Эко-квест "Раздельный сбор отходов"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эко-квест "Раздельный сбор отходов"
Автор: Бут Светлана Васильевна

Дополнительная общеобразовательная программа Социально-педагогической направленности«Финансовая грамотность».Возраст учащихся: 7-17 летСрок реализации: 1 год.РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ».
  • Пояснительная записка
  • Социально-экономическое развитие страны и её регионов характеризуется динамичными процессами в различных секторах жизнедеятельности. На процесс синхронизации развития секторов экономики и социальной сферы, а также всех государственных институтов существенное влияние оказывает состояние финансовой грамотности населения. Финансовая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте. Важно отметить, что финансовая грамотность предполагает необходимость эффективного реагирование на постоянно изменяющиеся личные и внешние социально-экономические и политические обстоятельства. Обобщенное понятие финансовой грамотности определяется как умение эффективно использовать знания и навыки по управлению финансовыми ресурсами для достижения финансового благополучия. Другими словами, индивид на основе полученной им информации о существующих финансовых продуктах использует её в процессе принятия решения о получении финансовых услуг, либо их предоставления. Очевидно, что повышение финансовой грамотности обеспечивается финансовым образованием и защитой прав потребителей финансовых услуг. В этой связи можно утверждать, что причиной невысокой финансовой грамотности населения, является неадекватная современным требованиям система финансового образования. В концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации говорится о том, что «Финансовая грамотность населения Российской Федерации находится на неудовлетворительно низком уровне, что является одной из причин отсутствия в России класса долгосрочных инвесторов, влечет за собой проблемы финансовой безопасности граждан России, угрозы для стабильности финансовой системы, и, в конечном счете, отрицательно сказывается на темпах роста благосостояния населения России». Как свидетельствуют данные ряда исследований, посвященных оценкам финансовой грамотности населения, уровень информационной асимметрии между потребителями финансовых продуктов и услуг и их поставщиками является очень высоким. Даже сравнительно простые финансовые продукты могут оказаться сложными для граждан, у которых отсутствуют элементарные основы финансовой грамотности. Характерной особенностью, выявленной в ходе исследований, является наличие двух крайностей в восприятии гражданами уровня своей финансовой грамотности. Существует категория граждан, представители которой полагают финансовые понятия весьма сложными для понимания и считают уровень своей финансовой подготовки недостаточным, в то время как граждане другой категории зачастую переоценивают своё понимание финансовых вопросов, не осознают степень своей неосведомленности. В результате граждане в той или иной категории принимают необоснованные решения, или становятся жертвой финансовых злоупотреблений и мошеннических схем. Одной из существенных проблем, связанных с недостатком образования и навыков в области финансов, является отсутствие планирования личного или семейного бюджета. Большая часть граждан не осуществляет сбережений на случай непредвиденного снижения уровня дохода или возникновения непредвиденных расходов, несмотря на то, что такие ситуации вероятны даже в благоприятные периоды экономического развития страны. В результате значительное количество граждан может столкнуться и сталкивается с финансовыми трудностями даже в случае возникновения незначительных проблем. На лицо отсутствие какого-либо финансового планирования, что создает условия, при которых даже небольшое увеличение инфляции или рост уровня безработицы, а часто и простое изменение жизненных обстоятельств граждан может поставить их перед финансовыми трудностями. Поэтому финансовое образование воспитанников центра помощи детям способствует принятию грамотных решений при выходе из центра помощи, минимизирует риски, и тем самым, способно повысить их финансовую безопасность. Низкий уровень финансовой грамотности и недостаточное понимание в области личных финансов может привести не только к банкротству, но и к неграмотному планированию в дальнейшем при выходе на пенсию, уязвимости к финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам, включая депрессию и прочие личные проблемы у воспитанников. Направленность программы: социально-педагогическая. Вид деятельности: ресурсы творческого развития личности. Вид программы: модифицированная. Актуальность определяется необходимостью экономического образования воспитанников в современных условиях рыночной экономики. Сегодня заказ российского общества в сфере образования ориентирован на подготовку поколения с принципиально новым экономическим образом мышления, которое должно помочь будущим выпускникам учреждений успешно адаптироваться в мире рыночных отношений и наиболее эффективно использовать свой жизненный потенциал. Знание основ экономической теории, финансов и практики инвестиций рассматривается как обязательный элемент современного образования. В связи с развитием рыночных отношений важное значение приобретает проблема формирования личности воспитанника, способного принимать взвешенные решения, находит рациональные пути в условиях выбора. Программа составлена с учётом уровня общегуманитарной, психологической подготовки, а также специфики подросткового восприятия. Основной акцент делается на изучение различных видов и форм экономической и финансовой деятельности, формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях, сознательного выбора дальнейшего экономического образования и профессиональной деятельности, овладение элементарными, но необходимыми навыками компетентного потребителя финансовых услуг.Адресат программы:Возраст учащихся: 7-17 лет. Особенности возраста: восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержательно, последовательно, планомерно. Подросток может сохранять длительное время устойчивость и высокую интенсивность внимания. Наблюдается увеличение объёма памяти, нарастает полнота, системность и точность воспроизводимого материала, запоминание и воспроизведение опирается на смысловые связи. Становится доступным запоминание абстрактного материала. Мышление в подростковом возрасте характеризуется завершением развития (Ж. Пиаже). Проявляется способность мыслить дедуктивно, теоретически, формируется система логических высказываний. Подросток становится способным к сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений действительности. Данная программа учитывает особенности возраста и способствует развитию у подростков способности самостоятельно и творчески мыслить, сравнивать, делать глубокие по содержанию выводы и обобщения. Под влиянием обучения мышление, внимание и память постепенно обретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. Объём программы: 1 год (144 часа). Срок реализации программы: 1 года. Форма обучения: очная, групповая. Особенности организации образовательного процесса Состав учащихся: постоянный Особенности набора: свободный. Срок обучения: 1 год. Режим занятий: 144 часа в год – 4 раза в неделю Режим занятий: два раза в неделю по 2 часа.
  • Цель и задачи
  • Цель программы: сформировать у воспитанников необходимые знания, умения и навыки для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами. Задачи: Личностные: - формировать ответственность за принятие решений в сфере личных финансов; - пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности; - понимать принципы функционирования финансовой системы современного государства; - понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами; - понимать права и обязанности в сфере финансов. Метапредметные:- сформировать умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;- овладеть умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;- овладеть умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;- сформировать умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;- уметь осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;- сформировать коммуникативной компетенции: вступать в коммуникацию со сверстниками и педагогом, понимать и продвигать предлагаемые идеи;- анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников. Образовательные:- понимать основные принципы экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;- понимать и правильно использовать экономические термины;- освоить приёмы работы с экономической информацией, её осмысление;- проводить простые финансовые расчёты;- применять полученные знания и умения для решения типичных задач в области семейной экономики: знать источники доходов и направления расходов семь, уметь составлять простой семейный бюджет;- знание направления инвестирования и способы сравнения результатов на простых примерах; - делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения.1.3 Содержание программыУЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН(первый год обучения)Содержание программы первого года обученияТема 1. Управление денежными средствами семьиТеория: Происхождение денег. Источники денежных средств семьи. Контроль семейных расходов. Построение семейного бюджета. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.Практика: Игра «Семейный бюджет». Представление проектов. Обобщение результатов работы, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль. Деловая игра «Обгони инфляцию».Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум. Тема 2. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизниТеория: Банковская система. Функции Центрального банка страны. Банковские вклады и их условия. Ставки по вкладам. Как выбрать вклад и оформить документы. Что такое кредит и как оценит его условия. Ипотека: как решить жилищную проблему и не попасть в беду. Как банки могут помочь в инвестировании и управлении сбережениями. Как управлять деньгами с помощью банковской карты.Практика: Игра-квест «Банк и я». Эссе «Банк – это такое место, где вам дадут зонтик в ясную погоду и попросят вернут его, когда начнется дождь». Экономическая игра «Банки. Деньги. Два ствола».Форма работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра. Тема 3. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходовТеория: Что такое ценные бумаги и каких типов они бывают. Как можно торговать ценными бумагами. Как заработать на фондовом рынке. Финансовые риски и стратегии инвестирования. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды.Практика: «Зарабатываем на фондовой бирже». Интерактивная игра симулятор «Инвестиции: доходность и риски».Форма работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра. Тема 4. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплатаТеория: Налоги и их виды. Как платятся налоги. Налоговый вычет, или как вернуть налоги в семейный бюджет. Ответственность за неуплату налогов.Практика: Квест-игра «Азбука налогоплательщика».Форма работы: беседа, объяснение, игра, практикум, рассказ. Тема5. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в бедуТеория: Страховой рынок России. Страхование имущества: как защитить нажитое состояние. Личное страхование. Если нанесен ущерб третьим лицам.Практика: Игра «Выбор страховщика».Формы работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра. Тема 6. Риски в мире денег: как защититься от разоренияТеория: Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет.Практика: Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат». Создание буклета «ФИНАНСОВЫЕ ПИРАМИДЫ». Решение кейсов.Форма работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра. Тема 7. Обеспеченная старости: возможность пенсионного накопленияТеория: как формируется пенсия. Как распорядиться своими пенсионными накоплениями. Как выбрать негосударственный пенсионный фонд.Практика: Игра «Выбери своё негосударственный фонд».Форма работы: беседа, объяснение, рассказ, практикум, игра.
  • Планируем результаты
  • Воспитанник должен уметь:- выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке, сравнивать банковские банки и кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчёты по платежам по кредиту с использованием формулы простых и сложных процентов, оценивать стоимость привлечения средств в различных финансовых организациях;- выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг, рассчитывать уровень доходности по инвестициям, анализировать информацию для принятия решений на фондовом рынке;- пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности, заполнять налоговою декларацию, оформлять заявление на получение налогового вычета, рассчитывать сумму налогов к уплате;- понимать содержание договора страхования, уметь работать с правилами страхования, уметь актуализировать страховую информацию, умет правильно выбрать условия страхования, уметь оперировать страховой терминологией, разбираться в критериях выбора страховой компании;- различать стратегии инвестирования, выбирать приемлемую для себя стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности, рассчитать доходность инвестиций, диверсифицировать инвестиционный профиль с точки зрения минимизации рисков и приемлемости доходности, распознать финансовую пирамиду среди множества инвестиционных предложений, отличить фишинговый сайт от подлинного, защитить себя от фарминга и фишинга;- влиять на размер собственной будущей пенсии, с помощью калькулятора, размещённого на сайте Пенсионного фонда России, рассчитывать размер пенсии, выбирать негосударственный пенсионный фонд.РАЗДЕЛ № 2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»2.1 Календарные учебные графикиРабота по программе осуществляется с 02 сентября по 31 мая. Каникулы не предусмотрены (см. Приложение 1. Рабочая программа).2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение1. Конференц-зал (для проведения конференций и конкурсов, деловых и ролевых игр).2. Учебный кабинет для занятия с воспитанниками, имеющий хорошее освещение и вентиляцию.3. Информационный стенд для воспитанников.4. Оборудование:- столы и стулья, для детей старшего школьного возраста;- кафедра;- указка;- планшет;- магнитная доска;- маркеры для доски;- магниты для доски;- телевизор;- цифровой фотоаппарат;- проектор;- 5 компьютеров или ноутбуков на учебную группу;- принтер;- сканер;- ксерокс;- доступ в интернет;- флеш-накопители для записи результатов занятий.5. Раздаточный материал:- рабочие тетради;- буклеты к занятиям;- карточки с заданиями;- статьи;- памятки;- бланки тестов;- рекомендации.6. Канцелярские товары:- бумага для печати формата А4;- шариковые ручки;- маркеры;- фломастеры;- ватман;- цветная бумага;- картон;- конверты;- папки-скоросшиватели с файлами (для каждого воспитанника).Нормативно-правовое обеспечение
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программ».
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015года № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ».
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года № 729 –р «Концепция развития дополнительного образования детей».
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996 –р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039 –р «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
  • Письмо Министерства образования науки от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)»).
  • Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.
  • Положение о структуре, порядке, разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.
  • Положение о детском творческом объединении муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.
  • Правила приёма, учёта, перевода и отчисления учащихся муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.
  • Положение о режиме занятий, учащихся в детских творческих объединениях муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.
  • Положение о системе оценок, форм, порядке и периодичности аттестации учащихся муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.
  • Кадровое обеспечениеПрограмма может быть реализована в дополнительных и общеобразовательных учреждениях. Реализация данной программы предполагает следующих специалистов:
  • Педагог дополнительного образования.
  • Педагог-психолог, обеспечивающий психологическое сопровождение программы.
  • Критерии отбора педагогов:- профессионально-педагогическая компетентность: наличие теоретической и практической подготовки, в соответствии с профилем деятельности; профессионально-педагогической информированности; умение творчески применять имеющееся знания на практике; программировать свою деятельность; анализировать и развивать свой опыт с учётом современных условий; знания основных законодательных и нормативных документов по вопросам образования и защиты прав воспитанников;- духовно-нравственные качества, эрудиция, эмпатия и креативность, способность принимать решения и нести за них ответственность;- ориентированность на принципы гуманизма;- умение создавать обстановку психологического комфорта и безопасности для личности учащегося.2.3 Формы аттестацииФормы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.Формы отслеживания результатов- текущий контроль: участие в ролевых и деловых играх, решение кейсов;- промежуточный контроль: тестирование, практические работы, опросы;- итоговый контроль: проект по финансовой грамотности.2.4 Оценочные материалы2.5 Методическое обеспечениеОбразовательный процесс основывается на следующих принципах:- принцип научности- принцип систематичности- принцип доступности учебного материала- принцип наглядности- принцип сознательности и активности;- принцип информальности;- принцип индивидуализации.Методы
  • Проблемно-развивающие методы:
  • - показательный (изложение учебного материала с созданием проблемных ситуаций и показом способов их разрешения в науке и практике);- диалогический (организация диалога с воспитанниками);- эвристический (сочетание изложения учебного материала с самостоятельной деятельностью воспитанников по решению учебных проблем);- исследовательский (организация творческой самостоятельной деятельности по решению учебных проблем).2. Методы преподавания:- рассказ;- объяснение;- беседа;- показ-демонстрация.3. Методы обучения:- слушание;- осмысление;- упражнение;- изучение первоисточников;- моделирование;- практическая работа;- учебное исследование.4. Интерактивные методы:- дискуссии, дебаты;- тренинги;- «мозговой шторм»;- соревнования;5. Игровые методы:- ролевая игра (акцент делается на общение);- деловая игра (акцент делается на обучение);- интеллектуальная игра;- настольные игры (на развитие познавательных процессов).Формы организации обученияФормы работы с родителями- круглые столы;- информационно-практические беседы;- информационные лектории с элементами практикума;- обучающие семинары;- мастер-классы;- творческие лаборатории родителей;- родительские педагогические тренинги.2.6 Список литературы1. Аведин В. Азбука финансовой грамотности. Режим доступа: 2. Алмосов А. П. Как сохранить, чтобы не потерять / А. П. Алмосов, Ю.В. Берехова. Волгоград: Издательство Волгоградского филиала РАНХиГС 2012._28 с. (Простые финансы).3. Алмосов А. П. Кредиты, которые нас разоряют / А. П. Алмосов, Ю.В. Берехова. Волгоград: Издательство Волгоградского филиала РАНХиГС 2012._28 с. (Простые финансы).4. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей/ Евгения Блискавка. –М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014-80 с.5. Берехова Ю.В. Как распознать финансовую пирамиду / Ю.В. Берехова. _Волгоград: Издательство ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. _24 с. _ (Простые финансы). 6. Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. Для школьников. М., 2009.7. Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. М., 2009.8. Зеленцова А. В., Блискавка Е. А., Демидов Д. Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. (Электронный ресурс). – URL: htpp://fanread.ru/book/10072793/. – Дата обращения: 10.10.2015.9. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Электронный ресурс). – URL: . Дата обращения: 10.10.2018.10. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. (Электронный ресурс).- URL: . - Дата обращения: 10.10.2018.11. Рабочая тетрадь к учебному курсу. Управление личными финансами: теория и практика: учеб.-метод. пособие / под ред. А. П. Алмасова, Ю. В. Береховой._ Волгоград: Издательство Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013._80 с.12. Управление личными финансами: теория и практика: учеб. Пособие для будущих профессионалов в сфере финансов / под ред. А. П. Алмасова, Ю. В. Береховой._ Волгоград: Издательство Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013._182 с.13. Энциклопедия личных финансов: популярное издание / под ред. А. П. Алмасова, Ю. В. Береховой._ Волгоград: Издательство Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013._122 с.Интернет-ресурсы _ обзорная информация по мировой экономике. _ обзоры мировых товарных рынков. _ информационное аналитическое агентство. _ статистический портал Высшей школы экономики. _ ЦЭФИР_ Центр экономических и финансовых исследований. _ Фонд Бюро экономического анализа. _ журнал «Вопросы экономики». _ Торгово-промышленная палата РФ. _ РТС и ММВБ _ Объединённая биржа. _ Министерство экономического развития РФ. _ Министерство торговли и промышленности РФ. _ Федеральная антимонопольная служба РФ. _ Министерство финансов РФ. _ Центральный банк РФ. _ Федеральная служба государственной статистики. _ Федеральная налоговая служба РФ. _ Всемирная торговая организация. _ Всемирный банк. _ Международный валютный фонд.Литература для воспитанников и родителей
  • Биденко С. «Хочу зарабатывать. Полезные советы для детей и подростков + 60 идей заработка». М., 2010.
  • Годфри ДЖ. «Как научить ребёнка обращаться с деньгами». М., 2006.
  • Гудвин М. «Экономикс». М., 2018.
  • Джерри Бейли, Фелиция Ло. «Твои деньги». М., 2012.
  • Кийосаки Р. «Богатый папа, бедный папа для подростков». М., 2018.
  • Савенок В. «Как составить личный финансовый план». М., 2011.
  • Шефер Б. «Мани или азбука денег». М., 2019.