Реализация концепции «Предвидеть, избежать, действовать»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Реализация концепции «Предвидеть, избежать, действовать»
Автор: Шабуров Михаил Михайлович
Шабуров М.М.,
учитель ОБЖ и физической культуры
МБОУ Дубровская СОШ
Оханский район, Пермский край.
Реализация концепции Предвидеть, избежать, действовать
ФГОС второго поколения уделяет большое внимание практической направленности обучения.
Моим главным педагогическим принципом являются слова древнеримского философа Квинтилиана: Практика без теории ценнее, чем теория без практики. Не отказываясь от теоретических основ обучения, хочу ответить на вопрос: что такое практика по ОБЖ и физической культуре?
Работая в сельской школе после окончания отделения начальной военной подготовки факультета физического воспитания Пермского государственного педагогического института, понял главное: важно интегрировать три дисциплины (ОБЖ, физическую культуру и начальную военную подготовку).
Роль учителя ОБЖ и физической культуры в современной школе чрезвычайно велика. Помогаю ученикам развивать самые необходимые для жизни компетенции: физические и социальные.
Работая над методической темой Безопасное поведение в экстремальных ситуациях, создал свою концепцию Предвидеть, избежать, действовать, целью которой является создание условий для развития физических качеств, навыков самообороны и выживания в экстремальных ситуациях.
Принципы концепции:
личностно-деятельностный (ученик понимает важность подготовки к трудностям; ученик сам работает над собой; ученик имеет собственную программу совершенствования (не только отслеживает динамику развития, но и анализирует опыт жизненных трудностей и пути их преодоления);
принцип прикладной направленности (вся учебная деятельность направлена на решение сложных жизненных ситуаций; не готовимся к жизни, а живём);
принцип интегрированности (обеспечение целостного подхода к уроку как сумме следующих дисциплин: физическая культура, ОБЖ, НВП; психология, география, экономика, право, краеведение);
принцип диалогичности (развитие навыков общения в экстремальной ситуации; развитие навыков поведения в необычной ситуации; не навреди!; каждому – индивидуальная траектория физического развития);
Для реализации концепции использую следующие средства:
1) проблемная технология уроков (работа в группе; обсуждение и решение проблемных ситуаций; представление и защита индивидуальных и групповых проектов);
2) программы индивидуального развития (разработка учеником индивидуальной программы физического развития, консультационная помощь педагога);
3) связь с жизнью: постоянное выстраивание связи между занятиями в классе, спортивном зале и жизненными ситуациями;
4) внеклассная работа: кружки (краеведение, туризм, стрельба); секции (волейбол, атлетическая гимнастика, баскетбол, полиатлон, рукопашный бой); соревнования; олимпиады; дни здоровья с обязательным развитием военно-прикладных и туристических навыков;
экстремальные ситуации: походы (пешие, лыжные, велопоходы);
военно-спортивные сборы; сплав по рекам Пермского края.
Своим педагогическим открытием считаю организацию уроков ОБЖ, физической культуры и НВП на основе интеграции с достижением важного результата, предусмотренного в моей концепции: Человек, способный преодолевать препятствия в учёбе, спорте, жизни, умеющий защитить свою жизнь, быть успешным, уверенным в своих силах.
Используя вариативный компонент учебных программ по ОБЖ и физической культуре, расширил курс преподаванием единоборств и приёмов самообороны, обратил внимание на развитие военно-прикладных видов спорта, таких, как полиатлон (зимнее многоборье), биатлон, стрелковый спорт, летнее военное многоборье (стрельба, подтягивание бег на 100 метров, 3000 метров, преодоление полосы препятствий, метание гранаты).
Ввёл в раздел Обязательный компонент программы туристический поход (пеший или лыжный), начиная с 8 класса по 11-й продолжительностью до двух суток.
Так как многие темы по ОБЖ связаны с приобретением практических навыков, которые невозможно приобрести на занятиях в классе даже с применением ИКТ и других СОТ (например, ориентирование на местности, движение по азимуту, устройство для ночлега -палатки, и′глу- , разведение костра, приготовление пищи, оказание первой медицинской помощи, транспортировка пострадавшего, устройство переправ, верёвочный курс, стрелковая подготовка), обеспечиваю развитие этих навыков в условиях походов и сборов. Прохождение 30-километровых трасс по глубокому снегу с рюкзаками за спиной, спуски с гор и подъёмы на гору, прокладывание лыжни требуют крепкой физической подготовки. Один суточный поход решит больше образовательных задач, чем двухмесячные занятия теорией при 1 часе в неделю.
Большим интересом у учащихся пользуется туристско-краеведческая работа по прокладке маршрутов, пеших и лыжных, водных сплавов (составление линии маршрута, изучение края, исторических достопримечательностей местности, где проходит маршрут).
Учащимися составлены подробные карты с маршрутами сплавов по рекам Пермского края: Очёр, Кама, Сива, Вишера, Чусовая.
HYPER13PAGE HYPER15
1