"Мастер-класс для родителей детей младшей группы по познавательно-исследовательской деятельности"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Мастер-класс для родителей детей младшей группы по познавательно-исследовательской деятельности"
Автор: Татьяна Юрьевна Петренко

Мастер-класс для родителей детей в младшей группы по познавательно-исследовательской деятельности.Тема: «Забавные эксперименты» Цель: Повысить уровень знаний и умений у родителей в методике проведения опытов и экспериментов с детьми. Задачи:- продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком.- обобщить знания и обменяться опытом по данной теме.Предварительная работа:- организация выставки книг, пособий, направленных на экспериментальную деятельность с детьми;- провести анкетирование родителей «Детское экспериментирование в семье» (приложение № 1.);- оформить памятки для родителей «Организация познавательно-исследовательской деятельности» (приложение № 2.) и анкеты-отзывы (приложение №3);- приготовить материалы для мастер-класса (мыльные пузыри, газированная вода, виноград, сосуды и емкости для воды, тазик с песком, салфетки, краски.)Участники: воспитатели младшей группы, родители.Форма проведения: мастер-классПлан проведения:1. Приветствие. (Знакомство с понятием детское экспериментирование)2. Совместное проведение экспериментирования.3. Обсуждение  проведенных опытов с родителями.4. Заполнение анкет-отзывов.Ход мастер-класса.Приветствие. (Воспитатель пускает мыльные пузыри).Я пускаю пузыри, как салют летят они.Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.А на вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент. Воспитатель: А вам хотелось бы разобраться в том, что такое эксперимент, и детское экспериментирование? Ну, что ж, уважаемые родители, сегодня мы с вами постараемся понять, в чем особенности организации деятельности детского экспериментирования.Заглянем в толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова, эксперимент — это метод исследования некоторого явления в управляемых условия, с активным взаимодействием с изучаемым объектом.Мы можем сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие. Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификацииВ процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.  И сегодня я тоже хочу с вами поэкспериментировать. Проведение экспериментов.Опыт № 1Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».Опыт № 2Песок в тазике смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете  отпечаток на песке одним из предметов ( следы можно изготовить из пластилина или дерева). Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.Опыт № 3Как вода меняет цвет? При помощи пипетки поочерёдно капаем в баночки разведенную гуашь и наблюдаем, как вода меняет окраску.Вывод: Вода приобретает цвет растворённого в ней вещества.Обсуждение  проведенных опытов с родителямиГлавное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.Уважаемые, родители, надеюсь, что мастер – класс вам понравился и вы будете вместе со своими детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами. В конце нашего мастер-класса мне бы хотелось, чтобы вы заполнилианкеты-отзывы о нашем мероприятии.Спасибо вам большое. До новых встреч.Приложение 1. Анкета для родителей. «Детское экспериментирование в семье».Уважаемые родители!Экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста, оказывающий большое влияние на их всесторонне развитие. Для организации этой работы нам важно знать ваше отношение к познавательно-исследовательской деятельности детей. Подчеркните один из вариантов ответов или ответьте на предложенный вопрос.1.Часто ли Ваш ребенок задает вопросы? (Да / Нет / Никогда)2.Как Вы на них реагируете?а) стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю по этому вопросу;б) отвечаю первое, что приходит в голову;в) говорю, что у меня нет времени.3.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?а) предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы;б) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионныхпередач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых).в) редко проявляет исследовательскую активность.4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?________________________________________________________________5. Повторяет ли дома эксперименты, проведённые в детском саду? (часто / редко/ никогда) Если да, то какие?________________________________________________________________6. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное подчеркнуть):а) сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;б) одобряю, проявляю интерес, задаю вопросы;в) никак, считаю эту деятельность бесполезной.7. Какие из наиболее ярких открытий, по Вашему мнению, за последнее время сделал Ваш ребенок?_________________________________________________________9. Нужна ли Вам консультационная помощь по организации детскогоэкспериментирования в домашних условиях? (Да / Нет)10. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желаниеэкспериментировать? Почему?_________________________________________________________Благодарим Вас за сотрудничество!Приложение 2. Памятка для родителей. «Организация познавательно-исследовательской деятельности дома»Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.Необходимо соблюдать некоторые правила:    1.Установить цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)    2.Подобрать материалы (список всего необходимого для проведения опыта)    3.Обсудить процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)    4.Подвести итоги (точное описание ожидаемого результата)    5.Объяснить почему? Доступными для ребёнка словами.Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.Приложение № 3. Анкеты-отзывы.1.Насколько вы удовлетворены сегодняшней встречей?(нужное подчеркнуть)-полностью удовлетворен-частично-неудовлетворен2.Что произвело наибольшее впечатление?__________________________________________________________________3. Что не понравилось?__________________________________________________________________4. Считаете ли вы целесообразным проведение подобных встреч?-да-не знаю-нет5. Сохранится ли у вас желание принять активное участие в следующей встрече?___________________________________________________________