Семейный театр в детском саду.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Семейный театр в детском саду.
Автор: Дарья Сергеевна Долинина
Семейный театр в детском саду.Сегодня потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьезные трансформации. Педагоги и психологи, изучающие современную семью, отмечают снижение её воспитательного потенциала, изменение её роли в процессе первичной социализации детей.Одним из ведущих условий изменения сложившейся ситуации является развитие конструктивного взаимодействия образовательного учреждения с семьей.Развитие такого взаимодействия стимулируется посредством организации на базе образовательного учреждения семейного клуба, семейных праздников, конкурсов, выставок, мастерских, обеспечивающих возможность совместного участия родителей и детей в их подготовке и проведении.Одним из источников углубления взаимодействия педагогов, родителей и детей может стать семейный театр.Семейный театр - это конструктивная форма взаимодействия ДОУ с родителями, объединяющая всех членов семьи в целях повышения уровня их ответственности за воспитание ребенка при поддержке педагогов. Семейный театр, приобщая взрослых и детей к театральному искусству, повышает уровень эстетического развития детей и взрослых (родителей и педагогов), пробуждает интерес к истории и культуре малой Родины.Наш опыт показывает: в процессе театральной деятельности (участие в изготовлении костюмов, ширм, подготовка к театральными представлениям и т.д.) устанавливаются тесные отношения между родителями и педагогами, что является хорошим примером для детей. Для взрослых театральная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний. Она способствует развитию адекватного восприятия действий ребенка, дает опыт совместных переживаний, способствует осознанию своего места в системе ролевых, деловых, межличностных связей, изменяет характер поведения, намерений, действий.С чего начинать организацию совместной театральной деятельности в условиях ДОУ? Как обучать детей и взрослых актерскому искусству?Поиск ответов на эти вопросы привел нас к необходимости создания творческого проекта «Семейный театр в детском саду».На первом организационно-исследовательском этапе) нужно было определить исходный уровень воспитательного потенциала семей, уровень творческой активности детей и взрослых (родителей и педагогов); выявить потребности и возможности семей в подготовке и проведении театральных постановок.В ходе бесед были определены основные формы взаимодействия:Совместные занятия детей, родителей и педагогов в театральных мастерских: знакомство с историей театра, театральных кукол, костюмов и пр.; изготовление декораций, сценических костюмов, масок, кукол; организация театральных постановок в детском саду и дома.Индивидуальные занятия с детьми, родителями.Творческие встречи с театральными коллективами, студиями, режиссерами и актерами.Посещение спектаклей с детьми и родителями.На встречах участники клуба знакомились друг с другом, делились своим опытом приобщения детей к театру в играх и упражнениях.На этом этапе ведущая роль принадлежит педагогу – специалисту, выполняющему обязанности художественного руководителя, главного режиссера, дирижера и т.д. Так же совместными усилиями педагогов и родителей, бабушек, дедушек, других родственников детей создается атрибутика театрального пространства:Театральный зал: сцена, занавес, хорошее освещение (люстры, бра, подсвечники, лампы), оборудование (музыкальный центр с караоке, видеомагнитофон).Костюмерная: помещение с театральными костюмами, бижутерией с другими необходимыми для спектакля атрибутами.Гримерная: помещение с большими зеркалами, гримом, париками и т.д.Фонд театральных кукол, изготовленных из бросового, в том числе нетрадиционного, материала.Хранилище для декораций, атрибутов дизайна, ширм для настольного, теневого театра.Театральная библиотека: литература, иллюстрированные альбомы, книжки-театры и т.д.Передвижные выставки: детские работы, фотоматериалы об уже состоявшихся театральных постановках; семейные театральные газеты.Театральные уголки (в каждой группе ДОУ): пальчиковый, настольный, кукольный, теневой театр, фланелеграф, атрибуты к театральным играм и т.д.На втором поддерживающе – развивающем этапе укрепляется стремление семьи больше узнавать о театральном искусстве, получать новые сведения из истории и культуре родного края, знакомиться с новыми формами проведения досуга в семье. На этом этапе активно развиваются творческие способности всех участников семейного театра на систематических занятиях в театральных мастерских ДОУ с родителями и детьми. Взрослые и дети познавали друг друга на ежегодных традиционных (зимних, весенних, летних, осенних) праздника, в играх, хороводах, основанных на традициях, обрядах севера. Так, семьи воспитанников участвовали в праздниках: «На бабушкином дворе» (осенний сбор урожая), «Новый год на дворе», «Пришла коляда – отворяй ворота», «Масленица широкая», «Как весна с зимой повстречались», «Праздник Параскевы – льницы», «Северные посиделки». Такие мероприятия помогают овладевать песенным творчеством своего народа, его обычаями и особенностями подготовки к тому или иному празднику.На данном этапе музыкальный руководитель продолжает выполнять функцию руководителя семейного театра, но не подавляя своими авторитетом участников процесса, а поддерживая их стремление к творчеству. Музыкальный руководитель стимулирует переход родителей от объективной позиции к субъективной, тем самым способствуя их переходу на позицию сотрудничества, а впоследствии – на позицию понимания, осознания и развития своих воспитательных способностей.На завершающем конструктивно-рефлекторном этапе семьи самостоятельно реализуют собственные творческие проекты как в детском саду (объединение нескольких семей, педагогов), так и дома. Проводиться анализ совместных достижений, исследуется уровень развития воспитательного потенциала семей, оцениваются результаты взаимодействия ДОУ с родителями посредством совместной театральной деятельности. Итогом работы за год является постановка спектакля силами педагогов, детей и родителей, например за последние годы мы поставили такие музыкальные сказки «Морозко», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка».Всё вышесказанное позволяет сделать вывод – технология развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра в детском саду способствует решению важных задач семейного воспитания:гармонизации детско-родительских отношений на всех возрастных этапах; переход родителей и ребенка от наблюдений за игровыми действиями педагога к прямому включению в процесс театральной деятельности в детском саду, а затем и в самостоятельную организацию домашних театральных постановок;переходу родителей от «проживания рядом» с детьми к построению взаимоотношений, основанных на принципах уважения, доверия, открытости;переход от отдельных театрализованных игр к совместным праздникам в ДОУ и домашним театральным постановкам в кругу близких, родных;сближению членов семьи и развитию доверительных отношений с педагогами ДОУ;переход от ситуативного воздействия на ребенка к систематическому содержательному, эмоционально наполненному досугу.ЗаключениеУчастие в совместной досуговой деятельности помогает повысить уровень воспитательного потенциала семьи, способствовует переходу на более высокий уровень развития семейных отношений.Родители охотно участвуют в театральных постановках, исполняют роли на утренниках, помогают в оформлении сцены, изготовлении элементов костюмов. При подготовке к спектаклю обсуждают с ребенком дома особенности той роли, которую ему предстоит играть в спектакле, а после спектакля – полученный результат. Дети стали более коммуникабельны, активно участвуют в праздниках, охотно исполняют индивидуальные роли в детском саду и домашних спектаклях.Проект работы с родителями клуба «Семейный театр».Цель: проводить работу с родителями с учетом развития творческих способностей детей дошкольного возраста.Задачи:создать атмосферу взаимопонимания и общности интересов, эмоциональной поддержки между педагогами и родителями;объединять усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей в пространстве культурно-досуговой деятельности;консультировать родителей о возможностях организации культурно-досуговой деятельности как одной из форм развития творческих способностей дошкольников;помочь родителям использовать полученные знания в повседневной жизни.Участники проекта: педагоги, дети, родители.Сроки реализации: один год (подготовительная к школе группа).План работы с родителямиФормы работы специалистов детского сада с семьями воспитанников. «Семейный театр в детском саду»