Способы и приемы работы по формированию самоконтроля у младших школьников с нарушением интеллекта в процессе обучения.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Способы и приемы работы по формированию самоконтроля у младших школьников с нарушением интеллекта в процессе обучения.
Автор: Гришанкова Галина Ивановна
Способы и приемы работы по формированию самоконтроля у младших школьников с нарушением интеллекта в процессе обучения. Гришанкова Галина Ивановна, учитель В русле современных изменений в системе специального образования, на основе пролонгированного исследования автором рассматриваются особенности самоконтроля школьников с легкой умственной отсталостью в учебном процессе. В статье представлены данные о состоянии самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью. С учетом полученных в ходе констатирующего эксперимента данных о причинах низкого уровня самоконтроля, количестве допускаемых ошибок и самостоятельности их исправления, разработана и представлена технология формирования самоконтроля для учащихся 1-4 классов, основанная на поэтапном, пролонгированном его формировании с учетом дифференцированного подхода. Раскрыты организационно-методические способы и приемы работы по формированию самоконтроля у младших школьников с нарушением интеллекта в процессе обучения. Выделены этапы формирования самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью, а также определены основные направления работы учителей СКОШ VIII вида по формированию самоконтроля в начальных классах. Проблема повышения образовательного уровня подрастающего поколения, основанного на овладении учащимися метапредметными компетенциями, имеет большую социальную значимость. Самоконтроль занимает важное место среди надпредметных компетенций, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения. Он оказывает большое влияние на приобретение учебных умений, повышает осознанность выполняемых действий, позволяет школьникам успешнее организовывать собственную деятельность, а также обеспечивает их личностное развитие [7, с. 56; 8, с. 22]. На сегодняшний день проблема самоконтроля умственно отсталых школьников исследовалась в основном в аспекте трудовой деятельности (Б. И. Пинский, С. Л. Мирский). В аспекте учебной деятельности указанная проблема изучена недостаточно (Л. П. Ярова). Большинство исследований, посвященных изучению самоконтроля лиц с нарушением интеллекта, выполнено более 10-15 лет назад в иных социокультурных условиях и применительно к иной социальнообразовательной ситуации. В них закономерно не нашли отражения актуальные требования специального образования, что наблюдается при анализе его современного состояния. Современная система специального образования предусматривает овладение учащимися базовыми учебными действиями, под которыми понимаются действия, обеспечивающие сознательное отношение умственно отсталых младших школьников к обучению и содействующие дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне [7, с. 55]. Самоконтроль является регулятивным базовым учебным действием, развитие которого необходимо для успешной организации (самоорганизации) учебной деятельности умственно отсталого ученика [8, с. 22]. Особенностями современных требований в системе специального образования являются выделение базовых учебных действий, которыми ребенок должен овладеть на доступном для него уровне и необходимость в формировании метапредметных компетенций, что совершенствует не только процесс обучения, но и адаптацию в социуме. Однако существующая система образования лиц с легкой умственной отсталостью придерживается традиционных методов и приемов обучения, не отвечающих требованиям современного социального заказа. В силу особенностей психического и интеллектуального развития детей с легкой умственной отсталостью, а также состояния их учебной деятельности предопределяются особенности и своеобразие развития у них самоконтроля в процессе обучения. Дети данной категории обнаруживают низкий познавательный интерес, слабую мотивацию к изучению и усвоению нового материала (А. Бине, М. С. Певзнер, Л. В. Занков, Л. С. Выготский и др.). Одной из важнейших характеристик деятельности является нарушенная целенаправленность, неумение прогнозировать и планировать результат и предстоящие действия, трудности ориентировки в учебной задаче (А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, С. Л. Мирский), что сильно затрудняет развитие самоконтроля [1, с. 231-256; 5, с. 52-63]. Также дети с легкой умственной отсталостью испытывают трудности при выполнении операций анализа и синтеза (Б. Брезе, Ж. И. Шиф, П. П. Блонский, С. Я. Рубинштейн); нарушенная саморегуляция, сниженная критичность и слабая мотивация к самоконтролю также препятствуют его осуществлению (Л. С. Выготский, Л. П. Ярова, С. Л. Мирский). Кроме того, завышенная самооценка негативно сказывается на формировании самоконтроля (Ж. И. Намазбаева, Ч. Б. Кожалиева и др.) [9, с. 4-7; 4, с. 36-43; 6, с. 14-15]. В 2011–2012 гг. нами был проведен констатирующий эксперимент, в рамках которого были выявлены особенности самоконтроля у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Исследование носило сравнительный характер, поэтому к участию в нем были привлечены нормально развивающиеся младшие школьники. Всего в эксперименте приняли участие 148 учеников, из них 74 ученика СКОШ VIII вида Москвы и 74 ученика СОШ г. Москвы. Согласно данным констатирующего эксперимента, младшие школьники с легкой умственной отсталостью обнаружили следующие особенности самоконтроля: низкую мотивацию к его осуществлению; низкие темпы формирования самоконтроля; нарушение всех составляющих самоконтроля (внешний контроль, сличение с эталоном, итоговый и поэтапный контроль); невозможность самостоятельного овладения самоконтролем. Кроме указанных особенностей, необходимо отметить, что по мере усложнения учебных задач самоконтроль у умственно отсталых детей самостоятельно не переходит на качественно более высокий уровень. Таким образом, осуществляя контрольные действия на хорошо усвоенном учебном материале, ученики не могут самостоятельно применить их при решении новых учебных задач. Также по итогам констатирующего эксперимента были выявлены причины низкого уровня самоконтроля умственно отсталых школьников: слабость процессов саморегуляции, низкая мотивация к его осуществлению, нарушенная критичность, отсутствие целенаправленной, комплексной работы по формированию данного умения, отсутствие методических рекомендаций, разработанных и направленных на формирование самоконтроля у умственно отсталых школьников. На основе проведенных собеседований с учащимися, принявшими участие в эксперименте, были выявлены причины слабой корректировки ошибок в собственной работе (данные представлены в сравнении с нормально развивающимися сверстниками в табл. 1). 69 Таблица 1 Статистический ряд причин ошибок Причина ошибки Снижение критичности Слабый самоконтроль Нарушение самооценки Незавершенность учеб. умений Невнимательность УО 46 50 21 23 12 Частота N - 1 - - 2 Относит. УО 0,30 0,33 0,14 0,15 0,08 частота N - 0,33 - - 0,67 Как видно из представленного ряда, основные причины отсутствия коррекции ошибок умственно отсталыми школьниками – слабый самоконтроль и сниженная критичность (относительные частоты 0,33 и 0,30 соответственно). У нормально развивающихся сверстников зарегистрирована одна неисправленная ошибка по причине слабого самоконтроля из трех оставшихся неисправленными. Таким образом, проведенное исследование убедительно доказывает необходимость целенаправленного формирования самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью с учетом современного социально-образовательного заказа. Следовательно, остро встает вопрос разработки технологии формирования самоконтроля в учебном процессе (далее технология) у младших школьников с легкой умственной отсталостью. С учетом результатов, полученных в констатирующем эксперименте, и на основе положения П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий; положения о деятельностном подходе к формированию интеллектуальной, волевой, эмоциональной и мотивационной сфер личности, обеспечивающих ее всестороннее развитие (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков); принципа учета зон ближайшего и актуального развития; положения о ведущей роли обучения, учения об интериоризации (Л. С. Выготский); требований Федерального государственного образовательного стандарта, программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (сборник под ред. В. В. Воронковой) была разработана и апробирована технология формирования самоконтроля. Под технологией формирования самоконтроля мы понимаем комплексную систему технологических процедур, которая включает в себя проектирование и организацию действия самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью на разных этапах и обеспечивает формирование у них базовых учебных действий. 70 Целью технологии является формирование базовых учебных действий у школьников с легкой умственной отсталостью и повышение успешности их учебной деятельности посредством формирования самоконтроля, а также обеспечение коррекционного воздействия на личность учащихся. Технология разработана с учетом следующих организационнометодических принципов и приемов: учет последовательности формирования составляющих самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью (сличение с эталоном, итоговый контроль, поэтапный контроль); выделение подготовительных этапов для развития каждой составляющей самоконтроля у умственно отсталых детей; выявление и учет необходимости обучения умственно отсталых школьников внешнему контролю (итоговому, поэтапному), что является важным условием для осуществления самоконтроля. Кроме того, этап внешнего контроля также рассматривается как подготовительный; универсальность технологии: обеспечение формирования самоконтроля на всех учебных дисциплинах в начальной школе при условии, что она применяется параллельно на всех уроках; учет основных причин отсутствия корректив, допущенных ошибок умственно отсталыми учениками и оказание коррекционного воздействия на личность учащихся; учет исходного уровня самоконтроля у умственно отсталых учащихся и опора на выделенные уровни самоконтроля для установки требований к осуществлению самоконтроля учениками с 1 по 4 классы; установление требований к осуществлению самоконтроля умственно отсталыми учащимися согласно их потенциальным возможностям. Работа учителя начальных классов должна проводиться в следующих направлениях: повышение мотивации к самоконтролю путем использования игровых ситуаций; работа по повышению самокритичности; работа по развитию процессов мышления, памяти, внимания; повышение познавательного интереса. Технология представляет собой последовательную и систематическую работу по формированию самоконтроля у младших школьников 1–4 классов. Мы определили этапы развития самоконтроля: диагностический этап, подготовительный этап, этап внешнего контроля, этап сравнения с эталоном, этап итогового и поэтапного контроля, этап закрепления умений самоконтроля. Далее рассмотрим каждый этап более подробно. Диагностический. Целью данного этапа является определение исходного уровня самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью. По результатам диагностики выделяются дифферен- 71 циальные группы в зависимости от уровня самоконтроля. Средствами являются специально разработанные диагностические задания, представленные в нашем комплексе «Контролерчик». Данный этап целесообразно реализовывать в сентябре каждого года обучения. Особенно важно диагностировать уровень самоконтроля в 1-м классе. Подготовительный этап. Основная цель указанного этапа – обеспечение плавного перехода от осуществления одного вида контроля к другому, создание мотивации к самоконтролю. Цель реализуется с помощью следующих средств и условий: использование на уроках игр «Я - учитель» и «Я - контролер», постепенное усложнение материала, на котором осуществляется контрольное действие, полная усвоенность учебного умения. Данный этап реализуется с 1-го по 4-й классы в зависимости от темпов развития самоконтроля. Этап внешнего контроля. Целью данного этапа является подготовка к самостоятельному осуществлению того или иного вида контроля, так как внешний контроль способствует переходу действия контроля из внешнего плана во внутренний. Основными средствами на данном этапе являются: игры «Я - учитель» и «Я - контролер», проверка тетради соседа, совместная проверка с учителем. Сроки реализации аналогичны подготовительному этапу. Важно сказать, что использование соответствующих игр на уроках является необходимым условием формирования самоконтроля, так как это помогает повысить заинтересованность у детей с легкой умственной отсталостью, и как следствие, повышает мотивацию к осуществлению самоконтроля. Этап сравнения с эталоном. Целью этапа является формирование у ученика умения анализировать образец и сравнивать с ним свою работу, умения работать по алгоритму, а также выработка критичного отношения к собственной работе. Цель достигается следующими средствами и приемами: последовательное сличение с образцом, использование памятки – алгоритма, проверка работы соседа, знакомство с критериями оценки. Данный этап целесообразно реализовывать в 1-х и 2-х классах. Этап итогового контроля. Цель – научить учеников проверять ответ / результат, повышать самокритичность и мотивацию к самоконтролю. Средствами для достижения цели являются: введение подготовительного этапа к осуществлению данного вида контроля, использование внешнего контроля результата, совместная проверка с учителем, игры, задания типа «Проверь ответ в…». Данный этап реализуется в 3-м классе, а подготовительная работа – во 2-м классе. Этап поэтапного контроля. Цель – научить учеников проверять не только ответ, но и контролировать ход выполнения задания, выполнять проверку отдельных действий. Средствами для достижения цели являются: введение подготовительного этапа, игры, задания типа «Проверь 72 ответы в каждом действии», «Проверяй правильно» и т. д. Данный этап целесообразно реализовывать в 4-м классе. Этап закрепления. Целью данного этапа является автоматизация приобретенных умений. Данная цель достигается путем осуществления самоконтроля на всех учебных дисциплинах, а также непрерывное осуществление самоконтроля на усвоенном материале. Принципиальной основой технологии является поэтапное формирование самоконтроля у школьников с легкой умственной отсталостью, а также внешняя организация контрольных действий на основе дифференцированного подхода, постепенно переходящих во внутренний план – план самоконтроля. Содержание уроков обеспечивает постепенное усложнение материала и требований, предъявляемых к самоконтролю. Дает возможность гибко менять темп и режим работы с целью повышения успешности учебной деятельности, учитываются индивидуальные особенности каждого ученика. Эффективность разработанной технологии была проверена экспериментальным путем. Всего в обучающем и контрольном экспериментах принял участие 41 ученик с легкой умственной отсталостью. Все учащиеся имели диагноз F 70 и принимали участие в констатирующем эксперименте. Обучающий эксперимент проводился в период с декабря 2012 г. по март 2014 г. Контрольный эксперимент проводился в апреле 2014 г. По результатам диагностики было установлено, что школьники с легкой умственной отсталостью имеют 1-й и 2-й уровни самоконтроля, т. е. самые низкие. Таким образом, нами были выделены две дифференциальные группы: в первую группу вошли ученики с 1-м уровнем, во вторую со 2-м уровнем. С целью выявления сформированности самоконтроля после применения технологии мы использовали специально разработанные серии заданий. Первая серия заданий направлена на определение состояния умения сравнивать с эталоном. Вторая серия заданий направлена на определение уровня сформированности навыка итогового и поэтапного контроля. Для обработки данных были использованы следующие методы: математической статистики (были вычислены показатели исправления и самостоятельного исправления ошибок - Пи и Пси, построен статистический ряд причин ошибок, выявлена частотность ошибок и их процентное соотношение), использовалась программа Microsoft Office Exсel. На основании сопоставления полученных эмпирических данных с применением статистических процедур и качественного анализа было установлено следующее. Уровень самоконтроля умственно отсталых учащихся заметно повысился. Данные представлены на диаграмме 1. 73 Диаграмма 1 Уровни сформированности самоконтроля у школьников с легкой умственной отсталостью Как видно из диаграммы, значительно сократилось количество детей, обнаруживающих 1 уровень (10 % вместо 51 %). Количество детей со 2-м уровнем также сократилось и составляет 34 %. Появился один ученик с четвертым уровнем, что составило 2 % от общего числа учащихся, принявших участие в контрольном эксперименте. Важно, что заметно возрос показатель самостоятельного исправления ошибок. Так, на этапе констатирующего эксперимента умственно отсталые школьники обнаруживали Пси = 0,11 при исправлении ошибки «Неверный порядок действий». На этапе контрольного эксперимента аналогичный показатель был равен 0,50. Для ошибки «Смешение букв на письме по оптическому сходству» Пси =0,15 (констатирующий эксперимент) и 0,65 (контрольный эксперимент). Указанный показатель для других ошибок также возрос. Согласно результатам, полученным по итогам двух серий заданий, можно сделать вывод, что состояние учебных умений школьников улучшилось благодаря применению технологии формирования самоконтроля. Ученики стали более последовательны при выполнении заданий, больше уделяли внимания не только результату, но и промежуточным действиям. Кроме того, ученики с меньшими затруднениями осуществляли анализ образца и успешнее сравнивали с ним свою работу. Снизилась необходимость помощи учителя при выполнении заданий, учащиеся стали более самостоятельны не только при проверке, но и при выполнении упражнений. В результате применения технологии у учащихся с легкой умственной отсталостью возросла мотивация к осуществлению самоконтроля. Дети данной категории стали более критично относиться к своей работе, адекватнее ее оценивать. Нужно отметить, что учащиеся с легкой степенью умственной отсталости в процессе применения технологии осуществляли перенос усвоенных способов и приемов контроля в новые ситуации и на другие предметы (проверяли готовность к уроку у себя и соседа по парте, следили за тем, чтобы вымыть руки перед столовой и т. д.). Таким образом, данные, полученные в ходе контрольного эксперимента, доказательно представляют существенные отличия в умении осуществлять самоконтроль умственно отсталыми младшими школьниками после проведения экспериментального обучения. Результаты проведенного пролонгированного исследования позволили прийти к следующим выводам: формирование самоконтроля младших школьников с легкой умственной отсталостью должно осуществляться целенаправленно, поэтапно, с учетом комплексного подхода, так как самоконтроль являет собой метапредметную компетенцию; в младшем школьном возрасте происходит овладение базовыми учебными действиями, поэтому работу по формированию самоконтроля целесообразно осуществлять в период с 1-го по 4-й классы. наше исследование убедительно доказывает, что школьники с легкой умственной отсталостью не только обнаружили необходимость в формировании самоконтроля, но и достаточные потенциальные возможности; для успешного формирования самоконтроля и критичного отношения к своей работе у школьников с легкой умственной отсталостью целесообразно использовать следующие приемы: игровой (введение в учебный процесс игровых учебных заданий на самоконтроль); работу в парах; самостоятельное оценивание своей работы и товарища; осуществление внешнего контроля; поощрение за найденную ошибку. Таким образом, разработанные нами технология формирования самоконтроля и комплекс упражнений «Контролерчик» оказывают положительное влияние на формирование не только самоконтроля, но и других базовых учебных действий у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости посредством развития самоконтроля и оказывают корректирующее воздействие на личность учеников, что делает целесообразным их использование на всех учебных дисциплинах. Список литературы 1. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1983. – 5 т. – 361 с. 2. Галкина В. А. Уровни навыка самоконтроля у учеников начальных классов специальной школы VIII вида // Вестн. Моск. город. пед. ун-та. – М: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – №2 (28). – С. 102–111. 3. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / исследования мышления в советской психологии. – М.: Издво Ин-т практ. психологии. – Воронеж: НПО Модек, 1988. – С. 272–317 4. Кожалиева Ч. Б. О возрастной динамике образа «я» у умственно отсталых подростков // Дефектология. – 1997. – №4. – С. 36–43. 5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с. 6. Мирский С. Л. Самоконтроль умственно отсталых школьников в трудовой деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1967. – 18 с. 7. Проект примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей [от 08.04.2014 г. – Электронный ресурс]. 8. Проект Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью [от 27.09.2014 – электронный ресурс]. – URL: ФГОС _УО_27.09.2014. pdf 9. Ярова Л. П. Формирование самоконтроля в учебной деятельности умственно отсталых младших школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ки