Моя семья
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Моя семья
Автор: Кадирова Гюльбике Ахмедовна
Конспект НОД старшая группа по теме «Моя семья»Цель: Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.Задачи:1. Закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи.2. Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.3. Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес.4. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.Предварительная работа:1. Закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей.2. Рассматривание семейных фотографий.3. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.4. Закрепление знаний пословиц о семье.5. Чтение стихов и рассказов о семье. Материал: Семейные фотографии, карточки солнышка и тучки.Ход занятия:1. Организационный момент.Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? С каким настроением вы проснулись? Какие ласковые, добрые слова вы услышали утром от мамы, папы? А какие слова вы сказали в ответ?2. Основная частьВоспитатель: Сегодня мыс вами поговорим о самом главном, что есть наземле - о семье. Что такое семья и зачем человеку нужна семья. Но сначала я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: «Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?»Дети: Имя.Воспитатель: Чем отличаются люди из разных семей?Дети: Фамилией.Воспитатель: Ребята, кто сможет представиться? (Ответы 2-3 детей.)Дети: Меня зовут..., моя фамилия...,Воспитатель: Благодарю вас.Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называют людей, живущих в одномдоме, квартире?Дети: Семья.Воспитатель: Ребята, каких родственников объединяет семья? С кем вы живете? (Ответы детей.)Воспитатель: Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня. Ребята, внимательно послушайте стихотворение, которое так и называется «Родня», написал его Яков Аким. Мама с папой - моя родня,Нет роднее родни у меня,И сестренка родня и братишка,И щенок лопоухий Тишка.Я родных своих очень люблю,Скоро всем им подарки куплю.Папе будет моторная лодка,Маме в кухню - волшебная щетка, Молоток настоящий братишке,Мяч сестренке, конфетка- Тишке.А ещё есть друг у меня,Друг Серега мне тоже родня.Я к нему прибегаю с утра.Без него мне игра не игра.Все секреты ему говорю,Все на свете ему подарю.Воспитатель: Как вы считаете, все ли герои стихотворения являются одной семьёй? Перечислите их. (Ответы детей.) Воспитатель: Друг Сережа, он член семьи?Дети: Нет, он не член семьи и не родственник.Воспитатель: Кем он приходится герою стихотворения?Дети: Он приходится другом.Воспитатель: Ребята, для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.Воспитатель: Щенок по кличке Тишка может считаться членом семьи? Дети: Он не человек, а домашнее животное, поэтому не является роднёй герою стихотворения.Воспитатель: Все ли семьи одинаковые или разные?Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие. И не важно, какая семья - большая или маленькая - главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.Воспитатель: Ребята, родители заботятся о вас? Как проявляется их забота, что они делают? (Ответы детей.)Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?»/пальцы обеих рук складываются кончиками вместе/Кто приехал? /большими пальцами/Мы, мы, мы /4-мя пальцами, кроме больших/Мама, мама, это ты? /большими пальцами/Да, да, да /указательными пальцами/Папа, папа, это ты? /большими пальцами/Да, да, да /средними пальцами/Братец, братец, это ты? /большими пальцами/Да, да, да /безымянными пальцами/Ах, сестричка, это ты? /большими пальцами/Да, да, да /мизинцамиВместе мы одна большая, дружная семья/ большими пальцами/Да, да, да. /всеми пальцами/Воспитатель: а сейчас, ребята, внимательно послушайте стихотворение и отгадайте, о ком говорится в нем....1. "Сыро, хмуро за окном, дождик моросит. Низко небо серое над крышами висит. А в доме чистота, уют.У нас своя погода тут,Улыбнётся ... ясно и тепло,Вот уже и солнышко в комнате взошло."- Про кого это, вы, конечно же, догадались, это - мама.- Скажите самые хорошие слова про маму, какая она? (Заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая, внимательная...)2. Кто не в шутку, а всерьёзНас забить научит гвоздь?Кто научит смелым быть?Воспитатель: Правильно, папа.Кем вы приходитесь папе?Дети: Сыном, дочкой.Скажите самые хорошие слова о папе. Какой у вас папа? (Мужественный, отзывчивый, добрый, сильный, смелый, трудолюбивый...)3. Ароматное варенье,Пироги на угощенье, Вкусные оладушки, у любимой...Правильно: бабушки. А какими ласковыми словами вас называет бабушка?4. Он трудился не от скуки,У него в мозолях руки,А теперь он стар и сед,Мой родной, любимый „. (дед)А кем вы приходитесь своему дедушке?Дети: Внуком, внучкой.5. Кто любит и меня и братца,Но больше любит наряжаться?Очень модная девчонкаМоя младшая... (сестрёнка)Кем вы приходитесь сестре?Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, вы меня радуете своими знаниями.Воспитатель: - Ребята, а как мы выражаем любовь своим близким?(Ответы детей).- Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) - на солнышко или на тучку? (Солнышко и тучка у каждого ребёнка).Д/и «Радость и печаль»Воспитатель: Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимайте тучку, если порадует - солнышко.- Нарисовали красивую картину;- Подрались с другом;- Съели манную кашу;- Убрали игрушки на место;- Порвали книгу;- На прогулке замарали куртку;- Разбили чашку;- Уступили место в автобусе бабушке;- Помогли маме с уборкой;- Отыскали потерянные бабушкой очки;- Разбили чашку;- Помогли маме с уборкой...Воспитатель: Сегодня у нас открыта выставка фотографий, на которых многие из вас сняты вместе с родителями. Я думаю, всем нам интересно будет послушать рассказы о ваших семьях,(Рассказывают 2 — 3 ребенка: кто изображен на рисунке; мою маму зовут, папу зовут..., Ф.И. бабушек и дедушек, которые на рисунках; где находитесь, чем занимаетесь, любите ли свою семью? и т. д.) Воспитатель: Ребята, а когда вы смотрите на свои фотографии, рассказываете о своих семьях, какие чувства вы испытываете?Дети: Радость, хорошее настроение, любовь.Воспитатель: Почему?Дети: Потому, что люблю своих родителей, а родители любят меня.Воспитатель: Верно, ребята, дом, семья - это то, место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны друг с другом тесными узами и живут дружно и счастливо. Семья - это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье.Давайте их вспомним:«Не нужен клад, коли в семье лад».«Семьей дорожить - счастливым быть».«Вся семья вместе и душа на месте».«При солнышке тепло, при матери добро».«В хорошей семье хорошие дети растут».«Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют»«В семье и каша гуще».«В своем доме и стены помогают».3. Итог занятияВоспитатель: Как хорошо, ребята, что у вас всех есть семьи! Вы - самыесчастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга,дружно живут вместе.Спасибо вам, что сегодня так много нового рассказали о своих семьях,интересного, нужного.Дети: Семья - это счастье, любовь и удача.Семья - это летом поездки на дачу.Семья — это праздник, семейные даты,Подарки, покупки, приятные траты,Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.Мечты о хорошем, волненье и трепет.Семья - это труд, друг о друге забота.Семья - это много домашней работы.Семья - это важно! Семья - это сложно!Но счастливо жить одному невозможно,Всегда будьте вместе, любовь берегите,Обиды и ссоры подальше гоните,Хочу, чтоб про вас говорили друзья:Какая хорошая ваша семья!Воспитатель: Ребята!Любите и цените счастье!Оно рождается в семье,Что может быть его дороже?На этой сказочной земле.