Дидактическое пособие «Театр на палочках» Автор: Федорова Т.П., воспитатель г. Ростов-на-Дону, 2024 г. Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие. Возрастная категория: 2-4года Количество игроков: до 30 детей Актуальность Дети любят театрализованную игру, в которой они воспроизводят знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует их мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что даёт им возможность лучше познать окружающий мир. Также театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, художественной литературе, театру. Цель данного пособия: развитие связной речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность и дидактические игры. Задачи: - Развивать и поддерживать интерес детей к художественной литературе и театральной деятельности. - Активизировать и обогащать словарный запас. - Развивать мышление, воображение, память и эмоциональную отзывчивость. - Развивать диалогическую и монологическую формы речи. Дидактическое пособие «Театр на палочках» представляет собой сброшюрованный альбом, который раскладывается как папка- передвижка. Первая страница это обложка с названием, на оборотной стороне которой, располагаются цветные палочки на липучках. Все остальные страницы пособия игровые поля со сказочными героями, которые крепятся на липучки. Каждое поле соответствует определенной сказке: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Репка», «Колобок», «Лисичка со скалочкой», «Красная шапочка». В комплект к альбому входит зеленая коробка с небольшими отверстиями, в которые вставляются палочки со сказочными героями на липучках. Это коробка необходима при драматизации сказок и для некоторых дидактических игр. Пособие «Театр на палочках» используется как на индивидуальных, так и на групповых занятиях с детьми. В непосредственно образовательной деятельности пособие выступает как демонстрационный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций. По мере взросления детей, данное пособие можно пополнять другими сказками. Предложенное пособие и система дидактических игр (описанных ниже) способствует: обогащению активного словаря, развитию речевых и творческих способностей дошкольников. Театрализованная деятельность решает многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и воспитания детей, является средством приобщения ребенка к духовным ценностям. Варианты использования дидактического пособия: 1. «Кто спрятался в домике? » Цель: развитие зрительной памяти, внимания, связной речи. Ход игры: Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 героев из сказки. Предложить ребенку отвернуться. Убрать одного героя за домик. Кто спрятался в домике? 2. Игра «Что изменилось?» Цель: развитие зрительной памяти, внимания, связной речи. Ход игры: Поставить перед ребенком 3-4 фигурки из театра, дать время на рассмотрение, затем попросить ребенка отвернуться и поменять фигурки местами. Вопрос к ребенку: «Что изменилось?». Игру можно усложнить: увеличить количество фигурок. 3. «Кто как кричит?» Цель: развитие понимания речи, навыков звукоподражания, расширение активного словаря. Ход игры: Воспитатель показывает фигурки животных на палочке и задает ребенку вопрос «Кто это?», «Как кричит?». 4. «Кто следующий?» Цель: укрепление памяти, развитие речи, зрительного представления, пространственной ориентации, знакомство с применением предлогов до и за, перед и после, а также с числительными понятиями первый, последний, следующий. Ход игры: воспитатель демонстрирует персонажей сказки, просит разложить их в правильной последовательности. Например, в сказке «Репка» первый персонаж дед, за ним бабка, потом внучка, Жучка, кошка, мышка. Рассказывая о последовательности появления персонажей, ребенок должен употреблять предлоги и численные понятия, а педагог должен помогать ему при необходимости наводящими вопросами. Так же можно поиграть со сказкой «Теремок», разложить героев сказки в том порядке, как они заселялись в Теремок. 5. «Кто где живёт» Цель: развитие умения узнавать животное и место его обитания по иллюстративному образу; формирование умения детей отчетливо и громко произносить слова, развивать слуховое внимание, прививать любовь к животным. Ход игры: На столе лежат фигурки животных из разных сказок и картинки изображения мест обитания (лесная полянка, деревенский двор). Ребёнок должен определить, где оно обитает, и «поселить» на соответствующей картинке с изображением соответствующего места обитания, проговорить название животного. 6. «Кто лишний?» Цель: закрепление знаний по русским народным сказкам, развитие монологической и диалогической речи, внимательности и умение находить ошибки. Ход игры: Воспитатель выставляет несколько персонажей, например, сказки «Репка», на одну из страниц методического пособия. Одна из них должна быть лишней, из другой сказки. Дети должны посмотреть и определить, какой персонаж лишний и почему. 7. Игра Путаница» Цель: Закрепление знания сказок и сказочных персонажей, развитие речи, внимания, памяти, мышления. Ход игры: воспитатель выкладывает перед ребёнком сказочных героев из трёх сказок, его задача вернуть героев в свою сказку. 8. «Я назову, а вы продолжите» Цель: развитие речи, закрепление знания сказок, развитие внимания, мышления, памяти. Ход игры: Воспитатель называет (или показывает) одного из героев, а дети добавляют его сказочное название. Мышка - … (норушка) Лягушка - … (квакушка) Зайчик - … (побегайчик) Лисичка - … (сестричка) Волчок (Серый бочок) Медведь - … (косолапый) Гуси (Лебеди) Серый … (волк) Баба - … (Яга, костяная нога) Коза - … (дереза) Красная (шапочка) Курочка - … (Ряба) Муха - … (Цокотуха) Гадкий … (утёнок) 9. «Большой маленький». Цель: упражнять в образовании слов по аналогии. Развитие речи, наблюдательности, выразительности движений. Ход игры: Воспитатель показывает героя из сказки (животного). Ребёнок называет название его детёныша. Затем изображают детёныша животного.