения. Суть: класс делится на 6 групп, каждая группа « примеряет» свою шляпу, высказывает свою точку зрения.Развитию креативного мышления способствует метод проектов. Метод, связанный с самостоятельным поиском и открытиями школьниками тех или иных истин.Работа по методу проектов требует творчества. Развитие продуктивного (творческого) мышления — на сегодняшний день одна из актуальных проблем образовательной среды России. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного), — эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знанияКреативная деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая произведение творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства. Дети младшего школьного возраста любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют. лепят и рисуют, сочиняют сказки, занимаются народными промыслами. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять.Есть великая формула К.Э.Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “ Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще неизвестные”. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь. Список литературыАзарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.2. Давыдов В. В .Проблемы развивающего обучения -М – 19863. Давыдов. Психологическое развитие в младшем щкольном возрасте // Возрастная и педагогическая психология - М 19734 Ильичев Л.Ф.Федосеев Н.Н. Философский энциклопедический словарь. М.-1983 г. – с. 649.5 .Кулевич С.В.,Лакоценина Т.П. .Воспитательная работа в начальных классах.Издательство «Учитель»,2001г.6. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа.- 2004 г. - № 6.- с. 33-42.7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. –М.-2000 г.-с.757.8. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей.- Ярославль. -1997г.-с.138.9.Страхова Н.М.Новые подходы к организации образовательного процесса.// Завуч начальной школы.- 2003 г. - № 3.- с.107.10. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М. 1988 г. – с. 171-174.